Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Федеративное государство: понятие, признаки, классификация.
Федеративное государство —этоформа государственного или национально-территориального устройства, единая территория союза, где входящие в состав государства члены федерации (земли, штаты, провинции, республики, эмираты и др.) имеют собственные предметы ведения, в том числе и законодательную компетенцию, а также законодательные, исполнительные и судебные органы. В федерации действует единое союзное гражданство и одновременно, как правило, гражданство ее субъектов. Среди 192 членов ООН лишь 26 федеративных. Ф едерация в отличие от конфедерации (союза государств) — это союзное государство (СССР, СФРЮ, ФРГ), обладающее: 1) общефедеральными органами государственной власти; 2) целостностью территории; 3) едиными вооруженными силами; 4) единой денежной системой и другими основными структурными элементами государства. Субъекты федерации — это ее составные части, имеющие свое административно-территориальное устройство, свои конституции или основные законы (США, ФРГ, РФ, Бельгия), но не обладающие суверенитетом и верховенством власти на своей территории, не имеющие независимости в международных отношениях и лишенные права на сецессию (односторонний выход из союза). В федерации суверенитет принадлежит союзу, но не его субъектам. В отличие от составных частей унитарного государства субъекты федерации обладают государственной автономией и более широкой политической самостоятельностью. Такими актами устанавливается система органов государственной власти субъектов федерации. На всей территории федерации действуют федеральная конституция и федеральные законы и подзаконные акты, федеральные органы государственной власти и федеральные суды. Общефедеральные органы власти в определенных случаях правомочны отменять акты, изданные органами субъектов федерации (право нуллификации). В отличие от автономий субъекты федерации свои конституции принимают сами. С конституционно-правовой точки зрения, федеративное устройство существует, когда на уровне центра и территориальных единиц имеются основные структурные элементы государства: законодательная, исполнительная и судебная власть, государственный аппарат и т.д. Их существование гарантировано конституцией и не может быть просто ликвидировано центральной властью.
В классификации федераций различается следующее видовое деление: · по критерию централизации: 1) в ц ентрализованных федерациях парламент в соответствии с конституцией вправе создавать и ликвидировать штаты, изменять их границы и т.п. (Индия); 2) относительно децентрализованные федерации (США, Швейцария, ФРГ)сочетают централизацию с децентрализацией, т.е. наблюдается тенденция расширения полномочий субъектов федерации в сферах экономики и социальной политики; · по критерию симметричности: 1) симметричные федерации —составные части которых в соответствии с конституцией страны равноправны как между собой, так и в отношениях с федерацией (Австрия, ОАЭ, СССР, СФРЮ); 2) асимметричные федерации составляют большинство. В любой федерации имеются элементы асимметричности. В одних, наряду с равноправными образованиями, имеются другие территориальные образования (например, ассоциированные государства, федеральные округа); в других нет территориальных образований, но субъекты федерации имеют не одинаковый правовой статус; · по критерию основания формирования федераций: 1) договорные федерации (США, Швейцария — возникли и существуют как объединение государств, которые передали созданному ими государству определенную часть своих полномочий, а объединившиеся государства сохраняют свой суверенитет и обладают правом вето на все изменения в федеральной конституции; 2) конституционные федерации (ФРГ, Индия) образованы по конституции или другому конституционному документу. Федерализм как принцип территориальной организации государства предпологает устройство государства в форме федерации и находит свое научное обоснование в разделении властей по вертикали. Суть федерализма заключается в: характере внутренней структуры государства; характере связей центра и частей федеративного государства; специфике прав центра и субъектов федерации. Его функции как принципа состоят в том, что он: 1) децентрализует власть посредством ее разделения по вертикали; 2) интегрирует территориальные сообщества. Осуществляя эти функции, федерализм предоставляет политическую и социально-культурную автономию территориальным частям государства с одновременным достижением политической, военной, экономической интеграции в одном государстве.
Различаются виды федерализма: 1) координированный федерализм предполагаетразделение полномочий между федерацией и ее субъектами таким образом, чтоб оба уровня управления рассматривались как уровни, независимые друг от друга и обладающие одинаковым правовым статусом в пределах конституционных установлений; 2) кооперативный федерализм (наиболее распространен) реализует идею взаимодействия и взаимозависимости полномочий между федерацией и ее субъектами, реализуется через создание региональных объединений групп субъектов федерации, которые призваны нивелировать возникающие между центром и регионами проблемы. Так, периодически созываются совещания Президента с губернаторами в РФ, США; 3) дуалистический федерализм — этотеория двойственности суверенитета федерации и суверенитета ее субъектов (СССР, СФРЮ); 4) договорной федерализм имеет место там, гдефедерация возникла и существует как объединение государств, которые передали созданному ими государству определенную часть своих полномочий, а объединившиеся государства сохраняют свой суверенитет и обладают правом вето на все изменения в федеральной конституции.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.152.251 (0.005 с.) |