Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Службы и подразделения овд, участвующие в осуществлении оперативно-розыскной деятельности
Помимо основных оперативно-разыскных служб в органах внутренних дел имеются службы и подразделения, которые в определенных пределах принимают участие в осуществлении оперативно-разыскной деятельности, т.е. вправе самостоятельно проводить оперативно-разыскные мероприятия, обозначенные в п.п. 1 – 7 ч. 1 ст. 6 Федерального закона об ОРД. К числу таких служб и подразделений следует отнести: отделы (отделения, группы) организации деятельности участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних, Федеральную миграционную службу, отделы (отделения, группы) лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью, дежурные части, подразделения вневедомственной охраны, отделы (отделения) ГИБДД, отделы (отделения, группы) организации применения административного законодательства, отделы (отделения, группы) организации охраны общественного порядка на улицах и при проведении массовых мероприятий и др. Названные службы и подразделения, в сфере оперативно-разыскной деятельности, выполняет задачи по: – предупреждению и пресечению преступлений; – раскрытию преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно, и расследованию преступлений в форме дознания; – обеспечению личной безопасности граждан. Эти службы и подразделения непосредственно оперативно-разыскной деятельностью не занимаются, но обеспечивают либо принимают участие в проведении отдельных оперативно-разыскных мероприятий. Так, например, перечисленные службы и подразделения органов внутренних дел привлекаются: ü для проведения отдельных оперативно-разыскных мероприятий (служба организации деятельности участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних, Федеральная миграционная служба – для опроса, наблюдения, наведения справок, отождествления личности); ü для зашифровки оперативно-разыскных мероприятий (Федеральная миграционная служба, подразделения вневедомственной охраны – для обследования помещений, зданий, сооружений); ü для реализации полученной информации (дознаватель при выявлении свидетеля проводит допрос, подразделения ГИБДД проводят задержание преступника на угнанном автомобиле).
В случае необходимости привлечения служб и подразделений организации охраны общественного порядка на улицах для проведения отдельных оперативно-разыскных мероприятий руководители оперативных подразделений согласовывают этот вопрос с руководителями соответствующих служб и подразделений. Рассмотрим роль и значение некоторых структурных подразделений по охране общественного порядка при осуществлении оперативно-разыскной деятельности. Особое место среди этих подразделений, привлекаемых к проведению оперативно-разыскных мероприятий, занимает отдел (отделение, группа) организации деятельности участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних. Данные подразделения занимаются выявлением и устранением причин преступлений и административных правонарушений и условий, способствующих их совершению, участвуют в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Совместно с оперативными подразделениями они выполняют задачи по предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, розыску лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, а также без вести пропавших лиц. Кроме того, они выполняют широкий круг обязанностей на обслуживаемых ими участках. На службу УУП и ПДН возлагаются обязанности по контролю за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, а также за поведением осужденных, которым назначено наказание, не связанное с лишением свободы. В своей деятельности служба УУП и ПДН проводит некоторые оперативно-разыскные мероприятия, такие как опрос граждан, наведение справок, наблюдение, сбор образцов для сравнительного исследования и др., привлекает для содействия граждан на конфиденциальной основе. Служба участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних располагает более значительными разведывательно-поисковыми возможностями, чем другие службы и подразделения ОВД, например дежурная часть. Дежурные части ОВД организуют прием, регистрацию и проверку заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях и о происшествиях, проводят неотложные оперативно-разыскные мероприятия (опрос граждан, наведение справок и др.), следят за оперативной обстановкой, координируют действия следственно-оперативных групп, производят обмен информацией между подразделениями и службами, соседними территориальными органами внутренних дел.
Федеральная миграционная служба обязана учитывать лиц, отбывших наказания за преступления, вовремя информировать оперативные подразделения о прибывших лицах из исправительных учреждений, выявлять похищенные и поддельные паспорта. Федеральная миграционная служба при выполнении этих обязанностей проводит такие оперативно-разыскные мероприятия, как опрос граждан, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования и др. Все это способствует обнаружению лиц, которые скрываются от органов дознания, следствия и суда по подложным и похищенным документам, а также своевременному выявлению граждан, от которых можно ожидать совершения преступлений. С участием этой службы проводится такое мероприятие как зашифрованный оперативный осмотр. Использование учетов Федеральной миграционной службы помогает успешно решать задачи оперативно-разыскной деятельности. В оперативно-розыскной деятельности наиболее широко используются возможности подразделений патрульно-постовой службы полиции. Ежедневно, перед заступлением на посты, эта служба инструктируется о совершенных преступлениях за истекшие сутки, о приметах лиц, которые скрылись от органов дознания, следствия и суда, а также о приметах разыскиваемых похищенных вещей. Сотрудники патрульно-постовой службы полиции привлекаются для проведения такого оперативно-разыскного мероприятия, как оперативный эксперимент. Для того чтобы эта служба имела больше возможностей в обнаружении оперативно-разыскной информации, посты, маршруты служебных нарядов должны определяться с учетом мест концентрации преступных лиц и времени наиболее возможного совершения преступлений. Из-за ограниченности во времени характеристика полномочий других служб и подразделений органов внутренних дел в данной лекции не приводится. Подводя итог по этому вопросу можно сказать, что нормативные акты МВД, регламентирующие деятельность конкретной службы, подразделения, определяет формы такого участия, оперативно-разыскные средства и методы, которые ее сотрудники могут и обязаны применять в процессе выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, а также при розыске преступников. Оперативно-разыскные функции этих служб неодинаковы, зависят они от их компетенции. Все они выполняют по отношению к оперативным подразделениям обеспечивающую функцию. Однако помощь, оказываемая оперативным подразделениям ОВД, в реализации задач создает необходимые условия для их успешного решения.
5. КОНФИДЕНЦИАЛЬНЫЕ СОТРУДНИКИ, ГРАЖДАНЕ И ИНЫЕ ЛИЦА, УЧАСТВУЮЩИЕ В ОРД, ИХ НАЗНАЧЕНИЕ И КОМПЕТЕНЦИЯ Существенное значение в борьбе с преступностью имеет помощь граждан в получении оперативно-разыскной информации о лицах, фактах, обстоятельствах совершения преступлений. Эта помощь (содействие) сотрудникам оперативных подразделений нашла нормативное закрепление в статье 17 Федерального закона Об ОРД, где определено, что отдельные лица с их согласия могут привлекаться к подготовке или проведению оперативно-разыскных мероприятий с сохранением по их желанию конфиденциальности содействия, в том числе и по контракту.
Оперативные подразделения органов внутренних дел могут использовать следующие виды содействия граждан в оперативно-разыскной деятельности: – гласное содействие, в том числе сотрудничество на договорной возмездной основе; – анонимное возмездное или безвозмездное содействие; – конфиденциальное однократное, кратковременное или периодическое содействие – «оперативный контакт»; – конфиденциальное долговременное содействие, оказываемое на безконтрактной основе доверенными лицами; – конфиденциальное долговременное сотрудничество, осуществляемое с агентурным аппаратом. Остановимся на характеристике каждого вида оказываемого содействия: Гласное содействие – лицо, оказываемое содействие при подготовке и проведении гласных или не требующей особой конспирации ОРМ не требует сохранения в тайне его участия в данных мероприятиях и может дать показания по уголовным делам. В отдельных случаях привлекаются специалисты при проведении гласных мероприятий. С такими лицами могут заключаться контракты. Анонимное содействие – лицо, предоставляя анонимно информацию, не желает раскрывать свое имя и в дальнейшем участвовать в уголовном процессе. Оперативный контакт – лицо содействует при подготовке и проведении ОРМ, в ходе которых требует сохранения в тайне участия в этих мероприятиях и не желает участия в уголовном процессе. В отдельных случаях с такими лицами могут заключаться контракты. Конфиденциальное долговременное содействие – содействие, оказываемое на бесконтрактной основе доверенным лицом, когда это лицо требует сохранения в тайне личного участия в мероприятиях и не желает быть участником в уголовном процессе с расшифровкой его личности. Конфиденциальное долговременное сотрудничество, это постоянное содействие, которое оказывается на контрактной основе агентами, резидентами, содержателями явочных помещений и конспиративных квартир, в процессе которого эти лица требуют сохранения в тайне их участия в проводимых мероприятиях и не желают стать участниками уголовного процесса. Агенты, резиденты, содержатели явочных помещений составляют агентурный аппарат оперативных подразделений органов внутренних дел.
В качестве самостоятельной разновидности сил ОРД могут быть выделены представители общественности, в лице внештатных сотрудников различных служб органов внутренних дел, в том числе и подразделений уголовного розыска. Работа с внештатными сотрудниками милиции в настоящее время осуществляется в соответствии с приказом за № 420 от 20 ноября 1992 года, который утверждает «Временную инструкцию по организации работы внештатных сотрудников милиции». Инструкция разрешает полиции в целях обеспечения выполнения возложенных на нее задач приглашать в установленном порядке для внештатной работы наиболее активных и подготовленных граждан, не моложе 18 лет, способных по своим личным и деловым качествам оказывать полиции содействие. В своей работе внештатный сотрудник осуществляет только те действия, которые не выходят за пределы данных ему поручений. Сотрудники оперативных подразделений могут использовать помощь внештатных сотрудников для раскрытия преступлений и для розыска лиц, их совершивших, а также для выявления и устранения причин и условий, способствовавших совершению преступлений. Сотрудникам полиции запрещается: поручать внештатным сотрудникам самостоятельно проводить процессуальные и другие действия, оперативно-разыскные мероприятия, которые составляют исключительную компетенцию сотрудников полиции; привлекать их к участию в мероприятиях, заведомо связанных с риском для их личной безопасности; знакомить с документами, содержащими государственную тайну или служебную информацию ограниченного доступа. Привлечение внештатных сотрудников в проведении отдельных оперативно-разыскных мероприятий имеет ряд преимуществ: - позволяет значительно сократить затраты времени и увеличить количество сил; - с их помощью обеспечивается соблюдение принципа сочетания негласных мероприятий с гласным путем легализации полученной информации. Это означает, что присутствие внештатных сотрудников при проведении оперативно-розыскных мероприятий и непосредственная фиксация ими преступной деятельности в конечном итоге создают объективную возможность их последующего использования в качестве свидетелей при процессуальном оформлении полученных результатов; - создает условия и обеспечивает возможности зашифровать негласные источники получения информации, послужившей для разоблачения подозреваемых лиц и их привлечения к уголовной ответственности; - повышает разведывательные возможности сотрудников оперативных подразделений, поскольку расширяет круг источников получения информации, представляющей интерес. В то же время необходимо помнить, что при использовании внештатных сотрудников необходимо соблюдать правила конспирации. Это означает: во-первых, по возможности сохранение в тайне от проверяемых (разрабатываемых) лиц участия в ОРД внештатных сотрудников; а во-вторых, нельзя разглашать перед внештатными сотрудниками секретные сведения, средства и методы работы оперативных подразделений ОВД.
Порядок подбора, оформление и оценка работы внештатных сотрудников осуществляется в соответствии с вышеназванным ведомственным приказом. Помимо внештатных сотрудников полиции оперативными подразделениями к участию в проведении оперативно-разыскных мероприятий очень часто привлекаются представители общественности. Связь с общественностью позволяет получить обширный круг информации о состоянии оперативной обстановки на обслуживаемой территории, о причинах и условиях, которые могут способствовать совершению преступлений, о лицах, подготавливающих и совершивших преступления и т.п. Как и внештатные сотрудники полиции, представители общественности в числе членов ДНД, советов пенсионеров, домкомов, квартальных комитетов, казачества и других общественных формирований привлекаются к таким мероприятиям, как: – проведение наблюдения за лицами и объектами, представляющими оперативный интерес; – участие в засадах; – участие в гласных и негласных проверочных закупках, контролируемых поставках, оперативном эксперименте; – участие в мероприятиях по розыску преступников, без вести пропавших и похищенного имущества; – выявление очевидцев преступления, подозреваемых лиц и лиц, представляющих оперативный интерес; – участие в профилактических и других организационных мероприятиях, направленных на решение задач оперативно-разыскной деятельности. Освещая данный вопрос, следовало бы более подробно остановиться на участии в оперативно-разыскных мероприятиях специалистов. В современных условиях порой невозможно обойтись без привлечения переводчика, художника, педагога при опросе несовершеннолетнего и других лиц. Невозможно, например, обойтись без привлечения специалистов, которые могли бы дать заключения по антиквариату, драгоценным камням и металлам, по взрывчатым и отравляющим веществам и т.п. Таким образом, между органами внутренних дел и гражданами, которые содействуют им в осуществлении ОРД, существуют определенные правовые отношения. Поэтому на государство возлагается обязанность принимать необходимые социальные и правовые меры по их защите, изложенные в ст. 18 Федерального закона об ОРД. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Завершая рассмотрение обозначенных в плане лекции вопросов можно сделать вывод, что в ОРД субъектом является любой участник возникающих в этой сфере правоотношений, на которого законодатель возложил ряд обязанностей, которому представил для их выполнения соответствующие права и который подлежит ответственности в случае их ненадлежащего исполнения. По общему определению субъектами являются оперативно-розыскные органы, их должностные лица, а также иные физические и юридические лица, наделенные государственно-властными полномочиями на принятие соответствующих юридически значимых решений в оперативно-розыскной деятельности и (или) проведение оперативно-розыскных мероприятий либо участие в них, а равно изучаемые и защищаемые лица. Субъекты ОРД находятся под защитой государства. Поэтому при возникновении реальной угрозы противоправного посягательства на жизнь, здоровье или имущество любого субъекта (участника) ОРД соответствующие оперативно-разыскные органы обязаны принять все необходимые меры по предотвращению противоправных действий, установлению виновных и привлечению их к ответственности, предусмотренной законодательством России. Специфика совершения различного рода преступлений, своеобразие действий преступников предопределяет необходимость специализации субъектов ОРД и разделение их на основные и вспомогательные, что позволяет наиболее эффективно предупреждать и раскрывать преступления в различных сферах. Несомненно, незаменимая роль отводится и другим службам и подразделениям ОВД, представителям общественности, конфиденциальным сотрудникам и иным лицам, участвующим в осуществлении отдельных оперативно-разыскных мероприятий. Рекомендуемая литература 1. О полиции: Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ. 2. Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ (в ред. Федерального закона от 21.11.2011 г. № 329-ФЗ). 3. О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов: Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ (в ред. Федерального закона от 08.12.2011 г. № 424-ФЗ). 4. О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства: Федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ (в ред. Федерального закона от 30.11.2011 г. № 352-ФЗ). 5. О противодействии экстремистской деятельности: Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.04 2008 г. № 54-ФЗ). 6. Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 года № 248 (Опубликовано 1 марта 2011 г. Вступает в силу с момента подписания: 1 марта 2011 г.). 7. Вопросы организации полиции: Указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 года № 250. 8. Об установлении окладов месячного денежного содержания сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 3 ноября 2011 г. № 878. 9. О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России: приказ МВД России от 19 июня 2012 г. № 608. 10. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»: Научно-практический комментарий / Под ред. проф. В.В. Николюка. – М.: Спарк, 2003. – 200 с. 11. Герасименко А.П., Фролов В.Ю. Теория и практика гласного внештатного сотрудничества граждан с аппаратами уголовного розыска: Учебное пособие. – Омск, 1991. 12. Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел. Общая часть: Курс лекций / Под общ. ред. А.А. Фальченко. – Н. Новгород: Нижегородский юрид. институт МВД России, 1998. – 287 с. 13. Основы оперативно-розыскной деятельности: Учебник / Под ред. С.В.Степашина. Серия «Учебники для вузов. Специальная литература». – СПб.: Издательство «Лань», 1999. – 704 с. 14. Правовые и организационно-тактические основы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел: Учебно-наглядное пособие / Под ред. доц. С.Н. Поправко, А.Е. Чечетина. – Омск: Омский юрид. институт МВД России, 1998. 15. Дубоносов Е.С. Основы оперативно-розыскной деятельности: учебное пособие / под ред. проф. Г.К Синилова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. – 350 с. – (Основы наук). 16. Ильичев В.А. Оперативно-розыскная деятельность: курс лекций. – М.: Эксмо, 2009. – 144 с. – (Учебный курс кратко и доступно). 17. Лапин Е.С. Оперативно-розыскная деятельность. Курс правовых и теоретических основ: учебное пособие. – М.: Юрлитинформ, 2010. – 224 с. 18. Теория оперативно-розыскной деятельности / Под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, Г.К. Синилова. – 2-е изд., перераб. – М.: Норма, 2006. – 352 с. – (Краткие учебные курсы юридических наук). 19. Теория оперативно-розыскной деятельности: учебник / Под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, Г.К. Синилова. – М.: ИНФРА-М, 2009. – Х, 831 с. – (Высшее образование). 20. Основы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел: учебник / Под общ. ред. Ю.А. Агафонова, Ю.Ф. Кваши. – Краснодар: КрУ МВД России, 2008. – 266 с. 21. Оперативно-розыскная деятельность: вопросы и ответы: учебно-практическое пособие. В 2 кн. / А.Ю. Шумилов. 4-е изд., пересмотр. и испр. – М.: издательский дом Шумиловой И.И., 2010. (Библиотека студента, курсанта и слушателя). МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КРАСНОДАРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 1521; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.243.184 (0.031 с.) |