Новые направления в исследовании проблем общей теории права. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Новые направления в исследовании проблем общей теории права.



Насущная потребность в новых формах правового мышления влечет активное использование в современной юриспруденции наряду с классической (использующей диалектику и метафизику, идеализм и материализм) также неклассической и постнеклассической методологии. Последняя обусловливает применение в изучении права знаний других наук и юридизацию их методов, познавательных средств и приемов. Это способствует появлению на стыке юриспруденции и смежных наук новых юридических дисциплин, которые предлагают свой метод познания права. Так, новыми направлениями развития юридической науки, современными стандартами метафизики стали синергетика, герменевтика, феноменология, семиотика, антропологизм, структурализм, функционализм, исторический подход, психологический, позитивистский, экзистенциальный и др.  

Герменевтика (от греч. hermeneutikos — разъясняющий, истолковывающий; Э.Бетти, М.Хайдеггер, Х.-Г.Гадамер) — относительно новое межнаучное направление, изучающее смысловые аспекты права, понимание и толкование смысла, заложенного законодателем в текст нормативного правового акта. Это философский метод анализа письменной и устной речи, знаков и символов, суждений о должном и сущем. Методом познания права в юридической герменевтике выступает метод толкования (интерпретации) и понимания правовых текстов. Задача герменевтики — методологически обеспечить переход от понимания смысла нормы права к объяснению ее сущности, а также исследование проблемы множественности смыслов. Понимание достигается исследованием грамматики, психологии, истории, смысл которых со временем был утрачен. Герменетивтический метод позволяет изучать не только внешне выраженный (объективный), но и субъективный мир, когда толкование происходит с учетом позиций интерпретатора и индивидуальных особенностей языка автора. Именно герменевтический подход позволяет разрешить многие спорные положения в теории толкования, не только уяснить смысл нормы, но и транслировать этот смысл, приблизить его к практическим ситуациям настолько, чтобы исключить сомнения в их относимости к толкуемой норме и облегчить ее применение.

Феноменология права ( Н.Н. Алексеев, А.В. Поляков)рассматривает право на уровне явления, в отличие от философии права, изучающей право на уровне сущности. Юридическую феноменологию интересуют чистые структуры права. Она придерживается принципа единства содержания и формы явления, согласно которому любое явление имеет специфическое содержание, исходя из которого, оно должно воплощаться в определенных формах. Феноменологический подход не применим к классическому легизму и естественно-правовой теории. Он развивается в рамках социологического позитивизма и либертарной теории права.

Семиотика (от слова «знак, признак») — наука, исследующая возникновение, строение и функционирование различных знаковых систем, хранящих и передающих информацию. Здесь право рассматривается как некий знаковый, символьный и языковой феномен, система передачи определенных кодированных сигналов, по особой процедуре воспринимаемых субъектами. В Беларуси семиотику развивает Н.Ф. Ковкель.

  Позитивизм как нефилософское познание основан на объективно воспринимаемых фактах. Исходит из методологического монизма: считает законы естественных наук и права идентичными. Юридический позитивизм опирается на методологию эмпирического исследования и рассматривает право, прежде всего, как правовой факт.

Экзистенциализм акцентирует внимание на анализе жизненного опыта, переживаниях человека и собственного позиционирования. Экзистенциализм исходит из принципов линейности с последовательной и закономерной сменой явлений, или цикличности – где наоборот имеет место сменяемость циклов бытия явлений. Так, Н.С. Гумилев циклу каждой цивилизации отводил 1200 лет. Экзистенциалисты линейно видят прогресс или регресс: каждая последующая стадия лучше или хуже предыдущей. Марксизм считал смену общественно-экономических формаций прогрессом. Христианство, наоборот, исходит из идей эсхатологии и регресса, связанных с потерей рая и золотого века.

Антропологический подход рассматривает природу человека как уникальную биосоциальную систему. Антропологический принцип гласит: «Человек — исходное начало и конечная цель философии, мера всех вещей». Антропологический подход, согласно идеи теоцентризма, рассматривает человека как образ и подобие Бога. Принцип натуроцентризма, наоборот, низводит статус человека до уровня природного существа, общественного животного. Юридический натурализм возрождает естественно-научные подходы в многообразии их вариантов и определяет право как природный феномен.

Прагматизм изучает право в действии, практике. Прагматики полагают, что понятие научной истины неуловимо, ибо истинно все то, что приносит практический результат. Правильность идеи выявляется лишь конкретными практическими результатами. Юридический прагматизм основан на методе реконструкции опыта.

Интуитивизм основан на анализе проблематики государства и права лишь с помощью вдохновения, в состоянии мистического транса, соединения с Богом.

Аксиологический подход представляет собой анализ государства и права как уникальных ценностей, с помощью которых регулируются общественные отношения. Юридическое неокантианство (аксиология) использует метод «отнесения к ценности».

Юридический постмодернизм рассматривает право как структуру, заданную дискурсом власти. Согласно идеям постмодернизма, общество испытывает насущную потребность в новых формах правового мышления. Неоднородный мир объединяет совершенно разные понимания человеческого существования. Постмодернизм считает нормативисткое правопонимание мифом: право ирреально, потому что для правопонимания мы пользуемся понятиями свободы, ответственности, научности, справедливости, истины/лжи. Право — это только динамическая система, постоянно воспроизводимая и обновляемая. История права, согласно постмодернистам, состоит из периодов: 1) классическое правоведение (конец XVIII – XIX вв.); 2) прагматическое право (XX в.); 3) XXI в. — право постмодернизма.

Синергетика (от слова «синергия» — совместное действие) — современное учение о самоорганизующихся, самовоспроизводящихся, случайных, незакономерных, нелинейных, лавинообразных процессах. Ее представители (И.Пригожин, Г.Хакен) рассматривали случай как непознанную закономерность, ориентировали на множественность описаний бытия нестабильных самоорганизующихся объектов. Главной заслугой синергетики стало открытие процессов самоорганизации, но она ошибочно посчитала причиной эволюции случайность, необратимость и неустойчивость, упуская из виду, что процессы самоорганизации пронизывают все уровни Вселенной, и что все стремится к устойчивости и равновесию. Синергетический подходпозволяет изучать малые воздействия и нелинейные процессы в неравновесных системах, субъективное сознание, роль личности в общественном развитии, все вероятностное, кризисное или явления во времена перемен, случай как непознанную закономерность. Синергетический метод ориентирует на множественность описаний бытия нестабильных самоорганизующихся объектов. Он может быть полезен при изучении кризисных ситуаций, переходных состояний в развитии правовых явлений, когда возникает ситуация неопределенности, неустойчивости, и возможны самые неожиданные направления развития.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 295; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.170.17 (0.005 с.)