Благодарности: Союз повстанцев 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Благодарности: Союз повстанцев



 

Я никогда не переставал ждать седьмого эпизода. Признаться, мне было даже интересно, произойдет ли это при жизни Джорджа Лукаса или позже. Задолго до того, как компания Lucasfilm заявила о возобновлении показа «Звездных войн», я стал размышлять о книге, которая называлась бы «Звездные войны. Психология киновселенной». Благодаря Lucasfilm, Disney и фестивалю New York Comic Con. это время настало. Спустя несколько минут после того, как я заметил литературного редактора своей предыдущей книги Конни Сантистебан с иллюстратором Марком Наделем, мы пересеклись с ней на фестивале New York Comic Con. Конни только что закончила работу над несколькими книгами в издательстве Sterling Publishing, я только что подготовил предложение по написанию серии популярных книг по психологии, и мы немедленно сошлись на том, что нам нужно снова поработать вместе. «Помнишь ту книгу о «Звездных войнах», которую я подумывал написать? – спросил я Конни. – Сейчас самое время!»

Благодаря Конни Сантистебан, Лоурену Тамбини, Саре Ламперт и многим другим прекрасным сотрудникам Sterling Publishing, «Звездные войны. Психология киновселенной» и «Психология «Ходячих мертвецов» уже увидели свет, и на подходе – новые книги этой серии. Создание такой претенциозной серии было бы невозможно без авторов отдельных глав, группы профессионалов, которые знают, как совместить массовую культуру с психологией и подать эту смесь в информативной и захватывающей форме. Поскольку с большинством из них я познакомился на различных съездах или через наш блог Psychology Today, я обязан поблагодарить Мэтта Смита – участника документального фильма «Народ против Джорджа Лукаса», чье исследование впервые привело меня в New York Comic Con., и Кайю Перину, моего издателя на PsychologyToday.com. Спасибо различным организаторам фан‑слетов, благодаря которым я получил возможность знакомиться с потрясающими людьми и развивать мои идеи психологии массовой культуры: Рэнди Дункану Питеру Когану и Кейт МакКлэнси, моей коллеге по организации Comic Arts Conference, а также Эдди Ибрагиму Сью Лорд, Адаму Ниису, Гэри Сассаману и многим другим, кто руководит Comic Con. International: Лансу Фенстерману (Comic Con. в Нью‑Йорке), Марку Уолтерсу и Бену Стевенсу (Comic Con. в Далласе), Джимми и Каре Дайер (Comi‑Con‑Way), а также самым замечательным Кристоферу Джансену Питеру Катцу, Донне Чин, Мо Лайтнинг, Маделине МакМанус, Джерри Милани, Виктории Шмидт, Британи Уаллох и всем другим, кто организовывал съезды Wizard World.

Среди сотен ораторов, которые вместе со мной выступали на этих съездах, в этой книге необходимо упомянуть и тех, кто презентовал первую панель – «Наука «Звездных войн» от OuterPlaces.com: Киерена Диксона, Дженни Буша, Стива Гуффа, Эмили Манор‑Чапман и Элиота Сирота. Именно тогда мы с Элиотом поняли, как заставить работать световые мечи (дождитесь, скоро мы запустим их в массовое производство!). Наконец, на слете End Bullying now в Comic Con. в Нью‑Йорке я встретил Керри Голдман, автора предисловия к этой книге. Это случилось, когда Чейз Мастерсон («Звездный путь. Глубокий космос 9») пригласил меня присоединиться к ним с Керри, а также Джо Гатто, Мэтта Лангдона («Звездные войны: Войны клонов») и многих других. Среди достойных упоминания в этой книге друзей, которые также принимали участие в знаменательной поездке NYCC, – Атена Фингер, Денни Фингерот, Ирвин Газен, Шелли Майер, Мишель Услан и Никки Вилер‑Никольсон. За организацию афтепати от Comic Con. Адам Саваж заслуживает, чтобы за него подняли бокал (так же, как и Грант Имахара, который пригласил нас туда), – здесь Мэтт Мансон проследил, чтобы все перезнакомились друг с другом, а я встретил замечательных людей, таких как Фон Дэвис, который работал над спецэффектами специальных выпусков «Звездных войн» и их приквелов.

Так как я преподаю в Государственном университете им. Хендерсона (Арканзас), мне посчастливилось получить поддержку администрации в лице президента – Глена Джонса, проректора Стива Адкисона и декана Джонна Гарди, которые приветствовали нестандартные подходы к преподаванию. Очень приятно, что библиотекарь Лиа Энн Александра с пониманием относится к моим довольно странным книжным предпочтениям. Эрик Бэйли убедился, что я пересмотрел эпизоды IV–VI в их оригинальных театральных версиях. Активные, инициативные студенты из клуба Comic Arts и Legion of Nerds, а также из смежных классов превращают мою преподавательскую деятельность в нечто удивительное. Эшли Блес, Диллон Холл, Колли Хенсон и Бобби Рутледж создали клуб в своем кампусе, где более сотни студентов собираются, читают, обмениваются материалами, играют, смеются и разделяют разнообразные заумные увлечения. Наша группа факультетских писателей (Ангела Босвелл, Мартин Халперн, Вернон Майлс, Сюзанна Тартамелла, Дэвид Сессер, Мишель Тэйлор) пересматривала отдельные предложения и части этой рукописи. Мои коллеги с психологического факультета источали бесконечное воодушевление, и это огромное удовольствие – работать с людьми, к которым не только испытываешь симпатию, но и уважаешь – с такими как Аник Ахмад, Пол Уиллиамсон, Рафаэль Беджерано, Эмили Бельтцер и Ребекка Лэнгли. Ребекка достойна особого упоминания, как мой главный слушатель, корректор, лучший друг и человек, который всегда идет в ногу со временем, когда я полностью погружен в исследование вымышленных миров.

Наш «мозговой трест» непсихологов обеспечил важный взгляд изнутри и снаружи на все книги этой серии. В него вошли «специалист» по женскому кино Катрина Хилл, Алан Шипучка Кистлер и основательница «Легиона Леи» Дженна Буш. Катрина и Алан выступали в качестве помощников редакторов первой из книг, «Психологии «Ходячих мертвецов», а Дженна исполняла эту роль на протяжении всего времени работы над серией. Хотя Интернет и «Википедия» – довольно сомнительные источники, ведь мы знаем, что писать там может любой человек, я обязан выделить StarWars.wikia.com, a.k.a. Wookieepedia, где добросовестные авторы создали одну из лучших совместных энциклопедий. Мы всегда пользовались оригинальными источниками, но иногда именно этот ресурс помогал нам определить, что еще нам нужно посмотреть и где именно это следует искать.

Мой литературный агент Ивэн Грегори из агентства Ethan Ellenberg Literary Agency заслуживает намного большего внимания, чем могут ожидать большинство моих читателей. Бонни Бертон, Крис Кор, Николас Лэнгли, Питер Майхью и Билли Ди Уильямс должны быть упомянуты по причинам загадочным и иной раз довольно странным. Мы хотим особо поблагодарить актера Сэма Уитвера за то, что поделился с нами мыслями о Дарте Моле, и писателя Дона Глута за то, что рассказал нам о работе над своей книгой «Империя наносит ответный удар».

Мы находимся в неоплатном долгу перед Джорджем Лукасом и тысячами людей, которые создавали сагу «Звездные войны» все это время. Рой Томас и Говард Чайкин дали миру первые книги комиксов о звездных войнах. Писатель Алан Дин Фостер придумал Расширенную Вселенную, когда писал «Осколок кристалла власти». Еще больше приключений ждет нас в будущем. Споры о том, какие же истории являются «каноническими», не отрицают того факта, что все они оставили свой след в этом мире, благодаря чему многие сегодня мечтают сражаться на световых мечах или мчаться сквозь космос на звездном истребителе «X‑wing».

 

 

Фильмография

История: Джордж Лукас (I–VI эпизоды); прочие (телесериалы и другие фильмы)

Кинокомпания: Lucasfilm Ltd.

Распространение: 20th Century Fox (l‑VI эпизоды), Warner Bros. Pictures (Звездные войны: Войны клонов)

 

Оригинальная трилогия

«Звездные войны» (1977), впоследствии переименован в «Звездные войны. Эпизод IV: Новая надежда» (1981). Сценарист, режиссер: Джордж Лукас. Продюсер: Гэри Куртц.

«Звездные войны. Эпизод V: Империя наносит ответный удар» (1980). Сценарий: Ли Брэкетт, Лоуренс Кэздан. Режиссер: Ирвин Кершнер. Продюсер: Гэри Куртц.

«Звездные войны. Эпизод VI: Возвращение джедая» (1983). Сценарий: Лоуренс Кэздан, Джордж Лукас. Режиссер: Ричард Маркуанд. Продюсер: Говард Казанджян.

 

Приквелы

«Звездные войны. Эпизод I: Скрытая угроза» (1999). Сценарист, режиссер: Джордж Лукас. Продюсер: Рик Маккалум.

«Звездные войны. Эпизод II: Атака клонов» (2002). Сценарий: Джордж Лукас, Джонатан Хейлс. Режиссер: Джордж Лукас. Продюсер: Рик Маккалум.

«Звездные войны. Эпизод III: Месть ситхов» (2005). Сценарист, режиссер: Джордж Лукас. Продюсер: Рик Маккалум

 

Мультипликация

«Звездные войны: Войны клонов» (мультипликационный сериал, 2003–2005). Сценарий: различные создатели. Режиссер: Гендри Тартаковский. Продюсеры: Дженди Тартаковский, Джордж Лукас, Клаудия Катц, Рик Маккалум, Бриан А. Миллер. Правообладатель: Cartoon Network.

«Звездные войны: Войны клонов» (полнометражный мультфильм, 2008). Режиссер: Дэйв Шилони. Продюсеры: Джордж Лукас, Кэтрин Уиндер. Оригинальная сеть: Cartoon Network.

«Звездные войны: война клонов» (телесериал, 2008–2014). Сценаристы, режиссеры: различные. Продюсеры: Джордж Лукас, Кэтрин Уиндер. Правообладатель: Cartoon Network.

«Звездные войны: Повстанцы» (мультипликационный сериал, премьера в 2014). Сценаристы, режиссеры: различные. Продюсеры: Дэйв Шилони, Симон Кинберг, Грег Уайзман. Правообладатель: «Дисней XD».

 

 

Предисловие: Почему нас так волнуют Звездные войны?

Керри Голдман

 

Автор книги «Травля: что должен знать каждый родитель, учитель и ребенок о том, как вырваться из круга страха» (HarperCollins, 2012)

«Почему у нас случаются войны, если все мы хотим мира? Зачем одни люди делают плохо другим?» – спросила меня одна четырехлетняя девочка в прошлом году Конечно, есть стандартные ответы – долгие пояснения с точки зрения территории, политики, власти и религии. Но эта мудрая простота детского вопроса заслуживала предельно прямого и честного ответа. «Мне кажется, так происходит по двум причинам, – ответила я. – Первая – это страх, а вторая – недостаток эмпатии, то есть умения действительно понимать и разделять чувства другого человека».

 «Страх чего?» – поинтересовалась она.

 Хороший вопрос, потому что страх – это не всегда плохо. Страх опасности часто спасает нашу жизнь, страх голода заставляет нас работать и добывать пропитание для своей семьи. Но страх может изменяться, расти и становиться чем‑то ненормальным. Боязнь тех, кто чем‑то отличается от нас, может привести к недопониманию; страх потери власти и привилегий приводит к неравенству; боязнь перемен ведет к сужению сознания; страх боли приводит к отчаянию и предательству.

 И когда такой нездоровый страх перемежается с недостатком сочувствия, открывается психологическая дверь, которая позволяет людям вредить другим без зазрения совести. В легкой форме этот страх с отсутствием эмпатии создает иллюзию права на оскорбление и издевательство над другими. А вот в самых крайних формах страх без сопереживания является психологически смертельным сочетанием и ведет к жестокому, издевательскому поведению или даже к геноциду, что мы и наблюдали в фашистской Германии или в Руанде.

 Если вы не видите в другом равного вам человека, то чувствуете себя вправе делать с ним все, что вздумается.

 Размышляя о том, как бы объяснить все это маленькому ребенку, я пришла к самому древнему методу обучения – повествованию. Люди лучше учатся на историях. Если вы хотите передать всю полноту человеческого существования, придумайте эпическую историю, где разнообразие характеров позволяет прочувствовать все. Рассказывайте эту историю так, чтобы совершенно разные люди, с различным жизненным опытом смогли услышать одну и ту же мысль и примерить на себя всю сложность человеческих чувств. И если история достаточно хороша, она будет иметь особую силу и ее станут передавать из поколения в поколение.

 Лучшие сказки преодолевают культурные и языковые барьеры. Эти редкие шедевры повествования часто имеют общие элементы: путь героя, борьбу между добром и злом, а также пример того, к чему ведут страх и горе. В них есть семейная верность, любовь, привязанность и чудеса человеческой выносливости перед лицом неудачи и предательства.

 «Звездным войнам» удалось достичь такого уровня бессмертия, какого только могут добиться эпические истории. Широкий охват аудитории позволил людям самых разных культур и поколений одинаково понять их персонажей и сюжет. Основываясь на мгновенном понимании того, что значит быть Дартом Вейдером, принцессой Леей или Люком Скайуокером, мы можем в нашем реальном мире обсуждать события вымышленного мира «Звездных войн».

 Например, главным героем в первых шести эпизодах саги «Звездные войны» является Энакин Скайуокер. Развитие его характера служит метафорой, помогающей людям понять, какую роль в войне играет страх и как важно научиться сопереживанию для искупления своей вины.

 При помощи истории Энакина я объясняла мотивы войны любопытной четырехлетней девчушке, которая смотрела «Звездные войны», и мои аналогии были очень просты. Как всем нам известно, в «Звездных войнах» содержатся довольно глубокие мысли, которые ведут к заумным взрослым разговорам о тендерной принадлежности, маскулинности, тревоге, привязанности, печали, верности и стойкости. И в этой книге вы найдете примеры того, как сага о «Звездных войнах» позволяет нам изучать психологические состояния, диагнозы и взаимоотношения людей в нашем с вами повседневном мире. История, которая дает возможность вести разговоры как с малышами, так и с докторами наук, – это просто настоящий подарок.

 «Звездные войны» волнуют людей, потому что стимулируют их разговаривать друг с другом. На нашей «цифровой» планете, где каждый, похоже, сосредоточен только на своем смартфоне, очень легко почувствовать себя одиноким из‑за отсутствия прямого контакта с живыми людьми. «Звездные войны» тоже по большей части требуют нахождения онлайн, но все‑таки приводят к реальным, офлайновым собраниям людей на разных слетах, благотворительных съездах и на показах. Например, когда выходит новый эпизод «Звездных войн», возникает непередаваемое чувство товарищества – фанаты надевают свои любимые костюмы и выстраиваются в огромные очереди к кинотеатру, лелея возможность поделиться своими предположениями о том, что произойдет в следующей части. Конечно, все общение фанатов сводится к светским беседам или простой болтовне, но это тоже важно для ощущения внутреннего единства и приятных разговоров, которыми мы очень дорожим. «Звездные войны» – это машина, которая создает чувство единения.

 Когда люди чувствуют, что нужны кому‑то еще, они начинают поддерживать других членов общества. Эта сага стала отправной точкой для конструктивных действий в режиме офлайн. И нет лучшего примера, чем создание 501‑го легиона – некоммерческой организации, которая ежегодно собирает миллионы долларов на благотворительность. Члены 501‑го легиона создают уникальные костюмы – точные копии тех, что носили герои в фильмах. Под лозунгом «Плохие ребята делают добро» 501‑й легион уделяет особое внимание помощи детям и имеет свои «гарнизоны» по всему миру.

 В 2010 году, когда над моей дочкой‑первоклассницей Кэти стали издеваться в школе, из‑за того, что она была единственной девочкой – поклонницей саги, ответ из сообщества «Звездных войн» был мгновенным и решительным. «Звездные войны» – для всех!» – ответили ей, и тысячи людей из далеких стран отправляли ей письма, полные доброты и участия. При помощи совершенно незнакомых людей, которые стали нашими друзьями, мы организовали благотворительное мероприятие, которое сейчас проходит каждую вторую пятницу декабря и называется «Носи «Звездные войны» – и делись ими». Людям со всего земного шара предлагается надеть что‑нибудь из гардероба героев «Звездных войн» и сделать пожертвование для ребенка в виде тематической игрушки саги. Одно условие: нужно прикрепить к ней записку, что игрушка из «Звездных войн» предназначается девочке или мальчику. Мы даже привлекли к этому компанию по производству игрушек Hasbro!

 «Звездные войны» важны. Они важны для девочки, которая скорее предпочла бы орудовать световым мечом, чем носить диадему. Они важны для мальчика, который сутками сидит дома в одиночестве, но находит друзей на слетах. Они важны для отца, который пытается сблизиться со своим стремительно растущим подростком, и одна из тех немногих вещей, которые сын соглашается сделать вместе с отцом, – это посмотреть «Звездные войны». Они важны для больного ребенка, который видит членов 501‑го легиона в полном обмундировании на мероприятии «Воплоти мечту». Они важны для психологов, которые ищут подход к своим пациентам. И они важны для четырехлетнего ребенка, который пытается понять, отчего же на свете случаются войны.

 И нашему обществу очень повезло, что мы живем в одно время с доктором Трэвисом Лэнгли и можем познакомиться с его новой выдающейся книгой «Звездные войны. Психология киновселенной». Да прибудет с вами Сила, когда вы будете читать, учиться и заново открывать для себя, почему же вы так любите «Звездные войны».

 

Керри Голдман – автор книги «Травля: что должен знать каждый родитель, учитель и ребенок о том, как вырваться из круга страха» (HarperCollins, 2012), удостоенной различных наград. Она является постоянным блогером интернет‑изданий Huffington Post, ChicagoNow и PsychologyToday.com. Голдман работает со школами, корпорациями и сообществами над тем, чтобы противостоять травле, вмешательству в личную жизнь и способствовать примирению. Совместно с Чейзом Мастерсоном она стала соучредителем Коалиции против травли. Голдман получила степень бакалавра в Северно‑Западном университете (США) и степень МВА в Школе менеджмента им. Келлога.

 

 

 Введение. Лучи света на темной стороне Силы

 Трэвис Лэнгли

 

Фильм под названием «Звездные войны» застал наш мир врасплох. Масштабная «космическая опера» Джорджа Лукаса, первый эпизод которой впоследствии получил подзаголовок «Новая надежда», сочетала в себе разные виды повествования с научно‑фантастическим оттенком и быстро приобрела статус самой успешной на сегодняшний день киносаги. В то десятилетие, когда фильмы‑катастрофы, душераздирающие драмы, сумасшедшие комедии, отчаянные боевики и одна ненасытная акула заправляли кассами, научно‑фантастическая эпопея изменила кинематограф. Успех фильма помог мне, нудному книжному червю, который всегда был белой вороной среди сверстников, почувствовать себя не таким одиноким. Ведь исключительная популярность фильма говорила о том, что где‑то далеко живет много других людей, которые, как и я, любят фантастические истории. И хотя я еще не знал, кто они, мир для меня стал меняться. «Звездные войны» действительно дали мне новую надежду.

 Сага «Звездные войны» затронула сердца миллиардов существ, живущих в этом уголке Вселенной. Каждый персонаж и его история оказались чем‑то большим, чем просто фигурой на экране. Они нашли в наших душах отклик, и мы не можем объяснить почему. История «Звездных войн» захватывает и вдохновляет. И это прекрасно. Наша жизнь слишком коротка, чтобы просто влачить земное существование, когда нашему сознанию доступно большее. Вы читаете эту книгу, а мы пишем ее, являясь пленниками огромной Вселенной, полной не только возможностей, но и, благодаря нашей фантазии, невозможных безумств. А размышления о невозможных вещах иногда позволяют пересмотреть и наши возможности. Когда‑то способность добывать огонь была просто мечтой, сном нашего далекого предка в пещере. И предок не был одинок. Мечтатели из других пещер, полей, лесов и ледяных равнин разделяли эту надежду, сами того не ведая. Когда Люк Скайуокер всматривается в двойной закат на горизонте пустыни своего мира, после того как его друзья уже покинули свой сошедший с верного пути мир, он чувствует себя одиноким и жаждет чего‑то большего. И люди из этого и других миров тоже желают перемен, иначе не было бы мятежников, борющихся за свободу.

 Мятежники, создавшие эту книгу, являются экспертами в психологии и фанатами «Звездных войн». Мы смотрим на персонажей саги и их истории сквозь призму психологии. И, более того, мы посмотрели сквозь эту призму и в обратном направлении, чтобы с помощью этих героев и историй лучше узнать себя самих. Со «Звездными войнами» это особенно уместно, поскольку именно на законах психологии и построена сама сага. Не зная, как завершить свою межгалактическую сказку, Джордж Лукас пребывал в некотором смятении, пока не наткнулся на работы знаменитого исследователя мифологии Джозефа Кэмпбелла. Развивая идеи психиатра Карла Юнга,[1] Кэмпбелл изложил архетипические путешествия героя в мономифе («едином мифе»), описывая все мифы и легенды о героях в нашем мире всех исторических эпох.[2] Юнг и Кэмпбелл заметили, что люди повсюду и во все времена рассказывали сказки о героях, которые сталкиваются со злом, одерживают победы и возвращаются изменившимися. «Это было так жутко, – признавался Лукас, – читать «Героя с тысячью лиц» и осознавать, что моя первая история о «Звездных войнах» просто следовала классическим мотивам».[3] Как только он увидел приключения своих героев в таком ракурсе, он сразу понял, какой дорогой вести их дальше. Так он нашел свою звездную карту.

 Когда Юнг описывал темную сторону сознания, он обращался к той ее части, что скрыта и похоронена где‑то глубоко внутри. И это совсем не обязательно зло. Даже когда Император Палпатин пытается явить свету темные стороны Люка, тот верит, что Дарт Вейдер желает ему добра, – свет прячется глубоко внутри темной сущности владыки. Хотя не все мы являемся поклонниками Юнга, все мы, кто создавал для вас эту книгу, верим, что скрытая, внутренняя часть человеческой натуры достойна изучения. Нас всех роднит наличие как темной, так и светлой сторон.

 Вооружившиеся светом джедаи не одиноки. Ситхи со своими собственными световыми мечами и даже персонажи, которые предпочли бы устроить хорошенький взрыв в ваших краях, – все они орудовали светом.[4] Теперь настало время пролить свет на них самих.

 

«Бессознательное – это не только природное зло, это и источник светлого добра: не только тьмы, но и света, не только скотского, недочеловеческого и демонического, но и сверхчеловеческого, духовного, в классическом понимании мира «божественного».

 Психиатр Карл Юнг [5]

 

 

 1. «Давным‑давно, в далекой‑далекой стране…»

 

Каждый фильм о Звездных войнах начинается с научно‑фантастического варианта этой освященной временем фразы. Там есть ковбои, пираты и рыцари с их старой тягой к приключениям, особенно у рыцарей. И так ли уж это важно, что их мечи заставляют сиять современные технологии или то, что рыцарские доспехи движутся самостоятельно – не волей призраков или магией, а благодаря мозгу компьютера?

 

 

 

 

 1. Белое, черное и серое: Как мы различаем добро и зло?

 Трэвис Лэнгли

 

«В некоторых случаях мы все готовы на дикость. И в такой ситуации разницу между хорошим человеком и плохим определяет выбор».

 Психолог Уильям Джеймс [6]

 

 

 

Сага «Звездные войны» рассказывает нам о повстанцах, восставших против угнетения, о героях, сражающихся со злодеями, и о лучших качествах отдельных людей, борющихся со злом внутри самих себя. Когда джедай характеризует Силу как дихотомию темной и светлой сторон без оттенков серого, является ли это упрощенной моделью добра и зла для всех? И делает ли джедаев ощущение Силы исключительно уязвимыми перед искушением их собственной могущественности?

 Что такое добро и зло?

 В нескольких главах этой книги рассматривается вопрос о том, как хорошие люди избегают дурных поступков. Но каков он, хороший человек? Могут ли сами люди, а не их поступки быть злыми? Определение добра и зла во многом попадает в сферу философии и теологии, оно находится вне эмпирического изучения, и до сих пор этим занимались психологи. Даже если они избегают использования слова «зло», многие из них смотрят не только на добрые и злые проявления человеческого поведения, но и на личные порывы, которые заставляют совершать хорошие или плохие поступки. Когда обстоятельства складываются так, что многие люди показывают свои самые темные стороны, находятся те, кто все еще пытается поступать, как велит им совесть. И конечно, есть такие, которые опускаются до жестокости и разрушения в любой ситуации. Почему?

 

 Определяя тьму

 

«Зло – это когда ты знаешь, что такое добро, но все равно поступаешь плохо».

 Психолог Филипп Зимбардо [7]

 

Под психопатией понимают совокупность признаков, во многом определяющихся отсутствием эмпатии или эмоциональных аспектов совести. Психопаты могут знать о чувствах других людей, но не разделять их. Они также могут понимать разницу между хорошим и плохим, но совершенно не заботиться о том, в каком моральном состоянии находятся окружающие их люди. Этот пожизненный личностный недуг является крайне важным из‑за присущей ему черствости и отсутствия страха, а также низкого уровня эмпатии, угнетения и раскаяния, что представляет патологическую опасность для окружающих психопата людей.[8] Смежный термин социопатия был определен нечетко и непоследовательно. Сравнивая ее с психопатией, профессионалы склонны считать психопата человеком, который, прежде всего, не способен сопереживать или чувствовать раскаяние. А социопатом – того, кто напоминает человека с выраженной психопатией, но чьи эмоциональные и моральные представления о других людях перестают развиваться при каких‑то личных потрясениях, обычно в раннем детстве. Вопрос о том, полностью ли умирает хорошая сторона социопата или же просто бездействует, является центральной темой эпизода «Возвращение джедая»: в то время как Оби‑Ван Кеноби считает, что все хорошее в Энакине Скайуокере умерло, когда он стал Лордом ситхов Дартом Вейдером, Люк уверен, что джедай в его отце может возродиться.[9]

 Диагнозы «психопатия» или «социопатия» не отображены в «Руководстве по диагностике и статистике психических расстройств» (DSM) (классификация психических болезней Американской ассоциации психиатров). Согласно этой классификации сходный диагноз антисоциальное расстройство личности характеризуется «всеобщим игнорированием и нарушением прав других людей, начинающимся в 15 лет» с очевидными частыми, связанными с этим диагнозом поступками в ранее указанном возрасте.[10] Несмотря на то что беспощадность включена в перечень симптомов, диагностические критерии, как правило, основаны на индивидуальном поведении, а не на укоренившихся личностных качествах. За исключением нескольких маленьких детей, персонажи «Звездных войн», особенно злодеи, уже взрослые, и они не склонны распространяться о своих юношеских годах. Энакин Скайуокер не предпринимал никаких действий, нарушающих чьи‑либо права, во времена своего отрочества (в промежутке между эпизодами «Скрытая угроза» и «Атака клонов»). Если выбирать между психопатией, социопатией и антисоциальным расстройством личности, социопатия лучше всего описала бы состояние Энакина, когда он превратился в Дарта Вейдера: у Лорда ситхов есть психопатические проявления, но они не так сильно развиты.

 Однако чтобы причислить кого‑либо к стороне зла, только психопатических качеств явно недостаточно. Простой недостаток сочувствия не означает, что социопат будет причинять всем вред. Некоторые психопатические личности (как психопаты, так и социопаты) могут стать нормальными членами общества, используя свое бесстрашие и отсутствие торможения в конструктивных целях. Так называемая «личность Джеймса Бонда» относится к прогрессирующему поведению с психопатическими проявлениями, ей свойственны субклинический нарциссизм (с эгоистическими чертами, но не ярко выраженными) и макиавеллизм (прагматичность и склонность к манипуляции).[11] Так пытается вести себя Хан Соло. Возможно, для того, чтобы защититься в этой полной опасностей галактике. Несмотря на все его плутовские хитрости и случайные антиобщественные действия, он слишком сильно заботится о других, чтобы считаться психопатом. Дарт Вейдер, напротив, показывает слишком много психопатических проявлений, будучи эгоистичным, манипулируя людьми и совершая сделки, где он поступает так, как считает нужным. У Вейдера встречаются сразу три критерия темной триады, особенно опасного сочетания психопатии, нарциссизма и макиавеллизма в самых крайних, неадаптивных формах.[12]

 У Императора Палпатина все еще хуже. Он человек, который способен хладнокровно использовать окружающих, не испытывая никакого удовольствия от манипулирования и причинения боли другим. Темная триада недостаточно описывает злокачественный нарциссизм Палпатина, поразительный порочный эгоизм, который психолог Эрих Фромм назвал «квинтэссенцией зла».[13] Некоторые исследователи, которые первыми начали изучать темную триаду, рассматривали садизм (причинение боли другим и ощущение удовольствия при этом) как четвертый компонент темной тетрады. [14]

 Так как же могут основные человеческие эмоции, такие как страх и гнев, каждая из которых должна служить лишь для адаптации и выживания в опасных окружающих условиях, обратить кого‑либо ко тьме? Хорошие люди могут потерять свои моральные ориентиры по многим независящим от них причинам.

 • Несмотря на то что многие писатели‑фантасты придают своим злодеям трагические черты, единственная трагедия не превратит доброго, сочувствующего человека с богатым внутренним миром в беспринципного, «безумного» монстра. Это скорее может сделать их более уязвимыми к чужому влиянию. Посттравматический стресс может привести к эмоциональному онемению, ограничив круг эмоций, которые склонен был испытывать человек.[15]

 • Злоупотребление алкоголем или наркотиками, особенно в стадии зависимости, также может свести на нет всякие эмоциональные проявления и усилить уровень эгоизма у зависимых.[16]

 • Травмы, связанные с нарушением мозговой деятельности, также могут изменить действия, чувства или мысли человека.[17] В некоторых случаях черепно‑мозговая травма может привести к состоянию, известному как приобретенная психопатия, когда ранее здоровый человек теряет такие качества, как сдержанность, чувствительность и способность заботиться о том, что происходит с другими.[18]

 Сила, которая может поднять космический корабль из болота[19] или заставить штурмовика искать других дроидов, потенциально меняет когнитивные и эмоциональные процессы своего владельца намного больше, чем стресс, наркотики, черепно‑мозговая травма или магнитное поле.

 Экстрасенсорные способности, которые дают чувствительным к Силе людям преимущество над остальными, также делают их уязвимыми к влиянию других. Нормальный человек, которому свойственно чувство сопереживания, склонен испытывать печаль, когда всем остальным вокруг него грустно, страх – когда другие боятся, или счастье – когда у окружающих все хорошо. Представьте, как же сверхспособности могут увеличить все это. Джедаи, использующие гнев для управления Силой, рискуют окунуться в гнев всех живых существ. Рыцарем‑джедаем может руководить кажущиеся опыт и уверенность, когда он или она убеждены, что имеют достаточную силу воли, чтобы совершенно безопасно использовать эмоции для доступа к Силе. Такой джедай может контролировать себя не более, чем человек, который пошатывается после девяти выпитых бокалов и заявляет при этом: «Я не пьян». «Стероидная ярость» вряд ли сможет зажечь даже свечу, в то время как ярость, подогреваемая темной стороной, способна разжечь пожар.

 

 В поисках света

 

«Противник героя не злодей; его противник – наблюдатель».

 Преподаватель Мэтт Лэнгдон [20]

 

Хан Соло пытается оставаться сторонним наблюдателем, не вмешиваться в противостояние между повстанческим Альянсом и Империей ни как герой, ни как злодей. Но ему это не удается. В тот момент, когда его друзья и остальные люди нуждались в нем больше всего, он показывает, что, несмотря на собственное отрицание этого факта, все же является героем. Почему же он стал помогать им? Понимание причин героизма Хана может быть не менее важным, чем попытка понять, почему некоторые встают на сторону зла. Особенно это важно в случае с Дартом Вейдером – героем, ставшим злодеем, но снова превратившимся в героя, а не стороннего наблюдателя, когда Император нападает на его сына. Так откуда берутся героизм и другие положительные качества?

 Хотя термин позитивная психология появился со времен выхода книги Абрахама Маслоу «Мотивация и личность» в 1954 году, позитивная психология стала отдельным направлением психологии только после того, как в 1998 году президент Ассоциации американских психологов Мартин Селигман со своими коллегами осмелился «создать науку прочности и добродетели», которая определила бы «природу лучшего, что в нас есть».[21] По его словам, психология, до сих пор требующая исследовать самые худшие черты человеческой натуры, должна перестать игнорировать хорошее. Селигман, получивший известность благодаря своей новаторской работе о потенциально инвалидизирующих эффектах травм и выученной беспомощности,[22] решил заняться чем‑то более приятным. И остальные последовали за ним. Социальный психолог Филипп Зимбардо прославился как организатор знаменитого Стэнфордского тюремного эксперимента. Это исследование показало, насколько жестокими могут стать люди, когда они получают власть, и как сильно могут страдать те, кто находится в статусе заключенных.[23] Потратив несколько десятилетий на наблюдение за человеческим злом, результатом которого стала вышедшая в 2007 году книга «Эффект Люцифера», Зимбардо создал «проект героического воображения» и начал заниматься исследованием героизма.[24]

 В то время как классификация психических болезней Американской ассоциации психиатров (DSM) определяет и описывает душевные заболевания, «позитивные» психологи разработали Руководство сильных сторон и добродетелей (CSV)[25] для научного определения лучших человеческих качеств. Список добродетелей напоминает путь превращения в джедая:

 • мудрость и знание;

 • мужество;

 • человечность;

 • справедливость;

 • целомудрие;

 • преодоление себя.

 Каждой добродетели свойственны свои сильные стороны. Например, человечность включает в себя такие сильные качества, как храбрость, упорство, честность и стойкость. Конечно, некоторые из этих свойств могут пригодиться и героям, и злодеям. Что же тогда является добродетелью?

 Делать правильные вещи с большим риском для себя или с большими затратами кажется нам более героическим, чем совершать добрые дела с выгодой. Поездка Соло в страшный мороз ради спасения Люка, несмотря на то что он сам мог не вернуться из этого путешествия живым, доказывает нам, что Соло является героем.[26] Его появление в тот самый момент, когда Люка требовалось спасти во время атаки повстанцев на «Звезде Смерти»,[27] – не «одноразовое» доброе дело. А борьба со злом, которую Лэндо Калриссиан начинает вести только после того, как понимает, что Дарт Вейдер предал его, не убеждает зрителей в том, что Лэндо Калриссиан является хорошим парнем.[28] Иначе говоря, люди судят о героизме с точки зрения альтруистичности поступка, когда ради помощи другим приходится наступать на собственный эгоизм.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.102.182 (0.082 с.)