Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Государство и население: этническое, национальное, культурное измерение государства.
Население — это совокупность людей, проживающих на территории государства и объединенных подчинением государственной власти. В соотношении государства и населения можно сделать следующие акценты: 1) государства распространяют свою власть на всё население на своей территории и стремятся организовать его жизнь наилучшим образом с целью социального прогресса; 2) государство располагает суверенитетом независимо численности населения и не отождествляется с населением. Государство есть особая, отделённая от населения, организация власти, управляющая определенными территорией и населением вне зависимости от согласия последнего; 3) вопреки устоявшемуся мнению, население не может выступать в качестве отличительного признака государства, поскольку является элементом не только государственной, но и догосударственной организации общества; 4) население и народ (нация) — понятия не тождественные. Термин «нация» употребляется в двух значениях: 1) как синоним термина «этнос»; 2) как синоним термина «государство» в международном праве. «Нация» в международном праве — это «государствообразующий» народ, уже реализовавший свое право на внешнее политическое самоопределение, в состав которого входят все, кто относится к определенному государству, независимо от этнической принадлежности. В этом смысле ООН есть это объединение государств, но не этносов. Этнос — собирательный термин для обозначения этнических общностей [35] [84, с. 176]. Народ (нация) как этнос— это социальная общность поколений, члены которой обладают чувством сообщества и принадлежности к государству благодаря общим чертам культуры и историческому сознанию; это историческая общность людей, складывающаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, языка и культуры; 5) народ органически связан с государством. Нет народа вне государства. Отношения государства к народу есть отношения причины и следствия; 6) этнос оказывает все возрастающее влияние на государство, поскольку современный мир переживает «этнический ренессанс». Процесс жизнедеятельности современных государств и народов характеризуется влиянием на него двух противоположных тенденций: а) экономико-политической интеграции и б) этнической дифференциации, обеспечивающих гармоничное развитие мира лишь при их относительном равновесии. Первую тенденцию стимулирует экономика, а вторую — общие закономерности процесса возникновения, развития и распада этносов. Научно-технический прогресс «двигает» обе тенденции как дополнительный фактор. Поскольку интеграция протекает практически без учета этнических особенностей народов и государств, под лозунгами преимущества западных идей (индивидуализма, либерализма, равенства прав и свобод человека, конституционализма, демократии, верховенства и др.) существует опасность непримиримого противостояния различных этносов. Состояние существующих этносов, этнокультурный облик мира в целом, отдельных государств и регионов становятся проблемой, без решения которой развитие современного общества заходит в тупик [84, с. 173–175];
7) в случае конфликта между этносами государства используют различные средства. Помимо более эффективных средств типа федерализации и автономизации, право любого этноса на самоопределение означает крайнее средство — отделение этноса от государства с целью: 1) либо создания своего национального государства; 2) либо присоединения к другому, уже существующему государству (с согласия последнего); 8) население государства может состоять из одного народа или быть многонациональным. Национальное государство (государство-нация) — такой конституционно-правовой тип государства, когда форма самоопределения и организации нации на определённой суверенной территории и выражает волю этой нации. В многонациональном обществе однонациональное государство рискуета вызвать национальную рознь. Поэтому положение о национальном характере государства редко закреплено в современных конституциях (например, в Румынии). В идеале понятие «национальное государство» предполагает, что все его граждане (или подданные) имеют общий язык, культуру и ценности, а также, что все они являются частью единого общества. Таких стран по миру насчитывается менее 10 %, однако большинство современных государств обладают многими элементами национального государства.
Этнически государство составляет т.н. «титульная нация» и национальные меньшинства. Национальное государство создается титульной нацией, как «государствообразующим» народом. Титульная нация — это этнос, создавший свое независимое государство, дающий государству название, официальный язык, культуру и т.д. Этнические меньшинства бывают двух типов: 1) этносы или их части, живущие на своей исконной территории и не имеющие своей национальной государственности за пределами данного государства (например, крымские татары); 2) часть этноса, имеющего свою национальную государственность за пределами государства, в котором оно составляет меньшинство (итальянцы в Беларуси). Этнические меньшинства вправе территориально отделиться от государства только с его согласия, но они имеют право пользоваться своим языком и развивать свою культуру. Право национальных меньшинств на государственное самоопределение реализуется путем сецессии (отделения от государства его части) [7, с. 26]; Государство можно рассматривать как всеобщий и локальный феномен. Национальное государство и его национальная культура — это одно из наиболее ярких проявлений феномена локального. Государство не может существовать в качестве единого целого, если существует угроза разрушения идентичности его членов, прежде всего, национальной. Это означает следующую взаимозависимость. С одной стороны, идентичность государства определяется локальным (история государства — моя история). С другой стороны, локальное определяется идентичностью как основой существования локального (история государства — история его граждан). Всеобщий феномен государства заключается в то, что современное общество, как правило, организовано на государственной основе, что предполагает наличие одинаковых признаков и сущностных элементов, реализованных во всех государствах мира всех эпох. Локальный феномен состоит в том, что все государства уникальны и имеют «привязку» к определенному месту и времени. Право конкретного исторического государства — неповторимое конкретно-историческое социальное явление. Национальное государство в современном мире «включает» механизм самозащиты перед лицом стирания его основ — национально-культурных признаков — перед угрозой потери национально-государственной идентичности. Право отражает интересы, историю и культуру титульной нации, в первую очередь, не допуская при этом какой-либо дискриминации национальных меньшинств. Законодательство Республики Беларусь в сфере гарантий прав национальных общностей полностью соответствует международным стандартам. Наше государство: 1) регулирует отношения между социальными, национальными и другими общностями на основе принципов равенства перед законом, уважения их прав и интересов; 2) ответственно за сохранение историко-культурного и духовного наследия, свободное развитие культур всех национальных общностей, проживающих в стране. Все равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов. Никто не может пользоваться преимуществами и привилегиями, противоречащими закону. Каждый имеет право на свободу объединений, сохранять свою национальную принадлежность, равно как никто не может быть принужден к определению и указанию национальной принадлежности. Оскорбление национального достоинства преследуется по закону. Каждый имеет право пользоваться родным языком, выбирать язык общения, воспитания и обучения. Не допускается прямое или косвенное ограничение прав и свобод граждан за их национальную принадлежность, а также попытки насильственной ассимиляции. Никто ни при каких обстоятельствах не может требовать от гражданина указания его национальной принадлежности ни устно, ни письменно. Законодательством предусматривается равенство лиц, принадлежащих к национальным общностям, без их разделения по принципу давности проживания. Права представителей народов, проживающих на территории Беларуси на протяжении нескольких столетий, не отличаются от прав новых мигрантов.
Государство и территория. Территориальный признак государства как физической, материальной опоры последнего означает, что: 1) действие государственной власти распространяется на всех лиц, находящихся на территории данного государства; 2) население и власть организованы территориально (по территориальным единицам); 3) территориальная принадлежность человека выражается терминами «подданный», «гражданин», «иностранец», «лицо без гражданства», «бипатрид» и др.; 4) граждане государства, проживающие на его территории и вне ее, равно как и сама территория государства, находятся под защитой государства; 5) на своей территории государство поддерживает свою суверенную власть и имеет право защищать ее от внешнего вторжения; 5) без территории государство не существует, хотя она может изменяться со временем (уменьшаться в результате поражения в войне или увеличиваться в процессе экспансии). Принцип экстерриториальности означает, что по нормам международного права в границах любого государства могут находится отдельные территории и лица, на которых не распространяется юрисдикция данного государства. Поэтому различаются реальная (физическая) и условная (юридическая) территория государства. Составными частями территории государства являются следующие территории и приравненные к ним объекты, отражающие многомерность территории государства: 1) сухопутная территория, в т.ч.: земля, недра земли, анклавы (Калининград) — это часть сухопутной территории государства, окруженная сухопутной территорией других государств и не имеющая береговой линии.
2) водная территория: реки; озера; искусственные водохранилища; внутренние моря; территориальные воды — граница которых распространяется на 12 морских миль от линии максимального отлива. 3) воздушная территория: атмосфера или пространство над сухопутной и водной территорией государства. 100-110 км над землей. 4) объекты, приравненные к территории государства: космические корабли и станции, дипломатические представительства (посольства и консульства), военные базы, судна в открытом море, самолеты в полете. В государственно организованном обществе население разделяется по административно территориальному признаку, на базе которого организуется и сама государственная власть. Поэтому государственные органы имеют территориальные пределы выполнения своих полномочий и управляют определенными административно-территориальными единицами. Такими единицами могут быть: административно-территориальные образования в унитарном государстве; государственные образования; национально-территориальные образования. В политической географии применяется классификация стран мира по размерам их площади. Группа крупнейших стран, размером более 2,5 млн. кв. км, объединяет всего 9 государств (Российская Федерация, Канада, Китай, США, Бразилия, Австралия и др.). Вместе они занимают 55,8 % поверхности суши. На долю самой многочисленной группы очень малых стран менее 30 тыс. кв. км, приходится всего1,3 %. Эффективная территория —это территория, где функционируют основные экономические ареалы, центры, системы коммуникаций и экологические сети государства. Так, более 1/3 территории Австралии занимают пустыни, около 3/5 площади России расположено в трудных для проживания и ведения хозяйства районах.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 491; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.193.172 (0.012 с.) |