Соотношение государства и права: подходы, модели. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Соотношение государства и права: подходы, модели.



Выделяется пять подходов к проблеме соотношения государства и права:

1) этатистский подход (от патернализма; тоталитаризм как крайнее проявление этатизма)утверждает, чтоправо подчинено государству. Государство предшествует праву и порождает его. Общество не может существовать без государства. Право здесь выступает инструментом руководства обществом. Источником права в этатизме выступает государственная власть, основанная на силе. Этатизм абсолютизирует роль государства в общественной жизни. Государство занимается организацией всего: доминирует в экономике, борется с социальными недугами, строит церкви, управляет системой образования и т.д. Государство во благо индивидов (по его убеждению), для осуществления своих функций вправе вмешиваться во все сферы жизни, в том числе и в частную. Заботясь о самосохранении собственной мощи, государство считает частное в определенном смысле свои конкурентом.

«Минусы» этатизма таковы: есть объективные пределы государственного вмешательства, что не учитывается приверженцами этой теории; этатизм выводит государство за пределы зоны влияния права и не задается вопросом о правомерности государственной власти;

2) неопозитивистский подход основывается на идее самоограничения государства законом. Государство ограничивается правом или законом, им же изданным, по своему усмотрению, лишь поскольку оно того хочет;

3) естественно-правовой подход считает государство подчиненным праву. Государство ограничено правом, что вытекало из нерушимости естественного закона и неотчуждаемости основанных на нем субъективных публичных прав индивида. Право — единый неизменный правопорядок. Нормы позитивного права — это не результат деятельности государства, а порождение идеального правопорядка. Государство — это продукт права, оно учреждается юридическими способами, предшествующим государству правопорядком. Государство возникает из потребности функционирования права, как принципиально новой системой нормативного регулирования;

4) дуалистический подход исходит из тезиса, что между государством и правом существует функциональная взаимосвязь. Она носит не односторонний причинно-следственный характер, а двусторонний. Их функции подчинены единым целям и задачам: реализация функций одного невозможна без функционирования другого. Р.Иеринг представлял государство (власть) и право в виде двух противоборствующих сил, которые в отдельности не могут существовать и оказывают взаимное влияние друг на друга. Государство возникает не для того, чтобы создавать правовые нормы, а право — не для того, чтобы регулировать деятельность государственного аппарата;

5) либерально-демократический подход исходит из принципов связанности государства правом. Он отдает приоритет личности перед государством. Право связывает государство в интересах личности, ограничивает ее от произвола. В современной российской литературе связанность государства правом исследовалось в аспекте правового государства, а в западной литературе — в концепции верховенства права. В этом подходе государство выступает в двух противоположных ипостасях: как гарант права человека и как их потенциально опасный противник. Государство связано правом в меру его цивилизованности, развитости права в соответствующем обществе.

В современных условиях замечается следующая закономерность: чем точнее право отражает объективные потребности общественного развития, тем в большей степени оно связывает государство. Активность государства, при этом, не подавляется, а расходуется рационально в интересах личности. Этот подход солидарен с идеей о двустороннем характере связи государства и права. Государство нуждается в правовых нормах и едином правопорядке, а праву нужен «механизм» для их реализации.

Соотношение государства и права в этатической и либеральной теориях таково:

· этатическая концепция (марксизм в том числе) постулирует следующее: государство верховенствует над правом; право требует государственной поддержки и создается или санкционируется государством; праву требуется государственная формализация; право связано государством; максимальное государство (широкое) требует массированного государственного нормотворчества;

· либеральная концепция постулирует иное: право верховенствует над государством; государство связано правом; право закрепляет структуру государственных органов и их компетенцию; оно есть средство осуществления функций государства (налоги, бюджет, обязанности граждан); право определяет пределы вмешательства государства в жизнь граждан; минимальное государство (государство — ночной сторож) ищет право и оформляет в нормативных правовых актах.

В современной литературе указываются три модели взаимоотношения государства и права: 1) тоталитарная (государство выше права и им не связано); 2) либеральная (право выше государства); 3) прагматическая (государство создает право, но связано им) [44, с. 59].

Воздействие права на государство проявляется в том, что государству жизненно важно право. Без него оно не в силах функционировать, поскольку отказ от использования права всегда влечет серьезные экономические последствия, ослабляет государственную власть и, тем самым, создает предпосылки для, насильственной смены существующего строя. Право  есть инструмент государства и форма его самоограничения.

Воздействие государства на право проявляется в том, что государство является непосредственным фактором создания правовых норм и главной силой их осуществления. Государство опекает право и использует его потенциал для достижения целей государственной политики. В этом смысле право — инструмент государства, а государство также является инструментом права.

Единство и взаимосвязь права и государства проявляется в следующем. Они отличаются структурно, функционально и т.д. Государство входит в политическую систему, а право в нормативную. Основными сферами взаимодействия государства и права являются правотворчество и правореализация, правоприменение. Государство создает (полностью или частично) право, дает официальное толкование норм права, реализует в форме правоприменения, обеспечивает защиту права. Государство не должно «изобретать» правые нормы, а юридически оформлять и закреплять то, что уже созрело в обществе в виде объективных потребностей, идеалов и др. Оно придает праву формальную определенность и общеобязательность. В основе их возникновения лежат одни и те же причины; оба необходимые явления (по крайней мере, в видимой перспективе). У права и государства общая цель: упорядочить общественные отношения и стабилизировать жизнь общества. Государство связано правом: право фиксирует и легализует деятельность государства, законодательно закрепляет структуру государства, его механизм, принципы и пределы, компетенцию государственных органов. Все издаваемые законы имеют обязательный характер для всех граждан и самого государства.

 Таким образом, право и государство не отделимы друг от друга, а связь государства и права сложна и многогранна. Но противопоставление права и государства влечет беззаконие и ослабление того и другого.


ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 1549; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.159.150 (0.006 с.)