Раскройте основные механизмы саморегулирования рыночной экономики. Приведите их особенности в современной России. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раскройте основные механизмы саморегулирования рыночной экономики. Приведите их особенности в современной России.



Механизм рыночного саморегулирования включает три фактора:

1) рыночная цена - фактическая цена, свободно склады­вающаяся на рынке в соответствии со спросом и предложе­нием товаров и услуг

2) спрос - количество товара или услуги, которое потребители готовы купить при различных уровнях цен, за определенный промежуток времени в конкретном месте

Предложение -количество товара или услуги, которое продавцы готовы продать при сущест­вующих ценах в течение опреде­ленного периода времени в конкретном месте

3) конкуренция - соперничество меж­ду участниками рыночных отношений за лучшие условия про­изводства, продажи и купли товаров

В зависимости от способа поведения фирм на рынке конкуренция проявляется в виде двух основных методов конкурентной борьбы:

1) ценовая конкуренция – это борьба между товаропроизводителями за получение дополнительной прибыли посредством уменьшения издержек производства и, соответственно, снижения цен на про­дукцию без изменения ассортимента и качества;

2) неценовая конкуренция – это борьба, которая разворачивается вок­руг потребительских свойств товара, качества, ассортимента и ус­ловий продажи, например, повышение технического уровня и но­визны товара, создание товаров-субститутов, послепродажное тех­ническое обслуживание, продажа в кредит, реклама.

 

Раскройте причины, согласно которым возрастает доля сферы услуг в валовом внутреннемпродукте современных национальных экономик. Отразите, как в этих условиях трансформируется роль и значение реального сектора.

Динамику сферы услуг определяет ряд долговременных основопо­лагающих факторов экономического характера.

1. Формирование в системе общественного разделения труда самостоятельных звеньев, специализирующихся на производстве услуг потребительскогоназначения,вызванотребованиямизаконавозвышенияпотребностей. В составе потребительских расходов населения увеличивается доля расходов на услуги и особенно быстро — на услуги высокого класса.

2. Крупномасштабнаяструктурно-технологическая перестройка материального производства в развитых странах в 70—80-х годах.

3.Массовое вовлечение женщин в производство после второй мировой войны. С этим обстоятельством прямо связано развертывание системы общественного питания, услуг прачечных и химчисток, учреждений дошкольного воспитания детей и других услуг.

4.Массовая автомобилизация.

5.Растущие социальные обязательства, а также зависимость эконо­мического и социального прогресса от научного знания, накопления человеческого капитала.

6.Появление новых тенденций и явлений в зарубежной экономике. Среди них — реализация во многих странах программ дерегулирования и приватизации, существенно затронувших транспорт, телекоммуникации, финансовый сектор, торговлю.

В мировой экономике наблюдается постоянный рост доли сферы услуг в совокупном ВВП. Сейчас она составляет около 75% от его общего объема, при этом существенно превышая долю сферы материального производства.

Рассмотрим, как изменились соотношения этих секторов в развитых странах:

1. Первичный сектор (добывающие отрасли): их доля в ВНП упала, как подчеркивают специалисты, до минимально возможных значений. Так, в конце ХХ века она составляла не более 3%. Если в сельском хозяйстве на исходе XIX века создавалось до 40% американского ВНП, после 1-й мировой войны – 14%, то сейчас – не более 1,4%. Все это отразилось и на структуре занятости в первичном секторе: в середине XIX в. до 60% рабочей силы было занято в аграрном секторе, а сейчас, например с США, там занято менее 3%. В результате, с 1994 года статистические органы США перестали учитывать долю фермеров в составе населения из-за ее незначительности. Такие же тенденции характерны и для развитых европейских стран (Германии, Франции), хотя цифры занятых в добывающих отраслях там несколько выше. В целом, в добывающих отраслях США и стран ЕС численность занятых снизилась абсолютно, а доля добывающих отраслей в ВНП стран ЕС не превышает 3%.

2. Вторичный сектор (обрабатывающая промышленность) считался ведущим, доминирующим во всех развитых странах мира на протяжении почти двух третей ХХ века, но ситуация меняется и в нем, но не так однозначно, как это происходит в первичном секторе. Относительно вторичного сектора можно выделить две тенденции. С одной стороны, начиная с 70-х гг. ХХ в. здесь также наблюдается процесс абсолютного уменьшения числа занятых. Так, с 1980 по 1994 гг. в США число занятых в обрабатывающих отраслях снизилось более, чем на 11%, составив 18% трудоспособного населения. В США за 80-е гг. персонал сталелитейных компаний уменьшился в 6 раз при том же объеме выпуска продукции. В Западной Европе – такой же процесс. Доля промышленного производства в ВНП при этом колебалась: в США в первой половине 90-х гг. она была от 22,7% до 21, 3%; в странах ЕС приблизительно 20% (от 15% В Греции до 30% в ФРГ).

3. Третичный сектор переживает бурное развитие. Если суммарная доля первых двух секторов в ВНП ведущих стран мира стабилизировалась, как уже отмечалось, на уровне 30-32%, а в занятости составляет не более 25-30%, то третичный сектор занимает в создании ВВП более 60% (более 70% в развитых странах).

20. Раскройте содержание проблемы импортозависимости Российской Федерации в контексте влияния санкций Запада на развитие национальной экономики России.

Санкции — это ограничения для группы лиц или целого государства, призванные «наказать» правительство какой-либо страны за нарушения международных соглашений и заставить отказаться от них в будущем.

Ограничение доступа ряду российских банковских организаций к дешевым кредитным продуктам. Последствия санкций для России: рост ставок по кредитам (в частности, на фоне повышения ставки ЦБ РФ с целью снижения скорости падения национальной валюты).

Запрет в отношении ряда российских компаний, связанный с ограничением доступа к финансированию со стороны иностранных банков и ограничения на приобретение их продукции. Например, «Роснефть» и «Газпромнефть». Последствия: поддержка компаний из федерального бюджета, что способствовало ускорению инфляционных процессов и росту цен.

Запрет большинством стран Евросоюза инвестирования в российские компании и приобретение долей в них. Последствия: рост цен на продукцию компаний, функционировавших с привлечением иностранных капиталов. Примерами могут выступать следующие организации: компания «Сириус», концерн «Алмаз-Антей», автомобильные заводы «ГАЗ» И «АвтоВАЗ» и другие.

Отток иностранных капиталов, начавшийся в марте 2014 года и продолжающийся по сей день. Рост налогов (на недвижимость, на добычу полезных ископаемых, акцизы на алкогольную продукцию и табак и так далее), тенденции к повышению пенсионного возраста и т.д. По мнению большинства экспертов-аналитиков, именно отток капиталов из страны стал основной причиной роста инфляции, снижения стоимости рубля и, как следствие, начала финансового кризиса в России.

Ограничения на оборот ценных бумаг российских компаний и приобретение ценных бумаг иностранных компаний юридическими и частными лицами Российской Федерации. Последствия: снижение рейтинга ряда российских компаний на мировом рынке. Однако, важно отметить о повышении стоимости акций российских компаний на отечественных фондовых биржах

Почему экономика России импортозависима? Россия – страна, главным образом формировавшая и формирующая до сих пор свой бюджет за счет добычи и продажи полезных ископаемых, в частности нефти. По некоторым оценкам, до падения цен на нефть в 2015 году, экспорт энергоносителей (нефть, газ и др.) составлял около половины доходов российского бюджета. Следовательно, зависимость можно просмотреть в том, что из-за санкций Российский бюджет потерял уже около 130 млрд рублей.

21. Раскройте содержание рентных отношений в современной России и их значения для отечественной социально-экономической системы.

Рентные отношения – отношения по поводу ценообразования и распределения доходов от использования земли как фактора производства, ее ископаемых ресурсов. В более узком смысле под земельной рентой подразумевается цена земли, уплачиваемая арендатором ее собственнику за возможность производительного использования и получения прибыли. Рента является частью этой прибыли и уплачивается путем ее распределения в пользу собственника земли. Земельная рента представлена двумя основными формами: чистая или абсолютная рента и дифференциальная рента.

Чистая (абсолютная) рента является частью платы за любую землю, даже за худшие участки. Собственность на землю с ее естественными ресурсами в условиях абсолютно неэластичного предложения земли дает основание для получения чистой, т.е. абсолютной ренты, а также доходов в виде части арендной платы. Частная собственность на землю в условиях рынка приводит к тому, что ни один из участков земли, даже самый худший, при наличии спроса со стороны возможного арендатора не будет передан ему собственником бесплатно. Таким образом чистая рента является следствием абсолютной неэластичности предложения земли и частной собственности на землю

Дифференциальная рента – рента, полученная с более выгодных участков земли. Для более выгодных участков земли (более плодородные земли, земли с богатыми месторождениями полезных ископаемых, с лучшими условиями залегания и месторасположения полезных ископаемых и т.п.) земельная рента представлена как сумма чистой и дифференциальной ренты.

Дифференциальная рента содержит некоторую положительную разность дохода, возникающего на более плодородных, более выгодно расположенных землях, при менее глубинном и более производительном содержании ископаемых ресурсов и т.д.

В нашей стране государственная собственность на землю является определяющей. Вне зависимости от перспектив изменения этих отношений государственную собственность на землю и недра необходимо реализовать таким образом, чтобы, с одной стороны, не допустить хищнического к ним отношения, а с другой — обеспечить поступление необходимых средств на соответствующих уровнях хозяйствования в федеральный, региональный и местный (бюджеты,которые явились бы важным дополнительным источником финансирования инвестиций в соответствующие отрасли хозяйственной деятельности.Это помогло бы смягчить проблему поиска источников финансовой поддержки сельского хозяйства в стране.

Рентные отношения, определяющие в топливно-энергетическом секторе, это уже доказывает их важность для социально-экономического уровня страны 

Проблема в России, связанная с рентой это ОТСУТСТВИЕ ДОСТАТОЧНОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА, которое зиждется на ренте (Специфика сельскохозяйственного производства определяется зависимостью от природно-климатических условий, сезонным характером хозяйственной деятельности, недостаточно высокой концентрацией производства и особым укладом трудовой деятельности и жизни. По своему плодородию земли подразделяются на естественно-плодородные (определяемые природно-климатическими условиями) и экономически-плодородные (связанные с вложениями труда и капитала в землю).

 

22. Раскройте экономическое содержание рекламы, её роль в формировании спроса на продукцию фирмы и влияние на конкурентоспособность.

Реклама — особый вид коммуникационной деятельности людей, который имеет экономическую основу и сопровождает человечество на протяжении всей истории его развития. Исторически реклама возникла и развивалась в процессе эволюции общества, связанном с появлением рынка товаров и услуг, рынка средств распространения информации о предлагаемых к продаже товарах и услугах, рынка потребителей рекламируемых товаров и услуг.

Реклама выполняет следующие функции:

1. Информирует потребителя о наличии товара, причем затраты на нее экономически выгодны рекламодателю.

2. Повышает спрос на товар и побуждает увеличивать его производство, что в свою очередь регулирует цены. Характерны ситуации, когда производитель, довольствуясь минимальной прибылью, с помощью рекламы значительно увеличивает объем реализуемой продукции, тем самым ускоряя оборачиваемость своего капитала и получая большую прибыль.

3. Стимулирует конкуренцию, так как устанавливает стандарты по характеристикам товара, которые более всего привлекают потребителя.

4. Помогает средствам массовой информации оставаться независимыми, принося им определенный доход.

Все это свидетельствует о том, что реклама - неотъемлемая часть рыночного процесса.

Всякая реклама имеет две основные функции: информационную и побудительную. Первая состоит в том, чтобы донести до потенциального потребителя определенное сообщение о товаре. Вторая - в том, чтобы подтолкнуть его к приобретению данного товара. В связи с этим реклама должна удовлетворять следующим требованиям.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.200.197 (0.017 с.)