Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Неравенство доходов как фактор развития социально-экономической системы современной России: проблемы, риски, инструменты сглаживания.
Социально-экономическое неравенство является важнейшим фактором и результатом общественного развития. Низкий уровень неравенства доходов населения имеет отрицательное влияние на развитие экономики, как и чрезмерное неравенство доходов, которое замедляет общественный прогресс и создает угрозу стабильности общества. Причинами неравенства доходов населения являются: § неравное распределение доходов и собственности; § неодинаковые стартовые условия для развития индивидуально-трудовой деятельности, предпринимательства, бизнеса; § относительно низкий размер оплаты труда отдельных категорий занятого населения; § повышение доли иждивенцев в семье; § наличие незанятых трудоспособных лиц; § низкий уровень социальных выплат; § несвоевременные выплаты заработной платы, пенсий, пособий. Серьезным фактором нарастания дифференциации доходов, как отмечалось выше, служит инфляция, при которой выплаты практически не индексируются по мере роста цен, а удорожание потребительской корзины происходит темпами, опережающими общий рост цен. Другим фактором дифференциации оплаты труда работников выступают подоходные налоги. Россия отличается от западных стран своеобразной "уравниловкой". В настоящее время единый подоходный налог на доходы населения составляет 13%. В странах ЕС действуют прогрессивные шкалы с увеличением налоговых ставок при росте денежных доходов. Например, в Германии высшая налоговая ставка установлена в размере 53% дохода, в Великобритании, Испании, Венгрии, Эстонии - 40%. Уровень неравенства определяется с помощью коэффициента Джини. В России на 2013 год коэффициент Джини составил 0,41, это говорит о большой неравномерности доходов населения. Социальное неравенство остается значимой проблемой даже в самых продвинутых странах ОЭСР. Здесь устойчиво воспроизводятся целые слои населения, которые, не имея материального достатка, лишены доступа к «индустрии знаний», открывающей путь к современному квалифицированному труду. Часть из них опускается на «социальное дно», превращается в прослойку иждивенцев, отторгающих трудовую деятельность и живущих на пособия. Для обеспечения реального увеличения доходов следует провести ряд определенных мер:
§ повысить реальную заработную плату занятого населения; § укрепить финансовую базу пенсий путем увеличения номинального размера заработной платы; § необходимо создать механизм регулирования доходов населения с учетом территориальных особенностей страны; § достичь более справедливого распределения доходов правительством РФ на основе совершенствования системы индивидуального налогообложения и собственности граждан; § ввести наиболее эффективный контроль над реальными доходами и принять законы о возмещении ущерба при невыплате заработной платы. Эти меры способны сгладить неравномерность в распределении материальных и духовных благ между членами общества и повысить уровень жизни населения.
Обоснуйте роль государства в обеспечении конкурентоспособности национальной экономики в условиях развития нано-, био-, и информационных технологий. Какой политике следует отдавать предпочтение России, либеральной или протекционистской, и почему? Наличие рыночных структур и их способность работать в режиме рыночной конкуренции определяет конкурентоспособность страны, которая является показателем состояния и перспектив развития национальной экономики, основой для участия в международном разделении труда и торговле. Развитие рыночной экономики и обеспечение равной конкуренции требует проведения целенаправленной и последовательной государственной политики по обеспечению экономической свободы. Смысл этих преобразований в развитых странах заключался в снятии монополистических ограничений и создании законодательной базы с целью защиты конкуренции от принудительных акций монополии. Международная конкуренция относится не только к внешним рынкам, но и в равной степени к внутренним рынкам стран с открытой экономикой, где национальные производители конкурируют с иностранными производителями в пределах национальных границ. После распада СССР позиции России в мировой экономике ухудшились, прежде всего, в связи с изменением ее геополитического и геоэкономического положения: 1) в результате образования независимых государств из республик СССР Россия оказалась «отодвинутой» вглубь Евразийского материка от центров своего активного внешнеэкономического взаимодействия в Европе;
2) ограничился доступ России к портам Балтийского и Черного морей, усложнилась ситуация на Каспийском море, оказались потерянными многие незамерзающие порты, значительная часть флота; 3) возникла необходимость транзита через территории вновь образованных независимых государств. Обострились проблемы использования трубопроводов, проходящих по их территориям, особенно по Украине. Встали проблемы обустройства границы, развития таможенной службы; 4) выявилась относительно слабая обеспеченность России собственным продовольствием, многими техническими культурами (например, хлопком); 5) были свернуты или разорваны производственные и научно-технические связи, формировавшиеся в СССР. Распалось единое экономическое, научно-техническое, информационное, образовательное, культурное пространство. Тем не менее, Россия имеет объективно благоприятное геополитическое положение, находясь между двумя развивающимися регионами мирового хозяйства: Западной Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом. Исторически выделяются такие виды внешнеторговой политики как: протекционизм и либерализм. Протекционизм — система ограничений импорта, когда вводятся высокие таможенные пошлины, запрещается ввоз определенных продуктов, используются другие меры, препятствующие конкуренции иностранных изделий с местными. Политика протекционизма поощряет развитие отечественного производства, способного заменить импортные товары. Либерализация — это расширение свободы экономических действий хозяйствующих субъектов, снятие или сокращение ограничений на экономическую деятельность. Либерализация цен — это переход от назначаемых государственных цен (государственного ценообразования) к системе свободных рыночных цен (рыночному ценообразованию). Как правило, правительства стремятся проводить гибкую внешнеторговую политику. Они избирательно используют методы протекционизма и сохраняют элементы свободной торговли, стремясь при этом обеспечить благоприятные условия в экономических связях с другими странами: с ними заключаются соглашения, содержащие пункты о взаимных обязательствах в области внешнеторговой политики. Важнейшей задачей России во внешнеэкономической сфере являлось вступление во Всемирную торговую организацию, в 2012 Россия стала полноправным членом данной организации.Незадолго до вступления в ВТО Россия была «лидером» в области протекционизма в международной торговле с целью защиты от мирового кризиса. В стране насчитывалось 37 акций с целью защиты внутреннего рынка (для сравнения в Аргентине их было 20, в Германии – 16, в Китае, Индии и Великобритании по 11, в Бразилии – 10, в Италии и Испании по 9) В рамках последнего пакета санкций предполагается ограничение доступа заёмщиков из России к кредитным ресурсам Запада, что может очень плохо сказаться на достаточно хрупкой банковской системе страны. Причём весьма вероятно за данным пакетом санкций в отношении России последуют и другие. В таких условиях для России весьма полезно было бы перейти к политике протекционизма в международной торговле. Это может привести к развитию внутреннего производства и рынка, стимулированию роста отечественной экономики, а также дать защиту ещё молодых и слабых высокотехнологичных отраслей экономики России. Несомненно, у такой политики имеется ряд минусов и связанных рисков. Среди них снижение качества производства, потеря доступа к международному рынку труда, а значит и эффективному разделению труда. В ходе реализации политики протекционизма в России могут быть потеряны стимулы для производителей к изобретению нового и должной прилежности в работе в силу отсутствия серьёзной конкуренции. Тем не менее, на данный момент международная политика, отношение к России в мире естественным образом подталкивают страну к курсу на протекционизм в экономике России и введению эмбарго. Нельзя сказать, что это однозначно плохо, вероятно, это даже полезно для нынешней экономики страны. Ведь России давно следует заняться развитием национального рынка, экономики и поддержкой локальных производителей, так как в России имеется достаточно ресурсов (как природных, так и человеческих) для экономического лидерства, но при этом она остаётся в числе неразвитых стран.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.171.136 (0.009 с.) |