Развитие методов обучения в связи с созданием пособий и тифлоприборов и разработкой методик их использования в работе со слепыми младшими школьниками 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие методов обучения в связи с созданием пособий и тифлоприборов и разработкой методик их использования в работе со слепыми младшими школьниками



Совершенствование целей и содержания образования все время выдвигало и выдвигает дополнительные требования к средствам обучения. В связи с этим в массовых школах теперь широко применяются диапроекторы, кинопроекторы, тренажеры, контрольно-обучающие машины и другие технические средства обучения. Невозможность применения этих средств в школах для слепых,' а также необходимость усиления внимания при обучении незрячих учащихся организации практических работ, повышения роли наглядности (особенно на начальном этапе обучения), создания условий ускорения темпа урока вызвали потребность в совершенствовании имеющихся и создании новых средств обучения математике слепых детей. Решение этой проблемы нашло отражение в появлении не только оригинальных самодельных наглядных пособий, но и в разработке и изготовлении специальных тифлоприборов.

Математические приборы для школ слепых и слабовидящих сконструированы таким образом, что дают возможность знакомить незрячих учащихся с плоскими и объемными геометрическими фигурами и их частями, с единицами измерения длины и площади, позволяют незрячим учащимся иллюстрировать типовые задачи на все четыре арифметических действия, строить из магнитных палочек и с помощью специальных штифтов и резинок геометрические фигуры.

С помощью прибора «Школьник» слепым учащимся становятся доступны такие задания, как самостоятельное выполнение рисунков и схем к условиям задач, решение задач на деление геометрических фигур на части и другие виды практических работ.

Прибор для прямого чтения на уроках математики является хорошим подспорьем учителю при введении новой для учащихся математической символики (цифр, знаков арифметических действий, отношений и т. п.), на этапе усвоения учащимися алгоритмов выполнения арифметических действий или новых видов математических записей, в выполнении промежуточных вычислений и кратковременных записей.

69

Например, при решении примеров в столбик прибор для прямого чтения облегчает детям понимание поразрядной записи, а также самоконтроль за производимыми вычислениями. Другой пример. При обучении детей выполнению деления многозначных чисел в три строки, прибор позволяет учащимся быстрее обнаружить неполные делимые, частные, остатки, а также держать под контролем все компоненты действия деления и промежуточные результаты, не тратя времени на запоминание чисел или отыскание их грифелем под закрытой крышкой прибора для письма рельефно-точечным шрифтом (прибора Брайля).

Конечно, внедрение в практику школ для слепых специальных приборов связано с разработкой методик их применения в условиях работы со всем классом.

Например, анализ трудностей обучения математике слепых младших школьников, а также причин их перегрузки показывает, что часто причины кроются не столько в применяемых методах, сколько в невладении учителем методикой использования специальных средств обучения. Так, если учитель не владеет методикой обучения слепых детей измерению отрезков с помощью специальной линейки -с рельефными делениями, то ему сложно применить практический метод при прохождении темы «Сравнение отрезков с помощью измерения».

Назначение, педагогические возможности и методика применения существующих средств обучения математике слепых детей описаны в специальном методическом пособии [4].

Однако мы считаем целесообразным в помощь учителю остановиться здесь на краткой характеристике двух приборов, которые не отражены в упомянутом пособии, так как являются новинками тифлотехники •— прибор «Школьник» и «Прибор для прямого чтения». Знание учителем возможностей указанных средств обучения позволит при подготовке к уроку лучше ориентироваться в выборе соответствующих методов обучения.

Прибор для рельефного рисования и черчения «Школьник» внешне напоминает прибор для письма по системе Брайля (рис. 9). Но в отличие от последнего основание его покрыто не шеститочиями, а листом резины. На эту резину накладывается лист специальной пленки, который крепится к ней (резине) металлической крышкой прибора, представляющей собой крышку прибора Брайля без клеток, составляющих его строки. Для прочности крепления крышка снабжена еще дополнительными зажимами. Описанный прибор комплектуется шариковой ручкой и листами пленки; продается он в магазине «Рассвет» г. Москвы.

На пленке, используемой в этом приборе, с помощью шариковой ручки можно получать прямое рельефное и одновременно цветное изображение, что позволяет незрячим чертить геометрические фигуры и иллюстрировать (делать схематические рисунки) условия задач.

70

Прибор для прямого чтения является дополнением к обычному прибору для письма по Брайлю. Рабочее поле прибора состоит из двух частей: правая предназначена для письма, а левая — для чтения. Поэтому во время работы необходимо положить прибор так, чтобы поле для письма находилось справа, а для чтения — слева. Правое поле имитирует обычный прибор для письма по системе Брайля. Предназначенный для записи текст накалывается двумя руками справа налево обычным грифелем (строка имеет 16 клеток). Вкладываемая в прибор для письма писчая бумага при этом не нужна, так как после нажатия грифелем соответствующие точки появляются и легко воспринимаются с помощью осязания на поле чтения (в одной и той же горизонтали). Это происходит потому, что при письме под грифелем находится конец металлической проволоки, другой конец которой под давлением грифеля выступает в виде рельефной точки на поле для чтения. Появляющиеся на поле для чтения концы проволоки образуют точки, буквы, цифры — одним словом, знаки рельефно-точечной символики, т. е. на поле для чтения возникает написанный учеником текст, который он может прочитать.

Преимущество этого прибора в том, что для проверки написанного при использовании обычного прибора пишущий должен вынуть тетрадь из него, проверить текст и снова вложить тетрадь в прибор для продолжения работы или, не вынимая тетради, медленно и кропотливо читать текст грифелем.

71

Таким образом, описываемый прибор экономит время, так как работающий с ним сразу может прочитать написанный текст, что освобождает его от необходимости чтения грифелем под закрытой крышкой прибора Брайля. Чтобы стереть текст на приборе для прямого чтения, достаточно провести по точкам специальным приспособлением или просто грифелем (как это делается в тетради). При этом точки (концы металлической проволоки) вдавливаются и поле для чтения становится чистым.

Прибор для прямого чтения (как это видно из описания) предназначен не для длительного хранения информации, а для черновой работы. Поэтому в учебном процессе он не может полностью заменить обычный прибор для письма. Однако в ряде случаев прибор для прямого чтения может найти широкое применение в практике обучения слепых.

Например, возможности прочтения написанного сразу после написания создают благоприятные условия для понимания принципа зеркальности чтения и письма по системе Брайля, так как при этом образуются отчетливые представления о различии пространственного положения одних и тех же букв (цифр, знаков) при их написании и прочтении. Наглядное восприятие (чтение) только что написанного учащимися знака облегчает и ускоряет процесс формирования целостного образа этой буквы и развивает умение сознательно анализировать и синтезировать (при письме) составляющие ее элементы (определять места, нумерацию и соотношения точек в буквах и знаках). Возможность непосредственно контролировать свои записи позволяет детям быстрее осознавать написание изучаемых знаков, а также находить и исправлять допущенные ошибки. Различные упражнения, выполняемые на этом приборе, стимулируют у учащихся развитие навыка грамотного письма.

Кроме вышеуказанной сферы применения описанный прибор может служить учебным пособием при обучении слепых детей построению элементарных геометрических фигур (отрезков, треугольников, многоугольников).

Как известно, дети с глубокими нарушениями зрения зачастую испытывают трудности в процессе решения текстовых задач, что вызвано, в основном, нечетким представлением учащимися реальной ситуации. Прибор для прямого чтения позволяет им с помощью элементарных чертежей проиллюстрировать условие некоторых текстовых задач (например, задачи на движение), а учителю быстрее получить информацию о степени понимания данного материала.

Здесь мы очертили небольшой круг использования прибора для прямого чтения. Однако аспекты его применения могут быть гораздо шире.

Таким образом, совершенствование специальных средств обучения влияет на развитие методов, а в конечном счете и на получение слепыми детьми цензового образования.

Следствием повышения требований к средствам обучения явилось и усиление методической «емкости» таблиц, схем, карточек. Кроме чисто иллюстративной функции они стали выполнять и функции обучающие.

72

Эти дидактические пособия теперь составляются таким образом, чтобы их можно было использовать не только в ходе объяснения, но и при проведении эвристических бесед и при организации самостоятельной работы учащихся. Для примера рассмотрим следующую карточку:

 

Уменьшаемое 20 19 18 16 20
Вычитаемое • • • 8 • • • 7 • • •
Разность 9 • • • 12 • • • 17

По этой карточке учащимся могут быть даны следующие задания:

1.      Составьте и решите примеры на нахождение разности(18—8=11; 16—7 = 9).

Как можно найти разность двух чисел?

2.      Перепишите таблицу в тетрадь, вставив вместо точек нужные числа. Найдите устно для каждого столбца сумму вычитаемого и разности.

Какой вывод можно сделать? (Уменьшаемое равно сумме вычитаемого и разности.)

3.      Составьте и решите уравнения на нахождение вычитаемого(20—х = 9; 18—х=12; 20—х=17).

Как можно найти вычитаемое?

Все перечисленные задания позволяют проверить и закрепить навыки выполнения учащимися сложения и вычитания в пределах 20, а также знание названий компонентов действий вычитания.

Кроме того, первое и третье задания могут быть даны как при закреплении, так и при повторении соответствующих тем (нахождение разности двух чисел и решения уравнений на нахождение неизвестного вычитаемого); второе задание позволяет методом эвристической беседы подвести учащихся к самостоятельному выводу одной из зависимостей между компонентами действия вычитания.

Изучение опыта применения указанных и других средств обучения на уроках математики в начальных классах школ для слепых показало, что создание тифлоприборов, совершенствование учебно-наглядных пособий и методик их использования позволяет учителю чаще и качественнее применять наглядные и практические методы в процессе обучения незрячих младших школьников. Таким образом, развитие тифлотехники и специальной методики стимулирует совершенствование методов обучения слепых детей математике.

73

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выбирая тот или иной метод (или их сочетание), учителю необходимо учитывать конкретные задачи урока, характер содержания изучаемого материала, наличие у учащихся необходимых знаний, уровень развития и психофизиологические особенности восприятия, наличие дидактических материалов, наглядных пособий, тифлоприборов.

Говоря об эффективности избранных учителем методов, мы имеем в виду достижение максимально возможных, результатов овладения математическими понятиями, специальными умениями (вычислительными, графическими и др.) не вообще, а именно в каждом конкретном случае.

Качество обучения школьников самым непосредственным образом зависит от умелого применения в каждом случае таких методов, которые кратчайшим путем ведут к глубокому и осознанному усвоению знаний и умений, способствуют предупреждению и преодолению вызванных слепотой вторичных сложностей в развитии и воспитании незрячих детей.

При отборе оптимального соотношения методов обучения на уроках математики учителю нужно исходить также из психических и физических особенностей учащихся своего класса.

Конечно, по мере обучения сглаживаются резкие различия между детьми, характерные для учащихся в первом и во втором классах. Однако такие особенности, как тремор, наличие остаточного зрения или тотальная слепота, различные нарушения эмоционально-волевой сферы продолжают сказываться на усвоении программного материала на всем протяжении начального обучения. Этот фактор должен учитываться учителем при отборе методов и приемов обучения.

Такой подход необходим для решения проблемы дифференцированного использования методов обучения. Основной путь реализации дифференцированного подхода на уроках состоит в разделении учащихся класса на группы по признаку подготовленности к самостоятельному выполнению задания.

Приемы, составляющие методы обучения, тоже должны применяться дифференцированно. Например, такие приемы, как различные алгоритмы, конкретизация материала с помощью наглядных пособий, позволяют дифференцированно применять различные методы в зависимости от особенностей подготовки и восприятия учащихся каждой группы. Это создает значительно лучшие условия для организации эффективной самостоятельной работы всех учащихся класса, так как делает работу посильной для каждого из них.

74

ЛИТЕРАТУРА

1. Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса.— М.: Просвещение, 1982.

2. Бантова М. А., Бельтюкова Г. В., Полевщикова А. М. Методика преподавания математики в начальных классах.— М.: Просвещение. 1976.

3. Выбор методов обучения в средней школе/Под ред. деист, члена АПНСССР Ю. К. Бабанского,—М.: Педагогика, 1981.

4. Денискина В. 3. Средства обучения математике в начальных классах школ слепых.— М.: Просвещение, 1986.

5. Дидактика средней школы/Под ред. М. И. Скаткина.— М.: Просвещение,1982.

6. Лернер И. Я., Скаткин М. И. О методах обучения.— Советская педагогика, 1965, № 3.

7. Моро М. И., Пышкало А. М. Методика обучения математике в 1—3классах.—М.: Просвещение, 1975.

8. Моро М И. Методы обучения математике—Начальная школа, 1975, № 8;1976, № 2, № 3.

9. Основы обучения и воспитания аномальных детей/Под общей ред. проф. А. И. Дьячкова.— М.: Просвещение, 1965.

10.Педагогическая энциклопедия.— М.: Советская энциклопедия, 1968.

11.Солнцева Л. И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста.— М.: Педагогика, 1980,

СОДЕРЖАНИЕ:

МОСКВА- 1988. 1

ВВЕДЕНИЕ.. 1

1. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА.. 4

2. МЕТОДЫ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.. 30

3. МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ И УЧЕТА КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ.. 44

4. ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ.. 57

5. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И СПЕЦИФИКА ВОЗРАСТА.. 70

6. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ.. 79

7. РАЗВИТИЕ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В СВЯЗИ С СОЗДАНИЕМ ПОСОБИЙ И ТИФЛОПРИБОРОВ И РАЗРАБОТКОЙ МЕТОДИК ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В РАБОТЕ СО СЛЕПЫМИ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ.. 84

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 89

 

В. 3. Денискина

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ШКОЛ ДЛЯ СЛЕПЫХ ДЕТЕЙ

Методическое пособие

Главный редактор Е. М. Панина Редактор Н. В. Дулина Художественный редактор Б А Котляр Технический редактор Г. П. Грачева Корректор И. Н Лямм

 

Редакционно-издательский отдел Центральное полиграфическое УПП ВОС 129164, Москва, ул, Маломосковская, 8


[1] Здесь и далее имеются в виду адаптированные издательством «Просвещение» для школ слепых, т. е. изданные по Брайлю, учебники: Моро М. И., Бан-това М. А., Бельтюкова Г. В. Математика. Учебник для первого класса; Моро М. И., Бантова М. А Математика. Учебник для второго класса; Пчелко А. С, Моро М, И. и др. Математика. Учебник для третьего класса.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 85; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.13.194 (0.046 с.)