Федеративное государство: понятие, признаки, классификация. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Федеративное государство: понятие, признаки, классификация.



Федеративное государство —этоформа государственного или национально-территориального устройства, единая территория союза, где входящие в состав государства члены федерации (земли, штаты, провинции, республики, эмираты и др.) имеют собственные предметы ведения, в том числе и законодательную компетенцию, а также законодательные, исполнительные и судебные органы. В федерации действует единое союзное гражданство и одновременно, как правило, гражданство ее субъектов. Среди 192 членов ООН лишь 26 федеративных. 

Ф едерация в отличие от конфедерации (союза государств) — это союзное государство (СССР, СФРЮ, ФРГ), обладающее: 1) общефедеральными органами государственной власти; 2) целостностью территории; 3) едиными вооруженными силами; 4) единой денежной системой и другими основными структурными элементами государства.

Субъекты федерации — это ее составные части, имеющие свое административно-территориальное устройство, свои конституции или основные законы (США, ФРГ, РФ, Бельгия), но не обладающие суверенитетом и верховенством власти на своей территории, не имеющие независимости в международных отношениях и лишенные права на сецессию (односторонний выход из союза). В федерации суверенитет принадлежит союзу, но не его субъектам.

В отличие от составных частей унитарного государства субъекты федерации обладают государственной автономией и более широкой политической самостоятельностью. Такими актами устанавливается система органов государственной власти субъектов федерации. На всей территории федерации действуют федеральная конституция и федеральные законы и подзаконные акты, федеральные органы государственной власти и федеральные суды. Общефедеральные органы власти в определенных случаях правомочны отменять акты, изданные органами субъектов федерации (право нуллификации).

В отличие от автономий субъекты федерации свои конституции принимают сами. С конституционно-правовой точки зрения, федеративное устройство существует, когда на уровне центра и территориальных единиц имеются основные структурные элементы государства: законодательная, исполнительная и судебная власть, государственный аппарат и т.д. Их существование гарантировано конституцией и не может быть просто ликвидировано центральной властью.

В классификации федераций различается следующее видовое деление:

· по критерию централизации: 1) в ц ентрализованных федерациях парламент в соответствии с конституцией вправе создавать и ликвидировать штаты, изменять их границы и т.п. (Индия); 2) относительно децентрализованные федерации (США, Швейцария, ФРГ)сочетают централизацию с децентрализацией, т.е. наблюдается тенденция расширения полномочий субъектов федерации в сферах экономики и социальной политики;

· по критерию симметричности: 1) симметричные федерации —составные части которых в соответствии с конституцией страны равноправны как между собой, так и в отношениях с федерацией (Австрия, ОАЭ, СССР, СФРЮ); 2) асимметричные федерации составляют большинство. В любой федерации имеются элементы асимметричности. В одних, наряду с равноправными образованиями, имеются другие территориальные образования (например, ассоциированные государства, федеральные округа); в других нет территориальных образований, но субъекты федерации имеют не одинаковый правовой статус;

· по критерию основания формирования федераций: 1) договорные федерации (США, Швейцария — возникли и существуют как объединение государств, которые передали созданному ими государству определенную часть своих полномочий, а объединившиеся государства сохраняют свой суверенитет и обладают правом вето на все изменения в федеральной конституции; 2) конституционные федерации (ФРГ, Индия) образованы по конституции или другому конституционному документу.

Федерализм как принцип территориальной организации государства предпологает устройство государства в форме федерации и находит свое научное обоснование в разделении властей по вертикали. Суть федерализма заключается в: характере внутренней структуры государства; характере связей центра и частей федеративного государства; специфике прав центра и субъектов федерации. Его функции как принципа состоят в том, что он: 1) децентрализует власть посредством ее разделения по вертикали; 2) интегрирует территориальные сообщества. Осуществляя эти функции, федерализм предоставляет политическую и социально-культурную автономию территориальным частям государства с одновременным достижением политической, военной, экономической интеграции в одном государстве.

Различаются виды федерализма:

1) координированный федерализм предполагаетразделение полномочий между федерацией и ее субъектами таким образом, чтоб оба уровня управления рассматривались как уровни, независимые друг от друга и обладающие одинаковым правовым статусом в пределах конституционных установлений;

2) кооперативный федерализм (наиболее распространен) реализует идею взаимодействия и взаимозависимости полномочий между федерацией и ее субъектами, реализуется через создание региональных объединений групп субъектов федерации, которые призваны нивелировать возникающие между центром и регионами проблемы. Так, периодически созываются совещания Президента с губернаторами в РФ, США;

3) дуалистический федерализм — этотеория двойственности суверенитета федерации и суверенитета ее субъектов (СССР, СФРЮ);

4) договорной федерализм имеет место там, гдефедерация возникла и существует как объединение государств, которые передали созданному ими государству определенную часть своих полномочий, а объединившиеся государства сохраняют свой суверенитет и обладают правом вето на все изменения в федеральной конституции.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.152.251 (0.005 с.)