Общефилософский (всеобщий философский) метод в понимании сущности права. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общефилософский (всеобщий философский) метод в понимании сущности права.



Философский уровень методологии близок к проблемам гносеологии — теории познания как части философии. Основу общефилософского (в сеобщего философского) метода составляют: 1) идеализм или материализм; 2) диалектика или метафизика.

Идеализм есть учение, исходящее из первенства идей, духа, сознания. Этот подход придерживается идеями космизма, ноосферы, соподчинения комического порядка и земного. Представители идеализма (Сократ, Платон, Ульпиан, И.Кант и Г.Гегель) изучали место права в универсуме, рассматривая право как проявление сознания. В этом духе высказывался Ульпиан: «Юриспруденция — познание божественных и человеческих дел, знание о справедливом и несправедливом».

В идеализме различаются два крыла: 1) объективные идеалисты, связывающие существование государства и права с объективным, с внешними социальными факторами; 2) субъективные идеалисты, связывающие существование государства и права с субъективным, внутренним духовным началом людей (с их сознанием, переживаниями). 

Материализм — учение, исходящее из приоритета материи над сознанием, ее отражения в сознании и его обусловленности материей. Материалисты вслед за К.Марксом считают, что не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их бытие определяет их сознание. Материализм возник в античности, но особое значение приобрел именно диалектический материализм (диамат), представленный в трудах К.Маркса, Ф.Энгельса и В.И. Ленина, производных от диалектики Г.Гегеля.Диамат основывался на принципах материальности мира; познаваемости, развития и преобразования объективной реальности в общественно-производственной практике, а также принципа единства и целостности бытия как развивающейся универсальной системы, включающей в себя все формы действительности от объективной действительности (материи) до субъективной действительности (мышления).

Основным методом юридической науки традиционно считают философскую диалектику (материалистическую и идеалистическую). Диалектика (dialektike — искусство вести беседу, спор) учение о наиболее общих закономерных связях развития бытия и сознания; метод познания явлений в их взаимообусловленности, непрерывном развитии, изменении в пространстве и времени. Диалектика оперирует такими понятиями как тезис – антитезис – синтез; причина – следствие; случайность – необходимость; общее – частное, перерыв постепенности: «скачки» и «развитие по спирали», от низшего к высшему; детерминированность; случайное как форма проявления необходимого; объективные и субъективные закономерности; тенденции; восхождение абстрактного к конкретному и обратно и др. Ф.Энгельс сформулировал законы диалектики: закон перехода количественных изменений в качественные; закон борьбы и единства противоположностей; закон отрицания отрицания.

Решающее значение для диалектико-материалистического понимания права имеет методологическое положение о том, что правовые отношения не могут быть поняты из самих себя. Государство и право рассматриваются как явления, которые: определяются социально-экономическими, политическими, духовными и иными общественными отношениями и природой человека; тесно связаны с другими общественными явлениями; постоянно развиваются. Каждая новая общественно-экономическая формация есть новый этап в развитии государства и права. Постепенные количественные изменения в структуре и функциях государства, его законодательстве приводят к качественной трансформации государственно-правовой системы. Метафизика (от греч. — после физики) есть учение о сверхчувственных (трансцедентных) основах бытия. В отличие от диалектики она не признает идею саморазвития объекта, понимая его раз и навсегда созданным Богом. Метафизика продвигает идею невозможности точного изучения и понимания мироустройства. Она исходит из единства духовного и материального, бытия и мышления, из детерменированности истории Сверхразумом, из понимания человека как образа и подобия Бога. В Новое время право и государство изучались в рамках метафизического учения о человеке. Как метод познания метафизика противоположна диалектике и натуралистическим концепциям, претендующим на точное изучение мироустройства. При этом классическое естествознание основано на метафизическом мировоззрении [31, с. 11].

Исторически развитие общефилософских методов шло следующим путем. Тотальное засилье средневековой церкви на все стороны общественной жизни обусловило первоначальное влияние метафизики и идеализма. С развитием естествознания укрепляется материализм. В XVIII в. возник «основной вопрос философии»: «Что первично: материя или идея (сознание)?». Классическая наука ведет к усилению материализма, а постнеклассическая наука уже не противопоставляет их, а отталкивается от их синкретичного единства и взаимообусловленности.  



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 522; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.244.216 (0.004 с.)