Поиск источников и специальной литературы (историографии) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Поиск источников и специальной литературы (историографии)



Процесс работы над любым исследованием проходит три стадии: изучение относящейся или близкой к теме литературы, отбор и обработка источников, и создание исторического построения. Поэтому в общественных науках методы по своему характеру делятся на три уровня:

сбор материала;

его систематизация;

интерпретация полученных данных.

Интерпретация может быть сравнительно-исторической и типологической. Сравнительно-историческое исследование ставит пред собой конкретные познавательные цели, определяющие круг источников и особенности используемых видов сравнений.

Чаще всего применяются три вида исторических сравнений:

историко-типологические (изучающие сходство близких явлений);

историко-генетические (исследующие явления, имеющие генетическую связь в их развитии);

историко-диффузионные (изучающие явления, распространившиеся в результате заимствования).

Типологический метод использует центральное понятие тип, под которым понимается идеальная модель или конструируется модель на основе ряда признаков.

Перечисленные методы включают приемы:

описание – перечисление внешних черт предмета, дает чувственно-наглядный образ предмета;

характеристика – перечисление не только внешних, но внутренних черт предмета;

разъяснение посредством примера;

сравнение – выделение общих признаков. К нему прибегают как на уровне научного познания, так и на уровне художественно отображения действий.

Без изучения источников ни один исследователь не может выполнить свою работу. Выявление исторических источников, на основании которых будет освещена избранная автором тема – одна из наиболее ответственных и трудоемких задач.

Работа историка начинается с выявления, поиска исторических источников. Современные представления об исторических источниках базируются на учении об информации, в соответствии, с которым исторические источники выполняют функцию накопления, хранения и передачи социальной информации о прошедшей действительности. Таким образом, исторический источник – все, что создано в процессе деятельности людей, несет информацию о прошлом и служит основой для научного познания.

Историография – комплекс профессиональных, квалифицированных исторических исследований, научной литературы по теме дипломной работы. Художественная, учебная и популярная литература не рассматривается как специальные работы, и может быть привлечена лишь в качестве источников при соблюдении принципа аутентичности. Вместе с тем, необходимо помнить, что современная историческая наука широко использует междисциплинарные подходы, и нередко необходимую информацию можно найти в литературе по смежным обществоведческим наукам (философия, культурология, антропология, юриспруденция, экономика, психология и т.д.). Поэтому, если избранная тема исследования носит междисциплинарный характер (история государства и права, экономики, культуры, сознания), обязательно следует обращаться к соответствующим изданиям, периодическим, коллективным и монографическим.

Состояние изученности темы целесообразно начать со знакомства с информационными изданиями. Они четко подразделяются на три вида: библиографические, реферативные и обзорные.

Библиографические издания содержат упорядоченную совокупность библиографических описаний, которые извещают о том, что издано по интересующему вопросу.

Реферативные издания содержат публикации рефератов, включающих сокращенное изложение монографий, статей и пр. К ним относятся реферативные журналы, реферативные сборники, экспресс – информация.

К обзорным изданиям причисляются обзоры научных публикаций по одной проблеме или направлению.

Изучение литературы по избранной теме нужно начинать с общих работ, а затем уже вести поиск нового конкретного материала. Изучение научных публикаций желательно проводить по этапам:

- общее ознакомление с произведением в целом по его оглавлению;

- беглый просмотр всего содержания;

- чтение в порядке последовательного расположения материала;

- выборочное чтение какой-либо части произведения;

- выписка представляющих интерес материалов;

- критическая оценка записанного, его редактирование, «чистовая» запись как фрагмент текста будущей дипломной работы.

Особое внимание следует обратить на работу с научной периодикой. Уже на первых этапах поиска необходимо ознакомиться со всеми публикациями в специализированных исторических журналах и ежегодниках (Вопросы истории, Методологические и историографические вопросы исторической науки, Новая и новейшая история Отечественная история, Российская история и т. д.) за последние годы, в процессе работы над темой расширять круг поиска. Уместно также выяснить, какие научные центры и конкретные исследователи занимались близкой проблематикой, и попытаться выявить максимальное число соответствующих публикаций (монографий, сборников статей). Еще одна возможность глубже познакомиться с состоянием разработки исследуемой темы – научная полемика, рецензии на вышедшие статьи и книги, материалы круглых столов и научных конференций, публикуемые в периодических изданиях.

Критерием оценки прочитанного является возможность его практического использования в работе, что возможно только при наличии заранее определенных целей, задач, гипотез. При изучении литературы нужно тщательно оформлять выписки, т.к. в дальнейшем в текст дипломной работы могут быть включены в форме цитаты суждения автора прочитанной работы или фактический материал, в достоверности которого студент не сомневается.

Ход научного исследования

Описание процесса исследования – основная часть диссертационной работы, в которой освещаются методика и техника исследования с использованием логических законов и правил. В арсенале авторов диссертационных работ имеется несколько методических приемов изложения научных материалов. Наиболее часто используются следующие приемы:

1) строго последовательный;

2) целостный (с последующей обработкой каждой главы);

3) выборочный (главы пишутся отдельно в любой последовательности).

1) Строго последовательное изложение материала диссертации требует сравнительно много времени, так как пока ее автор не закончил полностью очередного раздела, он не может переходить к следующему. Но для обработки одного раздела требуется иногда перепробовать несколько вариантов, пока не найден лучший из них. В это время материал, почти не требующий черновой обработки, ожидает очереди и лежит без движения.

2) Целостный прием требует почти вдвое меньше времени на подготовку беловой рукописи, так как сначала пишется все произведение вчерне, затем производится его обработка в частях и деталях, при этом вносятся дополнения и исправления.

3) Выборочное изложение материалов также часто применяется диссертантами. По мере готовности фактических данных автор обрабатывает материалы в любом удобном для него порядке.

Выберите тот прием изложения, который считаете наиболее приемлемым для превращения так называемой черновой рукописи в промежуточную или в беловую (окончательную).

Очень важный этап научного исследования - обсуждение его результатов, которое ведется на заседаниях профилирующих кафедр, ученых советов, где даются предварительная оценка теоретической и практической ценности диссертации и коллективный отзыв.

Заключительным этапом научного исследования являются выводы, которые содержат то новое и существенное, что составляет научные и практические результаты проведенной диссертационной работы.

Выводдолжен быть кратким, конкретным и вытекать из изложенного материала.

Обычно выводы начинаются оборотом «таким образом...», «итак…», затем формулируется содержание самих выводов. При формулировании выводов необходимо учитывать следующие требования:

§ выводы должны быть нетривиальными, неочевидными

§ в качестве выводов следует формулировать полученные в данном параграфе конечные, а не промежуточные результаты;

§ вывод нельзя подменять декларацией о результатах проделанной работы («рассмотрено», «проанализировано», «изучено» и т.д.);

§ при формулировании выводов целесообразно приводить только те положения, которые важны для изложения последующего материала и которые вытекают из цели работы;

§ выводы должны быть краткими и в сжатом виде содержать проделанные в ходе написания параграфа или вопроса рассуждения.

Работа над рукописью ВКР

Создание вариантов текста работы. При написании научной работы создается, как минимум, три варианта ее текста: черновой (рукопись), усовершенствованный и окончательный.

Черновой вариант – это первоначальный текст работы, при написании которого идет процесс развития тезисов развернутого плана работы и более широкого наполнения ее структуры содержанием. Черновой текст работы создается на основе переработки собранного по каждому вопросу (пункту) ее плана материала по следующей схеме.

Черновую рукопись желательно выполнять на стандартных листах писчей бумаги. Такие листы надо заполнять только на одной стороне, чтобы в случае необходимости можно было делать различные текстовые вставки или, наоборот, вырезки, не переписывая страницу заново.

Каждую страницу не заполняйте, оставляйте место для последующих дополнений и изменений. Располагайте записи на странице так, чтобы с одного взгляда было ясно, какие идеи или понятия являются основными. Это позволяет проследить развитие основных положений вопроса и добиться правильного и логичного изложения текста работы. На основе такого систематизированного материала и создается первоначальный вариант текста работы.

Чтобы выделить важную часть текста, используйте цвет, подчеркивание, маркер и другие известные вам способы.

Постоянно следите за тем, чтобы не отклоняться от заданной темы.

Определите наиболее логичную последовательность изложения. Рассмотрев различные варианты, решите, с чего было бы лучше начать, что должно следовать после этого и т.д.

Приступайте к компоновке центральной части работы. Отберите те положения, которые вы собираетесь поместить в центральной части и запишите каждое из них в виде короткого абзаца (на отдельном листе бумаги или в текстовом редакторе).

Черновую версию основной части подготовьте как можно раньше. Чем дольше вы будете работать с черновой версией текста, тем в большей степени вам удастся ее улучшить. После того, как вы вчерне составили большую долю основной части работы, напишите ее заключительную часть. Теперь вы можете быть уверены, что ваше заключение действительно резюмирует содержание работы.

Окончательно сформированный магистрантом черновой вариант работы представляется научному руководителю на согласование, после чего путем редактирования создаются его усовершенствованныйи окончательный варианты.

Особое значение при подготовке диссертации имеет редактирование текста научной работы. Слово «редактирование» – происходит от латинского «redactus» – «приведенный в порядок». Редактирование – это процесс литературной обработки содержания письменной работы для его приведения в соответствие с предъявляемыми к работе требованиями. Конечным результатом редактирования является такой вариант текста, который полностью соответствует этим требованиям. Целью научного редактирования является приведение работы в соответствие с предъявляемыми к ней требованиями по структуре, содержанию и логике построения.

Формулировки содержащихся во введении актуальности, цели и задач работы, научной новизны и практической значимости должны быть четкими и не иметь двояких толкований. Аналогичным требованиям должны соответствовать и содержащиеся в заключении выводы. На выполнение данных требований необходимо обратить особое внимание, поскольку введение и

 заключение являются «визитными карточками» работы: именно на основе этих частей складывается мнение о работе в целом.

По окончании работы над усовершенствованием текста рекомендуется еще раз прочитать всю работу в целом.

Следующим этапом редактирования работы является проверка правильности ее оформления в соответствии с установленными правилами. Она проводится по всем элементам рукописи: ее рубрикации, ссылкам на источники, цитированию, оформлению таблиц и иллюстративных материалов и т.д.

Правила оформления печатных работ из-за их многочисленности запомнить нелегко, поэтому следует приучить себя обращаться к ним по ходу работы в процессе редактирования.

На заключительном этапе редактирования проводится литературная правка текста работы, основными задачами которой являются усовершенствование ее стилистических средств: достижение единства стиля изложения, устранение повторов, ненужных подробностей; исключение лишних слов; при необходимости – замена слов синонимами; проверка правильности грамматики, орфографии и пунктуации; исправление опечаток.

По завершении редактирования производится перепечатка работы, и ее окончательный вариант представляется на экспертизу.

Работа над чистовой рукописью. Этот прием целесообразно использовать, когда макет черновой рукописи готов. Все нужные материалы собраны, сделаны необходимые обобщения, которые получили одобрение научного руководителя.

Проверяются и критически оцениваются каждый вывод, формула, таблица, каждое предложение, каждое отдельное слово

Диссертант еще раз проверяет, насколько заглавие его работы и название ее глав и параграфов соответствует их содержанию, уточняет композицию диссертационного произведения, расположение материалов и их рубрикацию. Желательно также еще раз проверить убедительность аргументов в защиту своих научных положений. Здесь, как уже говорилось, целесообразно посмотреть на свое произведение с позиции рецензента, строго критически, требовательно и без каких-либо послаблений.

 

Структура ВКР

Поскольку диссертация является квалификационным трудом, ее оценивают не только по теоретической научной ценности, актуальности темы и прикладному значению полученных результатов, но и по уровню общеметодической подготовки, что находит отражение в структуре этого научного произведения.

Структура диссертации – это последовательность расположения ее частей, к которым относят основной текст (т.е. главы и параграфы), а также части ее справочно-сопроводительного аппарата.

Единого, уникального, стандарта по выбору структуры диссертационного труда не существует. Каждый автор может избирать любой порядок организации научных материалов, чтобы получить внешнее расположение их и внутреннюю логическую связь в таком виде, какой он считает лучшим, наиболее убедительным для раскрытия своего творческого замысла. Тем не менее, традиционно сложилась определенная структура диссертации, основными элементами которой являются следующие:

1. Титульный лист

2. Оглавление

3. Введение

4. Основная часть

5. Заключение

6. Библиографический список

7. Приложения

8. Вспомогательные указатели

Титульный лист является первой страницей диссертации и заполняется в строгом соответствии с определенными правилами (Приложение 1)

В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения или научной организации.

Далее указываются фамилия, имя отчество диссертанта (в именительном падеже). В среднем поле дается заглавие диссертационной работы, которое приводится без слова «тема» и в кавычки не заключается. Заглавие должно быть по возможности кратким, точным и соответствовать ее основному содержанию.

В диссертационных работах, освещающих обычно узкие темы, заглавие должно быть более конкретным, а потому и более многословным.

Не следует допускать в заглавии диссертационной работы неопределенных формулировок, например: «Анализ некоторых вопросов...», а также штампованных формулировок типа: «К вопросу о...», «К изучению...», «Материалы к...».

После заглавия диссертации помещается шифр и наименование специальности из номенклатуры специальности магистранта и ученая степень, на соискание которой представляется диссертация.

 Далее ближе к правому краю титульного листа указываются фамилия и инициалы научного руководителя, а также его ученое звание и ученая степень.

В нижнем поле указываются место выполнения диссертационной работы и год ее написания (без слова «год»).

За титульным листом помещается оглавление, в котором приводятся все заголовки диссертационной работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны совпадать с заголовками в тексте. Сокращать или давать их в другой формулировке, последовательности и соподчиненности по сравнению с заголовками в тексте нельзя.

Заголовки одинаковых ступеней рубрикации располагаются друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени должны быть смещены на три-пять знаков вправо по отношению к заголовкам предыдущей ступени. Все заголовки начинают с прописной буквы без точки на конце. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления. Нумерация рубрик делается по индексационной системе, то есть с цифровыми номерами, содержащими во всех ступенях, кроме первой, номер, как своей рубрики, так и рубрики, которой она подчинена.

Введение к диссертации. Здесь обычно обосновываются актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, формулируются объект и предмет исследования, указывается избранный метод (методы) исследования, сообщается, в чем заключаются теоретическая значимость и прикладная ценность полученных результатов, а также отмечаются положения, которые выносятся на защиту.

Актуальность – обязательное требование к любой диссертации. Актуальный (от лат. actualis – фактически существующий, настоящий, современный) означает важный, существенный для настоящего момента, злободневный, насущный.

Далее автор исследования сообщает о состоянии разработки выбранной темы, для чего дает краткий историографический анализ литературы, который должен свидетельствовать о степени изученности темы (тема еще не раскрыта или раскрыта лишь частично или не в том аспекте и потому нуждается в дальнейшей разработке). Если такой вывод диссертанту не удался, то не имеет смысла заниматься разработкой выбранной темы.Иногда соискатель, не находя в доступной ему литературе необходимых сведений, заявляет о том, что именно он впервые начал исследовать данную проблему. Но в дальнейшем это не подтверждается. Разумеется, такие ответственные выводы можно делать только после тщательного и всестороннего изучения литературных источников и консультаций со своим научным руководителем.

Важной составной частью введения является характеристика источников.

При характеристике методов анализа информации следует отметить приемы критики.

При написании магистерской диссертации основную трудность, как правило, вызывает формулирование научной новизны, под которой обычно понимаются те или иные научные достижения, полученные в ходе диссертационного исследования. Научная новизна применительно к самой диссертации – это признак, наличие которого дает автору право на использование понятия «впервые» при характеристике полученных им результатов и проведенного исследования в целом. Понятие «впервые» в науке означает факт отсутствия подобных результатов до их публикации. Впервые может проводиться исследование на оригинальные темы, которые ранее не исследовались в той или иной отрасли научного знания. Новизна может содержать лишь элемент новизны. Таким элементом может быть и введение в научный оборот отдельных новых понятий, и уточнение содержания того или иного известного понятия, и использование новых методологических подходов к данной теме, и обогащение темы диссертации данными смежных наук, и практическая часть работы, если она имеется.Формулировка элементов научной новизны должна быть конкретной, т.е. необходимо четко указывать, в чем именно заключается та или иная новизна. Формулировки научной новизны целесообразно обстоятельно обсудить с научным руководителем.

В конце вводной части обычно представляют структуру и объем магистерской диссертации, обосновывают последовательность структурных элементов: введение, количество глав, параграфов, заключение, список использованных источников, с указанием количества наименований, а также объем работы в страницах и др.).

В главах основной части диссертационной работы четко прослеживается методика и техника исследования и обобщаются результаты. Все материалы, не являющиеся насущно важными для понимания научной задачи, выносятся в приложения.

Содержание глав основной части должно точно соответствовать теме диссертационной работы и полностью ее раскрывать.

Диссертационная работа заканчивается заключительной частью, которая так и называется «заключение». Это – последовательное, логически выдержанное изложение полученных итогов и их соотношение с общей целью и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении. Именно здесь содержится так называемое «заключительное» знание, которое является новым по отношению к исходному знанию. Оно выносится на обсуждение и оценку научной общественности в процессе публичной защиты диссертации.

Это заключительное знание не должно подменяться механическим суммированием выводов в конце глав, представляющих краткое резюме, а должно содержать то новое, существенное, что составляет итоговые результаты исследования, которые часто оформляются в виде некоторого количества пронумерованных абзацев. Их последовательность определяется логикой построения диссертационного исследования. При этом указывается вытекающая из конечных результатов не только его научная новизна и теоретическая значимость, но и практическая ценность.

Заключительная часть предполагает также наличие обобщенной итоговой оценки проделанной работы. При этом важно указать, в чем заключается ее главный смысл, какие важные побочные научные результаты получены, какие новые научные задачи встают в связи с проведением диссертационного исследования. Заключительная часть, составленная по такому плану, дополняет характеристику теоретического уровня диссертации, а также показывает

уровень профессиональной зрелости и научной квалификации ее автора. В некоторых случаях возникает необходимость указать пути продолжения исследуемой темы, формы и методы ее дальнейшего изучения, а также конкретные задачи, которые будущим исследователям придется решать в первую очередь.

Заключение может включать в себя и практические предложения, что повышает ценность теоретического материала. Таким образом, заключительная часть диссертации представляет собой не простой перечень полученных результатов проведенного исследования, а их итоговый синтез, т.е. формулирование того нового, что внесено ее автором в изучение и решение проблемы.

Библиографический список

После заключения принято помещать библиографический список использованной литературы, который д олжен иметь четкую структуру с заголовками для каждого раздела:

Источники:

источники неопубликованные – архивные документы по алфавиту названий архивов с указанием номеров и названий фондов, номеров описей и дел. Документы рукописных отделов и библиотек даются по коллекциям и фондам;

источники опубликованные подразделяются на виды: законодательные, нормативные, актовые, нарративные. Систематизируются внутри групп по хронологии.

Исследования:

монографии и статьи составляются в алфавитном порядке. Все книги располагаются по месту их первой буквы, затем второй, третьей и т.д.

Правила оформления библиографического списка определяются правилами, закрепленными ГОСТом 7.1 – 2018 “Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления”. По сравнению с ранее действовавшим ГОСТом 7.1. – 84 при составлении библиографического описания должно указываться имя только одного автора, помещенного на титульном листе работы, как правило, первым. При этом имена всех (одного, двух, трех) авторов обязательно приводят в сведениях об ответственности. Необходимые сведения берутся прежде всего с титульного листа, а потом уже с оборота титульного листа, из оглавления и т.д. Названия книг и статей, фамилия (и) автора (ов) не сокращаются. Например:

Генина Е.С. Кампания по борьбе с космополитизмом в Сибири (1949-1953 гг.) / Е.С.Генина. Кемерово: ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», 2009. 255с.

Под заглавием описывают книги, изданные без указания авторов или имеющие четырех и более авторов: сборники статей, коллективные монографии, официальные документы и т.п.

Очерки истории Хакасской областной организации КПСС / П.Н. Мешалкин, С.П. Ултургашев. Красноярск: Красноярское книжное издательство, 1987. 259 с.

Правила оформления библиографического списка: фамилия и инициалы автора; полное название книги с подзаголовками; после косой черты - данные о переводчике или редакторе, если кнГИА написана группой авторов; данные о числе томов или отдельно опубликованных частей; после тире – название города, в котором издана кнГИА (для некоторых городов приняты специальные сокращения, например, М. - Москва, Л.- Ленинград, СПб.- Санкт-Петербург, К.- Киев); после двоеточия - название издательства, после запятой - год издания, после точки - количество страниц (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2).

Монографическое описание касается однотомного издания в целом, но может быть составлено на отдельный том многотомного или сериального издания. Например:

Билтон П. Эти странные швейцарцы / П. Билтон; Пер. с англ. Р. Воскерчана. – М.: Эгмонт Россия, 2000. – 70 с.: илл.

Тихомиров Л.А. Религиозно-философские основы истории / Л.А. Тихомиров. – (3-е изд.). – М.: Наука, 2000. – 592 с. – (Пути русского имперского сознания / Сост. сер. М. Смолин).

Библиографическое описание на многотомное издание в целом или группу томов многотомного или сериального издания состоит, как правило, из двух частей: общей и специальной. Например:

Неру Д. Взгляд на всемирную историю. Письма к дочери из тюрьмы, содержащие свободное изложение истории для юношества: пер. с англ. в 3 т./ Д. Неру; Вступ. ст. Р.А. Ульяновского; Под. ред. Г.Л. Бондаревского, П.В. Куцобина, А.Л. Нарочницкого. – М.: Прогресс, 1989.

Т. 1. – 1989. - 350 с.

Т. 2. – 1989. – 467 с.

Т. 3. – 1989. – 426 с.

Набоков В.В. Собрание сочинений. - Т. 2. - М.: Правда, 1990.– 446 с.

Аналитическое библиографическое описание касается составной части документа. Состоит из двух частей: сведений о составной части книги или сериального издания и сведений об издании, в котором она опубликована. Например:

Гладышевский А.Н. Кавалер ордена «Святой Анны» / А.Н. Гладышевский // Вестник Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова. Сер. 3, История. Право. – 2003. – Вып. 3. – С. 83 – 85.

Российская Федерация. Правительство. О зонах вооруженных конфликтов: Постановление Правительства Российской Федерации от 26. 12. 2001 № 896 // Российская газета.- 2002. - № 2 (5 января). – С. 5.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 184; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.147.124 (0.06 с.)