Факторы и принципы правотворчества. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Факторы и принципы правотворчества.



Учет факторов правотворчества придает этому процессу научный характер. Правотворчество происходит под влиянием ряда факторов [39, с. 114]:

1) экономических — материальных условий жизни общества, обусловленных равноправным существованием различных форм собственности, свободой предпринимательства и т.д.;

2) политических — политической обстановкой в стране, характером государственной власти и взаимодействия различных слоев общества, уровнем активности политических партий, движений, политической активностью населения и т.д.;

3) социальных — соблюдением баланса интересов всех социальных слоев общества, степенью заботы общества и государства о личности, ее интересах и потребностях, об охране и обеспечении ее прав и свобод;

4) национальных — взаимоотношением, формой сотрудничества между нациями и народностями, населяющими страну, заботой об их равноправии и свободном развитии;

5) внешнеполитических — международным положением государства, уровнем и характером взаимоотношений с другими государствами и международными организациями;

6) идеологических — идеологической базой права, уровнем компетентности разработчиков законопроектов, правосознанием граждан и общества в целом, степенью его внедрения в общественное сознание, правовыми идеями, направленными на дальнейшее развитие законодательства;

7) организационно-волевых — осуществлением государством, посредством создания норм, юридического оформления государственной воли через деятельность органов, правомочных издавать нормативные акты и др.

Принципами правотворчества в обобщенном виде можно считать: 1) юридическое закрепление системы субъектов правотворчества; 2) демократизм; 3) приоритет международных принципов и соответствие общим принципам права; 4) конституционность (законность);  5) непрерывность процесса правотворчества; 6) научно-практический подход (научной обоснованности); 7) плюрализм; 8) профессиональность; 9) персонифицированность правотворческой инициативы; 10) гуманизм; 11) исполнимость; 12) доступность; 13) системность; 14) эффективность; 15) обязательность правовой экспертизы правовых актов; 16) участия граждан в решении и обсуждении вопросов государственной жизни; 17) планирование правотворчества; 18) правовой легитимности и общественного одобрения; 19) социально-экономической обусловленности; 20) комплексности; 21) баланса стабильности и динамизма правового регулирования общественных отношений; 22) «пакетная» подготовка нормативных правовых актов; 23) стабильность правовой системы; 24) защиты прав, свобод и законных интересов граждан, юридических лиц, интересов общества и государства, социальной справедливости и др.

Виды правотворчества.

 Правовой науке известно множество видов правотворчества:

· по форме (создаваемой форме права) правотворчество (и правоустановление, как его главная часть) подразделяется на:

1) принятие нормативных правовых актов органами государства или непосредственно народом путем референдума (прямое правотворчество, прямое правоустановление (нормоустановление в узком смысле));

2) заключение соглашений, конвенций, договоров нормативного содержания (прямое правотворчество, прямое правоустановление (нормоустановление в узком смысле);

3) формирование правовых прецедентов (санкционированное правоустановление);

4) санкционирование обычаев, юридической доктрины, общих принципов права и других источников права. Так, своеобразие естественных прав и свобод человека, общих принципов права, правовой доктрины в качестве особого источника позитивного права определяет и особенности соответствующей правоустановительной деятельности государства. Правоустановительная деятельность в этой сфере состоит не в создании самих общепризнанных прав и свобод человека или общих принципов права, формирующихся объективно, а в их официальном конституционном признании и гарантировании в качестве норм действующего в данном государстве позитивного права.

· по способам правотворчества:

1) правоустановление (правотворчество в узком смысле) — непосредственная разработка и принятие нормы права компетентным государственным органом;

2) санкционирование  — признание компетентным государственным органом за актом негосударственной организации, решением верховного суда, обычаем, доктриной нормативных свойств источника права или воспроизводство их норм в нормативном правовом акте. Санкционирование бывает предвар ительным и последующим;

3) делегирование — наделение компетентным государственным органом другого субъекта правотворчества рядом своих полномочий в той или иной сфере по регулированию общественных отношений (т.е. принятию норм права). В отличие от предварительного санкционирования в делегировании государственным органом передается часть его полномочий. Вообще делегирование бывает двух видо в:

косвенное делегирование законодательных полномочий (в широком смысле) — любое поручение одного субъекта правотворчества в пределах полномочий другому субъекту, например, законодательного органа определенному органу исполнительной власти (его должностному лицу) на издание нормативного правового акта в определенной сфере общественной жизни. Цель такого указания — разработка или конкретизация, детализация отдельных положений закона. Принятые в порядке такого поручения акты не имеют силы закона;

прямое делегирование, т.е. делегированное законодательство (в узком смысле) включает в себя только такие норматвиные правовые акты, которые изданы на основании специального закона о делегировании парламентом законодательных полномочий делегируемому субъекту. Цель — предоставить этому субъекту право регулировать определенные общественные отношения вместо законодательного органа и принимать решения, имеющие силу закона. Делегирующий закон должен указывать предмет регулирования и срок существования делегированных полномочий.

Нормотворческий орган (должностное лицо) вправе делегировать часть своих нормотворческих полномочий иным нормотворческим органам (должностным лицам), если это не противоречит Конституции и иным законодательным актам Республики Беларусь;

4) создание правовых (судебных) прецедентов — осуществление судебного правотворчества, правоустановления высшими судебными органами государства в форме принятия судебного решения по конкретному делу, которое становится обязательным по аналогичным делам;

5) заключение нормативных договоров — создание по соглашению сторон нормы права, обязательной для участников такого соглашения.

Другими словами, видами правотворчества считаются:

1) аутентичное (прямое нормоустановление) — например, создание нормативных правовых актов, нормативных договоров, судебных прецедентов;

2) делегированное — например, издание делегированного декрета Президента Республики Беларусь;

3) санкционированное — например, санкционирование обычаев, юридической доктрины, общих принципов права;

По юридической силе принимаемых актов (классическая схема) правотворчество делится на: 1) законотворчество — правотворчество высших представительных органов (парламента); 2) подзаконное правотворчество.

Субъекты правотворчества.

По субъектам правотворчество делится на следующие виды:

1) непосредственное правотворчество народа и отдельных физических лиц;

2) правотворчество компетентных государственных органов (должностных лиц);

3) санкционированное правотворчество негосударственных органов.

Более детально видами правотворчества по субъектам также могут выступать: 1) правотворчество народа; 2) правотворчество Главы государства; 3) законотворчество (правотворчество Парламента); 4) правотворчество Правительства; 4) правотворчество республиканских органов государственного управления (министерств, государственных комитетов, комитетов); 5) правотворчество местных органов управления и самоуправления; 6) правотворчество негосударственных организаций (делегированное или санкционированное).

Санкционированное негосударственное правотворчество может быть осуществлено в форме:1) одобренного государством издания норм другими субъектами правотворчества, при котором процесс их создания проходит вне государственных органов (например, правотворчество органов общественного территориального самоуправления); 2) локальное правотворчество; 3) правотворчество общественных организаций. Формами санкционированного правотворчества являются принятие корпоративных нормативных правовых актов, заключение нормативных договоров и соглашений.

Иначе по уровням субъектов правотворчество делится на:

1) международное — создание норм международных договоров и др.;

2) общегосударственное (национальное) правотворчество — правоустановление;

3) региональное правотворчество (например, в административно-территориальных единицах);

4) корпоративное и/или локальное. Корпоративное может быть разных уровней: от локального до наднационального (надгосударственного), например, правотворчество  транснациональных корпораций.

С.Г. Дробязко И В.С. Козлов среди видов субъектов правотворчества называют: 1) официальных; 2) официозных; 3) юридических; 4) научных; 5) политических; 6) общественных объединений; 7) личных субъектов [22, с. 249].

Субъектами правотворчества в Республике Беларусь выступают:

1) полномочные государственные структуры (Президент; Парламент; Правительство; Верховный Суд; Генеральная прокуратура; министерства; государственные комитеты; прокуратура; местные Советы депутатов; местные исполнительные и распорядительные органы; нормотворческие органы, подчиненные (подотчетные) Президенту Республики Беларусь); [65]

2) непосредственно народ — для решения республиканских и местных референдумов;

3) негосударственные организации;

4) личностные субъекты (граждане Республики Беларусь, а также временно пребывающие, временно либо постоянно проживающие в Республике Беларусь иностранные граждане и лица без гражданства, включая индивидуальных предпринимателей).

  Субъектами договорного правотворчества являются:

1) на внутригосударственном уровне — например, государственные органы (или их законные представители) и негосударственные организации (административный договор), трудовые коллективы и наниматели (коллективные договоры), объединения профсоюзов и правительство (генеральные соглашения);

2) на межгосударственном уровне — субъекты международного права (государства, негосударственные международные и межгосударственные образования). Они подписывают договоры, соглашения, пакты, конвеции и др. Декларации традиционно не имеют юридической силы норматвиного договора, поскольку считаются демонстрацией добрых намерений.

Субъектами подзаконного правотворчества считаются Президент, палаты Парламента, Правительство и иные органы исполнительной власти, контрольно-надзорные органы,  Верховный Суд и иные нормотворческие органы (должностные лица). Особенности этого процесса обусловлены его вторичностью: он согласуется с положениями законов, является процессом более низкого уровня, ему свойственна меньшая формализованность. И вместе с тем этот вид правотворчества имеет более закрытый характер, более бюрократичен, здесь значительно меньший контроль общества за деятельность органа.[66]

Правотворчество судебной власти в полной мере осуществляется в англосаксонской правовой системе при создании судебных прецедентов. В романо-германской правовой системе эта деятельность судебной власти свойственна в меньшей степени (например, деятельность Европейского суда по правам человека). В Законе «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» от 10 января 2000 г. (ст. 2) [61] решения Конституционного Суда, постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь признавались нормативными. Закон «О нормативных правовых актах» от 17 июля 2018 г. [60] не позволяет точно определить круг субъектов правотворчества, поскольку предлагает их открытый перечень (ст. 3).  Данный Закон (ст. 2) не распространяется на акты Конституционного Суда Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь [60], но к числу нормативных правовых актов относит постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 274; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.238.20 (0.015 с.)