Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Суверенитет государства: понятие, признаки, виды, формы, гарантии и проблемы.
Государственный суверенитеткак понятие сформировалось в XVI –XVII вв.: · И.Санин в книге «Просветитель» в 1503 г. впервые сформулировал идею суверенитета государственной власти как самодержавия московских царей, независимой от других государей и князей; · Ж. Боден в первой из «Шести книг о политическом сообществе» 1576 г. дал классическое определение суверенитета как «всеобщей, абсолютной и постоянной власти над гражданами и подданными в политическом сообществе». Он мыслил суверенитет сконцентрированным в личности верховного правителя, где судьей суверена выступает он сам и Бог; · Ж.-Ж. Руссо сформулировал идею народного суверенитета: поскольку все рождаются свободными, и ни один человек не имеет власти над другими от природы, а сила не может порождать право, то для установления законного авторитета остается только одна возможность — договор. В результате договора каждый человек подчиняется верховному руководству общей воли, оставаясь нераздельной частью целого; · И.Альтузий: суверенная власть дана Богом и неотчуждаема от народа. Термин «суверенитет» распространился в XIX в. вместе с понятием «государство», унаследовав от Средних веков идею единовластия суверена, распространенную на безличную власть государства Нового времени. В связи с чем в это понятие вошло и представление о независимости страны и населяющего ее народа (нации). Содержание исторического понятия «суверенитет» (от фр. souverainete — верховная власть) конкретизировалось постепенно. Данный признак государства возник в период формирования новых представлений о государстве как о национальном государстве в процессе борьбы королевской власти с притязаниями церкви, крупных феодалов на власть. Победив в споре, государственная власть воспринимается как высшая и независимая. Суверенитет — это неотъемлемое свойство каждого государства (а не его органов), подразумевающее: · с одной стороны, верховенство, самостоятельность и полноту государственной власти на его территории; · с другой стороны, независимость во внешних отношениях как обязательное условие его международной правосубъектности. Признаками государственного суверенитета являются: 1) верховенство государственной власти (подчинение государственной власти всех граждан и их объединений, должностных лиц, органов местного самоуправления, при котором власть — основной распорядитель богатств общества); 2) независимость и самостоятельность, единство и полновластие народа (народ осуществляет принадлежащую ему государственную власть сам в полном объеме непосредственно или через органы государства и самоуправления).
Суверенитет обладает свойствами: 1) универсальности (властная сила государства распространяется на всё население страны); 2) верховенства; 3) неделимости; 4) непроизвольности, неотчуждаемости; 5) неограниченности по времени; 6) наличия у государства специальных средств воздействия на общество и каналов осуществления властных велений, какими не располагает никакая другая власть. Аспекты суверенитета государства таковы: 1) суверенитет de jure; 2) суверенитет de facto; 3) внутренний суверенитет (означает верховенство власти в пределах определенной территории); 2) внешний суверенитет (носитель суверенитета выступает независимым и самостоятельным субъектом международных отношений равноправный на международной арене и сотрудничающий с другими государствами). Независимость государства на международной арене выражается в способности государства независимо от других государств формировать и проводить в жизнь свою внутреннюю и внешнюю политику. Существует мнение об обладании «реальным суверенитетом» лишь сравнительно небольшого числа стран. Политическое понятие «реальный суверенитет» предполагает не только юридическое закрепление суверенитета, но и возможность государства фактически принимать решения, как во внутренних, так и во внешних делах. Формальный суверенитет имеет место, когда суверенитет юридически и политически провозглашается, а фактически в силу влияния и давления на государство других государств не осуществляется. Существуют два способа частичного ограничения суверенитета: 1) принудительное ограничение суверенитета (им обладает побежденное государство) 2) добровольное ограничение суверенитета (например, когда государство вступает в международные союзы и организации, тем самым добровольно ограничивает свой суверенитет (создание Федерации)).
Различают следующие формы суверенитета: 1) государственный суверенитет; 2) народный; 3) национальный. Все формы суверенитета взаимосвязаны, неделимы и относительно самостоятельны, поскольку составные части суверенитета не могут существовать по отдельности. К проблемам суверенитета государства (на примере Республики Беларусь) относятся: 1) недостаточно развитая и неэффективная политическая система, в рамках которой существующие политические отношения не в полной мере соответствуют нормативно закрепленному конституционному порядку. С учетом политико-правовой сущности суверенитета это означает разрыв формы и содержания суверенитета; 2) незавершенный процесс формирования государственной идеологии; 3) слабая конкурентоспособность в масштабах мировой экономики, что негативно влияет на государственный суверенитет и др. В Российской Федерации, кроме названных проблем, добавляются многонациональность государства и федеративная модель суверенитета, основанная на единстве суверенитета Российской Федерации при конституционном определении республик в ее составе в качестве государства. Формальное понимание государственного суверенитета, без опоры на политическую основу, позволяет признать суверенными национальные республики в составе Российской Федерации, что не допустимо. Народный суверенитет выражается в том, что: 1) народ осуществляет свою власть самостоятельно; 2) он является единственным источником власти в государстве; 3) народ осуществляет ее как непосредственно (на референдуме, при проведении выборов), так и опосредованно через представительные органы; 4) суверенная воля народа является определяющей для выработки и проведения курса внутренней и внешней политики; 4) именно народ узаконивает государственную власть, осуществляет контроль за ее деятельностью путем отзыва депутатов, перевыборов должностных лиц, которые получают от народа свой мандат на пребывание в должности, и др. Суверенитет народа отражен в Конституции Республики Беларусь (ст. 3) [36]: · единственным источником государственной власти и носителем суверенитета является народ, который осуществляет власть непосредственно, через представительные и иные органы в формах и пределах, определенных Конституцией; · народупринадлежит вся полнота власти. Власть народа публичная и обращена ко всему обществу и каждому его члену. Народовластие есть исходный принцип суверенитета народа и организации власти в стране. Власть народа может осуществляться: всем народом; частью народа, проживающей на определеной территории; избранными народом представителями; сформироваными народом органами, производными от данных органов. Понятие «суверенитет нации» (национальный суверенитет) возникло в XX в. и означает: 1) право нации на самоопределение, т.е. право самоопределяться в государственной, экономической, социальной и духовной сферах; 2) возможность нации распоряжаться своей судьбой, т.е. право нации решать как внутренние вопросы (язык, письменность, обычаи, традиции, культура), так и касающиеся отношений с другими нациями, народностями (создавать государственно-национальные автомномии). Это право третьего поколения прав человека (коллективные права и права меньшинств).
Довольно распространено мнение, что термин «суверенитет нации» изобретен, чтоб избежать употребления ясного и четкого термина «народный суверенитет». М.В. Баглай также считает «национальный суверенитет» неюридическим понятием, поскольку в многонациональном обществе государство не может себе позволить быть однонациональным без риска вызвать национальную рознь. Гарантии суверенитета — этоматериальные, организационные и правовые условия и предпосылки, делающие реальностью существование независимого государства: · материальные гарантии — это экономические предпосылки: наличие территории, природных ресурсов, стабильно работающая экономика, профицитный бюджет; · организационные гарантии включают систему государственных органов, которая обеспечивает суверенитет и охрану территориальной целостности, незыблемость границ, многомерного пространства государства. Эту задачу выполняют пограничные войска, таможенные органы, органы внутренних дел, органы государственной безопасности; · юридические гарантии — это наличие нормативной правовой базы, в т.ч. международных договоров, отказ от политики вмешательства в дела других государств, нейтралитет, соблюдение норм международного права.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 1157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.89.24 (0.009 с.) |