Принципы организации и деятельности прокуратуры (73 – 76) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы организации и деятельности прокуратуры (73 – 76)



 

Организация и деятельность органов прокуратуры осуществляется на основе ряда принципов, закрепленных в ст.

129 Конституции в ст. 4 Закона о прокуратуре, а также в нормативных актах Генерального прокурора РФ. Принцип единства означает, что все территориальные и специализированные прокуратуры составляют единую систему.

Принцип централизации системы органов прокуратуры проявляется в том, что нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору РФ.

Принцип независимости органов прокуратуры состоит в том, что все свои функциональные решения и действия (по осуществлению надзора, расследования преступлений и др.) каждый прокурор и следователь осуществляют только на основе закона, своего внутреннего убеждения и материалов проверок и расследований, осуществленных в соответствии с требованиями полноты, всесторонности и объективности их проведения.

Принцип гласности означает открытость деятельности органов прокуратуры, доступность для граждан, СМИ.

Принцип политической независимости (внепартийности) прокурорских работников сформулирован в п. 4 ст. 4 Закона о прокуратуре. Прокурорские работники не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. В своей служебной деятельности прокуроры и следователи не связаны решениями любых общественных объединений (профессиональных союзов и т.п.).

Принцип законности главенствующий принцип деятельности прокуратуры, обеспечивающий верховенство закона, единство и укрепление законности. Одновременно он означает и обеспечение ее требований в деятельности самих органов прокуратуры.

В деятельности органов прокуратуры используются в качестве организационных зональный и предметный принципы.

Зональный принцип предполагает такую организацию, когда весь объем работы, возложенный на структурные подразделения аппаратов прокуратур, распределяется между конкретными их работниками по определенным территориальным участкам («зонам»).

Предметный принцип произволен от понятия предмета прокурорского надзора и означает такую организацию работы прокуроров, когда обязанности между ними распределяются по конкретным сферам правового регулирования.

 

 

77. Прокурорский надзор за исполнением законов (общий надзор). Предмет надзора и полномочияпрокурора.

Надзор за исполнением законов органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, военного управления, органами контроля, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций и их должностными лицами, а так же соответствием их правовых актов законам (ст. 21-25 ФЗ О прокуратуре). Данная отрасль наиболее объемна и исторически называется общим надзором.

 

Полномочия прокурора при исполнении общего надзора:

• при предъявлении служебного удостоверения иметь доступ в любые организации любых форм собственности и их документам, а так же материалам уголовных и гражданских дел, при рассмотрении фактов нарушения законов и прав и свобод человека и гражданина

• Прокурор при установлении, в ходе осуществления своих полномочий, необходимости совершенствования действующих нормативных правовых актов вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии законов и иных нормативных правовых актов (ст. 9 ФЗ О прокуратуре)  Рассматривает заявления и жалобы от граждан и юридических лиц

• Разъясняет пострадавшим и лицам, привлекаемым к ответственности права защиты

• Посещать в любое время органы и учреждения, опрашивать находящихся в них задержанных, обвиняемых, подсудимых и осужденных, требовать от администрации условий обеспечивающих права задержанных и лиц подвергнутых мерам пресечения и исполнения наказания.  Прочие полномочия совпадают с отраслями надзора.

 

 

Акты реагирования прокурора на нарушение закона при осуществлении общего надзора.

Ст. 21-25, 28, 34, 36 ФЗ О прокуратуре

Протест

Его приносит прокурор или его заместитель на противоречащий закону правовой акт в орган или лицу, издавшему акт, либо в вышестоящую инстанцию. Протест подлежит обязательному рассмотрению в десятидневный срок или в исключительных случаях в более короткий, о результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

Представление

Оно выносится об устранении нарушения закона также прокурором или замом в орган или полномочному лицу для устранения нарушения, подлежит безотлагательному рассмотрению, а в течение месяца должны быть приняты конкретные меры по их устранению. О результатах должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Постановление

Оно выносится прокурором о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении. О результатах прокурору сообщают письменно.

Предостережение о недопустимости нарушения закона

Его объявляет прокурор или заместитель прокурора в письменной форме соответствующим лицам в целях предупреждения правонарушения или при наличии сведении о готовящихся противоправных деяниях. В случае неисполнения требований, изложенных в предостережении, должностное лицо которому было адресовано оно, подлежит привлечению к ответственности.

Заявление в суд

Заявление о признании политического акта недействительным, заявление о принудительном прекращении деятельности партии, исковое заявление и другие заявления.

 

79. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

(Ст. 26-28 ФЗ О прокуратуре)

 

При наличии предположения, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имело место, прокурор выносит постановление о возбуждении уголовного дела по статье, содержащей признаки обнаруженного преступления.

Когда деяния носят характер административного правонарушения, прокурором выносится постановление о возбуждении производства об административном правонарушении, либо сообщается полномочному должностному лицу для ведения им расследования. Прокурор вправе поддержать в суде иск пострадавших граждан и государственных организаций. В этой же отрасли прокурор имеет право принесения протеста или представления.

80. Полномочия прокурора по надзору за законностью оперативно-розыскной деятельности,предварительного следствия и дознания.

 

Надзор за установленным порядком принятия, учета и разрешения заявлений и сообщений о совершенных преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятии и проведения предварительного расследования, а так же законность принимаемых этими органами решении.

В УПК за прокурором закреплены полномочия по проверке уголовных дел, материалов и сведений о совершенных преступлениях, отмена неправомерных и необоснованных решений вынесенных на этой стадии, возвращение дел для дополнительного расследования.

81. Полномочия прокурора по надзору в местах лишения свободы, местах содержания задержанных изаключённых под стражу.

 

Предметом надзор здесь будет являться законность нахождения в местах содержания задержанных, подозреваемых, осужденных к лишению свободы или к мерам принудительного медицинского и воспитательного характера. Так же прокурор надзирает за уголовно-исполнительным порядком. Прокурор может незамедлительно освободить из-под стражи лиц, незаконно туда помещенных.

82. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов судебными приставами.

 

Вызвано крайне неблагополучным положением с исполнением судебных решений, поэтому 10 февраля.1999 г. Указанием Генерального прокурора РФ «ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПОЛНОМОЧИЙ СУДЕБНЫМИ ПРИСТАВАМИ» в ФЗ было добавлено еще одно направление прокурорского надзора.

 

В своём Указании Генеральный прокурор РФ предложил:

1) Обеспечить по направлениям деятельности эффективный надзор за исполнением законов при осуществлении судебными приставами своих функций, связанных с реализацией важнейших конституционных прав и законных интересов граждан и организаций, а также при применении ими мер принуждения.

2) С учетом специфики работы служебных приставов организацию надзора распределить между структурными подразделениями прокуратур, осуществляющих надзор за:

 исполнением законов и законностью правовых актов в части соблюдения закона при осуществлении судебными приставами своих функций как при обеспечении установленного порядка деятельности судов, так и при исполнении судебных актов и актов других органов;

 исполнения законов, регламентирующих возбуждение исполнительного производства.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 167; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.124.232 (0.011 с.)