Неравенство доходов как фактор развития социально-экономической системы современной России: проблемы, риски, инструменты сглаживания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Неравенство доходов как фактор развития социально-экономической системы современной России: проблемы, риски, инструменты сглаживания.



Социально-экономическое неравенство является важнейшим фактором и результатом общественного развития. Низкий уровень неравенства доходов населения имеет отрицательное влияние на развитие экономики, как и чрезмерное неравенство доходов, которое замедляет общественный прогресс и создает угрозу стабильности общества. Причинами неравенства доходов населения являются:

§ неравное распределение доходов и собственности;

§ неодинаковые стартовые условия для развития индивидуально-трудовой деятельности, предпринимательства, бизнеса;

§ относительно низкий размер оплаты труда отдельных категорий занятого населения;

§ повышение доли иждивенцев в семье;

§ наличие незанятых трудоспособных лиц;

§ низкий уровень социальных выплат;

§ несвоевременные выплаты заработной платы, пенсий, пособий.

Серьезным фактором нарастания дифференциации доходов, как отмечалось выше, служит инфляция, при которой выплаты практически не индексируются по мере роста цен, а удорожание потребительской корзины происходит темпами, опережающими общий рост цен. Другим фактором дифференциации оплаты труда работников выступают подоходные налоги. Россия отличается от западных стран своеобразной "уравниловкой". В настоящее время единый подоходный налог на доходы населения составляет 13%. В странах ЕС действуют прогрессивные шкалы с увеличением налоговых ставок при росте денежных доходов. Например, в Германии высшая налоговая ставка установлена в размере 53% дохода, в Великобритании, Испании, Венгрии, Эстонии - 40%.

Уровень неравенства определяется с помощью коэффициента Джини. В России на 2013 год коэффициент Джини составил 0,41, это говорит о большой неравномерности доходов населения.

Социальное неравенство остается значимой проблемой даже в самых продвинутых странах ОЭСР. Здесь устойчиво воспроизводятся целые слои населения, которые, не имея материального достатка, лишены доступа к «индустрии знаний», открывающей путь к современному квалифицированному труду. Часть из них опускается на «социальное дно», превращается в прослойку иждивенцев, отторгающих трудовую деятельность и живущих на пособия.

Для обеспечения реального увеличения доходов следует провести ряд определенных мер:

§ повысить реальную заработную плату занятого населения;

§ укрепить финансовую базу пенсий путем увеличения номинального размера заработной платы;

§ необходимо создать механизм регулирования доходов населения с учетом территориальных особенностей страны;

§ достичь более справедливого распределения доходов правительством РФ на основе совершенствования системы индивидуального налогообложения и собственности граждан;

§ ввести наиболее эффективный контроль над реальными доходами и принять законы о возмещении ущерба при невыплате заработной платы.

Эти меры способны сгладить неравномерность в распределении материальных и духовных благ между членами общества и повысить уровень жизни населения.

 

Обоснуйте роль государства в обеспечении конкурентоспособности национальной экономики в условиях развития нано-, био-, и информационных технологий. Какой политике следует отдавать предпочтение России, либеральной или протекционистской, и почему?

Наличие рыночных структур и их способность работать в режиме рыночной конкуренции определяет конкурентоспособность страны, которая является показателем состояния и перспектив развития национальной экономики, основой для участия в международном разделении труда и торговле.

Развитие рыночной экономики и обеспечение равной конкуренции требует проведения целенаправленной и последовательной государственной политики по обеспечению экономической свободы. Смысл этих преобразований в развитых странах заключался в снятии монополистических ограничений и создании законодательной базы с целью защиты конкуренции от принудительных акций монополии.

Международная конкуренция относится не только к внешним рынкам, но и в равной степени к внутренним рынкам стран с открытой экономикой, где национальные производители конкурируют с иностранными производителями в пределах национальных границ.

После распада СССР позиции России в мировой экономике ухудшились, прежде всего, в связи с изменением ее геополитического и геоэкономического положения:

1) в результате образования независимых государств из республик СССР Россия оказалась «отодвинутой» вглубь Евразийского материка от центров своего активного внешнеэкономического взаимодействия в Европе;

2) ограничился доступ России к портам Балтийского и Черного морей, усложнилась ситуация на Каспийском море, оказались потерянными многие незамерзающие порты, значительная часть флота;

3) возникла необходимость транзита через территории вновь образованных независимых государств. Обострились проблемы использования трубопроводов, проходящих по их территориям, особенно по Украине. Встали проблемы обустройства границы, развития таможенной службы;

4) выявилась относительно слабая обеспеченность России собственным продовольствием, многими техническими культурами (например, хлопком);

5) были свернуты или разорваны производственные и научно-технические связи, формировавшиеся в СССР.

Распалось единое экономическое, научно-техническое, информационное, образовательное, культурное пространство. Тем не менее, Россия имеет объективно благоприятное геополитическое положение, находясь между двумя развивающимися регионами мирового хозяйства: Западной Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом.

Исторически выделяются такие виды внешнеторговой политики как: протекционизм и либерализм.

Протекционизм — система ограничений импорта, когда вводятся высокие таможенные пошлины, запрещается ввоз определенных продуктов, используются другие меры, препятствующие конкуренции иностранных изделий с местными. Политика протекционизма поощряет развитие отечественного производства, способного заменить импортные товары.

Либерализация — это расширение свободы экономических действий хозяйствующих субъектов, снятие или сокращение ограничений на экономическую деятельность. Либерализация цен — это переход от назначаемых государственных цен (государственного ценообразования) к системе свободных рыночных цен (рыночному ценообразованию).

Как правило, правительства стремятся проводить гибкую внешнеторговую политику. Они избирательно используют методы протекционизма и сохраняют элементы свободной торговли, стремясь при этом обеспечить благоприятные условия в экономических связях с другими странами: с ними заключаются соглашения, содержащие пункты о взаимных обязательствах в области внешнеторговой политики.

Важнейшей задачей России во внешнеэкономической сфере являлось вступление во Всемирную торговую организацию, в 2012 Россия стала полноправным членом данной организации.Незадолго до вступления в ВТО Россия была «лидером» в области протекционизма в международной торговле с целью защиты от мирового кризиса. В стране насчитывалось 37 акций с целью защиты внутреннего рынка (для сравнения в Аргентине их было 20, в Германии – 16, в Китае, Индии и Великобритании по 11, в Бразилии – 10, в Италии и Испании по 9)

В рамках последнего пакета санкций предполагается ограничение доступа заёмщиков из России к кредитным ресурсам Запада, что может очень плохо сказаться на достаточно хрупкой банковской системе страны. Причём весьма вероятно за данным пакетом санкций в отношении России последуют и другие. 

 В таких условиях для России весьма полезно было бы перейти к политике протекционизма в международной торговле. Это может привести к развитию внутреннего производства и рынка, стимулированию роста отечественной экономики, а также дать защиту ещё молодых и слабых высокотехнологичных отраслей экономики России. Несомненно, у такой политики имеется ряд минусов и связанных рисков. Среди них снижение качества производства, потеря доступа к международному рынку труда, а значит и эффективному разделению труда. В ходе реализации политики протекционизма в России могут быть потеряны стимулы для производителей к изобретению нового и должной прилежности в работе в силу отсутствия серьёзной конкуренции. Тем не менее, на данный момент международная политика, отношение к России в мире естественным образом подталкивают страну к курсу на протекционизм в экономике России и введению эмбарго. Нельзя сказать, что это однозначно плохо, вероятно, это даже полезно для нынешней экономики страны. Ведь России давно следует заняться развитием национального рынка, экономики и поддержкой локальных производителей, так как в России имеется достаточно ресурсов (как природных, так и человеческих) для экономического лидерства, но при этом она остаётся в числе неразвитых стран.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.171.136 (0.009 с.)