Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Направления совершенствования российского законодательства в сфере регулирования финансового рынка в условиях конституционной реформы
Сравнительно недавно прошедшая конституционная реформа довольно редко обсуждалась именно в аспекте воздействия на участников финансового рынка, ведь, первый взгляд, она напрямую никак не затрагивает сферу регулирования финансового рынка. Однако, являясь актом высшей силы и устанавливая правовые рамки регулирования для всех отраслей права, правовое регулирование рассматриваемых общественных отношений, несомненно, подлежит изменениям. Целью настоящего исследования является определение направлений совершенствования законодательства в сфере регулирования финансового рынка в свете конституционной реформы 2020 года. Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи: 4) выделить основные поправки в Конституцию Российской Федерации (далее – Конституция РФ, Конституция), которые, так или иначе, могут оказать влияние на дальнейшее развитие регулирования финансового рынка; 5) проанализировать взаимосвязь внесенных поправок с текущими изменениями в законодательство о финансовом рынке; 6) выработать рекомендации по достижению целей внесенных в Конституцию изменений в аспекте регулирования финансового рынка. Рассмотрим поправки в Основной закон, способные оказать влияние на развитие законодательства в сфере финансового рынка. Пункт «г» ст. 71 Конституции РФ в новой редакции содержит указание на то, что в ведении РФ находится организация публичной власти. Под термином «публичная власть», если толковать его в совокупности с остальными статьями Конституции, понимается система взаимодействующих государственных органов и органов местного самоуправления как единое целое. Исследователь М.М. Мухлынина пишет, что термин «публичная власть» предваряет правовую категорию системы федеральных органов власти и потому носит более фундаментальное значение[6]. Однако, важно заметить, что в п. 2 Определения КС РФ от 11.04.2019 N 867-О применимо к Банку России упоминаются такие словосочетания как «институт финансовой власти», «финансовый институт государства». Само наличие «финансовой власти» не вписывается в классическое представление о разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную ветвь. Однако, в данном случае, вероятно, данные выражения не призваны внести «смуту» в сложившуюся систему разделения властей, а скорее, подчеркнуть возрастающую значимость данных публичных органов на современном этапе.
Кроме того, настоящая редакция ст. 76 ФКЗ от 21.07.1994 N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» не предусматривает публикацию особого мнения судей Конституционного суда. На мой взгляд, это еще более укрепляет позицию такого источника права как постановления и определения данного органа в общей иерархии, а потому позиции, отраженные в них, играют чрезвычайно важную роль в выборе направлений развития российского законодательства в целом. Пункт «м» ст. 71 Конституции РФ в новой редакции содержит указание на то, что обеспечение безопасности личности, общества и государства при применении информационных технологий, обороте цифровых данных находится в ведении федерации. Также в текст включена новая статья 75.1, в которой говорится о создании в нашем государстве условий для устойчивого экономического роста и сбалансированности публичных и частных интересов при достижении данной цели. Введение данных статей закрепляет уже обозначившуюся тенденцию к цифровизации и, соответственно, обозначает ориентир для изменения и развития правового регулирования всех общественных отношений так или иначе подверженных цифровизации. Наиболее ярко использование новых цифровых технологий проявляет себя именно в финансовой сфере. Банки, страховые организации, брокеры, депозитарии, негосударственные пенсионные фонды и иные финансовые посредники, играющие ключевую роль в опосредовании движения денежных средств, представляют собой огромную часть финансовой системы[7] государства. Внедрение новых технологий на финансовом рынке несет в себе как преимущества, заключающиеся в снижении издержек, расширении возможностей совершения финансовых операций и т.д., так и значительные недостатки, среди которых угрозы экономической безопасности страны. Именно поэтому соответствующая поправка в Конституцию еще раз подчеркивает важность вопросов урегулирования процессов внедрения информационных технологий на финансовом рынке.
Цифровизация движения денежных средств, а также непосредственно самих денежных средств в различных их формах[8] углубляет проблемы соотношения частных и публичных интересов – потому ст. 75.1 обновленного Основного закона очерчивает необходимость соблюдения их баланса. Ввиду наметившихся и закрепленных в Конституции РФ тенденций на финансовом рынке в России и усиления влияния и значимости финансовых органов в развитии государства, хотелось бы выделить следующие направления развития законодательства в этой сфере. Одним из направлений совершенствования регулирования на финансовом рынке является установление баланса публичных и частных интересов при осуществлении надзора на финансовом рынке. Выделение среди участников финансового рынка публичного элемента, Банка России, является прямым обоснованием регулирования финансового рынка не только частным, но и публичным правом, однако существуют и частные СРО, которые также осуществляют соответствующее регулирование. Взаимодействие СРО и Банка России уже практикуется, кроме того, вводится институт кураторства[9] в рамках надзора за страховыми организациями, участие специализированных депозитариев в надзоре за негосударственными пенсионными фондами. Необходимо и дальше развивать данные институты и в иных сферах финансового рынка. Кроме того, сравнительно недавно созданный институт финансового уполномоченного[10] также призван способствовать балансу частных и публичных интересов. Большое количество разобщенных норм о применяемых Банком России мерах принуждения и о составах правонарушений несомненно ведет к эмпирическим проблемам. Кроме того, в условиях цифровизации вопросы ответственности за правонарушения встают еще более остро. Необходима систематизация данных норм, по крайней мере, в рамках КоАП РФ, новая редакция находится в данный момент в стадии разработки. Кроме того, важно развивать направление взаимодействия органов публичной власти между собой, в частности, между Банком России с правоохранительными органами в целях противодействия появлению на финансовом рынке недобросовестных участников (к примеру, посредством ведения общего с такими органами реестра микрофинансовых организаций и др.). Чрезвычайно актуальным вопросом также является статус развивающихся «фин-тех» компаний, которые непосредственно могут влиять на движение денежных средств, но еще не находятся под надзором мегарегулятора. Необходимо установить надзор Банка России за такими организациями в аспекте осуществления ими финансовой деятельности, как, например, планируется внести дополнения[11] в ст. 76.1 ФЗ от 10.07.2002 N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в части установления надзора за операторами информационных систем и обмена цифровых финансовых активов. Аналогичные меры должны приниматься и в отношении иных вновь появляющихся компаний, порядок надзора должен быть четко регламентирован. Также актуальной проблемой является нарастающее количество нормативных правовых актов, регулирующих разные сферы финансового рынка, и имеющих ряд противоречий друг с другом. Необходима систематизация данных норм, закрепление ключевых и общих понятий для всего финансового рынка. Огромный массив подзаконного нормативно-правового регулирования ЦБ РФ, ввиду сложности его применения, также необходимо систематизировать в обобщающие законодательные акты.
Кроме того, акты Банка России, регулирующие общественные отношения по поводу защиты информационной безопасности необходимо принимать в форме нормативных правовых актов, а не рекомендаций[12]. Таким образом, обновленная Конституция РФ закрепляет основные направления развития законодательства в сфере финансового рынка, еще раз подчеркивая проблему соблюдения баланса частных и публичных интересов, а также необходимости разработки правового регулирования внедрения новых финансовых технологий.
Литература 1) Годин А.М., Подпорина И.В. Горегляд В.П. Бюджетная система РФ: учебник / А.М. Годин, И.В. Подпорина, В.П. Горегляд.- 9-е изд., испр. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация ”Дашков и Ко” - 2010. – 628 с. 2) Мухлынина М.М. Система публичной власти и вопросы местного самоуправления в свете поправки 2020 года к Конституции Российской Федерации // Государственная служба и кадры. 2020. №2. С. 32 3) Шевченко Л. М. Дискуссионные вопросы состава и структуры современной финансовой системы. // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета 2012. №1(40). С. 150 - 153 4) Шмиголь Н.С. Современные представления о финансовой системе. // Финансы и кредит. 2010. № 43 (427). С. 53-60
Смирнова Ирина Александровна, аспирант кафедры гражданского права Российского государственного университета правосудия. Научный руководитель: к. ю. н., доцент С.В. Николюкин
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.67.166 (0.007 с.) |