Суверенитет государства: понятие, признаки, виды, формы, гарантии и проблемы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Суверенитет государства: понятие, признаки, виды, формы, гарантии и проблемы.



Государственный суверенитеткак понятие сформировалось в XVI –XVII вв.:

· И.Санин в книге «Просветитель» в 1503 г. впервые сформулировал идею суверенитета государственной власти как самодержавия московских царей, независимой от других государей и князей;

· Ж. Боден в первой из «Шести книг о политическом сообществе» 1576 г. дал классическое определение суверенитета как «всеобщей, абсолютной и постоянной власти над гражданами и подданными в политическом сообществе». Он мыслил суверенитет сконцентрированным в личности верховного правителя, где судьей суверена выступает он сам и Бог;

· Ж.-Ж. Руссо сформулировал идею народного суверенитета: поскольку все рождаются свободными, и ни один человек не имеет власти над другими от природы, а сила не может порождать право, то для установления законного авторитета остается только одна возможность — договор. В результате договора каждый человек подчиняется верховному руководству общей воли, оставаясь нераздельной частью целого;

· И.Альтузий: суверенная власть дана Богом и неотчуждаема от народа.

Термин «суверенитет» распространился в XIX в. вместе с понятием «государство», унаследовав от Средних веков идею единовластия суверена, распространенную на безличную власть государства Нового времени. В связи с чем в это понятие вошло и представление о независимости страны и населяющего ее народа (нации). Содержание исторического понятия «суверенитет» (от фр. souverainete — верховная власть) конкретизировалось постепенно. Данный признак государства возник в период формирования новых представлений о государстве как о национальном государстве в процессе борьбы королевской власти с притязаниями церкви, крупных феодалов на власть. Победив в споре, государственная власть воспринимается как высшая и независимая.

Суверенитет — это неотъемлемое свойство каждого государства (а не его органов), подразумевающее:

· с одной стороны, верховенство, самостоятельность и полноту государственной власти на его территории;

· с другой стороны, независимость во внешних отношениях как обязательное условие его международной правосубъектности.

Признаками государственного суверенитета являются: 1) верховенство государственной власти (подчинение государственной власти всех граждан и их объединений, должностных лиц, органов местного самоуправления, при котором власть — основной распорядитель богатств общества); 2) независимость и самостоятельность, единство и полновластие народа (народ осуществляет принадлежащую ему государственную власть сам в полном объеме непосредственно или через органы государства и самоуправления).

Суверенитет обладает свойствами: 1) универсальности (властная сила государства распространяется на всё население страны); 2) верховенства; 3) неделимости; 4) непроизвольности, неотчуждаемости; 5) неограниченности по времени; 6) наличия у государства специальных средств воздействия на общество и каналов осуществления властных велений, какими не располагает никакая другая власть.

Аспекты суверенитета государства таковы: 1) суверенитет de jure; 2) суверенитет de facto; 3) внутренний суверенитет (означает верховенство власти в пределах определенной территории); 2) внешний суверенитет (носитель суверенитета выступает независимым и самостоятельным субъектом международных отношений равноправный на международной арене и сотрудничающий с другими государствами). Независимость государства на международной арене выражается в способности государства независимо от других государств формировать и проводить в жизнь свою внутреннюю и внешнюю политику.

 Существует мнение об обладании «реальным суверенитетом» лишь сравнительно небольшого числа стран. Политическое понятие «реальный суверенитет» предполагает не только юридическое закрепление суверенитета, но и возможность государства фактически принимать решения, как во внутренних, так и во внешних делах.

Формальный суверенитет  имеет место, когда суверенитет юридически и политически провозглашается, а фактически в силу влияния и давления на государство других государств не осуществляется. Существуют два способа частичного ограничения суверенитета: 1) принудительное ограничение суверенитета (им обладает побежденное государство) 2) добровольное ограничение суверенитета (например, когда государство вступает в международные союзы и организации, тем самым добровольно ограничивает свой суверенитет (создание Федерации)).

Различают следующие формы суверенитета: 1) государственный суверенитет; 2) народный; 3) национальный.  Все формы суверенитета взаимосвязаны, неделимы и относительно самостоятельны, поскольку составные части суверенитета не могут существовать по отдельности.

К проблемам суверенитета государства (на примере Республики Беларусь) относятся: 1) недостаточно развитая и неэффективная политическая система, в рамках которой существующие политические отношения не в полной мере соответствуют нормативно закрепленному конституционному порядку. С учетом политико-правовой сущности суверенитета это означает разрыв формы и содержания суверенитета; 2) незавершенный процесс формирования государственной идеологии; 3) слабая конкурентоспособность в масштабах мировой экономики, что негативно влияет на государственный суверенитет и др. В Российской Федерации, кроме названных проблем, добавляются многонациональность государства и федеративная модель суверенитета, основанная на единстве суверенитета Российской Федерации при конституционном определении республик в ее составе в качестве государства. Формальное понимание государственного суверенитета, без опоры на политическую основу, позволяет признать суверенными национальные республики в составе Российской Федерации, что не допустимо.

Народный суверенитет выражается в том, что: 1) народ осуществляет свою власть самостоятельно; 2) он является единственным источником власти в государстве; 3) народ осуществляет ее как непосредственно (на референдуме, при проведении выборов), так и опосредованно через представительные органы; 4) суверенная воля народа является определяющей для выработки и проведения курса внутренней и внешней политики; 4) именно народ узаконивает государственную власть, осуществляет контроль за ее деятельностью путем отзыва депутатов, перевыборов должностных лиц, которые получают от народа свой мандат на пребывание в должности, и др.

Суверенитет народа отражен в Конституции Республики Беларусь (ст. 3) [36]:

· единственным источником государственной власти и носителем суверенитета является народ, который осуществляет власть непосредственно, через представительные и иные органы в формах и пределах, определенных Конституцией;

· народупринадлежит вся полнота власти. Власть народа публичная и обращена ко всему обществу и каждому его члену. Народовластие есть исходный принцип суверенитета народа и организации власти в стране.

Власть народа может осуществляться: всем народом; частью народа, проживающей на определеной территории; избранными народом представителями; сформироваными народом органами, производными от данных органов.

Понятие «суверенитет нации» (национальный суверенитет) возникло в XX в. и означает: 1) право нации на самоопределение, т.е. право самоопределяться в государственной, экономической, социальной и духовной сферах; 2) возможность нации распоряжаться своей судьбой, т.е. право нации решать как внутренние вопросы (язык, письменность, обычаи, традиции, культура), так и касающиеся отношений с другими нациями, народностями (создавать государственно-национальные автомномии). Это право третьего поколения прав человека (коллективные права и права меньшинств).

Довольно распространено мнение, что термин «суверенитет нации» изобретен, чтоб избежать употребления ясного и четкого термина «народный суверенитет». М.В. Баглай также считает «национальный суверенитет» неюридическим понятием, поскольку в многонациональном обществе государство не может себе позволить быть однонациональным без риска вызвать национальную рознь.

Гарантии суверенитета — этоматериальные, организационные и правовые условия и предпосылки, делающие реальностью существование независимого государства:

· материальные гарантии — это экономические предпосылки: наличие территории, природных ресурсов, стабильно работающая экономика, профицитный бюджет;

·   организационные гарантии включают систему государственных органов, которая обеспечивает суверенитет и охрану территориальной целостности, незыблемость границ, многомерного пространства государства. Эту задачу выполняют пограничные войска, таможенные органы, органы внутренних дел, органы государственной безопасности;

·   юридические гарантии — это наличие нормативной правовой базы, в т.ч. международных договоров, отказ от политики вмешательства в дела других государств, нейтралитет, соблюдение норм международного права.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 1157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.89.24 (0.009 с.)