Психологические и этические аспекты: проблемы сознания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологические и этические аспекты: проблемы сознания



 

Сначала чуть‑чуть психологии. Опыт показывает, что занимающиеся испытывают немало проблем психологического характера как при освоении разных систем оздоровительных гимнастик, так и в ходе даже сравнительно долгой их практики.

Мой личный опыт, причем как практикующего, так и преподававшего инструктора, показывает три основные группы этих психологических проблем:

а) проблемы кажущейся сложности отдельных упражнений;

б) проблемы необоснованных ожиданий немедленных результатов

в) проблемы этической реализации благодатных результатов самостоятельных практик.

Рассмотрим вкратце эти проблемы и пути их решения.

а) Проблемы кажущейся сложности отдельных упражнений –исходные по времени своего возникновения. Если, к примеру, вы возьметесь изучать сразу Тайцзи‑цюань в форме чэнь, то поначалу все попытки овладеть комплексом хотя бы из 24 базовых форм могут показаться вам кошмаром. Гимнастика Тайцзи‑цюань считается одной из самых сложных, а стиль чэнь –самым трудным из всех разновидностей или стилей Тайцзи‑цюань. Для того, чтобы изучить эти движения по книжке с картинками, требуются особый медитативный настрой и способности к чувствованию динамики каждого элемента и упражнения («формы»). Самый верный путь–найти себе инструктора по этой китайской гимнастике, но для иных групп населения, прежде всего–пенсионеров, оплата занятий может оказаться непозволительной роскошью. (Заметьте: еще один порочный круг: нет денег–нет возможностей освоить оздоровительный комплекс, а нет здоровья–найти себе приработок для пенсионера уже сложно, а потому и нет денег!)

И в конечном итоге случается, что из‑за начальной сложности освоения той или иной оздоровительной системы, начинающий так и бросает заниматься. Хотя после месяца‑другого пусть даже неумелых и неловких попыток, данное упражнение раскроет свое содержание настойчивому практиканту, а еще через полгода–вообще покажется простым и элементарным.

Так или иначе, есть два основных способа решить эти проблемы: 1) поначалу изучать и осваивать самые простейшие движения; принцип от простого к сложному должен выполняться неукоснительно! и 2) индивидуальная решимость и несгибаемое намерение все‑таки достичь уровней активного созидания собственного здоровья…

Самый же первичный психологический момент в организации собственных тренировочных занятий состоит в преодолении стереотипа, десятилетиями навязывавшегося массам населения. Этот стереотип состоит в воззрениях о тренировке как «потовыжималовке». Особенно важно преодолеть такой нелепый изначальный подход для пенсионеров и лиц пожилого возраста. Полное невежество как бывшего советского руководства, так и представителей западных кругов, состоит в прочно укоренившихся западных подходах к вопросам физкультуры. Поэтому мне приходилось с самого начала объяснять и показывать, что восточные оздоровительные системы связаны с накоплением энергетики, а не с ее повышенным расходованием. И лично я еще в школьные годы заметил, что европейскую утреннюю «зарядку» куда более правильным будет называть утренней «разрядкой».

Аналогичным образом стоит заявить и о вредности утреннего бега: в ранние утренние часы кровь оказывается густой и вязкой, и этот пик повышенной густоты крови приходится на 4–5 утра. Поэтому утренние пробежки вызывают особенно сильные (а потому и опасные!) нагрузки не только на сердце, но и на всю систему кровеносных сосудов.

Вы спросите, стоит ли тогда приурочивать тренировки к утренним часам? – Конечно, стоит. Но при минимуме мышечных нагрузок и других физических усилий. И если вы не занимаетесь китайскими гимнастическими комплексами или не делаете индийские асаны йоги, то крайне желательной будет легкая прогулка, примерно на 1Ї2 км.

б) Проблемы неправомерного ожидания немедленных результатов. Это наиболее частая ошибка почти у всех занимающихся–ждать чудесных эффектов уже после недели‑другой занятий. Первые две‑три недели систематических занятий (не реже 2–3 полных тренировочных циклов из двухчасовых занятий в неделю, например по вторникам, четвергам и субботам) – еще вовсе не повод ожидать крепкого здоровья. Особенно после 35–40 лет. А ведь немалое число начинающих, прежде всего среди тех, кто пытается заниматься самостоятельно, так и поступают: сделают то или иное упражнение и, не видя благих плодов, уже считают подобные занятия ерундой и забрасывают дальнейшее их практикование.

Кроме того, два‑три упражнения – это еще не комплекс, и системность сочетаний как минимум 7‑10 упражнений оказывается очень важным фактором для любого успеха.

Так что устремленность и четкое намерение достичь таких уровней совершенства, чтобы хотя бы не болеть, со временем становится едва ли не самым важным определяющим фактором.

Заметим еще один порочный круг: нет результатов – нет желания тренироваться дальше, а следовательно, – нет и еще больших результатов (!).

«Кто никуда не плывет, тому никогда не бывает попутного ветра,» – утверждал еще в 17‑м веке Мишель Монтэнь. В справедливости этого утверждения я убеждался не один раз.

в) Проблемы этической реализации благодатных результатов самостоятельных практик.

Заметим сначала одну весьма распространенную ошибку: очень широко распространенная иллюзия связывает само понятие «мастерство» с исполнением очень сложных упражнений или отдельных элементов, то есть с «техническими» аспектами практик. Такой подход будет отражением лишь внешней стороны мастерства. На самом деле куда более важным является иной аспект–правильное использование привлеченных извне или активизированных изнутри энергий–на что они тратятся, на что сам человек эти энергии расходует. А потому очень важно сказать здесь, что мастер–это не тот, кто виртуозно овладел сложными метафизическими практиками и может проявлять настоящие чудеса (хотя и этот аспект мастерства несомненен). Подлинный Мастер–это тот, кто умеет правильно расходовать привлекаемые и активизированные энергии, на совершение богоугодных дел, на распространение любых форм и проявлений Добра. Мастер–это тот, кто духовно себя реализовывает, проявляя подлинно Божественные качества своего высшего‑«Я» (супер‑Эго).

А потому мы вплотную подходим уже к проблемам этики. Они, как будет видно, важны уже с самого начала, ибо одна из первых задач здесь – сохранение благих результатов тренировок.

Примеров из повседневной жизни здесь можно видеть очень много. Скажем, какой‑то человек много и систематически занимается, но, каждый раз возвращаясь в домашний «дурдом», где дети кричат, теща гневается, а жена недовольна – все эти благие результаты растрачивает в пылу домашних ссор или хаотической организации повседневного быта. Увы, такая картина наблюдается слишком часто, а потому установление мира и психологического благополучия в семье выступает важнейшим изначальным фактором успеха, требующим неких перестроек в сознании и оздоровления не только одного человека, но и психологического климата всей семьи.

Другая задача – установление высшей интеграции тела, эмоций и ума. Прежде всего, отметим как общее правило: нейтрально‑радостное состояние, расслабленность, покой – это непременное условие успеха. Если человек подходит к своим тренировкам как к каторжному труду, он в той или иной степени испытывает напряжение: в физиологическом плане организм находится в состоянии защиты, то есть сжатия; гладкие мышцы (стенки сосудов, протоков, кишечника) спазмированы, отсюда – затрудненный вывод шлаков и т. п. несовершенства в итоговых результатах.

Какой бы практикой вы не занимались – китайскими оздоровительными комплексами, у‑шу, каратэ, индийской йогой или даже своими собственными разработками – реальный успех по пути совершенствования предполагает установить три внутренних соответствия:

1) соединить эмоции с разумом;

2) соединить разум с дыханием;

3) соединить дыхание и силой (потоками энергий).

Эти три важнейших элемента интеграции предусмотрены в религиозных духовных системах, и все они вместе дают еще и новое качество – повышение общего энергетического потенциала. Если же их соединить с физическими практиками, в итоге наблюдается просто парадокс: к старости человек становится все более и более сильнее!

Что касается китайских комплексов или упражнений динамической йоги, то там к приведенным выше трем внутренним соответствиям прибавляются еще и три внешних соответствия:

4) интеграция грудной клетки с плечами;

5) локти связываются с коленями; и плеч

3) ладони рук связываются со ступнями ног.

Эти шесть соответствий, при более детальной их проработке дают еще целый ряд других, частных моментов или вторичных соответствий:

– синхронность движений ладоней и ступней

локтей и колен

плеч и бедер

– единение воли и энергий Праны‑ци;

– синхронизация Праны‑ци и физической силы мышц;

– соединения энергий Праны‑ци и костей (вспомним ветхозаветную историю про кости пророка Елисея: это все из той же области явлений);

– установление гибкости как основного требования «текучести» телесной формы с наращиванием физической силы (в западных системах типа атлетичесой гимнастики или при силовых упражнений развитие силы обычно сопровождается утратой гибкости связок и сухожилий);

– установление вторичной молодости тела с «молодостью души», то есть к повышенным способностям обучаться и усваивать уроки единой Жизни (вспомним здесь слова Иисуса: «…Если не будете как дети, не войдете в Царствие Небесное…»).

Технократическое развитие цивилизации, параллельно с наработкой интеллекта во всех сферах жизни, привело к развитию дезинтеграции современного человека: человек думает одно, говорит другое, а делает порой вовсе не так, как думает или заявляет.

Что касается оздоровления, то выполнение упражнений с мыслями о решении каких‑то других проблем сильно понижает коэффициент полезного действия (к.п.д.) занятий. И когда интеграция разума, эмоций и тела не достигнута, итоги даже систематических занятий оздоровлением подобно тому, как пить воду через дуршлаг.

Но есть и куда более серьезная проблема интеграции. Ибо существует так называемая низшая интеграция, когда исходные побудительные импульсы коренятся в желании «эго» не стареть, не болеть и никак не изменяться с возрастом, и существует высшая интеграция, когда высшее‑»Я» человека, или его «суперЭго» постепенно берет под контроль телесную активность, эмоции и даже сами мысли. В первом случае процессы появления и развития синхронизации тела с дыханием и с психикой приводит к усилению эгоизма. Можно десять лет «крутить» даосскую Микрокосмическую Орбиту, но оставаться таким же мерзавцем, как и раньше, и нередко можно видеть, что обычный эгоист становится просто «непрошибаемым» эгоистом.

Но высшая, или духовная интеграция предполагает основными своими эффектами проявление качеств божественных задатков в человеке, включая прежде всего развитие бескорыстной Любви и Сострадания, и здесь физическое здоровье – лишь один из побочных эффектов, частное следствие общего духовного прогресса. Этот путь как раз и есть наиболее желанный плод любых тренировок или самостоятельного практикования; этот путь и есть Путь Мастера.

В Эзотерической Доктрине обычно выделяют три основных качественных этапа подобной высшей интеграции: Просветление – Преображение – Вознесение. Но это будет уже отдельной темой, выходящей за рамки настоящей книги.

Что мешает высшей интеграции? – косность самого «эго», или низшего‑»я» человека, нежелание «эго» изменяться и уступать своей системе наработанных привычек. Существует целая система так называемых эгозащитных механизмов, от повседневных телесных привычек до жесткой системы умственных воззрений. Современный человек чаще всего – раб и одновременно невольная жертва общественных внушений и порочных социальных влияний. Миф современной научности как якобы единственной меры Истины, реклама пива или комфортных условий, подмена наработки жизненного опыта развлекательными программами – все это оказывается сильными отвлекающими факторами. Вместе со столь традиционным алкоголизмом как иллюзорным средством ухода от решения проблем существования.

Вы можете называть это «грехами» или считать чем‑то иным, но суть от этого не меняется. И порочные действия всегда дадут порочные результаты, как нечистые причины всегда вызовут нечистые последствия. Это реализуется через объективный космический Закон Кармы, признаете ли вы его или нет – он объективен.

Повседневная жизнь на каждом шагу предоставляет нам множество примеров косности «эго». Наступите кому‑то на ногу в переполненном транспорте – и вы немедленно ощутите ответную реакцию «эго» того человека в виде неуправляемой агрессии…

Есть даже немалое число людей, которые даже хотят болеть. Такие случаи – типичный пример энергетического паразитизма: «Ах, я бедный! Пожалейте меня! Уделите мне внимание!». Это чаще всего относится к пенсионерам, а также порой наблюдается и среди детей, которые не могут иными образом получить проявления родительской любви и ласки, иначе как через болезнь.

Заметьте, что пенсионеры чаще всего говорят о болезнях, а не об успехах в решении проблем здоровья! Вот вам еще одна категория вредных социальных привычек.

Таким образом, подводя здесь итоги скажем: во всех случаях и что бы вы не делали, какие бы методы вы не практиковали, работа сознания – это основное.

Например, можно висеть на турнике в преобладании телесного сознания, а можно висеть на том же турнике в осознании Бога, развивая тело для Бога, подготавливая тело к восприятию Божественных энергий… Внешне это будут идентичные занятия, внутри – совершенно разные дела. С разными, кстати, кармическими последствиями.

Можно мыть полы дома, делая это как вынужденную рутинную работу, а можно превратить мытье полов в интегральную тренировку тела и Души. Спросите себя – «кто   моет пол – ваше Плотное тело, или это выше высшее‑»Я» приняла решение очистить квартиру от грязи?» Увидите сами, что такие постановки вопроса в корне изменяют результаты мытья полов!

То же самое, если говорить о духовных последствиях тренировок, относится и к медленным движениям типа Тайцзи‑цюань – они должны выполняться не сколько для тела и развития плотских составляющих, но для развития сознания, для эволюции самоосознавания.

Посмотрите на медленные движения или как на танец для Бога (библейский царь Давид когда‑то не случайно пел и танцевал, приплясывая, для Бога‑Отца), или как космическую многомерную мистерию, в которой ваше высшее сознание руководит потоками внутренней Праны‑Ци, а те, в свою очередь, приводят в движение руки и ноги, даже молекулы клеток крови… Все подобные «приемы» в работе сознания несомненно выведут вас на более высокие уровни бытия.

 

«Да здравствует болезнь?»

 

«Здоровье – есть дар Божий, но не всегда бывает полезен этот дар: как и всякое страдание, болезнь имеет силу очищать нас от душевной скверны, заглаживать грехи, смирять и смягчать нашу душу, заставлять одуматься, сознавать свою немощь и вспоминать о Боге. Поэтому нам дано болеть», – писал когда‑то преподобный Серафим Саровский.

Большинство болезней в современном обществе относятся к категории болезней невежества (есть такой термин в тибетской и китайской медицине); они связаны с неправильны образом жизни и нарушением законов Природы.

Но все‑таки болезни – болезням рознь  , и как раз этот аспект надо раскрыть в данном разделе.

Для людей с низкими уровнями духовного развития и самоосознанности почти все болезни связаны с осуществлением личных желаний. А потому мы чаще всего видим, что лозунг «бросай курить, вставай на лыжи!» оказывается малоэффективным. Если цель жизни – наслаждаться пока мы живы, отказываться от наслаждений ради продления жизни представляется малопривлекательным занятием. «Лучше тридцать лет жить на всю катушку, летая как орел, чем триста лет существовать как ворон» – вот типичный лозунг малоразвитых в духовном отношении людей. И в погоне за наслаждениями такие люди чаще всего пренебрегают даже элементарными правилами соблюдения здоровья, растрачивая воистину огромные количества жизненных энергий в бездумных наслаждениях и «крутом» увеселении.

Но проходит жизнь, и уже постаревшие миряне с мольбой и упованием обращается к западным врачам, не изобрели ли те еще какую‑то еще таблеточки, лишь только можно было бы есть, пить и веселиться все больше и больше, до самого конца. А потому для таких людей болезни являются едва ли не единственным поводом задуматься – правильно ли мы живем? в том ли направлении развиваемся?

Увы, но и когда человек начинает решать проблемы осознанного духовного развития, он не только не перестает болеть вовсе, но и испытывает нередко новые болезни и недомогания иных уровней. Я не имею здесь в виду здесь набожных святош, которые с постными лицами поучают вас о греховности всего мирского, важно указуя перстом на Небо, но сами внутри не изжившие еще и толики мирских услад и плотских животных импульсов. Есть и объективные общие закономерности, о которых стоит упомянуть.

«Все болезни от нервов» – это общее правило, но мало кто сейчас осознает, что сегодняшние здоровяки завтра могут оказаться неврастениками и наполовину хрониками, как только начнут осознанно продвигаться по пути развития духовности.

Увы, но эта тема психологии духовного роста выходит за тему настоящей книги, и я отошлю заинтересованных читателей к работам итальянского психотерапевта Роберто Ассаджиоли (его книги можно найти в Интернете), а также к трактатам Алисы Бейли, особенно ко второму тому «Эзотерической психологии»…

Ибо на пути к достижению высоких уровней духовного сознания человек обычно проходит через пять критических стадий:

· кризисы, предшествующие духовному пробуждению;

· кризисы, вызванные духовным пробуждением;

· спады вслед за духовным пробуждением;

· кризисы на стадиях духовного просветления;

· «темная ночь души»: когда процессы преображения сознания достигают неких очень высоких уровней, часто возникают сильные страдания, вплоть до депрессивных психозов и хронической меланхолии вследствие острого самоосуждения и сопротивления импульсам «греховной плоти». Однако, дальнейший духовный прогресс, решение проблем двойственности материи и Духа, выводит человека на уровни самоосознания, и наступает победное воскрешение, несущее с собой полное выздоровление и вознаграждение за все пережитое.

Но для многих людей болезни мало связаны с кризисами духовного пробуждения, и есть моменты, самые простые для объяснения, почему человек, занимающийся оздоровительными упражнениями, вдруг начинает болеть.

Когда‑то еще очень давно я заметил, что усиленные тренировки и занятия йогой часто не только приводят к разным болезням, но это обычно происходит примерно через 10–12 дней после начала систематических занятий. В чем тут дело? Не есть ли это следствие неправильности подобных занятий? И, испытав такие феномены заболеваний после тренировок, чаще всего ученики начинают думать, что занимались неправильно или что система их занятий изначально неэффективна.

На самом деле все обстоит с точностью до наоборот. Давайте подумаем вместе и проанализируем механизмы возникновения заболеваний от занятий оздоровительными гимнастиками (прежде всего, йогическими упражнениями).

В самом общем виде,

осознанный опыт человека = события + их интерпретация.

Измените интерпретацию – изменится и весь опыт! Из этого правила можно вывести множество следствий духовно‑охдоровительного характера. И, независмо отп применяемых методов, все это касается и опыта самосовершенствования. Очень часто нас подводит именно интерпретация событий, а потому стоит отдельно рассказать, почему человек, занимающийся оздоровительными практиками, все‑таки нередко болеет.

Чаще всего, когда после занятий какими бы то ни было оздоровительными комплексами, практикующий заболел, он начинает думать, что занимался неправильно, что система упражнений неверна. Но так ли это?

Когда человек, годами игнорировавший свое здоровье, начинает активно заниматься упражнениями, все физические шлаки, долгое время накапливавшиеся у него внутри, начинают «взбалтываться». Они попадают куда? – прежде всего в кровь! Эффекты от этого, в свою очередь, проявятся в виде головной боли, ибо наш мозг может начать сигнализировать о своем нежелании работать нормально, будучи омываем и питаем нечистой кровью. Или, что также очень вероятно, заболит печень, вынужденная очищать не просто кровь, но настоящую «помойку» из взболтанных шлаков, доставляемых к ней кровотоком. Иммунитет слабеет, и если у вас не начнутся головные боли или не заболит печень, вы скорее всего можете заболеть ОРВИ или гриппом…

Вот так! Все очень просто. Представьте себе комнату, в которой долго не проводили генеральную уборку: много пыли скопилось во всех щелях и укромных уголках, и потому ее не видно. Но стоит начать уборку в такой комнате, как вся грязь как бы вылезет на поверхность, и метла начнет вздымать в воздух просто клубы пыли.

Точно так же обстоит дело и с интенсивными занятиями восточными оздоровительными комплексами. Или слабые места неизбежно дадут себя знать, или же вдруг вылезут на поверхность такие болячки, которыми вы раньше никогда не испытывали.

В таких случаях естественным методом минимизировать подобные эффекты – снизить интенсивность занятий, тщательно относиться к «дозировкам» упражнений. Принцип постепенности нагрузок и продолжительности занятий в подобных случаях становится на первое место по значимости, и он, в итоге, оказывается куда более значимым, нежели сама система или конкретный «набор» в комплексе ваших упражнений.

Лично я проходил через такие состояния несколько раз. Первый раз я заболел (серьезно простудился) через две недели начала занятий асанами Хатха‑йоги в январе‑феврале 1977 года. Разочаровавшись тога в том, что эти упражнения дают здоровье, я бросил заниматься йогой вплоть до ноября‑декабря, пока не стал снова их практиковать вместе со своим другом. Последний раз подобное случилось со мной в сентябре 2002 года – в течение семи дней я практиковал тантрическую практику работы с Гайятри‑мантрой: 108‑кратное повторение за цикл плюс соответствующие визуализации. Тогда потоки разнообразных взбаламученных «шлаков» вызвали бронхит с насморком и головными болями. Лекарства мало помогали, но через пять дней болезни прошли внезапно, как бы прекратились сами как будто их и не было, в течение 3–4 часов (!). Я здесь – не исключение: мои знакомые тибетские медики рассказали об одном своем петербургском знакомом, неком В. Этот В. несколько лет курил анашу, то есть был наркоманом. Став вдруг ревностным буддистом, он начал систематические практики тибетского буддийского тантризма, и спустя какое‑то сравнительно короткое время все накопленные «шлаки» стали «лезть изо всех щелей»: он не только заболел простудой, но на каждом пальце и всей коже у него высыпали гнойнички, через которые сочились эти шлаки, выходя наружу…

Все сказанное относится не только к появлению «шлаков» в крови, но и к энергетическим застоям. Грязные энергии могут выходить как через «низ» (обычно это область пяток), так и через «верх» (что проявляется через головные боли, шейный остеохондроз, флюсы и заболевания зубов, и т. п. явления).

Так что стоит научиться самонаблюдениям, научиться думать и отличать одни причины возникновения болезней от других. Внешние сходства очень часто имеют разные исходные причины….

Поэтому надо больше говорить о здоровье, а не о болезнях. И вероятно стоит здесь еще раз вернуться к исходным определениям, что считать «здоровьем»? Приведу две цитаты из книги не оздоровителя, но выдающегося русского философа – И. Ильина:

«Человек, душевно расколотый и нецельный, есть несчастный человек. Если он (и) воспринимает истину, то он не может решить, истина это или нет, ибо он не способен к целостной очевидности.»

«Здоровье есть нечто большее, чем люди обычно думают… Здоровье есть предначертанная Богом и угодная Ему гармония между личною природою и личным духом. Каждый человек создан для здоровья и призван к тому, чтобы быть здоровым. В больном виде мы не соответствуем нашему назначению и Божьему замыслу; какая Ему радость от наших уродств и мучений?.. Он посылает нам недуг для того, чтобы мы выздоровели, – как путь к здоровью. Поэтому болезнь есть как бы таинственная запись, которую нам надо расшифровать: в ней записано о нашей прежней, неверной жизни, и потом о новой, предстоящей нам, мудрой и здоровой жизни. Этот «шифр» мы должны разгадать, истолковать и осуществить. В этом – смысл болезни.

… В каждом из нас заложена способность осуществлять в себе задуманную Богом гармонию духа, души и тела…; каждому из нас дан таинственный строитель и Врач, призванный к осуществлению этой гармонии…; каждый из нас обладает даром погрузиться в себя духом и воззвать к этой предначертанной и обетованной гармонии… Это значит сразу – вернуться к природе и предать себя воле Божией…

… Постарайся увидеть это все самостоятельно. Воспользуйся для этого своей болезнью: она должна не только исцелить тебя (ибо в этом ее призвание), но и умудрить. А мудрость дается только через испытание и страдание. Поэтому не сердись на свою болезнь…»

[Иван Ильин. Путь к очевидности: Сочинения.

М., Эксмо‑пресс, 1998, стр. 5 и 560–561]

 

Рак излечим!

 

Этот раздел некоторые читатели сочтут наверное самым важным. И я сам считаю, что во многом все предыдущее изложение служило своеобразной прелюдией к рассмотрению такой важной проблемы, как рак.

Согласно современной статистике, наиболее часто смерть происходит от сердечных недугов, а рак стоит здесь на втором месте. Что касается сердечных заболеваний, приведу прекрасный афоризм Шри Чинмоя: «Кто посвящает свое сердце Господу, о того никогда не бывает сердечных приступов».

Что же касается рака – проблемы этого губителя человечества представляют собой наиболее яркий пример необходимости именно комплексного подхода как к целительству больных, так и к профилактике.

И начать, как говорится, стоит здесь с самого начала. Приведу здесь несколько важных выписок.

«Здоровье – это нечто большее, чем отсутствие клинических заболеваний. Здоровым можно назвать человека, имеющего хороший аппетит и безмятежный сон, крепкие нервы и светлую голову, вкус к работе и развлечениям и в большинстве случаев способность к полноценной половой жизни. Ни о каком здоровье не может быть и речи, если человек: не может заснуть без снотворного; пичкает себя витаминами; подвержен нервным срывам; не в состоянии мыслить здраво; ощущает вялость и быстро утомляем; не способен к нормальной половой жизни.

Отличие между западным и китайским подходами к концепции физического здоровья прекрасно определил Джеймс Макричи в полезной и содержательной книге «Цигун: повышение энергии человека».

«Самым примечательным является то, что люди Запада имеют очень смутное понятие о том, что же такое здоровье. В то же время этот вопрос затрагивает жизненные интересы каждого человека, и Запад нашел на него ответ, создав гигантскую «индустрию здравоохранения». В Соединенных Штатах (и, возможно, в большинстве других стран) расходы на медицину сопоставимы и лишь незначительно уступают расходам на национальную оборону, составляя 750 миллиардов долларов (или три четверти триллиона) в год.

Первое, что приходит в голову после знакомства с этими цифрами, – это наличие у американцев прекрасного здоровья. Однако это не так. Несмотря на то что китайцы не тратят таких чудовищных сумм на здравоохранение, здоровье нации ничуть не уступает американскому. Единственным выводом, который напрашивается после знакомства с приведенными выше бюджетными ассигнованиями, как бы парадоксален и абсурден он ни был, является: «На Западе не существует четкой формулировки самого понятия здоровье».

Ни одно медицинское руководство не дает ответов на то, что означает термин «здоровье» и каковы его составляющие, и лишь болезнь напоминает нам о его существовании. Следуя логике западной медицины, здоровье можно определить лишь отсутствием клинического заболевания…

Китайский подход к проблеме является диаметрально противоположным. Сам вопрос ставится иначе. Когда человек болен, китайцы спрашивают: «Почему он не здоров?»

Пожалуй, на китайской концепции здоровья следует остановиться подробнее. Определение этого понятия рассматривается в комплексе «ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ», так как энергетика занимает более важное место по сравнению с чисто физиологическими показателями организма. Энергетическая система принадлежит более высокому, управляющему уровню, содержащему информацию о всех процессах, протекающих в организме. Приняв это утверждение за основу, можно выстроить цепочку иерархических связей, определяющих жизненно важные функции –

ЭНЕРГИЯ (ЦИ) –» КРОВЬ – > КЛЕТОЧНЫЙ УРОВЕНЬ –» ОРГАНИЧЕСКАЯ ТКАНЬ – ^ ОРГАНЫ – > ФУНКЦИИ –» ВЗАИМОСВЯЗИ –» ОРГАНИЗМ В ЦЕЛОМ

Таким образом, разбалансированность связей между энергетической системой и организмом приводит к заболеванию»…

Китайская медицина и система национального здравоохранения в целом построены на принципе управления энергией ци. Все виды китайского традиционного лечения – траволечение, акупунктура, массаж, акупрессура, травматология и терапия цигун – нацелены на преодоление энергетического дисбаланса. Нарушение энергетической общности… свидетельствует о заболевании тела (и души). В этом случае лечить следует причину, а действия целителя должны отличаться комплексным подходом. При выборочном лечении отдельного органа (например, печени) всегда есть вероятность рецидива болезни или дисфункции других органов. Поэтому китайская медицина лечит не отдельные очаги заболевания, а организм в целом, причем на энергетическом уровне.

Китайский врач, к которому обратился онкологический больной, не фиксирует у пациента рак, поскольку это заболевание не числится в традиционном списке болезней как таковых. В китайском языке сам термин «ай» – «рак» появился совсем недавно в результате перевода с английского.

…Китайские врачи, в отличие от представителей традиционной западной медицины, диагностируют онкологию с точки зрения функциональных нарушений всего организма, которые у каждого пациента могут быть совершенно разными.

Несмотря на то что подобная диагностика не вызывает доверия у западных медиков‑ортодоксов, китайские врачи пользуются ею весьма успешно, выявляя причины, локализацию и стадии развития заболевания. Еще более важно то, что такой диагноз никогда не выносит смертного приговора; если причины, вызвавшие энергетическую блокаду меридианов устранимы, больной поправится, даже не узнав о том, что у него был рак!

Могу себе представить удивление людей, привыкших считать рак неизлечимой болезнью. Однако это не так. Возможно, не менее удивительным является тот факт, что, согласно мнению самих западных специалистов, у каждого из нас в течение жизни многократно возникают злокачественные новообразования, и тем не менее они проходят сами по себе, то есть организм справляется с ними без нашего ведома (везде подчеркивания мои – Ю. К.).

Возникает закономерный вопрос: почему у некоторых людей рак или другие заболевания прогрессируют? Китайские врачи объясняют это тем, что, вследствие нарушений энергетического потока, те или иные органы (включая психику, так как китайская медицина рассматривает тело и душу как неделимое целое) не в состоянии выполнять свои природные функции. Наиболее авторитетный медицинский трактат «Ней Дзинь» («Внутренняя медицина») учит тому, что непрерывный и гармоничный поток жизненной энергии, протекающий по меридианам тела, исключает саму возможность возникновения заболевания. И все же, если вам, человеку, воспитанному на представлениях западной науки, сложно принять эту концепцию априори, вспомните о том, что на протяжении многих веков она поддерживала здоровье самой многочисленной нации в мире. Традиционный китайский подход позволил мне, признанному мастеру цигун, вылечить немало раковых больных и избавить своих пациентов от таких якобы неизлечимых заболеваний, как астма, диабет, гипертония, язва, бессонница и половые расстройства.

Говоря языком современной медицины, под гармоничным потоком Ци подразумевается нормальное функционирование всех систем организма, в том числе системы с обратной связью, иммунной, гормональной, кровеносной, репродуктивной и т. д. Как только вредоносные микробы проникают в тело человека, иммунная система начинает вырабатывать соответствующие антитела, при помощи которых они нейтрализуются или выводятся из организма. В случае интоксикации или, например, нарушения кислотной среды желудка, повышенного содержания холестерина в крови организм самостоятельно ликвидирует нарушения, а гормональная система нейтрализует отравление токсинами. В случае эмоциональных и душевных расстройств наше тело подключает необходимые системы организма для устранения стресса и негативных эмоций.

Такие процессы постоянно происходят в организме любого человека на протяжении всей его жизни. Китайские врачи рекомендуют принимать антибиотики только в тех случаях, когда, по их выражению, энергетическая защита достигает критического уровня, то есть не срабатывает. На этом же принципе основаны хирургическое вмешательство и медикаментозное расширение сосудов. Аналогичная тенденция наблюдается и в лечении нервных и психических расстройств: применение транквилизаторов, антидепрессантов или психотерапевтических методов рекомендуется только тогда, когда соответствующие меридианы сильно «засорены», негативные эмоции непреодолимы или энергии сердца недостаточно для подпитки деятельности головного мозга».

[Вон Кью Кит. Тайцзи‑цюань: полное руководство по теории и практике. М., Гранд‑Фаир, 1999, с. 201–204]

Примечательно, что, хотя официальная медицина до сих пор не признает энергетические нарушения как причину онкологических заболеваний, непосредственные статистические данные здесь оказываются порой достаточно красноречивыми.

«Официальная медицина последних лет часто ссылается на незначительное снижение смертности от некоторых онкологических заболеваний, усматривая в нем первый признак «грядущей победы над раком». Однако в то же время возрастают и заболеваемость, и смертность от других онкологических заболеваний, которые раньше встречались довольно редко. Это рак головного мозга, спинного мозга и толстого кишечника. Еще одно редкое в прошлом онкозаболевание, количество случаев которого в США возросло на 80 процентов с 1973 по 1980 гг., – это меланома, или рак кожи. Причиной … обычно называют истощение озонового слоя. Однако есть место, где заболеваемость меланомой в 4 раза выше, чем в целом по стране. Это Национальная лаборатория … связанная с разработкой новых экзотических систем вооружений с использованием магнитных полей высокой напряженности и сверхвысокочастотных волн…»

[Дэниэл Рейд. Защита «трех сокровищ» (китайский путь здоровья). Киев, София, 1996, с. 241–243]

Автор названной книги рассматривает электромагнитное загрязнение среды – из‑за телевизоров, электробритв, электронных часов и домашней бытовой электроники – как основную причину раковых заболеваний и самоубийств среди молодежи, и подтверждает все это статистическими данными.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.177.14 (0.097 с.)