Интеллектуальные навыки ребенка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Интеллектуальные навыки ребенка



И наконец, пятым ключом к успешному школьному старту являются ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ навыки ребенка, к ним относятся ЧТЕНИЕ, СЧЕТ, ОБЩАЯ ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ. Ребенку будет проще учиться в школе, если основы счета, чтения и представлений об окружающем мире он начнет осваивать чуть заранее, тем более что 4–5 лет – время для этого вполне подходящее. Ориентация дошкольника на игру никак не помешает этому, так как все основы хорошо осваиваются именно в игровой форме.

Больше не значит лучше! Проходя мимо витрин детского магазина, понимаешь, как много нужно твоему ребенку! Вот эта развивающая игра, кубики со словами, вот это красочное интерактивное нечто для развития навыков счета, еще этот журнал с кроссвордом для самых маленьких, новый набор Лего, разноцветные бусинки для развития мелкой моторики… и так бесконечно.

Не реальные потребности вашего ребенка, а профессиональная ловкость маркетологов становятся причиной всех потребительских импульсов родителей и даже детей.

Значительная часть потребностей сегодняшних покупателей сконструирована искусственно и больше служит интересам машины товарооборота, нежели отвечает реальным потребностям детей. Настоящим интересам развития ребенка обилие внешних стимулов скорее вредит.

Первая причина, почему слишком большое количество стимулов для ребенка (игр, активностей, информации, развивающих занятий, книг) вредно, – трудности выбора.

Когда перед человеком оказывается слишком много альтернатив, это вызывает у него неприятные переживания. Ученые экспериментально выяснили, что слишком широкий выбор приводит к… отказу от выбора. Когда выбор слишком широк, ребенок испытывает неприятные эмоции, ему приходится отказаться от слишком многих привлекательных вариантов и остановиться на одном. В результате ребенок фрустрируется от слишком большого выбора и отказывается от него.

Так, если вы предложите ребенку пойти кататься на коньках или лыжах, то он с легкостью сделает свой выбор. Но если вы по широте своей натуры добавите к выбору еще: катание на ледянке с горы, строительство снежного города, игру в снежки и поход в кино, то вполне вероятно, что ваш ребенок сникнет и скажет, что вообще-то ему ничего не хочется.

Если такая ситуация продолжается длительное время, это может приводить к развитию общей пассивности ребенка, инертности и слабости его интересов. То есть к результату ровно противоположному желаемому: огромный выбор возможностей становится разрушителем детской активности. В практике психологического консультирования часто бывают дети, окруженные всеми возможными предметами и занятиями, призванными их развить и стимулировать их интерес. Родители таких детей жалуются на их пассивность или активное сопротивление тем мероприятиям, в которые их вовлекают.

Вторая причина, почему огромное количество предложений активности для ребенка не развивает, а сужает его возможности – отсутствие времени на переработку информации. Ребенок – не мешок, который нужно набить впечатлениями и знаниями. Он – активная система, познающая мир, создающая свой уникальный внутренний ландшафт. И если в эту систему все время впихивать внешние воздействия, не заботясь об их полноценной переработке и интеграции в мир ребенка, то систему начнет заклинивать. Традиционный современный «клин» – пассивность и замкнутость ребенка, нежелание ничего делать, отсутствие интересов.

Едва закончив смотреть одно кино, не надо переходить ко второму. Не надо стремиться осмотреть за один раз все экспонаты музея, прокатиться на всех горках и посетить все достопримечательности. Для осмысления опыта, для того чтобы он прорастал внутри и связывался с уже имеющимися впечатлениями, для того чтобы ребенок имел время осознать, как отзывается в нем то или иное событие, нужно время и периоды, свободные от входящей информации. Если же ребенка бомбардируют мастер-классами, экскурсиями, книгами, кино и прочими элементами счастливой жизни, то такого времени у него просто нет. Он постоянно находится в процессе поглощения информации без возможности ее переработать. В результате может сформироваться плоскость мышления, интеллектуальная пассивность, зависимость от чужого мнения, потеря себя и постоянная потребность в развлечениях.

Родители, настроенные на развитие, не слишком любят, когда ребенок ничем определенным не занят, есть даже целая философия – организовать жизнь ребенка так, чтобы у него не было времени на безделье. В дошкольном возрасте эта философия не работает, «безделье» для ребенка – необходимый опыт для усвоения того, что он узнает. В другие периоды от фанатичной приверженности такой философии также больше вреда, чем пользы.

И наконец, если все время предлагать ребенку все новые развлекающие и развивающие мероприятия, игрушки, книги, то вы не имеете возможности по-настоящему углубиться во что-то и освоить это полноценно.

Однажды я посетила квартиру моих клиентов – семьи, где росла девочка трех лет. Во время разговора, который происходил в комнате девочки, я с трудом могла удерживать внимание. Все стены почти до самого потолка были увешаны информацией, которая призвана была сталь культурным достоянием ребенка. Слова, буквы, иероглифы, географические названия, картины с именами художников… это лоскутное одеяло не поддавалось осмыслению даже взрослого человека. Родители с гордостью признались, что меняют «экспозицию» на стенах примерно раз в две-три недели, чтобы девочка не могла привыкнуть. Родители энергично воплощали принцип «чем раньше (и больше!), тем лучше». Впечатление от помещения было неприятным, хотелось уйти, освободиться.

А родители жаловались на неуравновешенность, агрессивность ребенка.

По счастью, не всякий родитель обладает такой энергией, у большинства не хватает ни сил, ни фантазии для подобной атаки на мозг ребенка. Тем не менее тенденция заваливания ребенка стимулами налицо: детские теперь похожи на склады игрушек или залы игровых автоматов. При сегодняшнем изобилии «наборов для творчества», развивающих творческих игрушек и методик наши дети должны прямо-таки искриться творческим огнем, но этого не происходит. Такое изобилие не оставляет возможности для сосредоточения на чем-то одном или свободы для творчества.

Творчество, как и интеллектуальная активность, требует не только стимулов, но и определенной внешней тишины, чтобы развернуться.

Лучше повесить на стену одну репродукцию картины и глубоко и всесторонне изучить изображенное вместе с ребенком, чем фаршировать его мозг бессмысленными пока для него сведениями «на будущее». Лучше в музее предложить ребенку выбрать несколько предметов, о которых он хотел бы узнать больше, чем протащить его по четырем этажам экспозиции в надежде охватить максимум.

Чтение

Чтение – далеко не простой и очень важный для ребенка процесс, можно даже сказать, что это специальный тренажер для развития его интеллекта. Статистически доказано, что уровень техники чтения напрямую отражается на учебной успеваемости ребенка. Научиться бегло и вдумчиво читать настолько непросто, что дети имеют трудности с техникой чтения вплоть до средней школы. Родители прекрасно понимают важность этого навыка, возможно, это и становится причиной чрезмерного рвения в обучении дошкольника чтению. Но в обучении чтению спешка как раз противопоказана, к чтению ребенка надо подходить системно, опираясь на главные составляющие этого процесса.

При неправильном подходе к обучению чтению:

делается преждевременный акцент на буквы и слоги.

Родители стремятся первым делом познакомить ребенка с алфавитом и объяснить ему, как сливают буквы в слоги, а слоги – в слова;

занятия ведутся без внутренней мотивации ребенка.

Сенситивный (оптимальный) период для обучения ребенка основам чтения наступает в 4–5 лет. Это не значит, что ребенок в этом возрасте научится бегло читать, но первые ростки интереса и способность осваивать знаковую систему общения с миром у ребенка появятся именно в этот период.

Если учить ребенка, совершенно не заинтересованного книгами и чтением, разбирать слова, то вы, вероятнее всего, столкнетесь с большим сопротивлением или молчаливым саботажем;

занятия сопровождаются эмоциональным негативом.

Традиционный осложняющий фактор для всех видов обучения – негативные эмоции участников мероприятия: ребенка и родителя. В этом случае плохо развивается навык, которому вы ребенка обучаете, страдают ваши с ним отношения, формируется негативное отношение к учебе в целом.

С точки зрения взрослого, чтение – довольно простой процесс. Надо слить знакомые буквы вместе и так читать написанное. И взрослому трудно понять, почему ребенок (который ведь знает все буквы!) так мучительно не может сообразить, что написано, так медленно разбирает текст.

Мы редко осознаем, какие сложные процессы происходят в мозгу во время чтения. Это и различение знакомых символов, и увязывание их в речевые единицы по правилам, это и понимание взаимосвязи слов, и соотношение более сложных речевых единиц – предложений – между собой. Все это автоматически и молниеносно происходит во время чтения взрослого человека. Он не понимает, что тут сложного, поэтому многим взрослым не хватает терпения и понимания наблюдать, как учится читать ребенок. Взрослые раздражаются и понукают детей, не понимая, что те только строят рельсы, по которым взрослые уже давно наладили движение. Кроме того, люди часто в плену иллюзий о своем прошлом и считают, что они-то сами выучились читать без напряжения или вообще их никто не учил.

Ошибка взрослых в том, что они видят в ребенке как бы маленького взрослого, поэтому склонны предъявлять детям завышенные требования.

Для ребенка чтение – сложный процесс установки осмысленной связи с листом бумаги, на котором нарисовано множество поначалу абсолютно непонятных ребенку символов – закорючек, узоров, картинок. Часть из этих значков, оказывается, называется текстом и может быть посредством расшифровки превращена в слова, при помощи которых мы общаемся. Очень медленно мозг ребенка учится увязывать вместе эти закорючки, соотносить их со звучанием и связывать с собственным опытом речи. Этот сложнейший процесс и называется обучением чтению.

Чтобы ребенок успешно учился читать, необходимо начать с трех основ: словарного запаса, умения хорошо говорить и способности различать фонемы.

Словарный запас

Одной из основ успеха в чтении является словарный запас ребенка: те слова, которые есть в его активном словаре и легко им используются. Чтобы читать, нужно «узнавать» слова после их буквальной расшифровки в знаковой системе букв. Богатый активный словарный запас ребенка гарантирует то, что ребенок быстро узнает слова, ему легко получить результат – распознавание смысла прочитанного. Бедность словарного запаса ребенка обеспечит ему дополнительную трудность: мало того что ему сложно связать знаки в осмысленные слова, так и слова эти мало им используются (или вообще незнакомы).

Возьмем всем известные стихи Чуковского. Обратите внимание, сколько в них малоупотребимых слов, понимание которых для ребенка затруднено. Не все выделенные слова могут быть совершенно неизвестны ребенку, но они редко употребляются и, как правило, забываются ребенком-дошкольником из-за редкого использования.


Вдруг откуда-то шакал
На кобыле прискакал:
«Вот вам телеграмма
От Гиппопотама!»
«Приезжайте, доктор,
В Африку скорей
И спасите, доктор,
Наших малышей!»
«Что такое? Неужели
Ваши дети заболели?»
«Да-да-да! У них ангина,
Скарлатина, холерина,
Дифтерит, аппендицит,
Малярия и бронхит!
Приходите же скорее,
Добрый доктор Айболит!»
«Ладно, ладно, побегу,
Вашим детям помогу.
Только где же вы живете?
На горе или в болоте?»
«Мы живем на Занзибаре,
В Калахари и Сахаре,
На горе Фернандо-По,
Где гуляет Гиппо-по
По широкой Лимпопо».

* * *


Утюги за сапогами,
Сапоги за пирогами,
Пироги за утюгами,
Кочерга за кушаком
Все вертится, и кружится,
И несется кувырком.
Вдруг из маминой из спальни,
Кривоногий и хромой,
Выбегает умывальник
И качает головой:
«Ах ты, гадкий, ах ты, грязный,
Неумытый поросенок!
Ты чернее трубочиста,
Полюбуйся на себя:
У тебя на шее вакса,
У тебя под носом клякса,
У тебя такие руки,
Что сбежали даже брюки,
Даже брюки, даже брюки
Убежали от тебя».

Взрослым трудно проникнуться этой проблемой, так как слова в детских книжках им более чем понятны.

Девочке 3 лет мама читала книжку; в сюжете тетерев залетел в курятник. Мама, предположив, что тут требуются комментарии, спросила девочку: «Ты знаешь, кто такой тетерев?», на что девочка, немного подумав, отвечала: «Мамочка, а что такое курятник?»

Другая маленькая девочка на вопрос взрослых о незнакомых словах в стихотворении сообщила, что ей, конечно, все понятно. Вот только потом выяснилось, что слово «коврижка» девочка понимала… как небольшой коврик. И так строка «Бегали мышки около коврижки» приобрела новый смысл!

Рассмотрим еще один пример – четверостишие в учебнике первого класса.


Лес, словно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный
Веселой пестрою стеной
Стоит над солнечной поляной.

Несложное с точки зрения взрослого стихотворение может вызвать у ребенка определенные проблемы в понимании. Разобрав слова терем, расписной, лиловый, золотой, багряный, он еще и должен сообразить, что они обозначают. И это при объективных трудностях со связыванием букв в слова.

Читая ребенку, чаще задавайте себе вопрос: знает ли ребенок все слова? Там, где возникают сомнения, поинтересуйтесь у ребенка. Далеко не все дети задают вопросы взрослым о непонятных словах. Экспериментально доказано, что дети не понимают гораздо больше слов, чем это кажется взрослым. Они приучаются воспринимать текст фрагментарно, додумывают или искажают значение слов и не чувствуют дискомфорта от этого. Все это обедняет текст и делает чтение для ребенка скучным занятием из-за слишком поверхностного понимания.

При самостоятельном чтении множество слов-друзей становятся для ребенка отличной опорой, когда, совершив подвиг местного значения и связав между собой буквы, он с легкостью узнает в них что-то знакомое. И наоборот – непонятные вовсе или понятные смутно слова вызывают волну негатива, делают чтение скучным и тягостным для ребенка.

Надо помнить, что чтение – это, прежде всего, форма использования языка, а не механическое связывание письменных знаков. И, для того чтобы создать действительно прочную основу для чтения, надо учить ребенка прежде всего языку.

Словарный запас развивать легко, но на это нужно время и включенность родителей. Совместные разговоры (не только выспрашивания ребенка, но и истории родителей для него) и, разумеется, чтение. Не стоит идти неестественным путем – покупать карточки со словами или интерактивную программу. Лучше всего ребенок осваивает речь в контексте жизни, это эволюционно запрограммированная форма передачи речевой культуры ребенку. Говорите, рассказывайте сказки, пойте вместе песенки, читайте с ребенком.

Искусство говорить

Помимо словарного запаса для умения хорошо читать нужно уметь хорошо говорить.

Среднестатистический родитель, собираясь учить своего ребенка читать, спешит показывать ему буквы, заставляет их заучивать, иногда показывает ребенку слова на карточках, игнорируя более естественные для возраста 3–5 лет потребности ребенка. Эффект от такого обучения в лучшем случае посредственный, а часто и плачевный. Чем более ребенок усидчивый, тем он, разумеется, лучше поддается всем маневрам, предпринимаемым родителями. Выучивает буквы и даже учится сносно читать. Но желания это делать у него частенько нет, так как обучение шло вразрез с естественными ритмами, не соответствовало развитию мозга и насущным потребностям ребенка. Более непоседливые и упрямые дети активно сопротивляются «обучению», саботируют занятия, учиться читать не хотят. У таких детей заметнее негативное отношение к книгам, их не заставишь читать. И если первая категория детей скорее пассивна в отношении к чтению, то вторая энергично ему сопротивляется.

Вместо того чтобы начинать торопливо показывать буквы маленькому ребенку, с ним нужно говорить и развивать его собственную речь. Умение связно выразить свои мысли, использовать при этом сложные грамматические конструкции также имеет прямое отношение к развитию навыка чтения. Помимо того что ребенку нужно быстро узнать слово, которое ему удалось раздобыть, связывая отдельные буквы, ему нужно быстро ориентироваться во взаимосвязи этих слов. Тут опять же взрослым кажется, что это дело проще пареной репы, все само собой понятно. Но не для ребенка.

При первых шагах в чтении задачи ребенка очень сложны и многообразны. Когда ребенок начинает читать фрагменты, состоящие из нескольких слов в предложении, очень важно его целостное понимание прочитанного. Часть детей долгое время не могут рассказать, о чем они прочитали: они увязали с грехом пополам все буквы и прочитали все слова, но взаимосвязи между этими словами не уловили. Разумеется, при таком положении вещей никакой ребенок не сядет добровольно за книгу, какой в этом смысл? Какая радость читать бессмысленный или только фрагментарно осмысленный набор слов? А раз ребенок не садится за книгу, то и его навыки не тренируются, значит, читать лучше он не учится.

Часто ребенку слишком трудно понимать уже прочитанное просто потому, что ему тяжело увязать взаимоотношения слов. В этом смысле неправы те родители, которые для тренировки дают ребенку тексты максимальной для него сложности. На основании того, что ребенок уже умеет складывать слоги в слова, ребенку дается довольно сложный по структуре текст. Такой текст вызовет скуку и отторжение, ребенок будет сопротивляться дальнейшим попыткам усадить его за книгу.

Взаимосвязь слов в речи познается не столько через чтение, сколько через разговоры, в которых ребенок активно участвует. Он сам учится формулировать мысли и рассказывать о том, что происходило, и о том, что он чувствует. Через трудности с этим формулированием (для большинства детей они немалые) и через слушание речи взрослого ребенок познает строй речи, ее структуру. Язык – биологическая программа человека, лучше всего она реализуется в непосредственном человеческом общении, буквально передается из уст в уста. Чтение – следующий уровень использования языка, он строится уже на основе определенного этапа владения устной речью. И чем выше этот уровень владения устной речью, тем лучше пойдет обучение чтению и тем легче ребенку будет прочитанное понимать.

Для развития речи ребенка используйте:

сочиненные истории.

Сочиняйте и записывайте совместные с ребенком сказки. Вначале ведущая роль отводится взрослому, но постепенно нужно побуждать ребенка вставлять фрагменты собственных описаний, все более объемные;

рассказы о событиях.

Не все дети способны в дошкольном возрасте связно рассказывать о чем-то. Не стоит просто давить на ребенка, побуждая его говорить, лучше вовлекать его в совместный процесс рассказа.

Начните рассказ о конкретном событии и предложите ребенку дополнять его, снабжать деталями, самостоятельно освещать отдельные фрагменты истории. Например, предложите ребенку закончить начатую вами историю: «На Новый год ты нашел под елкой…»

Также совместный рассказ можно организовать, чередуя предложения: одно говорите вы, другое – ребенок;

активное чтение.

Отличная идея для развития речи – вовлекать ребенка в процесс чтения. Задавайте ребенку вопросы.

– «Как ты думаешь, что произойдет дальше?»

– «Как могли бы развиваться события?»

– «Что чувствует герой?»

– «Как бы ты поступил на его месте?»

– «Давай вместе придумаем конец истории!»

Книга – уникальный интерактивный тренажер для развития ребенка. Это тренажер не только для мозга, но и для эмоционального контакта со взрослым. Существует большая разница: усадить ребенка за развивающую программу или вместе с ребенком читать и обсуждать встречающиеся слова, понятия, обороты речи, ситуации.

Рассказывайте истории по картинкам.

Замечательный материал для этого предоставляют классические иллюстрации В. Сутеева, различные комиксы, для более старшего возраста – нарисованные истории Херлуфа Бидструфа. Помимо пользы для развития речи вы весело проведете время и укрепите связь с ребенком. Для начала сами рассказывайте ребенку истории по картинкам, просите его добавлять детали. Затем предложите ребенку составить рассказ самостоятельно. Важно, чтобы занятия проходили на позитивной основе, без критики и менторского отношения со страны взрослого.

Учите ребенка диалогу.

Часто ли вы видите родителей, весело болтающих со своими детьми? Не поучающих, не допрашивающих, а вот так просто по-человечески разговаривающих? Согласитесь, зрелище это не слишком частое. Взрослые с ребенком буквально не находят общего языка – лингвистического и смыслового пространства для общения. Сначала ребенок в речевом отношении не очень развит – его речь обрывочна, рассказы трудны для восприятия, взрослому с ним скучновато разговаривать. Потом, уже в школе, ближе к подростковому возрасту родители уж и поговорили бы с ребенком, да привычки нет, и ребенок уже не хочет с ними разговаривать.

Даже при постоянном контакте с ребенком может оказаться, что связь ваша совсем плоская, бедная и касается только бытовых вещей. Старайтесь разнообразить темы для общения. Что ребенок ел, спал ли он сегодня днем и что было на занятии – не исчерпывающий список вопросов к ребенку. Говорите с ребенком о своей работе, расскажите историю из детства, спросите, чья одежда ему больше нравится и какой его любимый час дня, во что он больше всего любит играть. Поговорите о том, что происходит, анализируйте ситуации, которые случаются в вашей жизни и жизни ребенка, спросите мнение ребенка о происшедшем.

Чтобы вести за собой ребенка, учить его открытому и содержательному диалогу, надо и самим владеть этим инструментом общения. Если вы не находите тем для общения с родственниками и партнером по браку, ваши вечера проходят в молчании и просмотре ТВ-программ, то содержательный диалог с ребенком развивать трудно. И общение в таком случае сведется к выяснению практической информации: что поел, не замерз ли, какую оценку принес. Здесь, как и в других случаях, главный ориентир воспитания – самовоспитание. Учитесь коммуникации, развивайте интеллект, способности к пониманию другого, и вам будет, что передать ребенку.

…для меня оказалось невозможным избежать закона природы, требующего, чтобы всякое существо рождало только себе подобное существо.

Сервантес

Фонематический слух

Третьей важной составляющей для успешного развития навыков чтения является фонематический слух: способность разделять звуки в разговорной речи, анализировать звуковой состав слова.

Ребенок произносит слова автоматически, не задумываясь о том, что они состоят из более мелких языковых единиц – фонем. Для того чтобы научиться читать, нужно научиться разделять слова на звуки, эти звуки научиться сопоставлять с определенными символами (буквами) и опять складывать эти звуки в слова, синтезировать слова из отдельных букв-звуков. Вот такая стоит перед ребенком запутанная задача.

Развитие фонематического слуха помогает обеспечить успешный старт в чтении и поддержать устойчивую динамику в развитии навыка.

Тут, как и для развития других важных навыков дошкольника, лучше всего подойдет естественная тренировка в контексте жизни, и наиболее спорный вариант – специальные занятия, будь то посещение групп или занятия по пособиям.

Чтобы помочь ребенку слышать звуки:

• читайте и заучивайте стихи и песни;

• играйте в специальные игры.

Игра «Превращение слов»

Возьмите самое простое слово, например СОН. Записав его, предложите сыграть в превращение слова: добавляя или меняя одну или несколько букв, придумывайте разные слова:

СОН – СОНЯ – ФАСОН – СЛОН;

РИФ – РИФМА;

КОТ – ВОТ – РОТ – КОМ.

Подходите творчески к игре, ее важная составляющая – осознание ребенком букв и соответствующих звуков. Для того чтобы играть в игру, ребенок должен уже владеть азами чтения. Игра помогает совершенствовать навык чтения.

Игры на чувство ритма

Предложите ребенку повторить за вами ритм несложной мелодии. Постепенно усложняйте задачу.

Игра «Поймай звук!»

Предложите ребенку поохотиться за звуками: вы произносите слова, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, как только услышит условленный звук.

Игра «Запиши историю»

Предложите ребенку рассказать о каком-то эпизоде (прогулке, походе в кино). Напечатайте то, что он будет говорить, без изменений и затем прочитайте ему рассказ. Если ребенок заинтересуется, можно сделать к рассказу рисунок. Так можно создавать сказки, вести дневник событий, писать комментарии к семейным фото. Главное, чтобы ребенок наблюдал, как вы зашифровываете его слова в буквенный код, который сами потом можете легко расшифровать.

Игр на развитие фонематического слуха очень много, их нетрудно найти и творчески разнообразить.

Разбирайте слова

Многие слова устроены весьма занимательно, их состав отражает предназначение предметов или суть явлений, которые они обозначают.

Подушка, подоконник, подбородок, чародей, лесоруб, небоскреб.

Ищите и разбирайте с ребенком такие слова. Попробуйте придумать новые слова по тому же принципу.

Дети играют с языком вполне органично, множество примеров словотворчества приводит в своей книге «От двух до пяти» К. Чуковский. Например:

«Мама, дай мне нитку, я буду нанитывать бусы».

Так осмыслил ребенок слова «нанизывать на нить».

Итак, если вы хотите подготовить ребенка к чтению и обеспечить ему успех в этом деле, не стоит делать акцент на буквах и механической тренировке. Гораздо эффективнее будет развить у него три области: фонематический слух, словарный запас и способность излагать свои мысли. Современная естественная среда ребенка – множество текста вокруг него, развивающие игрушки, журналы с увлекательными заданиями, обучающие передачи также делают свое дело, и дети учатся читать.

Две истории

Мама Вовы, мальчика 4 лет, читает ему книжку Чуковского «Мойдодыр». Она очень озабочена тем, что мальчику и самому нужно учиться читать, возраст располагает к первым шагам в этой области. Мама слегка раздосадована, что сын попросил ее читать именно эту книжку, которую он знает почти наизусть, хотя есть и новые книги. Чтобы не терять времени даром, она иногда отвлекается от чтения и показывает мальчику буквы, а также просит его показать буквы или прочитать несложное слово. Вова буквы повторять не хочет.

Мама мальчика Дениса также читает ему «Мойдодыра». Поскольку текст хорошо знаком ему, она иногда делает паузы и предлагает мальчику дополнить ее чтение теми словами, которые он помнит. Некоторые части они проговаривают по ролям. Параллельно они решили найти те предметы, которые есть в стихотворении, но уже нет в реальной жизни их семьи (самовар, печка, свечка).

Во втором случае мать создает ребенку более развивающую среду, хотя и не делает акцента на механике чтения, не стремится к «результату». Скорее всего, и чтением ребенок будет овладевать легче, и общие познания у него будут более обширные, и отношения с ребенком будут более теплые.

В первом случае мама Вовы:

• создает нервозный эмоциональный фон, который в будущем может породить отторжение, и ребенок к совместному чтению тянуться не будет;

• привлекает внимание ребенка к тому, что для него совершенно не интересно в данный момент. Привлекает внимание она чисто механически, не делая цель для ребенка значимой (если бы форма была более легкой и живой, например, мама предложила бы мальчику найти все места в тексте, где есть буква, с которой начинается его имя, процесс шел бы веселее);

• недооценивает важности повторений для ребенка, считает, что старая книга для него – отработанный материал.

На самом деле повторное прочтение знакомых книг необходимо ребенку, каждый раз он понимает нечто новое, улавливает какой-то нюанс. Кроме того, чтение знакомого дает ребенку чувство контроля над реальностью, которое весьма ценно, но часто бывает дефицитом в детском возрасте.

При осмысленном подходе повторное чтение можно сделать увлекательным занятием, как это произошло с парой из второго примера.

Во втором случае мама Дениса:

• активно включает его в процесс чтения. Благодаря запомнившимся фрагментам, которые мальчик проговаривает, Денис тоже немного «читатель», он активнее следит за повествованием, значит, получает от него больше пользы;

• чтение по ролям позволяет мальчику лучше улавливать эмоциональную окраску текста, глубже понимать оттенки описаний, развивает речь;

• нахождение явлений и предметов, которые уже не используются, расширяет кругозор и словарный запас ребенка, а также помогает ему связать стихотворение с реальной жизнью.

Скорее всего, оба мальчика научатся читать в положенные сроки. Но можно с уверенностью сказать, что мама Дениса растит осмысленного читателя, который будет хотеть и любить читать, тогда как другая мама, вполне возможно, закладывает препятствия на пути к чтению.

Здесь описан бытовой и незначительный по времени эпизод жизни семьи, но такие эпизоды – хорошая основа для дальнейших успехов в жизни человека, это островки, которые становятся основой для многостороннего и ненасильственного развития. Более всех специальных занятий ребенка воспитывает и развивает контекст жизни.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 74; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.127.141 (0.075 с.)