Как противостоять своей собственной темной стороне 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как противостоять своей собственной темной стороне



Психолог Филипп Зимбардо, прославившийся благодаря Стэнфордскому тюремному эксперименту,[459] написал руководство по противостоянию нежелательному влиянию других.[460] Ключевыми моментами в нем являются осознанность, анализ последствий и принятие ответственности за собственные действия вместо слепого подчинения авторитетам.

 Йода напоминает Люку, что джедай должен концентрироваться на настоящем, а не на прошлом или будущем.[461] Иногда, когда люди боятся того, что может произойти в будущем, они принимают решение из соображений безопасности, а не следуют своим моральным ценностям.

 Зимбардо полагает, что для избавления от чужого нежелательного влияния, люди должны оставаться верны своим ценностям и своей идентичности. Когда Энакин переходит на темную сторону, Император дает ему новое имя: Дарт Вейдер. С новым именем Энакин и ощущает себя по‑новому, он больше не тот человек, каким был, у него уже нет прежних ценностей. Это позволяет ему действовать против джедаев.[462] Люк, напротив, поддерживает свою идентичность – он способен держать связь со своими ценностями[463] и отражать давление Императора.

 

 

 Различие в ценностях

 

«Совсем не трудно принимать решения, когда вы осознаете свои моральные ценности»

 Управляющий корпорации Рой Э. Дисней [464]

 

Энакин и Люк Скайуокеры быстро освоились с Силой и световыми мечами, и неудивительно, что ими обоими заинтересовался Император Палпатин. Энакин – амбициозен и одержим, Люк – скромен и собран. Эти различия сильно влияют на их жизненные пути. Палпатину удается использовать в своих личных целях амбициозность Энакина и его неспособность контролировать свои эмоции.[465]

 Как бы то ни было, Люк остается верен своей идентичности. Осознанно следуя своим моральным принципам и внимательно прислушиваясь к своим эмоциям, он умеет говорить «нет» и не поддается влиянию темной стороны. Его пример пробуждает те же ценности и в Энакине Скайуокере, что и возвращает его отца обратно из тьмы к свету.

 

 

 Файлы силы

 Далекий‑далекий океан

 IV. Приятное против неприятного

 Трэвис Лэнгли

 

Писатели иногда описывают приятного человека как располагающего к себе,[466] будто бы эти характеристики означают одно и то же. На самом деле это не так. Приятные люди, конечно, часто кажутся нам более привлекательными, но это верно далеко не всегда. Тогда как Лэндо Калриссиан очаровывает каждого встречного, Джа‑Джа Бинкс определенно не производит подобного впечатления. Так что это качество имеет мало общего с тем, нравится ли человек окружающим. Гораздо важнее – как сильно он любит других людей и хочет ли нравиться им.

 Поведение экстравертов отличается от поведения приятных людей. Экстраверт может быть как прекрасным другом, всегда готовым прийти на помощь, так и обычным весельчаком. Приятным же людям окружающие интересны как личности, а не просто как сосуды, куда можно излить энергию и активность экстраверта.

 Приятные люди проявляют сострадание, заботу, сочувствие и эмпатию. В целом оптимистическое отношение к человеческой природе делает их надежными людьми, готовыми к взаимопомощи и альтруизму. Они хотят налаживать отношения. Сильные руководители далеко не всем покажутся приятными. Покладистые личности, находящиеся на самом конце шкалы уступчивости, больше склонны следовать за другими. В своем стремлении порадовать или успокоить других людей и Лэндо, и Джа‑Джа совершают ошибки, которые приносят другим только вред.[467] Лэндо в конце концов начинает действовать против Империи (когда становится очевидным, что Дарт Вейдер в любом случае заберет у него все) и принимает участие в Восстании. Когда гармония с Империей оказывается невозможной, он ищет ее у повстанцев.

 

 Примеры черт приятного человека

 

 

Альтруизм

 Покладистость

 Забота о других

 Взаимопомощь

 Эмпатия

 Скромность

 Потребность нравиться

 Потребность в хороших отношениях

 Оптимизм в отношении людей

 Стремление к гармонии в обществе

 Мягкосердечность

 Прямолинейность

 Сочувствие

 Нежность

 Доверие

 

Неприятные люди – те, кто менее покладист, – более склонны к оскорблениям, спорам, жесткости и пессимистичным взглядам на человеческую природу. Их не заботит чужое благополучие. Конечно, Хан Соло не вызывает особой приязни из‑за привычек, которые он развил в себе, чтобы выжить в суровых местах Галактики в дни юности.[468] Однако он все же проявляет сострадание к другим.[469] Безусловно, Джабба Хатт нам неприятен. Но Джабба, по крайней мере, честно говорит о своем неприятном характере.

 Император и Лорд ситхов Палпатин устраивает грандиозное шоу, демонстрируя ложную скромность и делая вид, что он служит Республике ради общего блага. В сердце этого персонажа нет ни капли доброты, он не заботится ни о ком, кроме себя. Бессердечие, дополненное исключительно неприятной натурой, соотносится с темной тетрадой[470] садизма, психопатии, нарциссизма и макиавеллизма.[471] Без сострадания все эти характеристики представляют собой величайшее человеческое зло, сосредоточенное в одной личности. Палпатин демонстрирует все эти качества. Он остается неприятным, злым до самого конца, тогда как в том, кого он называет Дартом Вейдером, пробуждается сострадание.

 

 5. Пробуждение

 

В историях «Звездных войн» у героев пробуждается жажда приключений и стремление бороться за то, чего они хотят или во что верят. В нашем мире эти истории вызывают яркие эмоции и развивают фантазию. «Звездные войны» пробудили серьезный интерес к популярной научной фантастике, невероятным спецэффектам и эпическим сагам, которые слишком объемны, чтобы рассказать о них в одном‑единственном фильме.

 

 

 

 

 17. Самураи, Звездные войны и неудачники

 Джонатан Хеттерли

 

«Что хорошего в награде, которую ты не можешь использовать? Кроме того, меня не вдохновляет идея атаки этой станции. Это больше смахивает на самоубийство».

 Хан Соло [472]

 

 «Гениальность эволюции заключается в динамическом напряжении между оптимизмом и пессимизмом, постоянно исправляющими друг друга».

 Психолог Мартин Е. П. Селигман [473]

 

 

 

Почему люди принимают участие в заведомо проигрышной битве? Зачем они продолжают упорствовать, когда все направлено против них? «Звездные войны» Джорджа Лукаса или фильмы о самураях Акиры Куросавы дополняют коллекцию вечных истории из литературы, мифологии, религии, спорта и кино, в которых нам рассказывают о людях, которые понимали, что их ждет поражение и шансы на победу минимальны.[474]

 Когда человека изображают неудачником, степень его поддержки увеличивается.[475] В 2013 году Малкольм Гладуэлл выпустил целую книгу «Давид и Голиаф»,[476] посвященную неудачникам и людям, сталкивающимся с силами противника, во много раз превосходящими их силу. В психологии спорта тема неудачников и сочувствия к проигравшим командам разобрана по косточкам. Но как насчет тех, кто потерял намного больше, чем просто спортивную победу? Что вдохновляет мужчин и женщин до конца стоять за то, во что они верят, даже перед лицом смерти?

 

 Нравственный рост

 

В оригинальной трилогии «Звездных войн» Галактическая Империя представляет собой могущественную государственную силу, а Повстанческий Альянс – маленькую, но верную друг другу группу борцов за свободу, восставших против тирании Императора и Дарта Вейдера. В фильмах о самураях Куросавы, которые сильно повлияли на Лукаса и вдохновили его (см. врезку «Влияние кино»), самураи‑ронины остаются без господина и оказываются брошенными на произвол судьбы в постфеодальном обществе, которое больше не нуждается в их услугах. Что заставляет самурая бороться, когда он все равно обречен на смерть? Что побуждает Люка, Хана, а затем и Лэндо присоединиться к делу, которое изначально имеет очень мало шансов на успех? Возможно, ответить на эти вопросы нам помогут две различные области психологии.

 Исследования показали, что наш мозг автоматически оценивает уровень справедливости. У человека наблюдается положительная или отрицательная реакция на справедливые вещи и отвращение или протест против несправедливости.[477] Виктор Франкл, описывая свое пребывание в концлагере в книге «Человек в поисках смысла», утверждает, что при избиении или беспричинном наказании надзирателями за малейшие провинности эмоциональная боль и недоумение по поводу несправедливого отношения были намного невыносимее, чем физические страдания.[478] История и результаты исследований показывают, что несправедливое обращение вызывает внутреннее отвращение, а справедливое – чувство удовольствия.[479]

 Американский психолог Лоуренс Кольберг на основе теории когнитивного развития Жана Пиаже смог определить стадии морального развития. [480] Теория Кольберга гласит, что нравственное суждение и основа этического поведения существуют как идентифицируемые стадии развития. Теория строится на утверждении, что справедливость является существенной характеристикой морального суждения.[481] Главные причины, по которым мы внутренне поддерживаем неудачников, вероятно, связаны с проблемами несправедливого отношения к проигравшим.[482]

 Шесть стадий Кольберга разделены на три уровня, по две стадии в каждом.

 

 1‑й уровень (доусловный): доконвенциональная мораль

 

Доконвенциональная мораль концентрируется на личной выгоде, которую человек ищет до того, как принимает во внимание моральные нормы.

 

Стадия 1: Ориентация на подчинение и наказание («Как я могу избежать наказания?»). Первая стадия начинается в раннем детстве и сосредоточена на прямых последствиях поступка для себя лично. Когда R2‑D2 покидает ферму Скайуокера без разрешения, С‑ЗРО сам пытается спрятаться, потому что боится наказания.

  Стадия 2: Ориентация на личную выгоду («Как это поможет мне?»). Вторая стадия фокусируется на действиях ради пользы самому себе. На этой стадии потребности других интересуют нас лишь с точки зрения того, как они могут послужить нашей личной выгоде. Когда Хан Соло появляется впервые, он открыто говорит, что его заботит только собственная персона.

 

Личности в доконвенциональный период судят о нравственности поступка исключительно по его последствиям.

 Хан и Лэндо подходят под описание людей, находящихся на доконвенциональном уровне развития морали. Хан – контрабандист, служащий тому, кто предложит большую цену. Его главной ценностью является он сам. Деньги, а не чувство долга или ощущение ненависти по отношению к Империи заставляют его перевезти Оби‑Вана и его группу на Альдараан или помочь спасти принцессу на «Звезде Смерти».[483] Эти кажущиеся героическими поступки, совершенные лишь ради денег, противоположны последующему истинному героизму, где деньги уже не играют никакой роли.

 Лэндо Калриссиан также находится на доконвенциональном уровне нравственного развития, но по другим причинам. Его главная цель – избежать боли или наказания. Так как он понимает, что Империя может разбить Облачный город и тем самым превратить его жизнь в страдание или вообще привести к смерти, он считает, что у него нет другого выбора, кроме как предать своего друга и заключить сделку с врагом.[484] Знание ведет к убеждению, а убеждение – к поступкам.

 В итоге Хан и Лэндо перерастают доконвенциональные моральные суждения и поднимаются на более высокие уровни. Впрочем, у нас может возникнуть сложность с определением их нового уровня. Они оставляют свой эгоистический подход и вступают в Повстанческий Альянс, делая восстание своей целью. Они демонстрируют то, как долго человек может сохранять нейтральную позицию и не принимать чью‑то сторону посреди страданий и гнета. Несмотря на опасность смерти и отсутствие оплаты, они вступили в Альянс ради своих убеждений и нравственности. Их целью больше не является служение лишь самому себе.

 

 2‑й уровень (традиционной нравственности): конвенциональная мораль

 

Конвенциональная мораль характеризуется принятием социальных оценок добра и зла.

 

Стадия 3: Межличностное признание и конформизм (установки хорошего мальчика / хорошей девочки). Третья стадия включает усвоение социальных норм. Она касается личностей, которые восприимчивы к одобрению или неодобрению окружающих. Для этой стадии значение имеет общественное мнение или мнение в пределах группы, например Повстанческого Альянса. Когда Хан Соло в первый раз спас кого‑то, не извлекая из этого личной выгоды, он сделал это как из благородных побуждений, так и для того, чтобы почувствовать признание со стороны своих новых знакомых Люка и Леи. Стадия 4: Ориентация на авторитет и поддержание общественного порядка (мораль закона и порядка). Четвертая стадия основана на необходимости поддержания функционирования общества. На этой потребности играет Палпатин, когда хитростью добивается большого авторитета среди порядочных людей.[485]

 

 

 3‑й уровень (посттрадиционный): постконвенциональная мораль

 

Постконвенциональная мораль характеризуется сознанием того, что собственные моральные устои личности могут возобладать над общественными взглядами.

 

Стадия 5: Ориентация на договор с обществом. На пятой стадии законы расцениваются скорее как договор с обществом, а не как жесткие указы.

  Стадия 6: Универсальные этические принципы (принципы совести). Моральное суждение на шестой стадии базируется на понимании того, что законы ценны лишь тогда, когда основываются на справедливости. Повстанческий Альянс действует согласно принципам постконвенциональной морали. И хотя Люк, Хан или Лэндо не испытывают никакой симпатии к Империи, именно Лея вдохновляет их присоединиться к восстанию.[486] В отличие от того периода, когда самураи были идеализированы и мифологизированы, фильмы Куросавы показывают более жестокую и полную насилия феодальную Японию. Самураи Куросавы часто сталкиваются с необходимостью соблюдения своего морального кодекса перед лицом общества, которое больше не ценит их социальное положение. Для многих воинов в фильме «Семь самураев» первым порывом было потребовать взятку или узнать, какую выгоду они получат, если будут сражаться.[487] В картине «Телохранитель» Сандзуро остается в городе под влиянием только личных интересов.[488] В конце фильмов Куросавы героями движет забота о других и их безопасности.

 

И в «Звездных войнах», и в фильмах Куросавы персонажи эволюционируют от примитивной, или детской, морали к развитым моральным нормам, которые позволяют помогать, несмотря на риск или возможность поражения. Теория морального развития Кольберга дает нам ответ на наш вопрос. Однако она слишком сильно опирается на суждения о том, как люди делают свой нравственный выбор.

 Возможно, дополнить выводы Кольберга поможет изучение особых ценностей и добродетелей, которые связаны с неудачниками и упущенными возможностями.

 

 

 Позитивная психология: Характер ценностей и нравственности

 

Позитивная психология – это научное изучение ценностей и нравственности, которые помогают процветать отдельным личностям, сообществам и организациям. Она основана на убеждении, что люди хотят вести осмысленную и полную жизнь, развивая в себе все самое лучшее, и получать новый опыт в любви, работе или развлечениях. Эта область психологии появилась, чтобы дополнить, а не заменить традиционную науку. Она позиционирует себя как альтернативу традиционной психологии, концентрирующейся на патологиях и расстройствах душевного здоровья.[489]

 У самураев и джедаев много общих ценностей, связанных с позитивной психологией, согласно которой крепкое душевное здоровье увеличивает удовлетворенность жизнью, психологическое благополучие, а также положительно влияет на отношения, карьеру и личностный рост.

 Каковы же особые ценности и нравственные убеждения, относящиеся к позитивной психологии? Как они могут помочь в противостоянии тирании? И присущи ли они джедаям и самураям? Двумя значительными качествами, наблюдающимися у обоих, являются (1) мужество и (2) человечность.

 

 

Влияние кино

После того, как Джордж Лукас впервые открыл для себя фильмы Куросавы в 80‑х годах, он сказал, что его жизнь изменилась навсегда. И именно тогда же были посеяны первые семена будущих «Звездных войн».[490] Все началось с появления фильма Куросавы ((Три негодяя в скрытой крепости» в 1958 году.[491] Два ругающихся крестьянина из фильма вдохновили автора на создание R2‑D2 и С‑ЗРО. В «Скрытой крепости» есть воин, вызволяющий принцессу с территории врага, и битва между двумя давними противниками.[492] Фильм Куросавы «Телохранитель», вышедший на экраны в 1981 году, содержал сцену, похожую на сражение Оби‑Вана на световых мечах.[493] Звездные войны и «Скрытая крепость» имеют схожие съемочные приемы, такие как «вытеснение шторкой», когда одна сцена сменяется другой при помощи «шторки».

 

 

 Мужество

 

«Это дух войны. Защищая других, ты защищаешь себя. Если ты думаешь только о себе, то разрушаешь себя».

 Камбей Симада [494]

 

Мужество – это та добродетель, которая многим людям не свойственна. Оно заключается в эмоциональной силе, которая предполагает проявление воли для достижения цели в условиях противостояния, как внешнего, так и внутреннего, и не зависит от масштаба противостояния или угрозы.[495] Мужество требует храбрости и настойчивости, несмотря на любые препятствия. Те, кто не обладает мужеством, с большой долей вероятности сломаются в условиях жесткого противостояния или снизят шансы на победу до минимума. Мужество в сражении важно для обеих сторон, особенно – для более слабой. Повстанческий Альянс мог прекратить борьбу перед лицом неудач и поражения, но он продолжает сражаться даже в тяжелых климатических условиях. В фильме «Семь самураев» значительная часть фильма посвящена масштабам оппозиции и подбору союзников для небольшого объединения ронинов. Несмотря на их превосходные боевые навыки и знания, в конце почти все погибают.[496]

 

 Человечность

 

Следующая черта, которая помогает понять, почему люди продолжают сражаться перед лицом поражения, – это человечность. Несмотря на боль, страдания или потери, многие мужчины и женщины все равно продолжают оказывать помощь другим, не обращая внимания на риск для своей собственной жизни. Повстанческий Альянс не уделяет большого внимания той жертве, которую принесли шпионы, чтобы помочь переправить информацию из владений Империи. Изначальный призыв к действию был вызван неспособностью Люка сидеть сложа руки, когда пытают принцессу Лею. И Хан, и Лэндо меняют свои приоритеты, когда тирания Империи персонализируется, и угроза нависает над теми, кого они знают и о ком заботятся. Мотивы Сандзуро меняются от перехода в конкурирующую группу из корыстных целей до готовности рискнуть своей жизнью ради спасения Кохэя и его жены.[497]

 Фильмы Куросавы и вселенная «Звездных войн» Лукаса имеют не только кинематографические и сюжетные схожести, но и исповедуют одинаковые ценности и добродетели, способные обеспечить своим героям полноценную и целеустремленную жизнь. Хотя позитивную психологию часто связывают с культивированием счастья – мужество, человечность и альтруизм обеспечивают крепкий фундамент тем, кто продолжает бороться даже перед лицом непреодолимых трудностей.

 

 

 Великое препятствие

 

Позитивная психология и теория Кольберга о моральном развитии могут пролить свет на то, почему некоторые люди остаются преданными своим целям даже перед лицом потерь. Чем можно объяснить отказ некоторых людей от участия в борьбе, в которой шансов на победу очень мало? И как джедаи и самураи преодолевали эти препятствия? Если люди переживают за проигравших и сочувствуют им, почему же большинство не присоединяются к Давидам в борьбе с Голиафами этого мира?

 Для людей не существует большего страха, чем страх страданий или смерти. Если есть возможность их избежать, большинство попытается это сделать или, по крайней мере, снизить вероятность смертельного исхода.[498] Так как же самураи и джедаи научились спокойно относится к этим проблемам?

 

Камбэй Симада: Собственно говоря, я готовлюсь к тяжелой войне. Она не принесет мне ни денег, ни славы. Хочешь пойти со мной?

  Ситиродзи: Да!

  Симада: Возможно, мы умрем

  Ситиродзи улыбается. [499]

 

И джедаи, и самураи были не только тверды в своих убеждениях, но и оставались верными своему предназначению и своему месту в этой большой жизни. Самураи рассматривают смерть как неизбежную сторону жизни.[500] Когда человек встает на путь самурая, он заканчивает свою человеческую жизнь и готовится к смерти. После превращения в самурая жизнь воина кончается, и момент физической смерти становится уже неважным. Самураи воспринимают свою смерть как нечто уже случившееся, и поэтому страх перед моментом остановки сердца исчезает.[501]

 Для джедаев смерть не должна служить препятствием для выполнения долга или проявления мужества. Наоборот, это переход из физической жизни в духовную форму существования. Во время битвы на световых мечах Оби‑Ван предупреждает Вейдера: «Ты не можешь победить, Вейдер. Если ты убьешь меня, я стану настолько могущественным, что ты и представить себе не можешь».[502] Будучи адептом света, Оби‑Ван знает, что его физическая смерть приведет к превращению в духа и он все еще будет иметь возможность взаимодействовать с окружающим миром и давать советы Люку. У джедаев смерть не может вызывать страх и не может являться препятствием, так как она является переходом на новый уровень принятия и понимания жизни.[503]

 

 Никогда не говорите им о шансах

 

Что заставляет Повстанческий Альянс продолжать борьбу, несмотря на обстоятельства? Что вдохновляет самураев стоять за то, во что они верят, глядя прямо в лицо смерти? Всего лишь моральные суждения, определяемые справедливостью, мужеством и человечностью. Они справились со своим страхом перед смертью. Независимо от исхода битвы, они продолжат сражаться, даже если весь мир выступит против них.

 

 

 18. Йода: великий маленький учитель

 Крейг Полман

 

«Истинный лидер – всегда ведомый».

 Психиатр Карл Юнг [504]

 

 

 

Наставники могут скрываться под разными масками и играть разные роли в жизни своих учеников. Делясь своим опытом, они не только передают ученикам умения, знания и уверенность, но и сами получают пользу от преподавания. Эрик Эриксон разработал теорию психологического развития, предложив последовательность стадий, согласующихся с взрослением человека и его личностными изменениями в процессе жизни. Он выделил определенные этапы, когда дети готовы учиться у других, подростки легко поддаются чужому влиянию или склонны к протестам, а взрослые вносят максимальный вклад в развитие будущих поколений.[505] В «Звездных войнах» самый старший джедай является наиболее влиятельным наставником из всех, а потому может служить нам моделью для изучения динамики наставничества. Этот джедай – мастер Йода.

 

 Что такое наставничество?

 

Наставничество предполагает наличие кого‑то, кто помогает другому развиваться в профессиональной и личной сфере. Существуют ключевые компоненты наставничества, которые отличают его от других процессов, таких как систематическое обучение, контроль и близкие отношения, напоминающие дружеские.[506] Вот эти компоненты:

 • Профессия наставника имеет отношение к карьере или работе ученика

 • В процессе наставничества передаются знания

 • Наставник оказывает психологическую поддержку и социальную защиту

 • Личное общение выходит за рамки формальной учебной программы

 • Взаимоотношения развиваются

 • Одним из участников процесса является наставник, который передает ученику больше знаний, мудрости или опыта, чем получает от него

 Чтобы отношения считались наставническими, они должны выходить за рамки традиционного обучения в школьных классах. Уроки в академии джедаев нельзя расценивать как пример наставничества, которое представляет собой «самые сильные и могущественные развивающиеся отношения между двумя людьми, имеющие огромное влияние и вовлеченности в процесс».[507] Итак, если наставничество означает именно это, для чего оно нам нужно? Почему нельзя обойтись структурированными обучающими программами и контрольными? Разве это не было бы более рационально, эффективно и экономически выгодно? Организации, подобные ордену джедаев, ценят наставничество, так как оно является лучшим способом достичь некоторых результатов.

 

 Наставничества помогает в организации

 

Среди особых преимуществ наставничества – организационная социализация, интеграция сотрудников, успешное управление и снижение текучки кадров.[508] Совет джедаев создал целую учебную модель, основанную на отношениях мастеров и падаванов. Социализация обеспечивает падаванам, оставшимся в раннем возрасте сиротами, фигуру родителя и видимость семьи. Эта модель подразумевает сотрудничество, но не побуждает джедаев действовать в одиночку. Успешность является неотъемлемой частью наставничества джедаев. А что касается текучести кадров, наставничество в целом хорошо действует на джедаев, но тоже терпит серьезные неудачи.

 

 Наставничества помогает отдельным личностям

 

Исследования показали, что люди, у которых есть наставник, делают значительные успехи в профессиональном развитии и усвоении новых умений по сравнению с теми, у которых наставника нет.[509] Не все чувствительные к Силе люди присоединяются к джедаям или ситхам. В фильмах часто намекают на это, например когда Лея телепатически чувствует Люка.[510] Другие материалы о «Звездных войнах», например книги и телевизионные шоу, содержат дополнительные примеры. Такие люди могут выучить пару приемов и, возможно, демонстрировать впечатляющие способности, но они никогда не смогут полностью раскрыть свой потенциал без наставника.

 

 Наставничество помогает учителю

 

Наставничество полезно не только для ученика. Сами наставники получают огромное удовлетворение от того, что вносят вклад в развитие будущего поколения. Они наслаждаются уважением и признанием своих учеников. К тому же наставничество может положительно сказаться на карьере самого наставника.[511] Орден джедаев иерархичен, вершиной является статус члена совета джедаев и мастера. Йода достигает самого верха в качестве главы совета джедаев. Резюме с информацией о падаванах, ставших рыцарями, может помочь подняться по карьерной лестнице. Достижения молодого поколения добавляют почета тем, кто проложил им путь. Йода действительно может похвастаться Люку многими веками наставничества.[512] В конце концов, процесс может идти в обоих направлениях, и наставники тоже могут учиться у своих учеников.[513] Как говорит старая пословица, лучший способ познать что‑то – преподавать это. Разве могут джедаи не развивать свои собственные умения, обучая падавана? Йода говорит Оби‑Вану что научит его, как общаться с погибшим Квай‑Гоном.[514] Легко представить, что Йода тоже извлекает какую‑то пользу из этого обучения, и его улучшенные навыки коммуникации являются еще одним приемом в его долгой игре против Императора Палпатина.

 

 

Преимущества наставничества

Наставничество приносит пользу самим наставникам, как в практической, так и в личной сфере.

 • Образование: Обучение кого‑то другого также улучшает собственные знания. Оно помогает наставнику освежать свои навыки в памяти и оставаться в тонусе.

 • Помощь: Занятия с учеником или младшим партнером помогают наставнику выполнять больше работы.

 • Наследие: Наставничество предполагает наследование традиций, увековечивающее предмет обучения, и позволяет знаниям учителя жить долгое время после его ухода.

 • Семья: Для джедаев, у которых не принято иметь семьи, наставничество может помочь в удовлетворении отцовской или материнской потребности.

 • Исполнение желаний: Разделяя успех ученика, наставник может наслаждаться достижениями и опытом, которые он не получал лично.

 • Идентификация: Наставник может поддерживать связь с учеником, который будет напоминать ему о том, кто он есть на самом деле.[515]

 

 

 Этапы наставничества

 

Наставничество развивается по предсказуемому пути. Модель наставничества, включающая четыре стадии, взята из литературы и включает в себя следующие этапы: инициация, развитие, отделение и пересмотр.[516]

 

 Стадия инициации

 

Во время инициации появляются ожидания. Например, у ученика появляются карьерные устремления. Для джедаев эта стадия относится к принятию их кодекса и готовности к испытаниям рыцарства. Это такое время, когда уровень почитания наставника очень высок – но позже он должен будет пройти проверку в стадии развития, когда ученик столкнется с реальностью.

 

 Стадия развития

 

Наставник формирует своего ученика, а затем бросает ему вызов. Для Люка Йода устанавливает очень высокую планку (мы все знаем, что он говорит о разнице между попыткой и действием). Наставник может создавать вокруг ученика сложные обстоятельства, но при этом он имеет возможность его защитить. Джедаи заходят очень далеко, помещая своих падаванов в опасные ситуации, в том числе и боевого характера. Защиту же они предоставляют лишь тогда, когда возникает реальная угроза (вспомним об испытании огнем). На стадии развития между наставником и учеником формируются близкие отношения (роль в этом может сыграть испытание огнем).

 

 Стадия сепарации

 

Птенцы рано или поздно вылетают из гнезда. Ученик не сможет полноценно развиваться, если не перестанет зависеть от своего наставника. В этой критической стадии сепарации происходит что‑то, что значительно изменяет взаимоотношения. Эти перемены могут быть вызваны организационными нормами (когда падаван должен столкнуться с испытаниями при достижении определенного возраста) или эмоциональным развитием ученика или наставника. У Йоды и Люка это было вызвано решимостью Люка спасти Лею, Хана и всех остальных от Вейдера. Стадия сепарации сопровождается потрясениями, тревогой и чувством утраты для наставника и ученика. Ученик испытывает новое для него чувство самостоятельности и видит возможность проверить свои способности без чьей‑либо помощи и поддержки (Люк отправляется в Облачный город без сопровождения Йоды или Оби‑Вана).[517] Очень важно, в какое время наступает стадия сепарации. Если она наступает слишком рано, ученик может быть растерян и не готов к этому. Люк убежден, что ему нужно покинуть Дагобан, тогда как Йода знает, что тот еще не совсем готов встретиться с Вейдером.[518] Если же она наступает слишком поздно, наставник и ученик могут испытывать друг к другу неприятные чувства, так как отношения уже не отвечают меняющимся потребностям и переживаниям – иными словами, начинается стагнация.

 

 Стадия переоценки

 

Наконец, на стадии переоценки отношения превращаются в нечто совершенно другое или заканчиваются совсем. Джедаи пересматривают свое отношение к падаванам, чтобы достичь рабочего альянса со своими бывшими учениками. Отношения Люка и Йоды заканчиваются с уходом Йоды. Но заканчиваются ли они совсем? Выход на один уровень с Силой позволяет Йоде оказывать духовное наставничество – сродни тому, как Оби‑Ван поддерживает связь с Люком. Йода намекает на это, когда говорит: «Радуйся за тех, кто превратился в Силу. Не оплакивай их. Не скучай по ним».[519]

 

 

 Интенсивный нурс: Йода и Люк

 

Отношения между наставником и учеником могут очень серьезно меняться. Формальное наставничество четко определено и имеет определенные цели.[520] Ключевыми характеристиками, относящимися к формальному наставничеству, являются высокий уровень взаимодействия наставников, понимание целей программы и упор как на будущую карьеру ученика, так и на его личные потребности.[521] Процесс выбора наставника и ученика является очень важным шагом в формальных наставнических программах; этап инициации часто задает тон для взаимоотношений.[522]

 Академия джедаев придерживается формальной программы наставничества. Академия – это ключевое учреждение Республики с ясными целями: обучать тех, кто чувствителен к Силе, в интересах светлой стороны и проводить испытания, которые помогут ученикам стать полноправными рыцарями. Мастера учитывают профессиональные потребности своих падаванов и де‑факто являются также их родителями, уделяя внимание и их личным нуждам. В фильмах почти не показан этап выбора наставников и учеников, но мы понимаем, что он не является случайным.

  Неформальное наставничество часто менее заметно, чем формальное, потому что эти отношения нигде не прописаны и не являются официальными. Неформальное наставничество вызвано скорее потребностями обеих сторон. Его цели не всегда четко определены, поскольку обучение происходит на взаимовыгодной основе, и новые знания получают как ученик, так и наставник. Традиционным термином для характеристики неформального наставничества является термин «протеже» (от латинского protegere – защищать). Неформальное наставничество часто выходит за рамки карьерного роста протеже, оно распространяется также и на личную жизнь, что может быть (а может и нет) в интересах вовлеченной организации (как, скажем, в случае с Восстанием). Подобная защита не свойственна формальному наставничеству. Большинство формальных наставнических программ используют нейтральный термин «ученик», а не «протеже». [523]

 Отношения между Йодой и Люком иллюстрируют отношения в неформальном наставничестве. Они не развиваются по четкой системе Академии. Нет никакой стратегии в выборе наставника и ученика. Нет четко определенных целей. В нашем мире и в Республике формальное наставничество длится не один год. У Йоды с Люком нет столько времени. Забавно, что неформальное наставничество характеризуется большей глубиной отношений, чем формальное, потому что обе стороны заинтересованы в неформальных отношениях и сфера их не так ограничена.[524] Поэтому за несколько дней на Дагобане Йода сближается с Люком больше, чем мог бы за время обучения в Академии.

 

 Другое искупление в Звездных войнах

 

Одним из способов концептуализации линии Йоды в саге «Звездные войны» является применение теории развития психолога Эрика Эриксона. Согласно теории Эриксона, психологическое развитие человека проходит восемь основных жизненных стадий, каждая из которых отмечена конфликтом, который нужно разрешить для продолжения личностного роста. Эриксон утверждает, что успешное разрешение конфликта на каждой стадии ведет к развитию специфических для каждой стадии позитивных компонентов, или качеств, эго.[525]



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 74; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.203.68 (0.109 с.)