Диагностика организационной культуры Гимназии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диагностика организационной культуры Гимназии



 

Результатом исследования оказалась вполне сбалансированная, гармоничная модель корпоративной культуры Гимназии:«семейная» и «результативная» – по 26 %, «ролевая» – 25 %, «инновационная» – 23 %. Было констатировано, что такой тип корпоративной культуры является хорошей основой для устойчивого инновационного организационного развития Гимназии.При определении желаемого профиля организационной культуры был получен следующий результат: «семейная» увеличивается до 39 %, а «инновационная» до 27 % за счет резкого уменьшения «ролевой» до 15 %. Подобную тенденцию можно охарактеризовать скорее как регрессивную с точки зрения организационного развития.

 

Управление организационно‑педагогической деятельностью Гимназии на основе данных системной экспертизы образовательных условий

 

В качестве метода разработки действующей организационно‑образовательной системы Гимназии была придумана «ресурсная таблица» (табл. 1) областей организационно‑педагогической деятельности гимназии для преодоления выявленных проблем (противоречий) по каждому аналитическому блоку экспертизы и описан прогнозируемый результат (прирост количественных и качественных параметров экспертизы) с выделением критериев эффективности. «Ресурсная таблица» органично вписывается в комплект методик экспертизы и проектирования организационно‑педагогической системы школы.

 

Рис. 8. Сравнение существующего и «желаемого» профилей организационной культуры гимназии

 

Над каждой выявленной в ходе экспертизы «проблемной областью» работала творческая группа (команда), сформированная из педагогов и руководителей Гимназии. Работа в творческой группе предполагала участие в просветительских лекциях и семинарах, планирование и проведение мероприятий, фиксирование результатов работы, соотнесение этих данных с прогнозируемым результатом, подготовку отчетных материалов, участие и выступление в итоговой конференции по результатам второго этапа экспериментальной работы.

 

Таблица 1.

«Ресурсная таблица» областей организационно‑педагогической деятельности школы

 

Например, при анализе эмоционального компонента отношения учащихся к школе – аналитический блок, отмечен значительный негативный компонент отношения учащихся к одноклассникам – выявленная проблема (противоречие). Руководителями Гимназии было принято решение о проведении в старших классах мероприятий, направленных на коррекцию отношения учащихся друг к другу – область организационно‑педагогической деятельности. Творческая группа, которая занималась этой проблемой, предложила программу для старшеклассников, рассчитанную на год, в которую входили такие мероприятия, как тренинг толерантности, проведение фотовыставки, посвященной толерантности, и так далее – содержательные (тематические) ядра. Прогнозируемый результат – контроль над результатами осуществляется через анализ данных промежуточного мониторинга – снижение показателей негативного восприятия учащимися старших классов друг друга, и увеличение познавательного компонента отношения.

Работа с «ресурсной таблицей» позволяет наглядно и компактно представить анализируемый материал экспертизы, оценить в комплексе все проектируемые области организационно‑педагогической деятельности и прогнозируемый результат работы школы. В процессе составления «ресурсной таблицы» удобно проектировать мероприятия, которые будут работать на улучшение показателей сразу нескольких «проблемных мест».

Как и большинство российских школ сегодня, Гимназия № 1534 работает в режиме инновационной деятельности, то есть стремится к преобразованиям в сфере введения в образовательный процесс новых форм и методов обучения и воспитания.

Несколько путей ведут «к знанию» того, как обеспечить стабильное и долгосрочное развитие школы. Сетевой проект «Развитие школьных образовательных систем» позволяет каждой школе исследовать свою организационно‑образовательную систему, разработать на основе данных экспертизы собственную концепцию и стратегию развития школы. Каждая школа имеет возможность учесть опыт других школ в создании организационно‑образовательной системы и поделиться своим опытом – участие в конференциях в рамках проекта.

Несмотря на то, что участники проекта получают полный комплект методологических разработок ученых Международного центра экспертизы и проектирования: методику проведения системной экспертизы школы, научно обоснованный алгоритм проектирования образовательной системы, механизмы ее построения и целенаправленного развития и так далее, каждая школа проходит свой путь и ищет свои ориентиры совершенствования школьного образования.

На сегодняшний день первоочередными задачами для Гимназии являются:

•проведение промежуточного мониторинга достижений в сфере функционирования организационно‑образовательной системы Гимназии;

•развитие творческого коллектива, способного обеспечить инновационное развитие Гимназии;

•реализация педагогических проектов, направленных на устранение проблемных областей в управлении организационно‑педагогической системой Гимназии.

Участие в проекте «Развитие школьных образовательных систем» предоставляет руководителям учебных заведений возможность осуществлять инновационную деятельность в логике комплексных изменений системы общего образования.

 

ЭКСПЕРТНЫЙ АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННО‑ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МОДЕЛИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ГИМНАЗИИ В РАЙОННОМ ЦЕНТРЕ

 

 

И.А. Бондаренко,

психолог МОУ Гимназия № 5, г. Усть‑Лабинск, Краснодарский край

 

Гимназия расположена в центральной части г. Усть‑Лабинска.Для социально‑экономического окружения гимназии характерно отсутствие непосредственно в районе промышленных предприятий. По соседству расположены спортивно‑оздоровительный клуб «Смена» и музыкальная школа, стоматологическая и детская поликлиники.

Образовательные программы области гимназического обучения представляют на данный момент недифференцированную целостность, не позволяющую оперативно проводить их обновление. Одновременно программы не являются предметом взаимодействия гимназии и окружающего социума. Это создает затруднения в разработке программы профильного обучения и сохранения гимназической программы повышенного уровня. С целью компенсации этих возможных негативных тенденций гимназии необходимо разработать совокупность авторских образовательных программ, интегративная реализация которых позволит сохранить повышенный уровень образования, требуемый определенной группой родителей и учащихся.

Система дополнительного образования является составной частью образовательной программы, работающей в режиме полного дня (начальная школа), и кружковой работы в старшей школе. Программа дополнительного образования рассчитана на учащихся всех ступеней гимназии с 1‑го по 11‑й классы. Все занятия проходят в одну смену, что дает возможность использования второй половины дня для дополнительного образования.

В гимназии обучается 737 человек. Средняя наполняемость классов – 25,4 человека, что выше среднекраевого.

По результатам экспертизы (2007) отмечается, что в гимназии № 5 сформировалась линейная модель организационной подсистемы гимназии с характерными компонентами коллегиальной.

 

Рис. 1. Процентное соотношение организационных моделей школы

 

Линейная модель проявляется в следующих сферах:

•обязательном участии педагогов в методических объединениях, которые выполняют консультативную и управленческую функции;

•умеренном принуждении к улучшению методики преподавания предметов, где инициатором изменений является директор;

•трансформации внешних правил управленческим аппаратом гимназии;

•ответственность одного человека (директора) перед вышестоящими организациями.

Коллегиальная модель проявляется в:

•принятии решений по использованию бюджета директором и руководителями подразделений;

•автономности учителя, ограниченной влиянием школьных подразделений, как в образовательном, так и в воспитательном процессе;

Вместе с тем в организационной подсистеме гимназии присутствуют элементы матричной и модульной моделей:

•ответственность заместителей за учебно‑воспитательный процесс и стратегическое развитие гимназии;

•контроль и разработка стратегии перспективного развития управляющим органом гимназии.

Анализ результатов экспертизы позволил сформулировать ряд стратегических задач инновационного развития:

1. Мотивирование учителей на добровольное активное участие в методических объединениях.

2. Формирование «команд», как инициаторов совершенствования образовательного процесса, разработчиков стратегии развития гимназии и установления ими правил для внутреннего регулирования школьной деятельности.

3. Повышение профессионального мастерства педагогов.

4. Работа по развитию корпоративной культуры педагогов.

5. Разработка администрацией и руководителями кафедр системы собственных правил и нормативов, регулирующих различные аспекты школьной деятельности.

Экспертиза образовательной подсистемы (2007) показала, что доминирующая роль принадлежит отборочно‑поточной образовательной модели, в равной степени постановочной и модели «смешанных способностей».

Отборочно‑поточная модель проявляется в следующих сферах:

•в сфере организации образовательного процесса в виде предметно‑урочного преподавания;

•в сфере групповой организации школьников в однородные по составу классы;

•в единстве образовательного темпа для всех учащихся;

 

Рис. 2. Процентное соотношение образовательных моделей школы

 

•в оценке образовательного процесса самими учителями‑предметниками при отсутствии каких‑либо объективных критериев оценки;

•в незначительной дифференциации содержания предметов в зависимости от пожеланий учащихся.

Постановочная модель проявляется в следующих сферах:

•содержание образования, направленное на подготовку учащихся к сдаче выпускных экзаменов, а также строгая разделенность между предметами.

Также образовательная подсистема школы включает ряд элементов, характерных для модели «смешанных способностей», проявляющихся в

•оптимизации объема и темпа усвоения содержания образования.

Таким образом, организационно‑образовательная система гимназии соответствует линейно‑постановочной модели.

Исходя из анализа проведенной экспертизы образовательной подсистемы гимназии, сформулированы стратегические задачи:

1. Расширение воспитательных функций учителей‑предметников с целью полноценного личностного развития школьников.

2. Установление тесных межпредметных связей с целью повышения эрудированности учащихся.

3. Организация возможности выбора образовательной траектории, адаптированной под возможности, потребности и желания школьников.

Стратегическое развитие гимназии может предполагать построение интегративно‑матричной с элементами инновационно‑модульной образовательно‑организационной модели.

Основные изменения, необходимые для достижения поставленных целей:

•Максимальная согласованность преподавания различных предметов для лучшей интеграции полученных знаний;

•Активное привлечение учителей (повышение их заинтересованности, мотивации и т.п.) на кафедры, в разработку и реализацию программы развития гимназии.

•Создание условий, направленных не только на достижение высоких учебных результатов, но и, преимущественно, на развитие личности школьников, их социализацию. Пересмотр методов преподавания, организации учебного процесса – поскольку встает вопрос о необходимости более глубокого учета творческих наклонностей учащихся.

•Создание «команды» учителей, обладающей высокой степенью автономности, для выработки собственной образовательной стратегии в рамках школьной концепции.

Проведенная экспертиза воспитывающей среды гимназии № 5 (2007), показывает доминирующую роль догматической среды.

Все полученные данные, продемонстрированные на математических моделях, четко отображают полученный результат.

Для создания оптимальных условий развития воспитывающей среды необходимо увеличить долю свободы и активности; увеличить долю творческой среды за счет снижения карьерной.

Для получения желаемого результата необходимо создать следующую организацию образовательной среды:

•в которой осуществляется социальная поддержка каждого субъекта образовательного процесса;

•в которой осуществляется личностное развитие путем практического участия в исследовательской деятельности и другой работе, соответствующей их склонности; достигать при этом конкретных результатов;

•в которой субъекты образовательного процесса ощущают общественную поддержку своей деятельности и в то же время несут ответственность за ее качество.

 

Рис. 3. Графическое представление восприятия образовательной среды различными субъектами образовательного процесса: учащиеся в целом (3.1),учащиеся младшей школы (3.2), учащиеся средней школы (3.3), учащиеся старшей школы (3.4)

 

 

Результаты мониторинга школьной образовательной среды гимназии (2007)

 

Анализ образовательной среды проводится с помощью следующих дескрипторов: модальность, широта, интенсивность, осознаваемость, устойчивость, обобщенность, эмоциональность, доминантность, когерентность, социальная активность, мобильность.

Коэффициент модальности (степень использования учащимися развивающих возможностей – ресурсов среды) образовательной среды по методике векторного моделирования с учетом «общественного ветра» составил 0.9.

 

Рис. 4. Комплексная оценка показателей образовательной среды гимназии

 

Выработана следующая стратегия развития школьной среды:

1) обеспечение условий для планомерного повышения показателей всех параметров среды;

2) обеспечение условий для повышения таких приоритетных показателей, как устойчивость, эмоциональность и социальная активность гимназии.

Была разработана программа развития школьной среды.

Для повышения коэффициента модальности среды предусматривалось:

•разработать и реализовать программу, направленную на развитие субъектной активности учащихся и педагогов, а также родителей в процессе образовательной деятельности;

• разработать и реализовать программу, направленную на развитие творческого потенциала всех субъектов образовательного процесса.

Для повышения показателя социальной активности среды предусматривалось:

•систематически предоставлять материалы о школе для публикации в городской газете;

•подготовить школьный буклет и брошюру о школе;

•активно принимать участие в различных выставках, фестивалях, конкурсах.

Для повышения показателя когерентности среды предусматривалось:

•разработать и реализовать программы сотрудничества с рядом вузов и средних профессиональных училищ;

•усилить практическую подготовку учащихся в соответствии с современными требованиями (компьютерную, коммуникативную, валеологическую, экономическую);

•более четко направить психолого‑педагогическую работу в школе на развитие у учащихся личностных качеств, необходимых для успеха в современном обществе (целеустремленности, решительности, ответственности, работоспособности и т.п.).

Для повышения показателя широты среды предусматривалось:

•установить партнерское сотрудничество с одной из российских школ для систематического обмена учащимися и педагогами, а также осуществления совместных социальных проектов;

•организовать периодическое общение учащихся и педагогов с интересными людьми в форме бесед, круглых столов, дискуссий и т.п.

Для повышения показателя интенсивности среды предусматривалось:

•провести обучение педагогов интерактивным формам и методам проведения занятий.

Для повышения показателя осознаваемости среды предусматривалось:

• организовать постоянную выставку истории школы.

Для повышения показателя обобщенности среды предусматривалось:

•провести цикл семинаров для полного понимания всеми педагогами Концепции школы (концепция была разработана в процессе консультирования школы).

Для повышения показателя эмоциональности среды предусматривалось:

•уделять особое внимание общению педагогов и родителей в неформальной обстановке (как в школе, так и за ее пределами).

 

РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ЭКСПЕРТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

 

 

К.А. Чернякова,

директор ННОУ школа «Карьера»

 

 

Н.Р. Лосева,

заместитель директора по научно‑методической работе ННОУ школа «Карьера»

 

Образовательное учреждение является школой «полного дня»,в котором обучаются дети с 1 по 11 классы. Образовательный процесс строится на основе постановки и решения индивидуальных задач развития учащихся, обеспечивающих достижение каждым ребенком максимально высокого образовательного результата.Ученики вовлечены в проектную деятельность, занимаются реферативной и исследовательской работой. Школа предоставляет ученикам большой выбор занятий в кружках и секциях различной направленности в рамках дополнительного образования (28 кружков). 95 % учащихся проводят в школе весь день (с 900 до 1830), успевая сделать уроки и посетить выбранные кружки и секции.

В школе 220 учащихся и 72 педагога.

Школа «Карьера» была открыта в 1997 году. К этому моменту в обществе уже существовал определенный социальный заказ к негосударственному образованию: родители хотели увидеть в выбранной для своего ребенка школе не только хорошую учебную подготовку и организацию выполнения домашних заданий, но и решение вопроса свободного времени, проведение его с пользой для ребенка. Исходя из этого, мы изначально открывались как школа полного дня с большим выбором кружков и секций в послеурочное время. В первый год работы в школе обучалось 43 ребенка, что давало возможность держать в поле зрения педагогов, завуча, да и директора, каждого ученика. Видеть и отслеживать все его проблемы и достижения. Но шло время, школа росла; когда число учеников превысило 90 человек, стало появляться чувство неудовлетворенности: и работаем не хуже, а лучше, чем три года назад, а что‑то все же не то! В 2001 году мы переехали в отдельно стоящее здание на Юго‑востоке Москвы. Теперь в школе училось 130 ребят. Мы поняли, что прежняя система работы школы себя изжила, она больше не эффективна, необходимы изменения, но какие? В 1999 году я (директор школы) попала на курсы, которые проводил тогда мало известный в Москве ученый – психолог В.А. Ясвин. Темой курсов была «Экспертиза школьной образовательной среды». Мы все тогда получили дискету с рукописью теперь такой известной в образовательных кругах книги. Я полагаю, что именно с этого момента и началось мое переосмысление школы. С педагогами мы читали и обсуждали ее, пытались самостоятельно проводить экспертизу. Через некоторое время судьба вновь свела нас с Витольдом Альбертовичем и, узнав, что мы «заразились» его идеей, он предложил нам принять участие в полноценной экспертизе, которую проведут его сотрудники. Экспертиза началась в 2002 году. Нам передали план пошагового продвижения школы в эксперименте, но ждать мы не могли, буквально «чесались руки» в предвкушении новой интересной работы. Каждый этап экспертизы обсуждался сразу же после получения его результатов. Собиралась рабочая группа из администрации и педагогов (состав ее варьировался в зависимости от объекта исследования), экспертиза выявила «болевые точки» системы; обсуждая их, мы приходили к осмысленному пониманию той школы, которую хотим видеть. Благодаря экспертизе мы посмотрели на свою школу другими глазами – извне. Какие‑то из увиденных проблем удалось решить сразу, не дожидаясь завершения экспертизы. Когда же мы получили от сотрудника Центра Е.В. Черкалиной увесистый том с экспертными материалами, и администрация, и педагогический коллектив были готовы к глубокому переосмыслению работы школы и своей роли в ней. Надо заметить, что параллельно с проведением экспертизы (а длилась она чуть больше года) мы постоянно работали с педагогическим коллективом, проводили тренинги личностного роста, направленные на осознание своей педагогической позиции (здесь нам активно помогали В.А. Ясвин, М.Р. Битянова), проводили обучающие семинары по методике современного урока, эффективным формам и методам обучения, современным педагогическим технологиям.

После завершения экспертизы, мы четко увидели проблемное поле, в котором нам предстояло работать, что в свою очередь привело нас к переосмыслению концепции школы. Мы создали несколько творческих групп, в которые входили представители администрации и педагоги. Группы работали над определенными разделами концепции. Затем прошел процесс ее обсуждения и принятия, это происходило в небольших группах, по методическим объединениям, дабы дать возможность каждому педагогу высказать свое отношение. Нам думается, что ценность такого подхода состоит в том, что каждый учитель имеет возможность внести свою лепту в разработку и написание главного документа школы.Концепция была принята, в ней мы обозначили основные приоритеты школы, задачи педагогического коллектива. Изменилась и организационная структура школы. На смену традиционной модели с вертикальными связями и подчинениями пришла модель сотрудничества, в которой преобладают горизонтальные связи, подчеркивающие характер взаимодействия различных структур.

К моменту завершения экспертизы, школа уже прочно «стояла на ногах», наши финансовые возможности позволяли реализовать давнишнюю мечту – ввести институт освобожденных классных руководителей (младших менеджеров, как мы их называем). Младший менеджер в нашей школе – человек, который самостоятельно принимает решения и организует образовательное пространство своего класса. Ему мы передали часть административных функций и полномочий, чем избавили администрацию от решения массы текущих, маловажных вопросов, создав тем самым для административной команды возможность заниматься своим главным делом – разработкой стратегии и тактики развития нашего образовательного учреждения.

После завершения первой экспертизы, параллельно с работой над ее результатами в школе под руководством сотрудника Центра Е.В. Черкалиной началась учеба внутренних экспертов, сотрудников школы. Именно их силами в 2006 году была проведена вторая экспертиза школьной образовательной системы. За время, разделяющее две экспертизы, в школе произошли серьезные качественные изменения, и результаты второй экспертизы были по многим параметрам нами прогнозируемы. Проблемное поле, которое обозначила нам вторая, внутренняя экспертиза, еще раз подтвердило правильность видения администрацией проблем и перспектив развития школы. В предлагаемой вашему вниманию статье мы представляем наше видение решения проблем, выявленных проведенными в нашей школе экспертизами. Будем рады, если у познакомившихся с нашим опытом коллег возникнет желание побывать в нашей школе, а также ближе познакомиться с созданной нами образовательной моделью, приняв участие в работе семинара.

По результатам экспертиз для решения проблемы планомерного приближения к интегративно‑матричной образовательной модели в сферах содержания образовательных курсов, воспитательной работы и образовательного процесса требуется решить определенные стратегические задачи. Кратко представим наш опыт решения такой задачи, поставленной перед нами экспертами, как ориентация воспитательной работы на потребности и социализацию школьников: предоставление возможностей для проявления социальной активности школьников в соответствии с их потребностями и интересами, повышение степени координации деятельности педагогов‑предметников по решению воспитательных задач; повышение эффективности деятельности классных руководителей.Для начала введем некоторые понятия и сделаем пояснения.

Что такое индивидуальные задачи развития учащихся и задачи развития класса? Задачи развития – это то образовательное содержание, которое предлагает антропологически ориентированная школа ребенку определенного возраста, обладающему теми или иными индивидуальными особенностями. Решение данных задач может «упаковываться» в урок и его предметное содержание, внеурочное мероприятие, оформление образовательной среды, формы общения взрослых с учащимися и учащихся между собой. Антропологически ориентированная школа – школа, представляющая конечный образовательный продукт как эталонный портрет ученика определенного возраста. Образовательный процесс строится на основе индивидуальных образовательных траекторий, учитывающих индивидуальные, личностные особенности ученика, мониторинг строится на основании сравнения достигнутых результатов с эталонным портретом. Совокупность характеристик и свойств, определяющая соответствие (адекватность) системы образования принятым требованиям, социальным нормам, государственным обязательным стандартам, является основой эталонных портретов учащихся определенных возрастов.

Эталонный портрет – это идеальный образ ученика, включающий в себя способности, умения и навыки, необходимые для успешного обучения, саморазвития и самореализации. Эталонный портрет состоит из нескольких блоков: организационно‑рефлексивный блок, познавательный блок, блок соорганизации деятельности, информационно‑коммуникативный блок.

Каждый блок включает в себя способности, умения и навыки, которыми должен обладать ученик определенного возраста. Задачи развития учащихся бывают возрастные, индивидуальные, социокультурные. Развитие человека рассматривается через семь составляющих: мировоззрение; рефлексия; мышление; целеполагание и саморегуляция; способность к самоопределению; навыки сотрудничества, культуру общения; способность к саморазвитию, самопознанию.

Проектирование процесса развития ученика происходит с учетом следующих принципов:

•целостность человека в образовательных ситуациях;

•активность в процессе усвоения образовательного содержания;

•ориентация на «выращивание» социально значимых способностей и ценностных ориентаций личности.

Процесс проектирования имеет следующие уровни:

•ценностно‑целевой – единый взгляд на природу детства, роль взрослых в развитии ребенка, цели образования;

•содержательный – общее представление о портрете выпускника, задачах развития для различных школьных возрастов, конкретных учащихся школы;

•технологический – построение каждым специалистом своей деятельности на основе поставленных задач развития;

•организационно‑управленческий – создание устойчивых механизмов сотрудничества, закрепленных в организационной культуре школы, средств и форм взаимодействия специалистов.

Чтобы научить наших специалистов проектировать на первых двух уровнях, проводилась целенаправленная работа с коллективом. В течение трех лет мы знакомились и овладевали антропологическим подходом в образовании на годичных семинарах под руководством кандидата психологических наук профессора М.Р. Битяновой, учились на курсах Марины Ростиславовны «Развивающие возможности урока», занимались на тренингах под руководством доктора психологических наук В.А. Ясвина. Чтобы научиться проектировать свою деятельность на технологическом и организационно‑управленческом уровнях, необходимо понимать, какие приоритеты при построении профессиональной деятельности на основе задач развития расставляют управленцы, младшие менеджеры, психологи, педагоги. Например, младшие менеджеры должны уметь:

•проводить педагогический мониторинг;

•ставить задачи развития на уровне класса и каждого ученика класса или групп учеников;

•выстраивать систему педагогической воспитательной работы на основе поставленных задач развития;

•проектировать систему взаимодействия с другими специалистами – педагогами‑предметниками, психологами, социальными педагогами и т.д. в решении задач развития;

•проводить мониторинг результатов своей деятельности и осуществлять при необходимости коррекцию планирования.

Что такое образовательная программа класса? Образовательная программа класса – это стратегия и тактика развития каждого ученика, класса и группы в целом, направленные на повышение качества образования. Образовательная программа класса – это стратегия и тактика всех педагогов, работающих с классным коллективом над решением задач развития. Стратегическая часть образовательной программы:

1. Эталонный портрет ученика определенного возраста.

2. Психолого‑педагогический портрет класса.

3. Задачи развития класса.

4. Индивидуальные задачи развития учащихся.

5. Перечень специалистов, отвечающих за решение задач развития в данном классе с расставленными приоритетами.

6. Педагогический инструментарий для решения задач развития.

7. План работы на полугодие.

8. Аналитические справки педагогов (I часть).

9. Результаты проведенной психолого‑педагогической диагностики (входная и итоговая).

10. Рекомендации психолога педагогам.

Тактическая часть образовательной программы:

1. Аналитическая справка (II часть), заполняется педагогом по итогам каждого полугодия.

2. Приложения:

•конспекты уроков, показывающие возможности педагогических технологий для решения задач развития учащихся;

•материалы проектных дней, проводимых под решение задач развития учащихся;

•материалы младшего менеджера (анализ посещенных уроков, конспекты открытых мероприятий, результаты наблюдений);

•материалы педагога‑предметника (дидактика, педагогический инструментарий для решения конкретной задачи развития, предметный мониторинг).

Для решения задачи ориентации воспитательной работы на потребности и социализацию школьников, поставленной перед нами экспертами в рамках новой концепции школы, мною и заместителем директора по научно‑методической работе была разработана технология постановки и решения индивидуальных задач развития учащихся, а также задач развития классных коллективов. Реализовать эту технологию помогает выстроенная в нашей школе система взаимодействия всех специалистов, работающих с классом. Схема, представленная далее, поможет познакомиться с созданной технологией.

Кратко опишем основные этапы этой технологии.

Первичная диагностика состоит из: диагностики ЗУНов,ОУУНов, психологической диагностики, диагностики предметной осведомленности на базовом уровне. В рамках решения поставленных перед нами задач, мы проводим диагностику общеучебных умений и навыков. Творческой группой, в которую входят учителя нашей школы, разработаны диагностические материалы на основе текста для каждого класса с 4 по 9. С помощью этих материалов проводится мониторинг индивидуальных задач развития учащихся, в которых сформулированы необходимые для каждого возраста информационные, учебно‑логические и организационные умения и навыки. Для диагностики коммуникативных ОУУНов разработана схема диагностического урока. После проведения диагностики учеников конкретного класса полученная информация обрабатывается членами творческой группы, психологами и анализируется младшим менеджером. Полученные результаты сравниваются с возрастными нормами. Следует отметить, что возрастные нормы развития тех или иных мыслительных операций и уровень владения общеучебными умениями и навыками внесены в эталонный портрет ученика. Эталонные портреты разработаны для разных возрастных групп учащихся. На основании диагностики по параметрам эталонного портрета младшим менеджером и психологом составляется психолого‑педагогический портрет класса. Затем он сравнивается с эталонным портретом, по результатам соотнесения ставятся проблемы, исходя из которых и получаются индивидуальные задачи развития для каждого ученика и задачи развития класса в целом. С этим материалом младший менеджер выходит на психолого‑педагогический консилиум.

Следующий шаг – проведение психолого‑педагогического консилиума. Классный руководитель и психолог‑куратор класса собирают всех специалистов, работающих с классом, знакомят их с результатами психолого‑педагогической диагностики, обсуждают составленный портрет класса, раздают поставленные задачи развития. Выступает член творческой группы, который проводил диагностику ОУНов. Затем каждый педагог высказывает свое мнение относительно полученной информации. Следует отметить, что именно на этом этапе происходит коррекция и дополнение поставленных задач развития. Далее каждый специалист определяет для себя приоритетные задачи, которые он сможет решать на своем уроке или занятии. Данные сведения классный руководитель заносит в протокол консилиума.

После консилиума составляется план мероприятий, позволяющих решать поставленные задачи развития. При этом необходимо помнить, что поставленные задачи могут решаться как за счет традиционных мероприятий (уроков, проводимых в русле различных технологий, классных часов, праздников, но в этом случае мероприятия могут наполняться новым, отвечающим поставленным задачам, содержанием), так и за счет создания новых (общешкольных проектно‑исследовательских игр, предметных дней и др.)

В каждой образовательной программе как образовательный результат, к которому мы стремимся, представлен эталонный портрет ученика соответствующего возраста. Как это происходит на практике? Ответ на этот вопрос можно получить, посетив наш годичный семинар.

В заключении хочется еще раз отметить, что наша школа – образовательное учреждение, открытое для профессионального общения на различных уровнях, мы готовы к сотрудничеству с коллегами, заинтересованными в развитии и качественном совершенствовании российского образования.

 

РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ НА ОСНОВЕ ДАННЫХ ГУМАНИТАРНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

 

 

В.А. Ясвин,

заведующий лабораторией экспертизы и проектирования образовательных систем Института научной информации и мониторинга развития наук об образовании РАО

 

 

В.М. Жиляков,

директор ГОУ Лицей № 1550, г. Москва

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 93; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.65.65 (0.092 с.)