Законодательный процесс: понятие и стадии. Понятие законодательной инициативы и ее субъекты. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Законодательный процесс: понятие и стадии. Понятие законодательной инициативы и ее субъекты.



Законодательный (законотворческий) процесс —это:

· в широком смысле — процесс создания и принятия закона: от предпроектной стадии, прогнозирования и планирования развития законодательства, законодательного предложения и до промульгации;

· в усредненном смысле — порядок деятельности Парламента по принятию законопроектов к рассмотрению, их обсуждение, принятие, а также промульгация. Так, Г.А. Василевич законодательным процесс считаент совокупность действий Парламента и иных уполномоченных субъектов, результатом которых является принятие и вступление в силу закона. По его мнению, первой его стадией является реализация права законодательной инициативы, а все предшествующие действия «не подпадают под понятие «законодательный процесс», они ему предшествуют» [10, с. 322–323];

· в узком смысле — порядок деятельности Парламента по созданию законов. В данном пункте рассмотрим стадии законотворческого процесса в усредненном смысле.

Согласно Закону «О нормативных правовых актах» [60], з аконотворческий процесс — процедура осуществления законотворческой деятельности; законотворческая деятельность — государственно-властная деятельность по планированию, реализации права законодательной инициативы, подготовке, проведению экспертиз, принятию, официальному опубликованию, изменению, официальному толкованию, приостановлению, возобновлению, продлению и прекращению действия законов.

В силу различия в понимании законодательного процесса количество доктринально выделяемых стадий варьируется от 2 до 15. Закон «О нормативных правовых актах» (п.2 cт. 36) выделяет следующие стадии законодательного процесса в Республике Беларусь [60]:

1)  планирование подготовки законопроекта;

2) подготовка законопроекта, включая проведение его согласования и экспертиз;

3) законодательная инициатива;

4) рассмотрение законопроекта палатами Национального собрания Республики Беларусь;

5) подписание закона Президентом Республики Беларусь;

6) включение закона в Национальный реестр правовых актов;

7) официальное опубликование закона.

В более обобщенном виде стадиями законодательного процесса являются: 1) законодательная инициатива; 2) обсуждение законопроекта; 3) принятие закона; 4) опубликование закона и введение его в действие.

Проекты законодательных актов (в том числе законов) готовят в Национальном центре законодательства и правовых исследований. Стадия нормотворческой инициативы может предшествовать либо протекать параллельно со стадией планирования.

Право законодательной инициативы, согласно ст. 99 Конституции, принадлежит: 1) Президенту; 2) депутатам Палаты представителей лично; 3) Совету Республики (выражается постановлением, принятым большинством голосов от его полного состава); 4) Правительству; 5) гражданам, обладающим избирательным правом, в количестве не менее 50 тысяч человек. Оно реализуется в Палате представителей. Наиболее активно реализует свое право законодательной инициативы Правительство (около 90% законопроектов).

Правом законодательной инициативы по вопросу об изменении и дополнении Конституции обладают: 1) Президент Республики Беларусь; 2) народ в количестве не менее 150 тыс. граждан, обладающих избирательным правом. К слову, в Российской Федерации — 273 субъекта, которые предлагают более 1000 законопроектов в год [22, с. 234]. Проект закона в порядке законодательной инициативы направляется для принятия в Парламент на имя Председателя Палаты представителей, регистрируется и хранится в Секретариате нижней палаты.

Субъект права законодательной инициативы вправе отозвать внесенный им в Палату представителей проект закона до его рассмотрения Палатой представителей во втором чтении.

Законопроекты, следствием принятия которых может быть сокращение государственных средств, создание или увеличение расходов, могут вноситься в Палату представителей лишь с согласия Президента либо по его поручению — Правительства. Парламент может регулировать законом отношения, возникшие на основе декретов, которые отменены.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 390; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.119.148 (0.006 с.)