Анализ развивающего потенциала лицейской среды 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ развивающего потенциала лицейской среды



 

Экспертный анализ образовательной среды Лицея проводился на основе психолого‑педагогической типологии, в которой выделяются:

•«догматическая» среда, способствующая формированию зависимой и пассивной личности, обеспечивающая, однако, твердое усвоение необходимого образовательного содержания путем заучивания;

•«карьерная» среда, способствующая формированию активной,но зависимой личности, предусматривающая самостоятельную работу учащихся по заданным правилам и алгоритмам;

•«творческая» среда, способствующая развитию активной и внутренне свободной личности, предусматривающая выполнение учащимися творческих заданий проектного, созидающего характера, при этом роль педагога заключается в рецензировании результатов работы учащихся;

•«безмятежная» среда, способствующая формированию свободной, но пассивной личности, среда, в которой учащиеся «предоставлены сами себе», а роль педагогов сводится к предупреждению конфликтов и обеспечению безопасности учащихся.

Результаты экспертизы показали, что учащиеся в основном воспринимают среду Лицея как «карьерную» – 65 %. В качестве «догматической» и «творческой» среда воспринимается соответственно 16 и 17 % учащихся. Интересно отметить, что в процессе экспертного опроса педагоги продемонстрировали выраженное стремление к приукрашиванию реальности: по их мнению, в Лицее преобладает «творческая» среда (53 %), далее «карьерная» – 43 %, а «догматическая» составляет лишь 4 %. (После анализа этих данных на педагогическом совете педагоги согласились с нереалистичностью своей позиции.) Мнение родителей в целом сопоставимо с точкой зрения учащихся (53 % – «карьерная», 26 % – «творческая» и 21 % – «догматическая»). Родители, как и педагоги, отмечают полное отсутствие в Лицее «безмятежной» среды, с чем практически согласны и учащиеся (2 %).

С точки зрения соответствия характера лицейской среды провозглашенным образовательным целям, данные результаты можно признать вполне адекватными, обеспечивающими намеченный курс развития. Было решено провести специальный семинар с преподавателями по вопросам педагогического проектирования и организации образовательных сред различного типа, а также по стратегии их использования в образовательном процессе.

 

Рис. 2. Графическое представление восприятия образовательной среды лицея учащимися (2.1), педагогами и администрацией (2.2)

 

Лицейская среда анализировалась также на основе комплекса количественных параметров, характеризующих ее развивающие возможности.

По результатам гуманитарной экспертизы было констатировано, что показатели большинства этих параметров находятся на среднем уровне. Показательно, что в большинстве случаев педагоги оценивают среду как более благоприятную по сравнению с учащимися. Особо отмечается большая «устойчивость» (стабильность во времени) лицейской среды, ее высокая «мобильность»(способность к изменениям под влиянием современных требований) и «доминантность» (субъективная значимость для учащихся, педагогов, родителей). Вместе с тем, отмечены относительно низкие значения «социальной активности» среды (внешние связи Лицея с социальным окружением) и ее «эмоциональности»(возможности получить эмоциональную поддержку, внимание к личным проблемам и обстоятельствам).

 

Рис. 3. Комплексная оценка показателей образовательной среды лицея

 

Стратегия усиления развивающего потенциала лицейской среды предполагает следующие основные направления. Для усиления доли карьерного типа образовательной среды за счет снижения доли среды догматического типа необходимо:

•разработать и реализовать программу, направленную на развитие субъектной активности учащихся и педагогов, а также родителей в процессе образовательной деятельности;

•разработать и реализовать программу, направленную на развитие творческого потенциала всех субъектов образовательного процесса.

Для повышения показателя социальной активности среды предусматривалось:

•систематически предоставлять материалы о Лицее для публикации в газете;

•подготовить цикл передач о Лицее на местном телевидении;

•подготовить Лицейский буклет и брошюру о Лицее;

•активно принимать участие в различных выставках, фестивалях, конкурсах;

•организовать летний лагерь для старшеклассников;

•выступить с инициативой по шефству над природными объектами микрорайона;

•активизировать работу клуба выпускников.

Для повышения показателя когерентности среды предусматривалось:

•разработать и реализовать программы сотрудничества с рядом вузов;

•разработать программу проведения циклов лабораторных занятий на базе вузов и научно‑исследовательских институтов;

•организовать постоянные встречи педагогического коллектива и родителей с органами местного самоуправления;

•усилить практическую подготовку учащихся в соответствии с современными требованиями (компьютерную, коммуникативную, валеологическую, экономическую);

•более четко направить психолого‑педагогическую работу в Лицее на развитие у учащихся личностных качеств, необходимых для успеха в современном обществе (целеустремленности, решительности, ответственности, работоспособности и т.п.).

Для повышения показателя широты среды предусматривалось:

•установить партнерское сотрудничество с лицеями аналогичной профилизации для систематического обмена учащимися и педагогами, а также осуществления совместных социальных проектов;

•организовать периодическое общение учащихся и педагогов с интересными людьми в форме бесед, круглых столов, дискуссий и т.п.

Для повышения показателя интенсивности среды предусматривалось:

•провести обучение педагогов интерактивным формам и методам проведения занятий;

•разработать и реализовать специальную программу организации активного отдыха учащихся (как в выходные дни, так и на период каникул).

Для повышения показателя осознаваемости среды предусматривалось:

•написать гимн Лицея, обсудить его с коллективом, разработать регламент его исполнения, изготовить значки с символикой Лицея;

•организовать постоянную выставку истории Лицея.

Для повышения показателя обобщенности среды предусматривалось:

•провести цикл семинаров для полного понимания всеми педагогами Концепции Лицея.

Для повышения показателя эмоциональности среды предусматривалось:

•уделять особое внимание общению педагогов и родителей в неформальной обстановке (как в Лицее, так и за его пределами).

Для повышения показателя мобильности среды предусматривалось:

•целенаправленно ориентировать образовательный процесс не только на академическую и профессиональную подготовку учащихся, но и на развитие их функциональной грамотности (лингвистической, коммуникативной, компьютерной, валеологической и т.д.), а также на их личностное развитие и саморазвитие;

•организовать целенаправленное обучение педагогов современным образовательным технологиям, наладить методическую поддержку педагогов, использующих современные педагогические методы;

•обеспечить методическую подготовку на специальных курсах всех педагогов, которые ведут новые для них курсы и дисциплины;

•обеспечить учителей современными пособиями и методической литературой.

 

Анализ отношения к Лицею

 

В процессе экспертизы исследовалось также отношение к Лицею учащихся, педагогов и родителей с точки зрения «эмоционального» отношения (нравится – не нравится), «познавательного»отношения (интерес к Лицею, его жизни), «практической» включенности в жизнь Лицея и «поступков», связанных с Лицеем (сверхнормативной активности по отношению к Лицею). Отношение к Лицею понималось как отношение к учащимся, к преподавателям, к образовательному процессу, а также к помещению и оборудованию Лицея.

 

Îòíîøåíèå ê øêîëå – ðàçëè÷èÿ

Рис. 4. Графическое представление интенсивности отношения к лицею различными субъектами образовательного процесса

 

Анализ полученных результатов показывает, что отношение учащихся к Лицею находится в целом на среднем уровне, а отношение педагогов – на высоком. При этом преподавателями эмоционально позитивно воспринимается педагогический коллектив, в котором они работают, хотя познавательный интерес педагогов друг к другу относительно невысок. Педагоги гораздо в большей степени проявляют интерес к учащимся, но, в то же время, эмоционально воспринимают их менее позитивно, чем своих коллег, именно по отношению к учащимся в наибольшей степени выражено их негативное отношение. Учащиеся, в свою очередь, эмоционально позитивно воспринимая своих педагогов, образовательный процесс,а также помещение и оборудование Лицея, в значительно меньшей степени положительно относятся к другим учащимся, демонстрируя к ним в значительной мере негативное отношение (по уровню показателя сопоставимое с позитивным). У учащихся отмечается также крайне низкий интерес к своим педагогам.

По результатам экспертизы отношения к Лицею намечены определенные меры по предотвращению отмеченных неблагоприятных тенденций:

•необходимо целенаправленно информировать весь коллектив Лицея, родителей об успехах и достижениях каждого лицеиста:

•педагогическому коллективу вести работу по профилактике, предотвращению и тщательному психолого‑педагогическому сопровождению конфликтных ситуаций между отдельными лицеистами;

•лучше информировать учащихся и родителей о целях, стратегии и методологии организации образовательного процесса в Лицее;

•администрации и руководителям методических объединений проводить формальную и неформальную персональную работу с теми педагогами, которые с трудом воспринимают изменения целеполагания и организации образовательной деятельности в Лицее;

•уделить особое внимание созданию благоприятных бытовых условий для профессиональной деятельности каждого педагога (индивидуальное рабочее место, оборудование кабинетов и т.п.).

На педагогическом совете принято решение сформировать три рабочих группы.

Первой из них поручено более подробно изучить проблемы взаимоотношений между учащимися и разработать программу гармонизации психологического климата в среде учащихся.

Второй группе – разработать программу самопрезентации преподавателей, а также ряд других мер для повышения интереса коллег и учащихся к личности каждого педагога.

Третьей группе было поручено разработать программу повышения интереса учащихся и стимулирования их сверхнормативной активности по отношению к своему учебному заведению.Основой успеха такой работы может стать опора на высокий показатель доминантности лицейской среды для учащихся.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.47.221 (0.011 с.)