Яб: архетипы «звездных войн». Второстепенные персонажи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Яб: архетипы «звездных войн». Второстепенные персонажи



Император. Тень – олицетворение личных скрытых качеств. Император Палпатин склоняет Дарта Вейдера к тьме. Он заманивает Вейдера, стараясь удержать его на темной стороне. Он видит отблеск света, который до сих пор есть в душе Дарта, и хочет избавиться от него до того, как тот сам обнаружит его.

  Джабба Хатт. Правитель – тот, для кого сила и власть являются наивысшими достижениями. Джабба толст и неуклюж, но он обладает очевидной мощью, и именно его неприятный и пугающий внешний вид превращает его в Правителя и влиятельное лицо.

  Боба Фетт. Воин – разновидность Героя, который стремится нести свое мастерство в мир. Боба Фетт доказывает свою состоятельность при помощи хитрости. Если мы объединим его ценности с тем, что видим в оригинальной трилогии, то поймем, что они стоят не так уж много, поскольку он в итоге просто падает в яму со своим рюкзаком.

  Народ эвоки. Им свойственен архетип Ребенок, невинная простота. Эвоки имеют простой взгляд на все, будь то охота или война. Это примитивный народ, лишенный моральных терзаний или сложных мыслей о высоком.

  Малакили, смотритель ранкора. Мать – заботливый и воспитывающий архетип. Это наглядно видно по его слезам, когда он увидел, что его ранкор погиб.

  Уилроу Худ, сбежавший житель Беспина, который ходит с чем‑то похожим на мороженицу. Любовник, фокусирующийся на страсти и опасающийся остаться в одиночестве. Уилроу, таскающий за собой мороженицу, невзирая на надвигающуюся опасность, демонстрирует нам приверженность гедонистическим удовольствиям до самого конца.

 

Под Тенью понимаются подсознательные аспекты личности – желания, которые мы хотим воплотить, и основные инстинкты, которых мы не замечаем. Дарт Вейдер играет роль Тени для Люка на протяжении всей трилогии, представляя очарование темной стороны, ярость и разочарование, формирующиеся у юного Скайуокера. Как только Вейдер понимает, что Люк находится вне всего этого, у него появляется навязчивая идея найти его и повернуть к темной стороне ради солидарности отца и сына. Возможно, Вейдер – больше машина, чем живой человек. Но он все еще чувствует вину за свое участие в поражении ордена джедаев. До тех пор, пока Люк остается на светлой стороне, он является постоянным напоминанием о самом большом сожалении Вейдера.

 Какие бы мотивы им ни двигали, лорд ситхов настойчиво преследует Люка на протяжении фильмов «Империя наносит ответный удар» и «Возвращение джедая». Вейдер часто обрушивает всю свою ярость на Люка, что типично для первой стадии развития анимуса у персонажа, обладающего действительно большим могуществом – такого, как «вымышленный герой джунглей Тарзан».[265]

 Юнг описывал аниму и анимус как пару противоположностей, разделенное целое, или сизигию, символизирующую сложность или целостность. Вместе они имеют великую силу. В историях, которые лучше всего демонстрируют их архетипическую связь, часто рассказывается о Героине, чье сострадание и поддержка подарили Герою лучшие качества и которая сама растет в процессе повествования. Классическим примером такой истории является сказка «Красавица и Чудовище». [266] Хотя изначально Вейдер представляет собой Тень, с появлением интереса к Люку его роль меняется. Это, в свою очередь, меняет и отношение к нему Люка. Сострадание и другие качества, которые Юнг отнес к архетипу анимы, женственной стороны мужчины, подтолкнули Люка попытаться выявить то лучшее, что есть в Дарте Вейдере, отыскать свет в темной душе своего отца.

 Ярость Вейдера – одна из определяющих черт его характера. Он постоянно давит Силой на подчиненных, случайно убивает допрашиваемых раньше, чем успевает выпытать из них информацию; сражается с Люком с таким ожесточением, что отрезает его руку и чуть не лишает жизни. Хотя временами ему удается и сдерживать свою ярость. Он старается использовать ее продуктивно, выслеживая Люка, но при этом растрачивает неимоверное количество ресурсов Империи и в итоге заходит настолько далеко, что нанимает охотников за головами. При этом Дарт Вейдер находится на второй условной стадии развития анимуса, когда он становится человеком действия.

 В «Возвращении джедая» его взаимодействие с Люком изменилось: им больше не движет ярость, он чувствует грусть и необходимость воссоединения. Он отчаянно желает, чтобы Люк перешел на его сторону, хочет стать его наставником, – словом, делает все то, чего требует третья стадия анимуса. В конце концов добро внутри Вейдера побеждает его ярость. Мы видим его в последней стадии анимуса достигшим понимания и самоактуализации, когда он ценой собственной жизни спасает сына.

 

 Матери и Отцы

 

Пока дядя Оуэн и тетушка Беру не превратились в обугленные скелеты, они играли для Люка роли Отца и Матери. Дядя Оуэн пытался помешать Люку встать на выбранный им путь приключений: как Отец, он являл собой непоколебимый авторитет, препятствуя стремлению Люка как можно скорее войти во взрослую жизнь. Оуэн понемногу ворчал, стараясь удержать Люка на своей влагодобывающей ферме, уговаривал его не общаться с Оби‑Ваном Кеноби. Он хотел, чтобы Люк оставался юным и жил в безопасности. После жестких слов дяди Оуэна в адрес Люка тетушка Беру сглаживает неприятный осадок. Домашняя, заботливая Беру представляет собой олицетворение истинного материнства, которое остается неизменным во всех эпохах и культурах.

 С‑ЗРО, вечно пиликающий протокольный дроид, владеющий приблизительно тремя миллиардами способов общения, тоже выступает в качестве Матери, по большей части для R2‑D2, своего храброго собрата, чей чистый взгляд и черно‑белое восприятие мира ставят его в положение архетипического Ребенка. С‑ЗРО переживает, когда R2‑D2 подвергает себя опасности ради выполнения своей миссии. Безусловно, R2‑D2 свойственен героизм, но это тот самый юношеский героизм, который может быть очень опасен. R2‑D2 постоянно действует, но редко думает о последствиях своих поступков.

 Несмотря на то что Чуи принадлежит общности, члены которой могут запросто отрывать руки людям, жилка заботливости развита у него больше, чем у остальных гундарков. Он также играет материнскую роль, обеспечивая окружающим комфорт на протяжении всей трилогии «Звездных войн». Когда Хан освобождается от карбонитного замораживания, Чуи немедленно заключает его в теплые пушистые объятья. Когда С‑ЗРО теряется в Беспине, не кто иной, как Чубакка, принимает участие в его поисках. Ему удается найти пропавшего дроида и починить его, опять же проявляя достаточно глубокую материнскую заботу для существа, которое в основном общается при помощи лая и рычания.

 Карл Юнг был не только психиатром, но и рассказчиком. Все архетипы, которые, как он считал, свойственны человеку на подсознательном уровне, не просто термины из учебника по психологии. Это элементы историй, которые находят отклик в каждом из нас (или, по крайней мере, захватывают наше внимание). Практически любой может соотнести себя с Люком, жаждущим великих дел; с Леей, прошедшей путь от невинной девушки до Героини; Ханом, превратившимся из жадного и эмоционально бедного Оборотня в сострадающего Героя, или с Дартом Вейдером, искавшим путь к эмоциональному контролю и искуплению. Эмпатия и сопереживание (качества, которые Юнг видел в аниме) спасут мир. Желания вселенского масштаба и поступки персонажей саги заставляют нас понять, почему эта незамысловатая сказка о добре и зле когда‑то произвела на людей такое оглушительное впечатление и до сих пор продолжает оказывать на нас влияние.

 

 

 10. Почувствуйте Силу: теория индивидуации Юнга и путь джедая

 Лаура Веккьола

 

Люк Скайуокер: «Знаешь, я что‑то почувствовал! Я почти смог увидеть эхо».

 Оби‑Ван Кеноби: «Это хорошо. Это – твой первый шаг в большой мир». [267]

 

 «Развитие разума происходит через расширение сознания – каждый шаг вперед будет самым болезненным и трудным достижением».

 Психиатр Карл Юнг [268]

 

 

 

Швейцарский психиатр Карл Юнг основал аналитическую психологию, направленную на изучение душевного здоровья и развития личности путем анализа сознательных и бессознательных процессов. Он подчеркивал, что развитие личности включает в себя процесс индивидуации, и рост как индивидуальности, благодаря которому человек может лучше понимать и самого себя, и какие‑то аспекты универсального уровня бессознательного разума – подобно джедаям, познающим владение Силой.

 Во Вселенной «Звездных войн» джедаи – стоические существа, выбравшие благородный путь. Проходя путь от юнлинга до мастера, джедай каждый миг своей жизни проводит в сосредоточенной и глубокой рефлексии. Ставя перед собой цель – поддержать мир в Галактике, джедай обязан оставаться непоколебимым. Он всегда собран и рассудителен, несмотря на хаос, творящийся вокруг него. В этом ему помогает связь с Силой. Сила открывает джедаю то, что Оби‑Ван Кеноби называет «дверью в большой мир». Во Вселенной «Звездных войн» джедаи способны не только воспринимать Силу, но и управлять ею.[269] Индивидуализация, так же как и путь джедая, является сложным процессом и связана с серьезной трансформацией личности.

 

 Индивидуация

 

Индивидуация предполагает стремление человека стать целостной личностью и развить собственную истинную и безграничную самость. В процессе индивидуации человек делает выбор в пользу полной осознанности всего того, что ему свойственно: плохого и хорошего, темного и светлого. Без всякого сомнения, это совсем не простой и не быстрый выбор. Напротив, процесс индивидуации может оказаться делом целой жизни. Человек всю жизнь проводит в поисках своего бессознательного и в превращении его в осознанное в попытках пролить свет на темную сторону своей души.[270]

 Процесс индивидуации индивидуализации начинается с самых юных лет. В раннем возрасте формируется наше эго (так Юнг определяет сознательную личность каждого человека),[271] которому приходится адаптироваться к внешнему миру.[272] Частью такой адаптации является развитие подходящей Персоны – маски, которую каждый человек неосознанно носит в повседневной жизни. Персона защищает истинную, хрупкую индивидуальность человека. Персона Хана Соло скрывает его заботливую натуру под маской цинизма и апатии, потому что разоблачение его подлинной сущности может вызвать чувства уязвимости и неопределенности. Хан предпочитает убедить мир в том, что его абсолютно не заботит, что происходит вокруг, нежели остаться разочарованным и разбить свое сердце. Персона может выступать в качестве некоего щита, необходимого для позитивного и успешного социального взаимодействия. Развитие эго неизбежно влечет за собой отказ от некоторых черт личности, которые могут причинить боль и принести неприятный опыт. Такие скрытые элементы формируют Тень личности.[273] Энакин борется со своей личностной Тенью, так как она постоянно угрожает выбранному им пути рыцаря джедаев. Его противоречивая жажда мести кипит где‑то на краю подсознания, пока наконец не выплескивается наружу и не обрушивается на таскенов.[274]  Тень каждой личности, например Энакина, демонстрирует индивидуальные темные желания, инстинкты или недостатки. Поскольку только само эго способно осознать себя, содержание Персоны и Тени находится в бессознательном.[275]

 

 

Путь Карла Густава Юнга

Родился в 1875 году в коммуне Кесвиль в Швейцарии. В детстве был тихим, замкнутым мальчиком с добрым сердцем. Студентом Юнг «взахлеб зачитывался философией» и полностью посвятил себя учебе.[276] После окончания университета стал работать психиатром в психиатрической больнице Бургхёльцли в Цюрихе. Работа вскоре привела его к знакомству с Зигмундом Фрейдом. Два психиатра очень быстро подружились. Впрочем, В последующих лет привели к болезненному завершению этой дружбы из‑за серьезной разницы во взглядах. После потери своего друга и наставника Юнг ушел в себя, исследуя глубинные тайны личного подсознательного и его связь с коллективным бессознательным. У него появился новый взгляд на силы, управляющие душой. Юнг, по его собственным словам, провел остаток своей жизни в попытках понять человеческий дух и его отношение к бесконечным тайнам Вселенной.[277]

 

Юнг был убежден, что как только чье‑либо эго сформировалось и укрепилось, главной задачей развития становится адаптация не к внешней, а к внутренней реальности. В какой‑то момент жизни каждый приобретает возможность сконцентрироваться на своем внутреннем мире и начать диалог с бессознательным – индивидуальным и коллективным. Такое обращение к внутреннему миру называется процессом индивидуации индивидуализации и может произойти только тогда, когда эго наконец позволяет вести совместный диалог между сознанием и бессознательным.[278]

 

 Личное и коллективное бессознательное

 

Новоиспеченный джедай быстро учится воспринимать Силу как сложную и динамическую энергию. У нее есть две составляющие: Сила всего живого («сырая и всегда находящаяся под рукой»,[279] легко улавливаемая джедаями) и объединяющая Сила (обширная и своенравная космическая мощь). Взаимодействие с объединяющей Силой позволяет джедаям превозмогать смерть и появляться среди живых в качестве духа Силы.[280] Юнг аналогично разделил свою «Силу», то есть бессознательное, на индивидуальное и коллективное. Индивидуальное бессознательное, как и Сила всего живого, всегда под рукой, так как соприкасается с индивидуальным сознанием. Карл Юнг считал, что уникальные черты личности, такие как Тень и Персона, находятся в пределах личного бессознательного, как и другие элементы, которые забываются, подавляются или игнорируются. И хотя в данный момент это не осознается, любое проявление индивидуального бессознательного имеет потенциал к переходу в сознательное. Противопоставляемое ему Юнгом коллективное бессознательное содержит то, что свойственно человечеству в целом.

 

 Академия индивидуации

 

Во Вселенной «Звездных войн» редко кто удостаивается привилегии быть причисленным к ордену джедаев и узнать все секреты управления Силой, но каждому совсем не обязательно вставать на путь индивидуации. Такой рост, согласно представлениям Юнга, требует от индивидуума следования некоторым ценностям и принципам, которые подготовят почву для дальнейшего пути. Основополагающие принципы джедаев во время их обучения – своего рода «три кита» джедая, которые перекликаются с требованиями Юнга к индивидуации.

 

 Осознание

 

Осознание имеет огромное значение для индивидуации. Согласно Юнгу, при обращении к бессознательному нужно сначала признать, что оно всегда будет влиять на наши чувства и поступки без нашего ведома. Как джедай, человек в процессе индивидуации должен соблюдать баланс, позволяя бессознательному влиять на свои действия, но при этом осознавать это и оставаться бдительным. Для того чтобы достигнуть индивидуации, каждый периодически должен позволять своему эго успокоиться и просто наблюдать.[281] Без такого наблюдения невозможно принять участие в диалоге с бессознательным. Так же как и человек на пути к индивидуации, джедай не может начать работать с Силой без глубокого, благоговейного осознания ее могущества. Это осознание влечет за собой своего рода отказ – высвобождение какой‑то части собственного эго, для того чтобы взаимодействовать с Силой.

 

 Знание

 

Согласно Юнгу, человек в процессе индивидуации должен на протяжении всей жизни заниматься самоанализом и познавать себя самого. Постепенное знакомство с границами собственного сознания становится ключевым способом для избежания неосведомленности о жизни. Это знание начинается с понимания того, что эго не представляет личность целиком. Джедаи с самого начала обязуются усиленно учиться и приобретать знания на протяжении всего пути. На Дагобе Йода напоминает Люку: «Джедай никогда не использует Силу для нападения, только для знания и защиты».[282] Джедай не сможет стать Мастером без прилежной учебы.

 

 Самодисциплина

 

Джедаи твердо следуют принципу, согласно которому разум человека в процессе индивидуации должен оставаться созерцательным, в то время как душа взаимодействует и приспосабливается к бессознательному По мере прохождения человеком пути индивидуации меняются его поступки, так как его тело действует в согласии с разумом и духом. Так же как и индивидуация, обучение джедая длится всю жизнь и начинается с ранних лет. Специалист по юнгианскому анализу будет руководить человеком так же, как и Мастер руководит джедаем. Основной принцип самодисциплины гласит, что работа должна выполняться самостоятельно и по собственной инициативе. И джедаи, и человек в процессе индивидуации посвящают свою жизнь целостному личностному пути, где разум, тело и дух должны быть четко организованы.

 

 

 Испытания индивидуации

 

Самая первая сложность, согласно Юнгу,[283] – осмелиться выйти за рамки безопасного и знакомого сознания, окунувшись в неизведанное и необъятное бессознательное. То же испытание стоит и перед джедаем. После того как джедай прошел испытание, уготованное ему падаваном, он должен выйти за безопасные пределы Храма джедаев. Будь то выход из Храма джедаев или выход за пределы сознания, такое движение обеспечивает рост и совершенствование в результате близости обширной и бесконечной Галактики.

 Обретение статуса рыцаря джедаев или мастера сродни индивидуации. Недостаточно просто покинуть храм для того, чтобы стать джедаем, так и простое обращение к бессознательному не приведет к достижению индивидуации. Оказавшись в неизведанном, каждый должен проделать в этой области большой путь.

 

 Знакомство с Персоной

 

Первый опыт взаимодействия с индивидуальным бессознательным часто включает в себя знакомство с Персоной – той частью бессознательного, которая связывает сознание и внешний мир.[284]  Персона – это компромисс между своей истинной и социальной сущностью. Маска Персоны может быть полезной, так как производит приятное впечатление на окружающих, хотя это впечатление и достигается путем сокрытия части свой подлинной сути.

 Последователи Юнга считают понимание своих тревожных чувств первым шагом в принятии своей Персоны. Путь индивидуации предполагает примирение сознательного эго с Персоной. Люк Скайуокер вступает в противоречие со своей Персоной еще в начале пути, из чувства долга играя роль фермера на влагодобывающей ферме. Тетушка Беру, уловив эту ложь, пытается донести до дяди Оуэна, что «Люк вовсе не простой фермер».[285] Если бы позднее Люк не вступил на путь джедая, он бы всю оставшуюся жизнь пребывал в неведении и тоске. Это справедливо и для человека, выбравшего индивидуацию.

 

 Столкновение с Тенью

 

Согласно Юнгу, встреча с Тенью может оказаться болезненным и пугающим опытом.[286] Наша Тень представляет собой сокрытую часть нас самих, которая слишком неприятна, неудобна или запретна, чтобы быть видимой. Мы можем не признавать составляющие своей Тени, но именно то, что мы отрицаем в себе, часто хорошо заметно нам в окружающих.[287] Можно презирать кого‑то за вспыльчивый характер и в то же время усердно подавлять желание ответить таким же гневом. Первым шагом в определении собственной Тени будет являться понимание, что именно то, что нас пугает, раздражает и выводит из себя в других людях, часто является теми качествами, которые мы подавляем в себе. Беспечное поведение Хана, которое так не нравится принцессе Лее, безусловно, свойственно и ей самой. И, как сенатору, ей нужно от него избавиться.

 В то время как определенная часть Тени должна оставаться вытесненной, полное отрицание собственных черт характера может оказаться опасным. Чем дольше Тень остается в неосознанной, тем больше шансов, что она разовьется и полностью завладеет личностью. Так происходит, когда Энакин переходит на темную сторону и личность ситха Дарта Вейдера берет над ним власть. В индивидуации встреча с Тенью не несет ничего воинственного. Целью этой встречи не является полное уничтожение или преодоление Тени. Цель заключается в установлении приемлемых с ней отношений.[288]  Тень несет в себе послания, к которым стоило бы прислушаться. Эти послания могут являться человеку во сне. Особенно если персонаж во сне, транслирующий их, того же пола, что и сам человек.[289] Если уделять внимание таким сообщениям или снам, встреча с Тенью окажется полезной и не будет иметь угрожающего характера. Как бы парадоксально это ни звучало, Тень все же является частью нашей истинной и целостной личности. Согласно Юнгу, каждый человек должен принять ее, приспособиться к ней и научиться ее контролировать. Джедаи внимательно относятся к проявлениям злости и других теневых чувств, в то время как Оби‑Ван Кеноби советует «быть внимательным к своим мыслям».[290]

 

 

 Познавая коллективное бессознательное

 

Врожденное коллективное бессознательное мы познаем через сны, мифы и синхронно происходящие события. Юнг выделял сон как одно из важнейших средств доступа к коллективному бессознательному. Энакин встречает свой архетип анимы (подсознательное проявление женских черт у мужчины) в своих снах, в образе Падме.[291]

 Мы также можем распознать коллективное бессознательное, когда сталкиваемся с феноменом, который Юнг обозначил как синхронность, имея в виду случайные совпадения.[292] Квай‑Гон Джинн упоминает о важности синхронности, когда говорит молодому Энакину: «Ничего не происходит случайно».[293] Джедаи находят глубокий смысл в том, что другим может показаться случайными, неконтролируемыми событиями. Во время индивидуации человек воспринимает синхронные события как значимые проявления коллективного бессознательного.

 

 

Интегральный путь

В то время как Юнг наблюдает за тем, как архетипы способствуют индивидуальному росту, интегральная психология (которая объединяет знания различных областей психологии) принимает во внимание и многие другие факторы. Ее интегральная операционная система, известная как AQAL («все квадранты, все уровни»), – база, которая помогает понять, почему герой превращается в злодея, а затем снова становится героем.

  Квадранты (пути познания нашего мира)

 • Субъективная точка зрения («Я») – индивидуальные глубинные переживания, такие как мысли, эмоции, воспоминания, сны, в том числе и ночные кошмары.

 • Интерсубъективная точка зрения («Мы») – коллективные глубинные переживания, которые человек разделяет с другими. Например, язык, культура, общие ценности. Энакин сталкивается с этим на Татуине, когда собирается встать на путь джедая.

 • Объективная точка зрения («Это») – индивидуальные внешние особенности. У Энакина это его конечности, которые заменяются механическими или роботизированными частями.

 • Интеробъективная точка зрения («Этого») – коллективные внешние особенности. Например, глобальная сеть, технологии, правительство и окружающая среда. Важными интеробъективными составляющими у Энакина являются орден джедаев и Галактическая Республика.

 • Телесно‑кинестатическая точка зрения – контроль тела и движения. В детстве Энакин был отличным гонщиком и пилотом. Повзрослев, он использовал свои выдающиеся умения, прокладывая путь в шахту.

 • Когнитивно‑интеллектуальный уровень. Девятилетний Энакин собирает гоночный под, создает С‑ЗРО и вдохновляет джедаев на побег с Татуина.

 • Эмоциональный уровень – выражение эмоций и контроль над ними. Со временем эмоции Энакина становятся нестабильными и в конечном итоге оказываются самой большой его слабостью.

 • Моральный уровень – разграничение добра и зла. Вместо того чтобы следовать высоким моральным принципам, действиями взрослого Энакина руководят страх потери и жажда признания.

 • Духовный уровень – доступ к измененным состояниям и опыту. Энакин не может придерживаться принципа непривязанности, основного в кодексе джедаев. Поэтому совет отказывается признать его Мастером джедаев.

 Дана Клисанин

 

 

 Освоение индивидуации

 

Карл Юнг и другие психологи были убеждены, что каждый из нас имеет свой путь, пройдя который мы найдем истинных себя. Путь джедаев не слишком отличается от нашего собственного пути. Как джедай обретает мощь через взаимодействие с Силой, так и мы, согласно последователям Юнга, обретаем самих себя, работая с личным и коллективным бессознательным. Оно делится с нами мудростью, которая несет мир, баланс и целостность. Но для того чтобы получить от него какую‑то пользу, мы должны сначала научиться чувствовать Силу.

 

 

 11. Тревожная девица: Лея на пути к героизму

 Мара Вуд

 

«Женщины намного жестче, чем кажется мужчинам».

 Психиатр Карл Юнг [294]

 

 

 

Представления Карла Юнга и Джозефа Кэмпбелла об архетипах напрямую повлияли на концепцию «Звездных войн».[295] Обсуждая это влияние, писатели акцентируют внимание на процессе становления героя и приводят в пример Энакина и Люка Скайуокера,[296] хотя они не единственные, кто претерпевает изменения. На протяжении саги меняется и сестра‑близнец Люка – Лея, так как она выбирает собственный путь.

 

 Герой

 

История Люка отнюдь не случайно перекликается с древними мифами и сказаниями. Люди, принадлежащие к любой культуре, смогут с легкостью распознать Героя, как только его увидят, даже если до этого ничего не будут о нем знать. Юнг назвал такие типажи, воспринимаемые нами на бессознательном уровне, архетипами. Они являются основным строительным материалом его теории коллективного бессознательного – психологического феномена, пронизывающего все культуры и объясняющего схожие моменты в различных повествованиях. Коллективное бессознательное не является личной особенностью, которую мы развиваем в течение жизни, оно присуще нам с рождения.[297] Содержание и модели поведения, вытекающие из коллективного бессознательного, как правило, одинаковы для всех. В ходе своих исследований Карл Юнг выделил множество архетипов, которые, по его мнению, оказывают влияние на сновидения и психологические процессы.

 В то время как Юнг концентрировался на том, как выделенные им архетипы влияют на индивидуальный рост и психозы, другие ученые также использовали его идеи… Мифолог Джозеф Кэмпбелл в своей книге «Герой с тысячью лицами» изучал архетип Героя и путь, который тот проходит. Когда Лукас готовил наброски своих «Звездных войн», он руководствовался традиционным мифом о герое и подсознательно, даже не подозревая об этом, учитывал архетипы, как и предсказывал Юнг. Только после повторного прочтения Кэмпбелла он сознательно пересмотрел сюжет оригинальной истории «Звездных войн» и добавил туда больше героических аспектов, описанных в книге.[298] В результате Лукас совершенно намеренно представил публике классический путь героя. Отражение пути героини в истории «Звездных войн» является не столь очевидным, но от этого не менее важным.

 

 Героиня

 

На организованном Кэмпбеллом семинаре терапевт Морин Мердок попыталась рассмотреть путь героя применительно к женщине. Работая над этой задачей, Мердок поняла, что женский опыт совсем не обязательно полностью копирует мужской путь. Когда она высказала эти идеи Кэмпбеллу, он ответил, что женщине вовсе не нужно проходить такой путь: «Все, что ей нужно, – это понять, что она и есть то, чего люди пытаются достичь».[299] Такое заявление не устроило Мердок, так как ее опыт работы с женщинами говорил об обратном: женщины, точно так же как мужчины, проходят свой собственный путь. Разговор с Кэмпбеллом заставил ее задуматься. В 1990 году Мердок обобщила свой терапевтический опыт в книге «Путь героини: женщина в поисках целостности». Работы Кэмпбелла во многом повлияли на развитие «Звездных войн», они же вдохновили Морин Мердок на описание женской ипостаси героя.

 Если путь героя предполагает выход в большой мир, то путь героини Мердок описывает как самоанализ и исследование собственной души. Предполагается, что герой концентрируется на действиях, в то время как женщина должна сначала понять, что ей делать. Как и Кэмпбелл, Мердок находила примеры героизма в мифологии и литературе разных культур, эпох и частей света.

 Еще до того, как Люк встает на путь героя, Лея начинает свой собственный путь героини. Ее роль в саге «Звездные войны» тесно соприкасается с путем героини, выведенным Мердок. Эта роль является явным примером пути, который свойственен многим женщинам, даже более явным, чем пример Люка, следовавшего по пути героя, описанного Кэмпбеллом. Девушкам из всех слоев общества требуется принять свою женскую природу, ценить себя как женщину и превозмогать тяжелые жизненные испытания.[300] Лея проходит все стадии этого пути, она борется с личными внутренними демонами, одновременно вырастая до лидера, в котором так нуждается Новая Республика.

 

 Отделение от женственности

 

В патриархальном обществе женщины, которым свойственна выраженная женственность, расплачиваются за это отсутствием карьерного роста или просто несерьезным отношением к себе. Для женщины становится выгодным оставить свою женственность ради карьеры в традиционном мужском мире. Женщина избавляется от культурно обусловленных женских качеств, таких как пассивность, обольстительность, склонность к манипулированию и беспомощность.[301]

 Одним из самых примечательных свойств Леи является наличие качеств, которые с точки зрения традиционных тендерных ролей часто считаются мужскими.[302] Уже при первом появлении на борту «Тантива IV» заметен ее упрямый, твердый характер, равно как и полное отсутствие страха перед зловещим Дартом Вейдером. Она внутренне страдает, видя свою родную планету разрушенной, но не позволяет себе ни единой слезинки. Берет командование флотом повстанцев на себя и до появления героя занимает место лидера. Кажущаяся мужественная натура Леи соотносится с первым шагом на ее пути героини.

 Приемные родители Леи, королева Бреха и Бейл Престор Органа с Альдераана, были заботливыми, любящими людьми. Бреха, пережившая несколько выкидышей, очень хотела ребенка, и появление Леи стало ответом на молитвы царствующей пары.[303] Лея растет под присмотром уважаемой королевы Альдераана, пока не замечает силу и престиж карьеры своего приемного отца. Многим культурам свойственен патриархат. Люди, работающие и мыслящие согласно патриархальным устоям, поощряются обществом.[304] Патриархальная культура навязывает девочкам мысли о собственной неполноценности, поэтому они больше, чем мальчики, нуждаются в признании и самоутверждении.[305]

 Осознав, что полномочия ее приемной матери как правительницы ограниченны, Лея отказывается от ее уроков культуры в пользу более агрессивных и физически тяжелых уроков, которые дает ей отец.[306] Согласно модели Мердок, женщины часто наделяют архетип матери мстительными, собственническими, разрушающими чертами.[307] Так происходит из‑за желания облегчить свою сепарацию от матери, причем совсем не обязательно, что настоящая мать действительно будет обладать подобными характеристиками. Художественные произведения часто рассказывают о подобном отделении от матери, при этом фигура матери может быть отсутствующей («Вероника Марс»), умершей («Русалочка») или обладать злодейскими чертами (разнообразные злые мачехи, как в сказке «Золушка»). В других случаях сепарация от матери происходит в результате чрезмерно идеального поведения и навязчивой поддержки, побуждающей выйти из ее тени. В итоге Лея символически отказывается от женственности своей мягкой приемной матери и идет по пути своего отца. Лея боготворит Бейла, как и все, кто с ним знаком, за то, что он делает для Республики.

 

 Отождествление с мужественностью и поиск союзников

 

Многие женщины, добившиеся успеха в мужских профессиях, воплощают в себе черты, свойственные мужчинам и отождествляемые с мужественностью.[308] В греческой мифологии есть пример женщины, обладающей мужественными чертами, – это Афина, единственная дочь Зевса,[309] его союзник и любимое чадо, богиня войны и вершина мужского воплощения в женщине.

 Лея и ее приемный отец вместе занимаются поиском союзников в Галактике, чтобы противостоять натиску Империи. Адмирал Додонна уважает Лею и ее правление, несмотря на ее причастность к гибели Альдераана. И к началу фильма «Звездные войны. Эпизод IV: Новая надежда» она становится влиятельным лидером повстанческого альянса.[310] Окружающие ее союзники мужского пола признают главенствующее положение Леи и даже подталкивают ее к проявлению еще большего типично мужского поведения.

 

 Дорога испытаний

 

Основные испытания Леи на ее пути героини происходят в оригинальной трилогии. Мердок пишет, что многие женские испытания обусловлены ожиданиями общества. Трудности, с которыми сталкиваются женщины, базируются на одном: «Да, дорогая, ты можешь заниматься всем, чем захочешь, пока ты делаешь то, что хотим мы».[311] Диссонанс возникает у тех, кому говорят делать одно, а ожидают совсем другого. Зачастую на своем личном пути испытаний женщины сталкиваются с угрозой попасть в зависимость.[312] После обособления от материнских черт и принятия мужских качеств зависимость угрожает женской самостоятельности и власти. В результате женщина отказывается от собственных потребностей в пользу того, чего от нее ожидают окружающие. Лея подтверждает свою независимость и самостоятельность перед лицом смерти своей планеты Альдераан.

 Примечательна реакция Леи на уничтожение ее планеты. Таркин разрушает ее планету, но Лея не доставляет ему удовольствия видеть ее страдания. После того как повстанцы уничтожают «Звезду Смерти», Лея вместе с Эваном с Альдераана ищет и защищает выживших альдераанцев. Она чувствует свою вину за то, что случилось с Альдерааном, но никогда открыто не скорбит об утрате.[313]

 Как и многие другие женщины в различных культурах мира, принцесса Лея имеет своего антагониста. Ее первая встреча с героем Люком произошла, когда она находилась в состоянии беспомощности. В своем девственно‑белом платье она казалась Люку недосягаемой богиней. Она не раз выглядела беспомощной девушкой – не только в глазах Люка, но и в глазах Хана, который постоянно называл ее «принцесса» и «Ваша милость», напоминая, что они спасли ей жизнь. Непривычная к обесцениванию своего статуса, Лея сталкивается с проблемой утверждения своей силы перед этими мужчинами. Именно на этом этапе мы видим, как Лея встречается с ожиданиями, навязанными женщинам их тендером и положением в обществе, – именно так и происходит в реальной жизни.

 

 Благо успеха

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 306; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.186.164 (0.089 с.)