Ко второй группе объектов контролируемых поставок относятся: 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ко второй группе объектов контролируемых поставок относятся:



• предметы, являющиеся орудием или средством совершения преступления (например, оборудование для химической лаборатории, с помощью которого можно изготавливать наркотические средства);

• предметы, добытые преступным путем (например, похищенный автомобиль) либо грузы, денежные средства, ценные бумаги, которые являются или могут являться объектами преступных посягательств.

В зависимости от местонахождения исходных и конечных пунктов перемещения объектов, контролируемые поставки можно разделить на три вида:

- внутренние;

- внешние;

- транзитные.

К внутренним видам относятся поставки, осуществляемые по территории Российской Федерации. Их проведение должно согласовываться с руково­дителями тех органов внутренних дел, по территории которых перемеща­ется контролируемый объект.

К внешним видам относятся контролируемые поставки при перемещении товара на территорию иностранного государства. Такие поставки проводятся по согласованию с соответствующими международными правоохранительными организациями и правоохранительными органами иностранных государств по поручению (указанию) министра внутренних дел России или его заместителей. К проведению таких поставок привлекаются таможенные органы, ФСБ и Федеральной пограничной службы.

Контролируемая поставка - достаточно сложное в организационном плане оперативно-розыскное мероприятие, поэтому для его проведения в обязательном порядке составляются целевые комплексные планы, утверждаемые руководителем ОВД и согласованные с руководителями органов и подразделений, привлеченных к проведению данных мероприятий.

Комплексный план на проведение контролируемой поставки состоит из двух разделов:

3. В первом указываются мотивированные основания, цели и задачи проведения мероприятия;

4. Во втором:

- используемые силы и средства, за исключением сведений о личности штатных негласных сотрудников и лиц, оказывающих конфиденциальное содействие;

- мероприятия по обеспечению легенды и конспирации;

- потребность в денежных расходах;

- мероприятия по документированию и реализации полученных данных.

Если контролируемая поставка осуществляется непосредственно лицом, оказывающим конфиденциальное содействие, то ему дается под расписку письменное задание или поручение.

Перед началом проведения контролируемой поставки предметов и веществ, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, все участвующие в ней лица должны быть ознакомлены с соответствующим постановлением.

Тактика проведения контролируемой поставки зависит от способов перемещения предметов, среди которых можно выделить три наиболее распространенных:

- курьерский;

- грузовой (контейнерный);

- почтовый.

Контроль за курьерской поставкой осуществляется с помощью другого ОРМ - скрытого наблюдения, которое целесообразно поручать сотрудникам оперативно-поискового подразделения. При этом следует учитывать, что курьеры в ряде случаев могут быть не осведомлены о том, что именно они перевозят, и за ними может вестись негласное наблюдение со стороны преступников.

Грузовой или контейнерный способ используется для перемещения большого количества контрабандного товара, который, как правило, маскируется под легальный груз. При этом перевозка может быть комбинированной, с использованием различных видов транспорта: железнодорожного, автомобильного, водного, воздушного. Для осуществления контроля такой перевозки могут применяться радиомаяки, устанавливаемые на контейнере и позволяющие контролировать весь маршрут перемещения товара через радио эфир. Установление контроля за почтовым способом перемещения пред­метов имеет свои особенности. В данном случае возникает необходимость ограничения конституционного права граждан на тайну почтовых отправлений, а поэтому проведение такой поставки требует получения судебного разрешения. В процессе такой контролируемой поставки при наличии судебного разрешения можно проводить вскрытие, осмотр, фиксацию и взятие образцов для сравнительного исследования. При документировании факта получения посылки следует иметь ввиду возможность участия в этом подставных лиц и поэтому не следует торопиться с их задержанием.

Ввиду разнообразия способов проведения контролируемой поставки документальное оформление ее результатов может быть различным: акты осмотра предметов, фото и видеоматериалы, сводки скрытого наблюдения, объяснения граждан и т.д. Кроме того, по завершению всего мероприятия инициатором должна составляться итоговая справка о его результатах указанием возможных источников доказательств и приложением к всех промежуточных отчетных документов. Справка не должна содержать сведений, составляющих государственную тайну с тем, чтобы ее можно было приобщить к уголовному делу.

Оперативный эксперимент

 

Оперативный эксперимент - это способ получения информации заключающийся в воспроизведении негласно контролируемых условий и объектов для проявлений противоправных намерений лиц, тяжкие и особо тяжкие преступления.

Оперативный эксперимент проводится в целях выявления и задержания лиц, совершающих серийные преступления, а также документирования преступных действий лиц, обоснованно подозреваемых в противоправной деятельности.

В зависимости от конкретных целей проведения можно выделить два основных вида этого оперативно-розыскного мероприятия.

К первому следует отнести оперативный эксперимент, направленный на выявление неизвестных лиц. Его суть заключается в использовании «приманок» («ловушек») - специально подготовленных и взятых под контроль объектов, аналогичных тем, на которые обычно покушаются преступники. Приманки помещаются или направляются в места наиболее частого совершения преступлений. Так для выявления лиц, совершающих кражи автотранспорта, в качестве приманки используется «aвтомобиль - ловушка», который ставится на ночь на неохраняемую стоянку. Для выявления лиц, совершающих кражи вещей у пассажиров, в качестве приманки используются чемоданы и сумки, размещаемые в залах ожидания вокзалов.

В исключительных случаях для выявления лиц, совершающих уличные разбои и грабежи, преступления, посягающие на половую неприкосновенность, в качестве приманки могут использоваться экипированные соответствующим образом сотрудники органов внутренних дел, которые направляются в места наиболее частого совершения аналогичных нападений. При проведении этого вида эксперимента, важное значение, имеет обеспечение негласного контроля за объектами-приманками, в качестве которых выступают люди. В таких случаях на первый план должны ставиться жизнь и здоровье участников эксперимента, а поэтому при наличии сомнения в обеспечении их полной безопасности, от проведения оперативного эксперимента следует отказаться. Более сложным вариантом данного вида оперативного эксперимента можно рассматривать создание и использование фирм-ловушек, магазинов-ловушек, квартир-ловушек. С помощью фирм-ловушек можно выявить лиц, совершающих мошенничества в сфере коммерческих и финансовых отношений, а также занимающихся «отмыванием» преступно нажитых денежных средств. С целью выявления лиц, занимающихся сбытом похищенного имущества, могут создаваться магазины (ломбарды) - ловушки по скупке изделий из драгоценных металлов и подержанных вещей с более выгодными чем обычные и привлекательными для преступников условиями совершения сделок. Такие приемы использовались российскими сыщиками еще в дореволюционный период, применяются они и в работе полиций некоторых зарубежных государств.

С целью выявления лиц, занимающихся производством наркотических средств, могут создаваться магазины-ловушки по продаже реактивов и оборудования для химических лабораторий. Такой прием хорошо зарекомендовал себя в работе Администрации по борьбе с наркотиками (DEA) Министерства юстиции США и он вполне приемлем в отечественной практике борьбы с незаконным оборотом наркотиков.

Квартиры-ловушки являются давно апробированным методом выявления лиц, находящихся в розыске, а также преступников-гастролеров.

В качестве перечисленных объектов-ловушек могут выступать уже существующие фирмы, магазины, квартиры, владельцы которых, а также часть персонала могут привлекаться к негласному сотрудничеству. Вместе с этим, оперативные аппараты на свои средства могут заново создавать такие предприятия на легендированной основе с персоналом из штатных негласных сотрудников либо лиц, оказывающих конфиденциальное содействие.

Правовой основой для такой разновидности оперативного эксперимента кроме статьи 6 закона «Об ОРД» можно рассматривать и часть 4 статьи 16, допускающую вынужденное причинение вреда правоохраняемым интересам, совершаемое при правомерном выполнении лицом своего служебного или общественного долга, а также часть 1 статьи 15, разрешающую создание легендированных предприятий и использование документов прикрытия.

Второй вид оперативного эксперимента, как уже указывалось, имеет своей целью документирование преступных действий, задержание с поличным лиц, обоснованно подозреваемых в подготовке или совершении преступлений, т.е. он проводится в отношении конкретных лиц. Чаще всего этот вид эксперимента применяется для разоблачения взяточников. В качестве взяткодателя-приманки могут выступать как оперативные работники, легендирующие свою личность, так и лица, у которых взятка вымогается подозреваемым. Такой эксперимент может проводиться в отношении лиц, обоснованно подозреваемых в незаконном сбыте наркотиков, оружия и других предметов, изъятых из гражданского оборота. В качестве покупателя-приманки могут выступать под легендой оперативные работники, либо негласные сотрудники. Целью такого оперативного эксперимента является обнаружение у продавца запрещенных предметов и их изъятие.

При проведении оперативного эксперимента должен соблюдаться ряд обязательных требований:

• во-первых, условия и объекты для проявления преступных намерений, воспроизводимые в ходе эксперимента должны обеспечивать возможность добровольного выбора того или иного варианта поведения заподозренных лиц;

• во-вторых, в процессе эксперимента должны, как правило, использоваться методы:

- пассивного наблюдения (например, при проведении операции с автомашинами-ловушками);

- ненавязчивого предложения (например, при осуществлении контролируемой продажи запрещенных предметов);

- выражения сомнения и уточнения характера совершаемых действий, размера незаконного вознаграждения (например, при выявлении взяточников);

• в-третьих, при проведении эксперимента запрещается:

- провоцировать или принуждать лицо к совершению противоправных действий;

- ставить его в обстоятельства, затрудняющие удовлетворение своих потребностей законными способами.

Для того чтобы исключить возможность провокации при проведении оперативного эксперимента в отношении конкретных лиц, рекомендуется соблюдать ряд дополнительных условий, вытекающих из опыта деятельности правоохранительных органов:

• во-первых, прежде чем принять решение о проведении оперативного эксперимента необходимо получить абсолютно достоверную и жела­тельно из разных источников информацию о совершении лицом противо­правных деяний (например, при проведении эксперимента в отношении взяткополучателя, целесообразно иметь показания не менее двух человек, у которых взятка вымогалась);

• во-вторых, инициатива в замысле и подготовке преступления должна исходить от заподозренного субъекта (например, лицо должно само высказать намерения приобрести оружие или наркотики, имея при этом необходимые средства);

• в-третьих, желание заподозренного субъекта совершить противозаконную сделку должно быть зафиксировано с помощью материальных носителей информации, которые могут использоваться в процессе доказывания;

• в-четвертых, воспроизводимые в ходе эксперимента условия должны соответствовать запросам проверяемого лица.

Оперативный эксперимент несмотря на некоторое сходство имеет ряд принципиальных отличий от следственного эксперимента:

Во-первых, различны цели проведения этих мероприятий:

- следственный эксперимент, как известно, направлен на проверку собранных и получение новых доказательств;

- оперативный - на обнаружение преступных проявлений.

Во-вторых, они отличаются по своим временным характеристикам:

- следственный эксперимент направлен на проверку событий, имевших место в прошлом;

- оперативный - на настоящие и будущие действия преступников.

Отсюда следует, что если выбор времени проведения следственного эксперимента не имеет принципиального значения, то оперативный должен проводиться именно в то время, когда вероятность проявления преступных намерений максимальна.

В-третьих, следственный эксперимент не порождает новых уголовно-правовых отношений, а оперативный - направлен на их возникновение.

Оперативный эксперимент имеет некоторое сходство с оперативной комбинацией, определенной в теории ОРД как способ решения оперативно-тактических задач путем искусственного создания условий для наступления прогнозируемых событий. Однако следует иметь ввиду, что понятие оперативной комбинации значительно шире, так как круг решаемых ею задач характеризуется значительным разнообразием и, более того, оперативный эксперимент может выступать в качестве структурного элемента оперативной комбинации, т.е. быть ее составной частью.

В соответствии с законом оперативный эксперимент проводится на основании постановления, утвержденного руководителем органа внутренних дел. Перед его осуществлением составляется план, в котором указываются основания его проведения, содержание, время, место, используемые силы и средства, тактические приемы и методы.

Результаты оперативного эксперимента оформляются рапортом оперативного работника, а в случае выявления и задержания лиц, совершивших преступление - актом, который по своей форме и содержанию, как указано в «Наставлении», в максимально допустимых пределах должен соответствовать требованиям, предъявляемым к составлению протокола следственного эксперимента, без указания в нем сведений, составляющих государственную тайну. К акту должны приобщаться физические носители информации, полученные в результате применения специальных технических средств.

Результаты оперативного эксперимента в случае совершения проверяемым лицом действий, содержащих признаки преступления, могут служить основанием для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. В этом случае акт оперативного эксперимента с объяснениями и рапортами участвующих в нем лиц, а также постановление о его проведении должны передаваться следователю для использования в процессе доказывания.

 

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КРАСНОДАРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

кафедра оперативно-разыскной деятельности в органах внутренних дел

 

ЛЕКЦИЯ

«Оперативно-розыскные мероприятия судебного санкционирования»

 по дисциплине «Основы оперативно-розыскная деятельность ОВД»

для всех специальностей (направлений подготовки)

 

 

Время – 2 часа

 

 

Краснодар

2015

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Обследование жилых помещений.

2. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений

3. Прослушивание телефонных переговоров.

4. Снятие информации с технических каналов связи.

ЛИТЕРАТУРА

 

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время деятельность органов внутренних дел осложняется увеличением среди общего количества зарегистрированных преступлений доли тяжких и особо тяжких противоправных деяний, замаскированностью действий преступников, сокрытием следов противоправной деятельности и организованным характером совершаемых действий.

В этих условиях особая роль должна отводиться своевременному планированию и осуществлению оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных ст.6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». Однако, эффективность и своевременность обнаружения, предупреждения и раскрытия преступлений, в условиях, когда нельзя придать гласности факт проявления интереса к определенному лицу, деятельности предприятия, учреждения, общества, фонда и иных организации (юридических лиц), их представительств и филиалов, а также иных хозяйствующих субъектов, месту жительства и временного пребывания граждан, нахождения юридических лиц (адреса) зависит от комплексного и разностороннего применения различных оперативно-розыскных мероприятий связанных с ограничением конституционных прав и свобод граждан (ОРМ судебного санкционирования).

К ОРМ судебного санкционирования относятся те при проведении которых ограничиваются конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, на неприкосновенность жилища и требующие обязательного судебного решения на их проведение. К ним относятся:

1. Обследование жилых помещений.

2. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений

3. Прослушивание телефонных переговоров.

4. Снятие информации с технических каналов связи.

Рассмотрим их более подробно.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.129.100 (0.032 с.)