Почему ребенок хочет учиться 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Почему ребенок хочет учиться



Социальные и познавательные мотивы помогают школьникам учиться.

Социальные (межличностные) мотивы дают ребенку возможность занять в обществе определенное место, научиться гармонично общаться с окружающими, заслужить одобрение учителей, родителей, сверстников.

Социальные мотивы подразделяются на узкие мотивы и более широкие. К широким социальным мотивам, которые уже знакомы младшему школьнику, относятся желания стать «культурным», «образованным», получить впоследствии достойную работу. Однако эти мотивы не являются двигателем деятельности в младшем школьном возрасте. Ребенок знает, конечно, что надо хорошо учиться, чтобы потом найти хорошую работу, но что такое для ребенка «хорошая работа»? С позиции его опыта, как правило лишенного настоящих тягот жизни, это пустой звук, ребенок никак не понимает, какие трудности его ждут, если не будет хорошей работы, а будет плохая (пресловутый дворник). Он может повторять за взрослыми, что надо хорошо учиться, чтобы зарабатывать деньги или иметь уважение окружающих, но эти утверждения не доступны его пониманию в должной мере из-за узости его опыта. Кроме того, все эти привлекательные перспективы бесконечно далеки от него по времени и никак не влияют на желание делать те усилия в учебе, которые требуются сегодня. Широкие мотивы в лучшем случае как-то осознаются школьником (и это основа для более глубокого развития этих мотивов), но они не являются двигателем его деятельности. Ребенок не сядет за тетрадки и не пойдет учить стихи с мыслью, что через 15 лет у него будет хорошая должность.

Родители же любят обращаться именно к широким социальным мотивам, пытаясь пробудить ребенка к учебной работе.

«Ты что, хочешь дворником быть?!»

«Ну давай, бездельничай, как раз грузчиков стране не хватает!»

В зависимости от социального круга родителей примеры тех «ужасов», которые могут случиться с ребенком, не желающим учиться, могут быть разными. Кто-то обращается к старому верному «дворнику», а кто-то пугает детей перспективой влиться в «офисный планктон». Такие аргументы не работают, да и сами родители это знают!

Другой вид мотивов – узкие личные мотивы, потребность чувствовать себя комфортно в текущей ситуации школьной жизни. Это желание получить хорошую оценку, избежать порицания учителя, занять достойную позицию в школьном коллективе, снизить чувство тревожности на уроке. Эти мотивы более актуальны, они в большей степени могут управлять поведением младшего школьника. Ребенок скорее организуется для домашней, например, работы, опасаясь того, что ему завтра поставят плохую оценку. Эта мотивация не универсальна, она действует далеко не на всех школьников, но она существует.

Узкая личная мотивация имеет одну коварную особенность. Для того чтобы достичь комфортного существования в школьной жизни, вовсе необязательно действительно хорошо учиться. Благодаря этой мотивации, потребности в комфортном самоощущении, дети постепенно учатся имитировать учебную деятельность и находить путь наименьшего сопротивления. Это нормальный процесс адаптации к условиям жизни, но познавательной деятельности он вредит. Так, ребенок может научиться ловко списывать, завести приятельские отношения с отличником, чтобы тот помогал ему с домашней работой, понять, в какой момент спрашивать не будут и можно уроки не учить, научиться говорить пустые «умные» фразы при ответах. То есть он обучается жить в школе комфортно (что в целом тоже полезно), но его деятельность по освоению учебных предметов может оставлять желать лучшего.

Достижение социальных целей у людей (детей в том числе) связано с результатом работы, тем, к чему ты пришел в итоге какого-то этапа своей деятельности. Социальные мотивы важны, но их недостаточно для успешного обучения.

Второй важный вид мотивов – познавательные мотивы, потребность в интеллектуальной деятельности, удовольствие от самого процесса. Ребенок хочет учиться еще и потому, что он получает удовольствие от самого процесса обучения, ему интересно узнать новое или решить задачу. Этот вид мотивов выражен у детей в разной степени.

Без познавательного мотива нельзя учиться успешно, как бы сильна ни была потребность в одобрении окружающих. Однако и одного познавательного интереса недостаточно, чтобы удерживать хорошую успеваемость. Школа – это система принудительной передачи знаний детям, никто не спрашивает их, что им интересно изучать, а что нет. Не нужно питать иллюзий о том, что ваш ребенок по всем предметам будет учиться с одинаково высоким интересом. Как бы ни был развит у ребенка познавательный мотив, он не сможет испытывать интерес каждый час школьного обучения, ко всем без разбора предметам. В школе будет и скука, и рутина, и неприятные обязанности, которые надо выполнять. Система массового образования не может обеспечить индивидуального подхода к каждому ученику, подстроиться именно под его особенности.

Для успеха в обучении нужно сочетание социальных мотивов (ориентация на результат, одобрение окружающих) и познавательных мотивов (удовольствие от интеллектуальной деятельности). Это похоже на две ноги человека, без одной из опор (познавательного или социального мотива) ребенку трудно будет успешно учиться.

 

Система мотивов, их иерархия развиваются постепенно в дошкольном детстве. К началу школьного возраста мы имеем уже достаточно сформированного в отношении мотивов ребенка, хотя, безусловно, его личность еще долго будет находиться в процессе становления, на ребенка будут влиять многие факторы (родители в том числе).

Вопрос родителей школьников: «Что мне делать, чтобы ребенок захотел учиться?» имеет неутешительный ответ. Мотивацию к обучению (как социальную, так и познавательную) нельзя сформировать быстро, с помощью каких-то правильных разговоров, воспитательных приемов, действующих подобно волшебной кнопке. Нельзя сказать правильные слова ребенку, ввести какие-то санкции, чтобы он захотел учиться. Мы не властны над внутренним миром ребенка настолько, чтобы иметь возможность все в нем поправить, как нам нравится. Мотивация похожа на растение, для развития которого нужно и время, и правильная окружающая среда.

Внезапно обнаружив в первом или втором классе, что ваш ребенок ничего не хочет в плане учебы, вы не сможете в пожарном порядке поправить эту беду, починить мотивацию. Лучше постараться сохранить ее в рабочем состоянии к началу того периода, когда ребенку нужно будет учиться.

Формирование мотивации к обучению – это естественный процесс, ничего специального для того, чтобы она появилась, родителям делать не придется. Скорее родителям дошкольников в современном мире нужно удерживать себя от чрезмерного рвения по развитию ребенка, чтобы мотивация к обучению не скукожилась раньше времени.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 62; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.33.87 (0.005 с.)