Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Факторы и принципы правотворчества.
Учет факторов правотворчества придает этому процессу научный характер. Правотворчество происходит под влиянием ряда факторов [39, с. 114]: 1) экономических — материальных условий жизни общества, обусловленных равноправным существованием различных форм собственности, свободой предпринимательства и т.д.; 2) политических — политической обстановкой в стране, характером государственной власти и взаимодействия различных слоев общества, уровнем активности политических партий, движений, политической активностью населения и т.д.; 3) социальных — соблюдением баланса интересов всех социальных слоев общества, степенью заботы общества и государства о личности, ее интересах и потребностях, об охране и обеспечении ее прав и свобод; 4) национальных — взаимоотношением, формой сотрудничества между нациями и народностями, населяющими страну, заботой об их равноправии и свободном развитии; 5) внешнеполитических — международным положением государства, уровнем и характером взаимоотношений с другими государствами и международными организациями; 6) идеологических — идеологической базой права, уровнем компетентности разработчиков законопроектов, правосознанием граждан и общества в целом, степенью его внедрения в общественное сознание, правовыми идеями, направленными на дальнейшее развитие законодательства; 7) организационно-волевых — осуществлением государством, посредством создания норм, юридического оформления государственной воли через деятельность органов, правомочных издавать нормативные акты и др. Принципами правотворчества в обобщенном виде можно считать: 1) юридическое закрепление системы субъектов правотворчества; 2) демократизм; 3) приоритет международных принципов и соответствие общим принципам права; 4) конституционность (законность); 5) непрерывность процесса правотворчества; 6) научно-практический подход (научной обоснованности); 7) плюрализм; 8) профессиональность; 9) персонифицированность правотворческой инициативы; 10) гуманизм; 11) исполнимость; 12) доступность; 13) системность; 14) эффективность; 15) обязательность правовой экспертизы правовых актов; 16) участия граждан в решении и обсуждении вопросов государственной жизни; 17) планирование правотворчества; 18) правовой легитимности и общественного одобрения; 19) социально-экономической обусловленности; 20) комплексности; 21) баланса стабильности и динамизма правового регулирования общественных отношений; 22) «пакетная» подготовка нормативных правовых актов; 23) стабильность правовой системы; 24) защиты прав, свобод и законных интересов граждан, юридических лиц, интересов общества и государства, социальной справедливости и др.
Виды правотворчества. Правовой науке известно множество видов правотворчества: · по форме (создаваемой форме права) правотворчество (и правоустановление, как его главная часть) подразделяется на: 1) принятие нормативных правовых актов органами государства или непосредственно народом путем референдума (прямое правотворчество, прямое правоустановление (нормоустановление в узком смысле)); 2) заключение соглашений, конвенций, договоров нормативного содержания (прямое правотворчество, прямое правоустановление (нормоустановление в узком смысле); 3) формирование правовых прецедентов (санкционированное правоустановление); 4) санкционирование обычаев, юридической доктрины, общих принципов права и других источников права. Так, своеобразие естественных прав и свобод человека, общих принципов права, правовой доктрины в качестве особого источника позитивного права определяет и особенности соответствующей правоустановительной деятельности государства. Правоустановительная деятельность в этой сфере состоит не в создании самих общепризнанных прав и свобод человека или общих принципов права, формирующихся объективно, а в их официальном конституционном признании и гарантировании в качестве норм действующего в данном государстве позитивного права. · по способам правотворчества: 1) правоустановление (правотворчество в узком смысле) — непосредственная разработка и принятие нормы права компетентным государственным органом; 2) санкционирование — признание компетентным государственным органом за актом негосударственной организации, решением верховного суда, обычаем, доктриной нормативных свойств источника права или воспроизводство их норм в нормативном правовом акте. Санкционирование бывает предвар ительным и последующим;
3) делегирование — наделение компетентным государственным органом другого субъекта правотворчества рядом своих полномочий в той или иной сфере по регулированию общественных отношений (т.е. принятию норм права). В отличие от предварительного санкционирования в делегировании государственным органом передается часть его полномочий. Вообще делегирование бывает двух видо в: • косвенное делегирование законодательных полномочий (в широком смысле) — любое поручение одного субъекта правотворчества в пределах полномочий другому субъекту, например, законодательного органа определенному органу исполнительной власти (его должностному лицу) на издание нормативного правового акта в определенной сфере общественной жизни. Цель такого указания — разработка или конкретизация, детализация отдельных положений закона. Принятые в порядке такого поручения акты не имеют силы закона; • прямое делегирование, т.е. делегированное законодательство (в узком смысле) включает в себя только такие норматвиные правовые акты, которые изданы на основании специального закона о делегировании парламентом законодательных полномочий делегируемому субъекту. Цель — предоставить этому субъекту право регулировать определенные общественные отношения вместо законодательного органа и принимать решения, имеющие силу закона. Делегирующий закон должен указывать предмет регулирования и срок существования делегированных полномочий. Нормотворческий орган (должностное лицо) вправе делегировать часть своих нормотворческих полномочий иным нормотворческим органам (должностным лицам), если это не противоречит Конституции и иным законодательным актам Республики Беларусь; 4) создание правовых (судебных) прецедентов — осуществление судебного правотворчества, правоустановления высшими судебными органами государства в форме принятия судебного решения по конкретному делу, которое становится обязательным по аналогичным делам; 5) заключение нормативных договоров — создание по соглашению сторон нормы права, обязательной для участников такого соглашения. Другими словами, видами правотворчества считаются: 1) аутентичное (прямое нормоустановление) — например, создание нормативных правовых актов, нормативных договоров, судебных прецедентов; 2) делегированное — например, издание делегированного декрета Президента Республики Беларусь; 3) санкционированное — например, санкционирование обычаев, юридической доктрины, общих принципов права; По юридической силе принимаемых актов (классическая схема) правотворчество делится на: 1) законотворчество — правотворчество высших представительных органов (парламента); 2) подзаконное правотворчество. Субъекты правотворчества. По субъектам правотворчество делится на следующие виды: 1) непосредственное правотворчество народа и отдельных физических лиц; 2) правотворчество компетентных государственных органов (должностных лиц); 3) санкционированное правотворчество негосударственных органов. Более детально видами правотворчества по субъектам также могут выступать: 1) правотворчество народа; 2) правотворчество Главы государства; 3) законотворчество (правотворчество Парламента); 4) правотворчество Правительства; 4) правотворчество республиканских органов государственного управления (министерств, государственных комитетов, комитетов); 5) правотворчество местных органов управления и самоуправления; 6) правотворчество негосударственных организаций (делегированное или санкционированное).
Санкционированное негосударственное правотворчество может быть осуществлено в форме:1) одобренного государством издания норм другими субъектами правотворчества, при котором процесс их создания проходит вне государственных органов (например, правотворчество органов общественного территориального самоуправления); 2) локальное правотворчество; 3) правотворчество общественных организаций. Формами санкционированного правотворчества являются принятие корпоративных нормативных правовых актов, заключение нормативных договоров и соглашений. Иначе по уровням субъектов правотворчество делится на: 1) международное — создание норм международных договоров и др.; 2) общегосударственное (национальное) правотворчество — правоустановление; 3) региональное правотворчество (например, в административно-территориальных единицах); 4) корпоративное и/или локальное. Корпоративное может быть разных уровней: от локального до наднационального (надгосударственного), например, правотворчество транснациональных корпораций. С.Г. Дробязко И В.С. Козлов среди видов субъектов правотворчества называют: 1) официальных; 2) официозных; 3) юридических; 4) научных; 5) политических; 6) общественных объединений; 7) личных субъектов [22, с. 249]. Субъектами правотворчества в Республике Беларусь выступают: 1) полномочные государственные структуры (Президент; Парламент; Правительство; Верховный Суд; Генеральная прокуратура; министерства; государственные комитеты; прокуратура; местные Советы депутатов; местные исполнительные и распорядительные органы; нормотворческие органы, подчиненные (подотчетные) Президенту Республики Беларусь); [65] 2) непосредственно народ — для решения республиканских и местных референдумов; 3) негосударственные организации; 4) личностные субъекты (граждане Республики Беларусь, а также временно пребывающие, временно либо постоянно проживающие в Республике Беларусь иностранные граждане и лица без гражданства, включая индивидуальных предпринимателей).
Субъектами договорного правотворчества являются: 1) на внутригосударственном уровне — например, государственные органы (или их законные представители) и негосударственные организации (административный договор), трудовые коллективы и наниматели (коллективные договоры), объединения профсоюзов и правительство (генеральные соглашения); 2) на межгосударственном уровне — субъекты международного права (государства, негосударственные международные и межгосударственные образования). Они подписывают договоры, соглашения, пакты, конвеции и др. Декларации традиционно не имеют юридической силы норматвиного договора, поскольку считаются демонстрацией добрых намерений. Субъектами подзаконного правотворчества считаются Президент, палаты Парламента, Правительство и иные органы исполнительной власти, контрольно-надзорные органы, Верховный Суд и иные нормотворческие органы (должностные лица). Особенности этого процесса обусловлены его вторичностью: он согласуется с положениями законов, является процессом более низкого уровня, ему свойственна меньшая формализованность. И вместе с тем этот вид правотворчества имеет более закрытый характер, более бюрократичен, здесь значительно меньший контроль общества за деятельность органа.[66] Правотворчество судебной власти в полной мере осуществляется в англосаксонской правовой системе при создании судебных прецедентов. В романо-германской правовой системе эта деятельность судебной власти свойственна в меньшей степени (например, деятельность Европейского суда по правам человека). В Законе «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» от 10 января 2000 г. (ст. 2) [61] решения Конституционного Суда, постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь признавались нормативными. Закон «О нормативных правовых актах» от 17 июля 2018 г. [60] не позволяет точно определить круг субъектов правотворчества, поскольку предлагает их открытый перечень (ст. 3). Данный Закон (ст. 2) не распространяется на акты Конституционного Суда Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь [60], но к числу нормативных правовых актов относит постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 274; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.238.20 (0.015 с.) |