Защита выпускной квалификационной работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Защита выпускной квалификационной работы



4.6.1. К защите выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) допускается лицо, успешно завершившее в полном объеме освоение основной образовательной программы по направлению подготовки магистра истории.

4.6.2. Защита ВКР проводится на открытом заседании ГЭК по защите ВКР с участием не менее 2/3 ее состава, при обязательном участии председателя. Защита ВКР осуществляется публично в устной форме, как правило, в присутствии научного руководителя, консультанта, рецензента.

 

Процедура защиты ВКР:

· Устное сообщение автора работы перед членами ГЭК с раскрытием ее цели, композиции, основополагающих теоретических положений, методики исследования, полученных результатов (не более 12 минут). Доклад обязательно сопровождается презентацией (элементами презентации с использованием слайдов и компьютерной техники, стендовым докладом).

· Вопросы членов ГЭК и других присутствующих на процедуре защиты лиц к автору работы, относящиеся к его устному выступлению или представленному тексту, и ответы на них.

· Выступление руководителя ВКР (с предоставлением письменного отзыва).

· Выступление рецензента (с предоставлением письменного отзыва).

· Выступление студента с ответами на отзыв рецензента и высказанные при этом замечания в адрес представленной работы.

· Выступления членов ГЭК и других присутствующих на защите лиц, касающиеся содержания и итогов выполнения ВКР.

· Закрытое обсуждение членами ГЭК результатов защиты и вынесение решения об уровне выполнения работы в форме оценки.

4.6.3. Итоговая оценка по защите магистерской диссертации выставляется по пятибалльной системе с учетом приведенных в Положении критериев, выносится коллегиально членами Государственной экзаменационной комиссии на закрытом заседании простым большинством голосов. При равном числе голосов голос председателя является решающим.

4.6.5. Основанием для выставления оценки являются представленная к защите диссертация, доклад выпускника, отзыв научного руководителя, рецензия, публичная дискуссия, материалы портфолио, отражающие научно-исследовательскую деятельность выпускника.

4.6.6. При условии получения магистрантом положительных оценок на защите магистерской диссертации и при условии успешного выполнения учебного плана соискателю присуждается квалификация (степень) «Магистр».

 

Заключительные положения

4.7.1. Лицам, прошедшим итоговую аттестацию, присуждается квалификация магистра.      4.7.2. Защищенные выпускные квалификационные работы хранятся на кафедрах в течение пяти лет, после сдаются в архив ИИП ХГУ. Вместе с работой на кафедру также передается электронная версия работы (формат *.pdf или *.doc) для формирования банка данных ВКР. Отдельные работы могут быть рекомендованы ГЭК к публикации и внедрению в учебный процесс, либо отмечены как достойные к участию во всероссийском конкурсе на лучшую научную работу.

 

5 Методические рекомендации обучающимся по выполнению выпускной квалификационной работы

Пояснительная записка

Магистерская диссертация является завершающим этапом высшего образования.

Она выполняет в первую очередь квалификационную функцию, т.е. готовится с целью публичной защиты и получения степени магистра. Основная задача ее автора, таким образом, продемонстрировать уровень своей научной квалификации и, прежде всего, умение самостоятельно вести научный поиск и решать конкретные научные задачи. Магистерская диссертация имеет своей целью расширение и углубление знаний диссертанта по истории, а сделанные им выводы могут стать материалом для дальнейших шагов в науку.

Магистерская диссертация обеспечивает не только закрепление академической культуры, но и необходимую совокупность методологических представлений и методических навыков в избранной области профессиональной деятельности. Она должна соответствовать современному уровню развития науки и техники, а ее тема должна быть актуальной.

Содержание диссертации характеризуют оригинальность, уникальность и неповторимость приводимых сведений. Основой содержания является здесь либо неизвестный материал, включающий изучение новых фактов, явлений и закономерностей, либо обобщение ранее известных положений с других научных позиций и, наконец, проблема может быть раскрыта в совершенно ином аспекте.

Защита магистерской диссертации – лишь первая ступень к научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности, ведущей к поступлению в аспирантуру и последующей подготовке кандидатской диссертации.

В настоящих методических рекомендациях представлен процесс подготовки магистерской диссертации от выбора темы работы до ее публичной защиты.

ГЭК оценивает магистерскую диссертацию с учетом ее содержания, умения студента излагать и отстаивать основные положения работы, а также с учетом мнения научного руководителя и рецензента. Критерии оценки магистерской диссертации разрабатываются и утверждаются Ученым советом института с учетом рекомендаций УМО.

 

Критерии оценки соответствия уровня подготовки магистрантов требованиям ФГОС ВО по направлению подготовки 46.04.01 – ИСТОРИЯ

46.04.01 – История предъявляет следующие требования к профессиональной подготовленности магистранта:

· владеет навыками самостоятельной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности, требующими широкого образования в соответствующем направлении;

· умеет формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской и педагогической деятельности и требующие углубленных профессиональных знаний;

· умеет выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы исходя из задач конкретного исследования;

· умеет обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся литературных данных;

· умеет вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий;

· умеет представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати;

· владеет навыками и приемами историографической и источниковедческой критики;

· способен обобщать, систематизировать и теоретически осмысливать эмпирический материал.

5.1. Процесс научного исследования

Весь процесс научного исследования состоит из следующих этапов:

1. Выбор проблемы и темы. Обоснование актуальности выбранной темы.

2. Определение объекта и предмета исследования. Постановка цели и конкретных задач исследования.

3. Выбор метода и разработка методики исследования.

4. Непосредственно процесс исследования.

5. Обоснование заключительных выводов и практических рекомендаций.

6. Обсуждение результатов исследования.

Большое значение для подготовки диссертации имеет выбор темы. Тему нужно выбирать так, чтобы она позволила максимально раскрыться возможностям, способностям, знаниям, интересам магистранта. С одной стороны, это материал, отобранный и организованный в соответствии с задачами исследователя. С другой – это предмет изучения, отраженный в определенном аспекте и ставший содержанием ВКР.

При выборе темы целесообразно выбрать проблему сравнительно узкого плана для того, чтобы можно было ее глубоко и тщательно исследовать.

Выбрать тему можно следующим образом:

· просмотреть каталоги авторефератов защищенных диссертаций, либо ознакомиться с уже выполненными на кафедре диссертационными исследованиями;

· ознакомиться с новейшими результатами исследований в смежных областях гуманитарных наук;

· изучить состояние разработки и использования методов исследования;

· пересмотреть известные научные решения на основе новых методов, с новых теоретических позиций, с привлечением новых существенных фактов, выявленных диссертантом;

· ознакомиться с аналитическими обзорами и статьями в специальной периодике.

При выборе темы важно учитывать общий стаж в избранной области знания, объём наработанного материала, опыт выступлений в научных кружках, на научно-практических конференциях.

Тема диссертации закрепляются за магистрантом на основании его личного заявления (приложение Г).

После утверждения темы вместе с научным руководителем магистрант составляет задание на выполнение диссертации. Оно подписывается магистрантом, научным руководителем магистерской диссертации и утверждается заведующим кафедрой.

После выбора темы магистрант должен уяснить, какова цель, конкретные задачи и аспект ее разработки. Для этого надо определить, в чем заключается сущность предлагаемой идеи, актуальность темы, ее теоретическая новизна и практическая ценность.

Обоснование актуальности выбранной темы – начальный и ответственный этап любого исследования. Соискатель должен обосновать причину обращения к теме применительно к потребностям современной науки; объяснить, почему эта тема назрела именно сейчас, что мешало ее раскрытию раньше; показать, что обращение к ней обусловлено собственно динамикой науки, накоплением новой информации по данной проблеме, недостаточностью ее разработанности в имеющихся исследованиях, необходимостью изучения проблемы в иных аспектах с применением новых методов и методик исследования.

Освещение актуальности должно быть четким, неформальным. Достаточно в пределах одного листа показать главное – суть проблемной ситуации, из чего и будет видна актуальность темы. Проблема возникает тогда, когда старое знание уже обнаружило свою несостоятельность, а новое знание еще не приняло развитой формы. Таким образом, проблема в науке – это противоречивая ситуация, требующая своего разрешения. Такая ситуация чаще всего возникает в результате открытия новых фактов, которые явно не укладываются в рамки прежних теоретических представлений.

Правильная постановка и ясная формулировка новых проблем имеют первостепенное значение. Сформулировать научную проблему – значит показать умение отделить главное от второстепенного, выяснить то, что уже известно и что пока неизвестно науке о предмете исследования.

Далее определяются объект и предмет исследования.

Объект – это та часть научного знания, с которой исследователь имеет дело. Предмет исследования – это тот аспект проблемы, исследуя который мы познаем целостный объект, выделяя его главные, наиболее существенные признаки. Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та часть, которая служит предметом исследования. Именно на него и направлено основное внимание магистранта, именно предмет исследования определяет тему диссертационной работы.

Следующий этап в работе над диссертацией – формулировка цели исследования. Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Она конкретизируется и развивается в задачах исследования. Задачи обычно формулируются с помощью следующих слов: установить, выяснить, раскрыть, проанализировать и т.п.

Формулировки этих задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав ВКР. Это важно также и потому, что заголовки таких глав рождаются именно из формулировок задач исследования.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 89; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.79.59 (0.012 с.)