Проверочная закупка предметов и вещей, находящихся в гражданском обороте 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проверочная закупка предметов и вещей, находящихся в гражданском обороте



    Проверочная закупка предметов и вещей, находящихся в гражданском обороте – оперативно-розыскное мероприятие, связанное с затратным приобретением предметов, веществ, изделий, продукций и услуг с целью выявления, предупреждения, пресечения и документирования преступных действий, задержания с поличным лиц, причастных к совершению преступления, а также установления других обстоятельств, имеющих значение для решения задач оперативно-разыскной деятельности.

Проверочная закупка может быть проведена сотрудником оперативного подразделения или любым другим лицом, действующим по его поручению, в том числе оказывающим конфиденциальное содействие.

Проверочная закупка предметов и вещей, находящихся в гражданском обороте осуществляется на основании рапорта оперативного сотрудника с обоснованием необходимости ее проведения и предполагаемых затратах.

В зависимости от целей и организационно-тактических форм проведения этого ОРМ можно выделить следующие виды проверочной закупки предметов, находящихся в гражданском обороте:

легендированная;

контрольная;

негласная.

Легендированная проверочная закупка проводится оперативным сотрудником, легендирующим свою принадлежность к ОВД, либо по его поручению другими лицами с целью выявления фактов незаконной торговли, сбыта похищенного имущества, мошенничества и других противоправных действий проверяемых лиц.

Результат такой проверки легализуется немедленно и может служить основанием для привлечения лица к уголовной или административной ответственности. Факт совершенной сделки купли – продажи оформляется актом проверочной закупки, в котором указывается время, место, обстоятельства совершения сделки, участвующие в ней лица, а также вид, размер, вес и особенности приобретенного товара. Купленный товар должен быть упакован и опечатан для дальнейшего направления его на экспертизу или исследование. Если факт продажи товара содержит в себе состав преступления или административного правонарушения, то продавец может быть задержан и доставлен в ОВД, где от него берется объяснение, и проводятся необходимые мероприятия.

Контрольная закупка проводится на предприятиях торговли и общественного питания с целью предупреждения и выявления фактов обмана потребителя.

Её отличительной особенностью является то, что она:

давно и широко используется не только в деятельности подразделения ЭБ и ПК, но и в других контролирующих органах;

в большей степени имеет профилактическую направленность;

используется не только при мнимых, но и при действительных сделках купли-продажи, осуществляемых обычными покупателями.

Контрольная закупка легализуется, как правило, немедленно после завершения сделки купли - продажи. Получив товар, лицо, проводящее закупку, объявляет продавцу о цели своих действий с предъявлением документа, удостоверяющего свое должностное положение, и в присутствии понятых производит контрольное взвешивание.

Результаты контрольной закупки оформляются актом с соблюдением требований, установленных ведомственными нормативными актами контролирующих органов.

Негласная проверочная закупка в отличие от предыдущих имеет своей главной целью документирование преступных действий разрабатываемых лиц. О ее проведении продавцу не объявляется и результаты оформляются справкой оперативного работника, при необходимости, объяснениями привлеченных к ее проведению граждан, а также сообщениями лиц, оказывающими конфиденциальное содействие. К документам должны приобщаться образцы приобретенного товара.

В отличие от легендированной и контрольной – негласная проверочная закупка не предусматривает немедленную легализацию и реализацию ее результатов. Полученные в ходе негласной проверочной закупки материалы анализируются и приобщаются к материалам предварительной оперативной проверки или делам оперативного учета.

Предметы, приобретенные в процессе проверочной закупки могут использоваться:

в качестве доказательств по уголовному делу;

оприходоваться для решения задач ОРД;

реализовываться для возмещения понесенных затрат либо уничтожаться по акту в случае невозможности их дальнейшего использования.

    Списание невосстановленных по статье 9 сметы расходов МВД России средств, выделенных для проведения проверочной закупки, осуществляется по мотивированному рапорту оперативного сотрудника, утвержденному руководителем ОВД.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Конституция Российской Федерации. М., 1993г.

2. Закон Российской Федерации «О полиции». М., 2011г.

3. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» М., 1995г., с изменениями на 21.11.11г. № 329-ФЗ.

4. Закон РФ «О государственной защите судей, должностных лиц, правоохранительных и контролирующих органов» от 27 мая 1996 г.

5. Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008г.

6. Инструкция «О порядке предоставлении результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю прокурору или в суд» утв. Приказом МВД России №; 368 от 17 апреля 2007 г.

7. Основы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел: учебник / под ред. Ю.А. Агафонова, Ю.Ф. Кваши - авторы. В.П. Легостаев, А.Г. Белый, Ю.Ф. Кваша, С.Ю. Субачев, С.В. Усенко, В.Н. Шишкин – Краснодар 2008г.

8. Комментарий к Федеральному закону Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности» / под ред. А.И. Алексеева, В.С. Овчинского. – М. 2011г.

9. Основы оперативно-розыскной деятельности: учебное пособие / Е.С. Дубоносов; под ред. Г.К. Синилова. 2-е изд. М. 2011г.

 

 

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КРАСНОДАРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

кафедра оперативно-разыскной деятельности в органах внутренних дел

 

 

ЛЕКЦИЯ

«Оперативно-розыскные мероприятия судебного санкционирования»

 по дисциплине «Основы оперативно-розыскная деятельность ОВД»

для всех специальностей (направлений подготовки)

 

 

Время – 2 часа

 

 

Краснодар

2015

Содержание

1. Проверочная закупка.

2. Оперативное внедрение.

3. Контролируемая поставка.

4. Оперативный эксперимент.

 

Ко второй группе относятся ОРМ, которые согласно ФЗ «Об ОРД» должны проводится на основании постановления, утверждённого руководителем органа, осуществляющего ОРД ( ОРМ ведомственного санкционирования ):

5. Проверочная закупка.

6. Оперативное внедрение.

7. Контролируемая поставка.

8. Оперативный эксперимент.

Проверочная закупка

 

Проверочная закупка - это совершение мнимой сделки купли-продажи с лицом, подозреваемым в противоправной деятельности (обмане потребителей, торговле предметами, изъятыми из гражданского оборота, мошенничестве и т.д.).

Предметом проверочной закупки могут быть вещи и предметы как находящиеся в гражданском обороте, так и изъятые из него (оружие, боеприпасы, наркотики и т.д.). Проверочная закупка обычных предметов и вещей осуществляется на основании рапорта сотрудника оперативного аппарата с обоснованием необходимости ее проведения и предлагаемых затрат.

Проверочная закупка предметов и вещей, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, проводится только на основании постановления, утвержденного руководителем органа внутренних дел.

Проверочная закупка может быть проведена сотрудниками оперативного аппарата или любым другим лицом, действующим по его поручению, в том числе оказывающим конфиденциальное содействие.

В зависимости от целей и организационно-тактических форм проведения этого оперативно-розыскного мероприятия можно выделить три основные вида проверочной закупки:

• легендированная;

• контрольная;

• негласная.

Легендированная проверочная закупка проводится оперативным сотрудником, легендирующим свою принадлежность к органам внутренних дел, либо по его поручению другими лицами с целью выявления фактов незаконной торговли, владения запрещенными предметами, сбыта похищенного имущества, мошенничества и других противоправных действий проверяемых лиц. Результат такой проверочной закупки, как правило, легализуется немедленно и может служить основанием для привлечения лица к уголовной либо административной ответственности. Факт совершенной сделки купли-продажи оформляется актом проверочной закупки, в котором указывается время, место, обстоятельства совершения сделки, участвующие в ней лица, а также вид, размер, вес и особенности приобретенного товара. Купленный товар должен быть упакован и опечатан для дальнейшего направления его на экспертизу или исследование. Если факт продажи товара содержит в себе состав преступления или административного правонарушения, то продавец может быть задержан и доставлен помещение ОВД, где от него берется объяснение и проводятся необходимые проверочные действия. Контрольная закупка проводится на предприятиях торговли и обще­ственного питания с целью предупреждения и выявления фактов обмана потребителей

Ее отличительной особенностью является то, что она:

• во-первых, давно и широко используется не только в деятельности подразделений БЭП, но и других контролирующих органов, не являющихся субъектами ОРД;

• во-вторых, она в большей степени имеет профилактическую направленность;

• в-третьих, для контрольных закупок могут использоваться не только мнимые, но и действительные сделки купли-продажи, осуществляемые обычными покупателями

Контрольная закупка легализуется, как правило, немедленно после завершения сделки купли-продажи. Получив товар, лицо, проводящее закуп­ку, объявляет продавцу о цели своих действий с предъявлением документов, удостоверяющих свое должностное положение. В присутствии понятых производит контрольное взвешивание. Результаты контрольной закупки оформляются актом с соблюдением требований, установленных ведомственными нормативными актами контролирующих органов.

Негласная проверочная закупка в отличие от предыдущих имеет своей главной целью документирование преступных действий разрабатываемых лиц. О ее проведении продавцу не объявляется, и результаты оформляются справкой оперативного работника, при необходимости объяснениями привлеченных к ее проведению граждан, а также сообщениями лиц, оказывающих конфиденциальное содействие. К документам должны приобщаться приобретенные образцы товара. В отличие от предыдущих видов проверочных закупок, негласная закупка не предусматривает немедленную легализацию и реализацию ее результатов. Полученные в ходе негласной проверочной закупки материалы анализируются и приобщаются к материалам предварительной оперативной проверки или делам оперативного учета.

Предметы, приобретенные в процессе проверочной закупки, могут использоваться:

• в качестве доказательств по уголовному делу;

• оприходоваться для решения задач ОРД;

• реализовываться для возмещения понесенных  затрат либо уничтожаться по акту в случае невозможности их дальнейшего использования.

Списание не восстановленных по статье 9 сметы расходов МВД России средств, выделенных для проведения проверочной закупки, осуществляется по мотивированному рапорту оперативного работника, утвержденному руководителями органа внутренних дел.

Оперативное внедрение

 

Оперативное внедрение - это совокупность действий, направлен­ных на легендированный ввод сотрудников оперативных аппаратов и лиц, оказывающих им содействие, в криминальную среду и объекты в целях разведывательного сбора информации, необходимой для решения задач ОРД.

В соответствии с законом данное оперативно-розыскное мероприятие проводится на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.

В Наставлении «Об основах организации и тактики оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел» выделено четыре вида объектов оперативного внедрения:

• организованные преступные группы;

• отдельные лица, подозреваемые в совершении преступлений;

• пораженные преступностью предприятия и учреждения;

• жилые массивы со сложной криминогенной обстановкой.

Данный перечень объектов не должен толковаться буквально и может лишь означать отсутствие каких-либо ограничений относительно объектов проведения данного мероприятия. Вполне очевидно, что оперативное внедрение в случае необходимости осуществляется в любые виды преступных групп, а не только в организованные; в любые объекты, где находятся лица, подозреваемые в совершении преступлений, в том числе ИВС.

В качестве субъектов оперативного внедрения могут выступать следующие категории лиц:

• штатные негласные сотрудники оперативных аппаратов, принадлежность которых к органам внутренних дел зашифрована;

• сотрудники оперативных аппаратов, исполняющие свои должностные обязанности на гласной основе;

• иные сотрудники органов внутренних дел;

• лица, оказывающие конфиденциальное содействие оперативным подразделениям органов внутренних дел.

Первая категория субъектов является относительно новым формированием в структуре оперативных аппаратов органов внутренних дел. Это наиболее квалифицированная и немногочисленная группа специально подготовленных сотрудников, выполняющая задания, направленные на борьбу с организованной преступностью, и состоящая в штатах соответствующих подразделений. Работа в качестве внедренного негласного сотрудника является их основной должностной обязанностью. Решение об использовании таких сотрудников принимается руководством МВД России, МВД (УВД) субъектов Российской Федерации. Сотрудники оперативных аппаратов, исполняющие свои должностные обязанности на гласной основе, так же могут по легенде внедряться в преступную среду. Такое внедрение проводится, как правило, на непродолжительное время при наличии возможностей легендирования личности оперативного работника. Целесообразно привлекать для этого сотрудников, работающих в других городах и регионах, либо недавно переехавших оттуда, чтобы исключить возможность их расшифровки преступным местным элементом. Главным преимуществом использования для внедрения этой категории должностных лиц является возможность их расшифровки перед преступниками после завершения операции и получения от них показаний, имеющих доказательственное значение.

Иные сотрудники органов внутренних дел используются для внедрения, как правило, в случаях, когда у них появились разведывательные возможности в силу стечения определенных обстоятельств (например, случайное знакомство с лицами, представляющими оперативный интерес, во внеслужебной обстановке, во время нахождения в командировке, отпуске и т.д.). После принятия решения о внедрении таких лиц в преступную среду они могут на период операции зачисляться на должности штатных негласных сотрудников органов внутренних дел. После ее завершения возможна их расшифровка и использование их свидетельских показаний в качестве доказательств.

Наиболее распространенным субъектом оперативного внедрения являются лица, оказывающие конфиденциальное содействие оперативным аппаратам. В зависимости от их личных и деловых качеств, разведывательных способностей и возможностей они могут внедряться на любые объекты, а при организации внедрения к подозреваемым и обвиняемым, находящимся в ИВС, конфиденциальные сотрудники оказываются практически незаменимыми.

В «Наставлении» предусмотрена достаточно сложная процедура документального оформления оперативного внедрения, которая предусматривает необходимость составления мотивированного рапорта с указанием оснований, предполагаемого объекта и субъекта внедрения; постановления о его проведении, плана, задания субъекту внедрения и легенды. План мероприятий не требуется для внедрения к отдельным лицам, подозреваемым в подготовке или совершении преступлений, не относящихся к тяжким, особо тяжким и серийным. Не составляются также планы и рапорта при оперативном внедрении к задержанным и арестованным, находящимся в ИВС.

Оперативное внедрение сотрудников органов внутренних дел осуществляется, как правило, по делам оперативной разработки или предварительной оперативной проверки. При отсутствии дел оперативного учета

для проведения оперативного внедрения сотрудников органов внутренних дел требуется разрешение федерального министра или его заместителей.

Сроки оперативного внедрения указываются в постановлении на его проведение и должны соотноситься со сроками ведения дел оперативного учета, а в случае необходимости их продления, выносится отдельное постановление.

Информация, полученная в результате оперативного внедрения, оформляется рапортом оперативного работника или иным сообщением.

Контролируемая поставка

 

Контролируемая поставка - это оперативно-розыскное мероприятие, обеспечивающее контролируемое перемещение (перевозку, пересылку) предметов и веществ, изъятых из гражданского оборота либо яв­ляющихся объектами или орудиями преступных посягательств, в целях получения информации, имеющей значение для решения задач ОРД.

Данное оперативно-розыскное мероприятие до недавнего прошлого не имело правовой основы в отечественном законодательстве, поэтому в практике органов внутренних дел применялось крайне редко. Впервые законодатель легализовал его в Таможенном кодексе Российской Федерации 1993 года, разрешив таможенным органам допускать под своим контролем ввоз, вывоз и транзит через территорию Российской Федерации наркотических средств и психотропных веществ, а также других предметов, являющихся орудием или средством совершения преступления; предметов, добытых преступным путем и контрабандных товаров. Вслед за таможенным кодексом закон «Об ОРД» 1995 года включил в свой перечень оперативно-розыскных мероприятий контролируемую поставку, поэтому в настоящее время ее могут проводить все без исключения органы, осуществляющие ОРД.

Появление в российском законодательстве разрешения на проведение контролируемых поставок во многом обусловлено требованиями норм международного права. Необходимость использования контролируемой поставки как метода выявления лиц, участвующих в незаконном обороте наркотиков, определена в Венской конвенции ООН «О борьбе против незаконного оборота наркотических и психотропных средств» (1988 года). В ряде других международно-правовых актов, регулирующих взаимодействие государств по борьбе с преступностью, декларируется возможность применения этого метода, не только для пресечения незаконного оборота наркотиков, но и оружия, культурных ценностей и других предметов.

 С помощью контролируемой поставки решаются задачи, которые затруднительно либо невозможно решить с помощью других оперативно-розыскных мероприятий, в частности:

• выявление и разоблачение заказчиков и организаторов торговли запрещенными предметами;

• документирование преступных действий всех участников преступных сообществ;

• перекрытие каналов нелегального оборота запрещенных предметов;

• выявление источников приобретения и мест незаконного изготовления запрещенных предметов;

• выявление коррумпированных лиц в правоохранительных органах, прикрывающих незаконный оборот запрещенных предметов.

С точки зрения уголовного права действия оперативных аппаратов по осуществлению контролируемой поставки можно рассматривать как одну из разновидностей крайней необходимости. В данном случае законодатель разрешает не пресекать выявленное преступление, а наблюдать за его завершением и допускать совершение новых, являющихся звеньями криминальной цепи, с тем, чтобы, в конце концов, раскрыть другие преступления, лежащие в основе уже известных.

Контролируемая поставка предметов и вещей, изъятых из гражданского оборота, проводится только на основание мотивированного постановления, утвержденного руководителем органа внутренних дел. Оригинал данного постановления на период проведения контролируемой поставки должен находиться у одного из сотрудников оперативного подразделения, обеспечивающих контролируемое перемещение объектов, и может при необходимости использоваться для устранения возникающих в ходе мероприятия препятствий.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 310; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.85.76 (0.055 с.)