Кодификация как форма систематизации нормативных правовых актов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кодификация как форма систематизации нормативных правовых актов.



Систематизация нормативных правовых актов деятельность по упорядочению и приведению нормативных правовых актовв определенную систему путем их внутренней и внешней обработки для системного воздействия на общественные отношения. Согласно ст.72 Закона «О нормативных правовых актах» [60], систематизация нормативных правовых актов — деятельность по упорядочению, актуализации нормативных правовых актов, приведению их в единую, внутренне согласованную систему.

Формами систематизации, согласно правовой доктрине, являются: 1) кодификация; 2) инкорпорация; 3) консолидация; 4) учет. Закон «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» вообще не упоминал консолидацию как форму систематизации: ст. 1 Закона называет инкорпорацию, кодификацию, свод законов и свод законодательства [61]. Согласно Закону «О нормативных правовых актах» [60], систематизация нормативных правовых актов осуществляется путем: 1) кодификации; 2) консолидации; 3) инкорпорации, в том числе электронной инкорпорации; 4) проведения справочно-информационной работы; 5) и иными способами.

Кодификация — основной вид систематизации, подразумевающий коренную внутреннюю переработку действующего законодательства путем подготовки и принятия нового кодификационного акта (т.е. содержание нормативного правового акта изменяется); это существенное комплексное развитие правовой системы с изменением содержания правового регулирования (при котором попутно достигаются и цели упорядочения нормативного материала). Согласно Закону «О нормативных правовых актах» [60], кодификация — вид систематизации нормативных правовых актов, сопровождающейся переработкой установленного ими правового регулирования общественных отношений путем объединения нормативных правовых актов в единый нормативный правовой акт (кодекс, правила), содержащий систематизированное изложение нормативных правовых предписаний, направленных на правовое регулирование определенной области общественных отношений.

Кодификация — всегда официальная правотворческая деятельность, связанная с критическим переосмыслением содержания действующих норм, их переработкой согласно современным требованиям, внутренне согласованным изложением норм права, обеспечением максимальной полноты регулирования сферы правоотношений, с отменой старых норм. Создание кодекса всегда подразумевает ликвидацию множественности актов (систематизацию права в виде кодификации). Все это делает кодификацию самой востребованной формой современного правотворчества. Сейчас в Республике Беларусь действует 27 кодексов. Однако злоупотребление кодификацией чревато дублированием нормативных положений разными кодексами.

Кодификационный акт — сводный единый нормативный правовой акт, содержащий систематизированное изложение правовых предписаний, направленных на регулирование на основе единых принципов определенную сферу относительно однородных и достаточно устойчивых общественных отношений.

Кодифицированными актами являются: 1) кодексы; 2) основы законодательства; 3) правила; 4) регламенты; 5) положения; 6) уставы. Иногда пишут о т.н. «кодифицированных конституциях» (в России) — хотя они по сути консолидированы.

Кодифицированные акты обладают преимуществом по сравнению с текущим законодательством, т.к. являются основополагающими актами в той или иной отрасли права (законодательства). При противоречии норм кодекса и некодифицированного закона действуют предписания кодекса, если иное специально не оговорено.

Кодекс (от лат. codex) дословно означаетсобрание законов. Кодекс — кодифицированный законодательный акт, содержащий систематизированные нормы какой-либо отрасли права или нескольких отраслей; закон, который детально и полно регулирует определённую сферу общественных отношений (легальная дефиниция). Кодекс (т.н. «венец» отрасли законодательства) занимает центральное место в системе отрасли законодательства, возглавляет иерархию ее актов, устанавливая те принципиальные положения, которые должны быть положены в основу всей последующей правотворческой деятельности.

Структура кодекса часто отражает систему отрасли законодательства. В общей части содержатся нормативные и теоретические обобщения: принципы, цели, задачи, дефиниции. Особенная часть состоит из конкретных нормативных положений. Кодифицированные акты далее делятся на разделы, главы и статьи (может быть преамбула).

Назовем виды кодексов: по характеру регулируемых отношений:

1) отраслевые кодексы регулируют конкретную сферу общественных отношений, определяющую деление права на отрасли и институты. Это обычно крупный, сводный акт, который детально, непосредственно и полно регулирует однородные общественные отношения (например, Уголовный кодекс, Гражданский кодекс, Кодекс законов о труде и др.);

2) комплексные (межотраслевые) кодексы — сочетают нормы разных отраслей права и объединены единой концепцией, общими принципами регулирования значительной области отношений. Благодаря единой концепции и общим принципам они представляет собой единый, внутренне согласованный документ (например, Таможенный, Лесной, Водный кодексы).

 За рубежом под кодексом понимается отраслевой официальный сборник, включающий нормы законодательных и подзаконных актов по определенному, порой довольно узкому кругу вопросов (кодексы дорог общего пользования, кодексы сберегательных касс, морских портов и др.).

Основы законодательства — кодифицированный акт, содержащий определения, единые принципы регулирования, основные ориентиры правовой регламентации общественных отношений. В Республике Беларусь основ законодательства законом не предусмотрено. Они активно используются в Российской Федерации (например, Основы законодательства о культуре, об охране здоровья граждан). В Основах законодательства закреплены наиболее общие, фундаментальные положения, регулируемых отношений, большой удельный вес нормативных обобщений (принципов, целей, задач, определений), закреплена максимальная полнота, но не детальность общественных отношений. Обычно Основы законодательства стоят во главе отраслей либо институтов законодательства. [69]



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 283; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.230.107 (0.004 с.)