Означает ли недостаточно развитый уровень произвольности то, что ребенка нельзя учить? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Означает ли недостаточно развитый уровень произвольности то, что ребенка нельзя учить?



Ребенка с недостаточно развитой произвольностью поведения учить можно, но обучение этого ребенка должно учитывать реальность – ребенок слабо владеет своим поведением и не станет напрягаться, когда ему неохота, или слушать вас, когда ему скучно. Чтобы чему-то научить такого ребенка, нужно постоянно удерживать его интерес, никаких других мотивов для включения в деятельность у него пока нет. Так, например, ему бесполезно говорить: «Теперь садись, будем повторять слоги!» Он непременно скажет «нет», так как слоги сами по себе не вызывают его интереса. Даже если вы станете стыдить его или напугаете лишением мороженого, вы ситуацию не измените. Возможно, он с плачем все-таки сядет «повторять слоги», но так как своим вниманием он пока управляет очень слабо (это также задача, связанная с произвольностью), то получаться у него будет плохо, а вскоре он скажет, что очень устал, перестанет работать, а станет просить у вас обещанное мороженое.

Но если тому же ребенку вы скажете: «Сейчас я буду прятать вот эти секретные коды, а ты будешь их искать и называть, а потом раскодируешь место, где спрятана тайная записка!», тот же самый ребенок с энтузиазмом бросится «искать коды», будет вслух произносить слоги и даже пытаться их составить в слова. Вы удерживаете его непроизвольный (спонтанный) интерес с помощью игры, и обучение слоговому чтению все-таки происходит.

Некоторые родители, считающие, что все это пустое: игры, на которые нет ни времени, ни сил, ни творческой энергии, пытаются идти по первому пути. Они пытаются учить дошкольников по учебникам и пособиям, считая, что раз он может все-таки учиться, пусть и в игровой форме, так пусть дурака не валяет, а делает, что ему говорят. Это связано с глубоким непониманием сущности психологического развития, с ничем не обоснованным мнением, что развитие можно перекроить так, как нам удобно.

У дошкольника есть коридор возможностей, довольно широкий, но все же ограниченный коридор. И все, что выходит за его пределы, вызовет стресс и эмоциональные проблемы. Так, родители, упорно игнорирующие особенности психики детей, устраивают еще до школы бои вокруг обучения ребенка.

Развитие произвольности – одна из главных целей дошкольного воспитания, высоко развитая произвольность даст вашему ребенку отличные шансы на хороший школьный старт даже при посредственных способностях.

Произвольность – понятие довольно широкое: это разные области, которыми ребенок сможет руководить со временем: произвольные движения, действия по инструкции, целеполагание, соподчинение мотивов, опосредованность правилами и образцами, произвольность познавательных процессов, соблюдение моральных норм. Корневое понятие для этих разных аспектов – умение «владеть собой» и направление этого умения на значимые для ребенка цели.

Постарайся запомнить!

Память человека изначально спонтанна, непроизвольна. Ребенок запоминает что-то не потому, что он этого хочет, намерен это сделать, а потому, что оно само ему запомнилось. Дети обладают хорошей фонематической памятью, они могут на слух запоминать целые страницы текста, иногда и целиком небольшие рассказы и сказки. Эта память похожа на аудиозапись, память непроизвольно фиксирует что-то по своему усмотрению. Но если ребенку, без труда цитирующему большие фрагменты сказок, сказать: «Постарайся запомнить, что я сейчас скажу!», то он, скорее всего, запомнит сказанное лишь фрагментарно. Он не умеет запоминать намеренно, по своей воле. В то же время более взрослый ребенок, младший школьник, уже способный к намеренному произвольному запоминанию, запомнит ваши слова более точно. Но зато способность к непроизвольному запоминанию у него в большинстве случаев утеряна. Дети постарше уже не рассказывают большие фрагменты текста «на память».

Родители дошкольников недоумевают – ребенок наизусть помнит все сказки Пушкина и «Денискины рассказы», а вот запомнить сочетания букв никак не может. Все дело в произвольной памяти, которая не включилась у ребенка. Он запоминает тексты не по своей воле, они ему «запоминаются» сами. А слоги – нет, и запомнить их намеренно (то есть связать их по своей инициативе со значимыми явлениями своего опыта, зафиксировать для какой-то цели) он не может. Родители делают страшный вывод: «Ничего не хочет, ленится!» Отчасти это правда, ребенок не хочет запоминать. Но для того чтобы хотеть запомнить, нужен целый ряд опор, которых пока ребенок просто не имеет в силу возраста.

Произвольность, как и любое другое качество ребенка, имеет свои предпосылки, его зачатки заметны и в самом раннем детстве. Нельзя провести четкую временную линию между временем, когда у ребенка еще нет произвольности, и тем временим, когда она уже появилась. Ее наращивание идет постепенно и увеличивается в процессе взросления.

Произвольность имеет физиологическую основу, за ее возникновение отвечают лобные отделы коры мозга. Пока нужные отделы мозга сформированы недостаточно, ребенок не сможет в достаточной мере руководить своим поведением, несмотря на любое давление взрослых.

Лучше всего отделы мозга, отвечающие за контроль над поведением ребенка, созревают у него в спортивных занятиях. Так что для того, чтобы ребенок смог контролировать свое поведение, нужно не сажать его за парту как можно скорее, а отправлять в парк кататься на роликах и велосипеде.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.124.244 (0.005 с.)