Координация связи «рука-глаз» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Координация связи «рука-глаз»



Чтобы научиться писать, ребенку нужно не только осмыслить и запомнить форму букв и их связи со звуками, но и овладеть своими руками, чтобы они подчинялись его идеям что-либо написать. Это называется координация «рука – глаз» – наработка навыков управления мелкими движениями руки под руководством зрения ребенка.

Для тренировки координации «рука-глаз» нужно следующее.

Естественные бытовые занятия ребенка. Завязать шнурки, нарезать овощи для салата, смешать ингредиенты для выпечки, продеть нитку в иголку, донести нечто не пролив, заклеить небольшой порез пластырем.

Чем больше вы привлекаете ребенка к самообслуживанию и простой помощи по дому – тем больше у него развиваются мелкие моторные навыки. И, соответственно, если вы ограждаете ребенка от этих явлений в жизни, то вы развитие навыков тормозите.

Родители часто не замечают того огромного вклада, который они вносят в пассивность детей. Бесконечное обслуживание ребенка: липучки вместо шнурков, помощь в одевании-раздевании, полная свобода от домашних обязанностей и ухода за своими вещами и своим телом – все это вклады в практическую и психологическую беспомощность ребенка.

Родители порой готовы возить ребенка через полгорода на занятия по развитию мелкой моторики, но они забывают, что если они научат ребенка завязывать тесемки на шапке и стричь самостоятельно ногти, то они добьются не меньшего результата в развитии.

Для тренировки мелкой моторики и координации «рука-глаз» ребенок должен активно участвовать в повседневной жизни и самообслуживании, а не только сидеть за прописями.

Игры с разными материалами. Дети любят рисовать, раскрашивать, резать ножницами бумагу и чертить каракули, сортировать мелкие детали, лепить. Родителям нужно только предоставить детям такие возможности и периодически подключаться к ним, чтобы провести с ребенком время.

Не нужно постоянно требовать от дошкольника результата, каждый раз доводить дело до какого-то приятного для родителей продукта. Когда ребенок чертит каракули разными цветами, режет бумагу на кусочки, мнет и склеивает ее – он тренирует свои моторные навыки, получает опыт и понимание того, с какой силой ему воздействовать на предметы, для того чтобы они видоизменялись в нужную ему сторону. Поэтому груда порезанной и испачканной клеем бумаги – неплохой результат для младшего дошкольника в смысле практики обращения с материалами.

Дети до 3 лет вообще не интересуются результатом своего труда, у них нет понятия конечной цели творчества, они не интересуются оценкой продукта своей деятельности. Зато им активно интересуются родители.

В развивающем центре я проводила специальные занятия с детьми 1–3 лет. Дети такого возраста не могут ничего внятного нарисовать, однако занятия с красками также были включены в программу. Детям предлагалось выбирать цвета и рисовать простейшие элементы. Естественно, все «занятие» рисованием сводилось к тому, что ребенок опускал в краску руки, а затем с интересом размазывал краску по поверхности стола (частично по листу бумаги). Мне долго не удавалось объяснить некоторым родителям, что этот естественный исследовательский процесс – норма возраста и никакого «солнышка» или «снеговика» они не получат, а главное – он тут совершенно не нужен. Родители не сдавались. Мамы с прямолинейным подходом просто водили руками ребенка, чтобы получить нужный предмет на бумаге. Мамы более изобретательные ловко подставляли листок или творчески дорисовывали пятна краски, оставленные на бумаге ребенком. Большинство мам сразу после занятия вносили пару «штрихов мастера» в работу ребенка и довольные уносили рисунок домой как свидетельство проведенного занятия.

До трехлетнего возраста продукт творческой деятельности ребенка не важен ему, он не будет и не может на него ориентироваться. Для него хороший результат работы – опыт взаимодействия с миром, а не «произведение».

После 3 лет дети начинают интересоваться продуктом своей активности, они рассматривают его как репрезентацию себя в мире, живо реагируют на оценку этого продукта взрослыми, очень обижаются, если оценка негативная. Дети-дошкольники связывают себя самих и то, что они произвели на свет с помощью своих усилий, для них это практически неразрывно. Взрослому тоже больно, когда результат его труда оценивают низко, но он все же в большинстве случаев не считает этот результат своей неотъемлемой частью. Ребенок же еще только учится разделять себя (как что-то большое и многоплановое) и продукт своего труда (как частный случай своей деятельности).

Игра ребенка, его творческая активность не должна быть стиснута постоянными рамками «результата», иначе сама деятельность может сойти на нет, ребенок перестанет рисовать и лепить. Для ребенка очень ценно само воздействие на мир в свободной игре с материалами: кусочками ткани, бумажками, клеем, красками и пластилином. Дети в такой спонтанной арт-терапии могут изживать свои внутренние конфликты, эмоционально отдыхать. Поэтому желательно, чтобы творческие занятия не проходили под пристальным взором родителей, а были для ребенка зоной, где он может выражать себя, не боясь критики.

Специальные занятия. Раскрашивание картинок, рисунки по точкам, первые прописи также играют свою роль в формировании координации «рука-глаз», и было бы не резонно отказываться от подобных возможностей. Однако, как и в других областях, дошкольник лучше всего обучается в естественном контексте жизни и играх. Так что не нужно усаживать его за прописи при первой возможности. Раскрашивание платья любимой принцессы – занятие не менее полезное, чем строчка с буквой А в прописи для дошкольников. Не стоит стремиться как можно быстрее продвинуться к «полезному» взамен «игровому», в дошкольном возрасте игровые методы всегда лидируют.

Отношение к болезни

К сожалению, дети иногда болеют, и родителям приходится их лечить и стараться уберечь от последующих болезней.

Здесь речь пойдет не о детях с серьезными трудностями со здоровьем, они требуют особого внимания и подхода. Здесь мы поговорим о самых обычных детях, болеющих время от времени.

Своими действиями мы бессознательно можем усиливать болезненные проявления детей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.152.162 (0.005 с.)