Генератор синхронный типа БГ-100 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Генератор синхронный типа БГ-100



Генераторы синхронные серии БГ используются на путеукладочных машинах для выработки трехфазного переменного тока частотой 50 Гц. Основные технические данные генератора БГ-100 приведены в табл. 4.1.

Таблица 4.1.

Тип генератора   Номинальная мощность, кВт Номи-нальное напряжение, В   Номи-нальный ток, А   Коэф-фициент мощности   Частота вращения, об/мин   Коэффициент полезного действия; %   Частота тока, Гц  
БГ-100   100   230 400 314 181 50   1500   91,0   0,8  

Соединение фаз генератора произведено в «звезду» с выводом нулевого провода.

Система возбуждения генератора бесщеточная, регулирование напряжения автоматическое.

Самовозбуждение генератора обеспечивается при частоте вращения близкой к номинальной.

Система возбуждения обеспечивает:

– поддержание выходного напряжения с точностью ±1% от среднерегулируемого значения при изменении нагрузки от 0 до номинальной с коэффициентом мощности от 0,7 до 1,0;

– ручное изменение уставки напряжения в пределах ± 5% номинального для генераторов до 30 кВт включительно и (+5%) – (–10%) для генераторов свыше 30 кВт;

– переходное отклонение напряжения при набросе-сбросе 100% симметричной линейной нагрузки с коэффициентом мощности от 0,7 до 1,0 не более 20% от номинального при времени восстановления не более 2 8;

– переходное отклонение напряжения при набросе-сбросе 50% симметричной линейной нагрузки с коэффициентом мощности от 0,7 до 1,0 отклонения напряжения ± 10%.

Время восстановления не более 1 секунды.

– изменение напряжения генератора вследствие теплового увода от момента запуска из холодного состояния до установившегося теплового режима не более ± 1% от номинального;

– допустимая температура нагрева обмоток статора, ротора и силовой части системы возбуждения 140°С, кремниевых диодов 125°С, подшипников 100°С.

Генератор состоит из собственно генератора и системы автоматического регулирования напряжения (АРН).

Устройство генератора показано в на рис. 4.3.

рис. 4.3. Генератор БГ-100:

1 – щит подшипниковый; 2 – крышка; 3, 4 – колпак; 5 – статор; 6 – индуктор; 7 – якорь; 8 – ротор; 9 – трансформатор; 10 – выпрямитель.

Собственно генератор состоит из синхронного генератора и синхронного возбудителя обращенного исполнения.

Исполнение генераторов фланцевое, защищенное, с самовентиляцией, горизонтальное, на двух подшипниках с одним свободным концом вала.

Направление вращения генератора может быть как правое, так и левое, если смотреть со стороны привода и указывается стрелкой.

Станина стальная сварная.

Сердечник статора 5 (рис. 4.3) набран из изолированных листов электротехнической стали, запрессован в станину и закреплен от поворота и осевого смещения.

Обмотка статора генераторов до 100 кВт включительно – всыпная двухслойная.

Обмотка соединена в звезду и имеет четыре вывода: три фазных и один нулевой, которые подведены к контактным болтам доски зажимов трансформатора силового. Подвод внешних силовых кабелей предусмотрен через штуцеры.

Ротор 8 генератора явнополюсный, состоит из полюсного сердечника с катушками обмотки возбуждения генератора и демпферной обмотки. Сердечники полюсов генераторов набраны из цельноштампованных четырехполюсных листов электротехнической стали.

Катушки обмотки возбуждения генератора выполнены из изолированного провода, наматываемого непосредственно на сердечник.

Выводные концы обмотки ротора выведены через отверстие в валу генератора и присоединены к контактным болтам вращающегося выпрямителя 10.

Демпферная обмотка выполнена из круглых стержней, установленных в пазы полюсных башмаков. Концы стержней каждого полюса припаяны тугоплавким припоем к медным листам.

Вентилятор центробежный, выполненный литым из алюминиевого сплава для генераторов до 100 кВт включительно.

Генератор выполнен на двух шарикоподшипниках, которые установлены в стальных сварных подшипниковых щитах 1. При сборке подшипники заполняются консистентной смазкой.

Подшипниковые щиты выполнены стальными сварными. Подшипниковый щит со стороны противоположной свободному концу вала выполнен совместно с корпусом возбудителя.

Генератор имеет аксиально-вытяжную вентиляцию, осуществляемую центробежным вентилятором. Забор воздуха производится через окна, выполненные в колпаке возбудителя.

В генераторе поток воздуха разделяется на две части: одна часть потока охлаждает лобовые части обмотки и сердечник статора, другая, проходя между полюсами ротора - обмотку возбуждения генератора. Выбрасывается воздух вентилятором через окна подшипникового щита со стороны привода.

Синхронный возбудитель состоит из индуктора 6, якоря 7 и вращающегося выпрямителя 10 закрытых колпаком 4. Индуктор возбудителя состоит из сердечника, выполненного из листов электротехнической стали, и обмотки возбуждения.

Индуктор запрессован в подшипниковый щит или корпус генератора.

Выводы обмотки возбуждения возбудителя выведены через окно щита к доске зажимов трансформатора силового.

Для обеспечения самовозбуждения генератора в пазах полюсов сердечника индуктора установлены постоянные магниты.

Якорь возбудителя выполнен из сердечника, набранного из листов электротехнической стали, и залитого в остов из сплава алюминия. Обмотка якоря всыпная двухслойная, уложена в пазы сердечника.

Выводы обмотки соединены в звезду и подключены к зажимным болтам вращающегося выпрямителя. Якорь установлен на конический конец вала и закреплен гайкой со стопорной шайбой.

В полости остова якоря устанавливается вращающийся выпрямитель, состоящий из изоляционного кольца, на котором смонтированы силовые выпрямительные диоды.

Система АРН расположена на площадке сверху станиныгенератора и закрыта колпаком 3.

Система АРН состоит из следующих элементов:

– трансформатора холостого хода ТХХ;

– трансформатора силового ТС;

– выпрямителя питания корректора ВПК – четырехплечевоймост;

– корректора-регулятора напряжения КРН-04.

Трансформатор силовой выполнен на шихтованном сердечнике с двумя обмотками на каждом стержне – сериесной (включенной в разрыв силовой цепи) и вторичной.

Корректор-регулятор напряжения устанавливается на стенке коробки выводов.

Система АРН предназначена для поддержания напряжения на выходе генератора на заданном уровне в установившихся и переходных режимах его работы путём изменения тока в обмотках возбуждения возбудителя.

Схема электрическая принципиальнаягенератора приведена на рис. 4.4. Обмотки возбуждения возбудителя запитываются постоянным током от трансформаторов ТХХ и ТС.

В режиме холостого хода генератора питание обмотки возбуждения осуществляется только от трансформатора ТХХ. Характеристики ТХХ могут подстраиваться (имеются отпайки) таким образом, что при неисправности КРН-04 выходное напряжение генератора не превышает 120% от номинального значения. При наличии нагрузки на выходе генератора дополнительная энергия поступает от ТС.

рис. 4.4. Принципиальная электрическая схема генератора типа БГ:

G – генератор синхронный; ТС – трансформатор силовой; ТХХ – трансформатор холостого хода; ТТ – трансформатор тока; ВС – выпрямитель силовой; КРН – корректор-регулятор напряжения; СУН – резистор; П1, П2 – тумблер; Ср1…Ср3 – конденсатор К-75-10-500В-0,22мкФ; С4, С5 – конденсатор К-42У-2-160В-0,1мкФ; С6, С7 – конденсатор К-42У-2-1000В-0,1мкФ; VD1…VD14 – диод

Корректор-регулятор напряжения КРН-04 осуществляет изменение тока в обмотках возбуждения возбудителя посредством закорачивания выходных клемм «+» и «–» выпрямителя ВПК (источника питания) и таким образом происходит изменение магнитного потока возбудителя и соответственно регулирование выходного напряжения генератора.

Схема корректора-регулятора напряжения КРН-04 построена таким образом, что применение внешнего регулирующего сопротивления уставки напряжения СУН не является обязательным. При отсутствии необходимости оперативной регулировки выходного напряжения генератора регулировку можно осуществлять регулирующим сопротивлением «Уставка», расположенном на КРН-04. При наличии внешнего регулирующего сопротивления СУН его обрыв или замыкание не приводит к аварийному выходу генератора из строя и напряжение на выходе генератора в этих случаях составит примерно 80% и 110% от номинального, соответственно.

Переключатель «Гашение поля» (коммутационная способность не менее 5А, 100В) подключается к клеммам «И» и «–» генератора.

Параллельная работа генераторов. Возможны следующие случаи параллельной работы:

а) параллельная работа генератора с другими такими же генераторами или с генераторами других серий, имеющими аналогичные по принципу действия системы возбуждения;

б) параллельная работа с сетью.

При параллельной работе генераторов (вариант «а») необходимо получить пропорциональное распределение активных и реактивных мощностей, а при работе на сеть (вариант «б») требуется получение от генератора заданных активной и реактивной мощностей. В обоих случаях изменение активной мощности обеспечивается соответствующим регулированием привода.

Распределение и изменение реактивной мощности осуществляется системой возбуждения. Для этой цели в КРН предусмотрен блок параллельной работы, реализующий линеаризованную статическую характеристику выходного напряжения с регулируемым наклоном.

Информационным сигналом для блока параллельной работы является вторичный ток трансформатора тока I ном/1А фазы В. При отсутствии этого сигнала на клеммах Т1, Т2 КРН блок параллельной работы не функционирует и регулятор работает по астатической характеристике.

Настройкой микросопротивления «Статизм» КРН наклон статической характеристики выходного напряжения генератора по полному току может меняться в пределах 0...5%.

Изменение реактивной мощности вырабатываемой при параллельной работе генератора с сетью возможно посредством СУН или микросопротивлением «Уставка».

Параллельная работа генераторов. Возможны следующие случаи параллельной работы:

– параллельная работа генератора с другими такими же генераторами или с генераторами других серий, имеющими аналогичные по принципу действия системы возбуждения;

– параллельная работа с сетью.

При параллельной работе генераторов необходимо получить пропорциональное распределение активных и реактивных мощностей, а при работе на сеть требуется получение от генератора заданных активной и реактивной мощностей. В обоих случаях изменение активной мощности обеспечивается соответствующим регулированием привода.

Распределение и изменение реактивной мощности осуществляется системой возбуждения. Для этой цели в КРН предусмотрен блок параллельной работы, реализующий линеаризованную статическую характеристику выходного напряжения с регулируемым наклоном.

Эксплуатация генератора должны выполняться с соблюдением следующих основных требований:

– корпус генератора при эксплуатации должен быть заземлен;

– не допускается работа генератора:

· с незаземленным корпусом;

· со снятой крышкой коробки выводов генератора;

· со снятым колпаком возбудителя;

· со снятыми решетками генератора;

· при сопротивлении изоляции обмоток относительно корпуса ниже нормы.

Перед первым пуском после монтажа или ремонта, связанного с разборкой генератора необходимо:

· продуть генератор сухим чистым воздухом;

· проверить затяжку болтов крепления генератора, подшипниковых щитов, крышек и все другие доступные крепления;

· проверить надежность заземления корпуса генератора;

· проверить затяжку контактных болтов;

· проверить сопротивление изоляции обмоток генератора, системы возбуждения и регулирования напряжения по отношению к корпусу, сняв предварительно колпаки генератора и возбудителя.

Сопротивление изоляции измеряется мегомметром напряжением 500В на следующих цепях: «обмотка статора (1С1,1С2,1СЗ) – корпус», «обмотка возбуждения (И1, «–») – корпус», «обмотка возбуждения генератора (+, — на вращающемся выпрямителе) – корпус», «обмотка якоря возбудителя (~ на вращающемся выпрямителе) – корпус».

При измерении сопротивления изоляции цепей кабели силовые и управления допускается не отключать.

При эксплуатации сопротивление изоляции, измеренное мега-омметром напряжения 500В, не должно быть ниже 1 МОм – для цепи статора генератора и 0,3 МОм для цепи возбуждения и управления. Сопротивление изоляции нового или вышедшего из ремонта генератора в холодном состоянии должно быть не ниже 20 МОм. При более низком сопротивлении изоляции эксплуатацию генератора должна быть приостановлена до установления и устранения причин;

· запустить генератор и убедится, что вибрация в норме;

· возбудить генератор, установив переключатель «Гашение поля» (при его наличии) в положение «разомкнуто» и дать поработать на холостом ходу 10-15 минут.

В некотрых случаях после длительного хранения в нерабочем состоянии, особенно при воздействии низких или высоких температур, генератор может не самовозбуждаться. В этом случае возбуждение должно быть произведено от постороннего источника тока напряжением до 40В (рекомендуется от автомобильного или другого аккумулятора) подключением «+» источника к клемме «И1», а «–» источника к клемме «–» генератора. Номинальное значение тока возбуждения от независимого источника –12В достигается при последовательном включении дополнительного сопротивления порядка 10-15 Ом при токе 0,5А.

Запуск генератора производится в следующем порядке:

– осмотреть генератор;

– убедится, что автомат главной цепи разомкнут;

– запустить привод и довести частоту вращения до номинальной;

– установить переключатель «Гашение поля» (при его наличии) в положение «разомкнуто»;

– установить требуемую величину напряжения генератора регулированием резистора уставки напряжения СУН;

– включить автомат главной цепи и нагрузить генератор;

–проверить показания приборов (амперметра, вольтметра, частотомера).

Включать генератор на параллельную работу рекомендуется способом точной синхронизации, для чего:

– запустить генератор и возбудить его, установив переключатель «Гашение поля» в положение «разомкнуто»;

– с помощью регулятора частоты вращения привода установить частоту тока генератора равной частоте тока сети или другого генератора;

– при помощи резистора уставки напряжения СУН установить напряжение генератора равным напряжению сети или другого генератора;

– подключить к клеммам Т1, Т2 КРН вторичную обмотку трансформатора тока фазы В.

Включение генератора на параллельную работу производится при помощи синхроноскопа или автоматически. Посредством СУН и регулятора частоты вращения привода установить требуемые реактивный и активный токи генератора.

Включение генератора способом самосинхронизации более трудоемко и в обычных условиях не рекомендуется.

Для остановки генератора:

– выключить автомат главной цепи;

– установить переключатель «Гашение поля» (при его наличии) в положение «замкнуто»;

– остановить привод;

– осмотреть и привести генератор в состояние готовности к следующему пуску.

Возможные неисправности генератора БГ-100 и способы их устранения указаны в табл. 4.2.

Таблица 4.2.

Неисправность   Вероятная причина   Способ устранения  
Повышенный нагрев подшипников. Температура крышки подшипника превышает 353К (80°С)   1. Недостаток или избыток смазки в подшипниках 2. Повреждение подшипника   1. Проверить количество смазки, сняв наружную крышку подшипника 2. Заменить подшипник  
Утечка смазки   1. Повышенный нагрев подшипника 2. Избыток смазки в подшипниках   1. Проверить состояние подшипника 2. Удалить излишки смазки                            
Повышенная вибрация генератора, исчезающая при снятии возбуждения.   Междувитковое замыкание в обмотке возбуждения генератора   Разобрать генератор, вынуть ротор и подвести к обмотке возбуждения переменное напряжение 220В. Измерить напряжение на отдельных катушках. На поврежденных катушках падение напряжения будет значительно меньше, чем на исправ-ных.  
Напряжение генератора ниже номинального.   Двойное замыкание на корпус обмотки возбуждения генератора   Замыкание на корпус определить мегомметром. Замыкание устраняется в условиях мастерской  
Генератор гудит, возможно появление дыма   Междувитковое замыкание в обмотке статора или якоря возбудителя.     Двойное замыкание обмотки статора или якоря возбудителя на корпус. Междуфазное замыкание обмотки статора или якоря возбудителя. Заменить поврежденные катушки в условиях мастерской. Поврежденные катушки определяют по потемневшей поверхности. Устранить замыкание в условиях мастерской.     Устранить замыкание в условиях мастерской.
Перегрев корпуса генератора. Температура охлаждающего генератор воздуха на выходе из генератора повышена     Нагрузка генератора превышает допускаемую Генератор работает с пониженной часто- той вращения Повышенное напряжение генератора Уменьшить нагрузку до допускаемой Установить номинальную частоту вращения   Установить допускаемое напряжение
Низкое сопротивление изоляции (ниже допустимых норм)     Увлажнение обмоток генератора, системы возбуждения и регулирования Загрязнение обмоток и соединительных концов.   Образование проводящих мостиков     Просушить генератор   Рассоединить схему и проверьте мегомметром сопротивление изоляции отдельных элементов. После определения места утечки, очистить и продуть обмотки сжатым воздухом. При необходимости разобрать генератор
Генератор не возбуждается   Плохой контакт или обрыв в цепи возбуждения генератора, возбудителя или блока питания. Потеря остаточной намагниченности постоянных магнитов Короткое замыкание в цепи возбуждения генератора или возбудителя Пробой или обрыв плеч силового выпрямителя ВС Проверить цепь возбуждения и устранить неисправность     Возбудить генератор     Проверить цепь возбуждения и устранить неисправность   Выпрямитель отсоединить от всех зажимов, и с помощью омметра проверить сопротивление его плеч. Заменить поврежденный диод
Напряжение генератора мало и не регулируется   Обрыв или короткое замыкание цепей возбуждения (обмотка ротора, возбудитель, блок выпрямителей и блок питания) Проверить цепи, устранить неисправность  
Не обеспечивается уставка напряжения 1,05U) на холостом ходу генератора и под нагрузкой     Не отрегулирован или не исправен корректор напряжения КРН   Витковое замыкание в обмотке или обрыв фаз трансформатора холостого хода ТХХ Неисправность резистора СУН Обрыв или витковое замыкание во вторичной обмотке трансформатора силового Пробой или обрыв плеч силового выпрямителя   Отрегулировать уставку корректора. В случае необходимости заменить корректор напряжения Заменить ТХХ   Восстановить или заменить резистор СУН Восстановить цепь, устранить замыкание     Устранить обрыв или заменить неисправные диоды выпрямителя
Напряжение генератора велико и не регулируется резистором уставки напряжения СУН Замыкание СУН, обрыв силового транзистора КРН или неисправность корректора регулятора напряжения Проверить цепь СУН. Заменить силовой транзистор КРН. Восстановить или заменить КРН.
Не обеспечивается минимальная уставка напряжения 0,95 Uн   Не настроен или неисправен корректор напряжения. Неисправна цепь резистора СУН   Устранить неисправность  
Несимметрия напряжения по фазам   Обрыв параллельной ветви фазы     Витковое замыкание фазы   Определить неисправную фазу по разности электрического сопротивления Устранить неисправность в условиях мастерской  
Наличие автоколебаний напряжения   Не настроен корректор регулятор напряжения   Настройка корректора производится в заводских условиях. Заменить КРН.
Не обеспечивается точность поддержания напряжения генератора   Неисправность в цепи возбуждения Неисправен корректор напряжения Проверить цепь, устранить неисправность При необходимости заменить корректор регулятор напряжения
Отрицательный статизм напряжения при параллельной работе (напряжение возрастает)   Неправильное включение трансформатора ТТ   Поменять местами концы Т1 и Т2  
Неравномерное распределение реактивных токов при работе со статизмом   Разная величина статизма Неправильная настройка   Настраивая резистор, установить одинаковый положительный статизм на обоих генераторах и выровнять напряжение.  

 

Техническое обслуживание генератора БГ-100. Через каждые 500 часов работы генератора, но не реже одного раза в три месяца необходимо:

– осматривать и обтирать генератор;

– проверять на ощупь величину вибрации и при необходимости измерять ее виброметром. При вибрации выше допускаемой не начинать использование генератора до устранения причины;

– во время работы генератора наблюдать за показаниями вольтметра, амперметра, ваттметра. Превышение номинальных значений не допускается;

– продувать генератор сухим чистым воздухом. Особенно тщательно очищать от пыли и грязи блок выпрямителей (расположенный во внутренней полости якоря возбудителя) и блок питания;

– следить за состоянием подшипников, для чего через деревянную рейку прослушивать шум, создаваемый ими при работе. Один конец рейки приложить к уху, а другой к подшипниковому щиту. При хорошем состоянии подшипников слышен равномерный гул без стуков и ударов.

При возникновении в подшипниках резкого шума, треска, стука и ударов, сопровождающихся обычно сильным нагревом подшипниковых крышек и ступицы подшипникового щита, подшипник необходимо заменить, предварительно разобрав генератор.

Через каждые 2000 часов работы, но не реже одного раза в год производить профилактический осмотр генератора с обязательной проверкой его состояния в объеме, предусмотренном через каждые 500 часов работы.

При профилактическом осмотре:

– измерить сопротивление изоляции обмоток статора и ротора генератора, так же якоря и индуктора возбудителя мегомметром напряжением 500В. Во время эксплуатации сопротивление изоляции не должно падать ниже 1МОм – для цепи статора генератора и 0,3 МОм – для цени возбуждения и управления. Сопротивление изоляции нового или вышедшего из ремонта генератора в холодном состоянии должно быть не ниже 20МОм. При более низком сопротивлении изоляции эксплуатацию генератора приостановить до устранения дефектов. Если неисправность нельзя обнаружить внешним осмотром, следует отсоединить подходящие к генератору кабели, разъединить обмотки и измерить сопротивление изоляции каждой из них.

Одной из причин низкого сопротивления изоляции обмоток является отсыревание изоляции. В этом случае обмотки просушить продуванием через генератор горячего воздуха, можно использовать нагнетающий вентилятор, воздуходувку.

Температура воздуха, применяемого для просушки, не должна превышать 90°С.

В начале сушки сопротивление изоляции обмоток будет несколько снижаться, затем быстро возрастать. Сушку можно закончить, когда рост сопротивления изоляции замедлится: при этом величина сопротивления изоляции должна быть не ниже 1МОм – для статора генератора и 0,3 МОм – для цепи возбуждения;

– проверить затяжку соединений и при необходимости подтянуть болты крепления подшипниковых щитов, переходного фланца, трансформатора силового, трансформатора питания корректора и корректора регулятора напряжения, крышек подшипника, а также болты крепления станины к раме установки;

– проверить крепление наконечников выводных концов якоря возбудителя, статора генератора и контактов вращающегося выпрямителя;

– проверить состояние выводных концов, обращая особое внимание на состояние переходов «кабель-наконечник» и изоляцию выводных концов;

– проверить состояние контактной поверхности и затяжку болтов заземления генератора;

– проверить состояние паек.

Через каждые 10000 часов работы, но не реже одного раза в четыре года:

– выполнить операции, предусмотренные через 2000часов работы;

– разобрать генератор со снятием подшипниковых щитов, промыть подшипники и заменить смазку.

Промыть подшипники в 6-8% растворе трансформаторного или веретенного масла в бензине. Подшипник, установленный на валу, погружать в ванночку с раствором и вращать до полного удаления старой смазки. Допускается промывка подшипников в предварительно подогретом до 80-100°С масле АУ или МС-20. После промывки подшипник должен легко и свободно вращаться. Заполнить смазку в пространство между обоймой подшипника и сепаратором, а остаток смазки заложить в подшипниковые крышки. Масса смазки на подшипниковый узел – 100 г.

В подшипниковые узлы генераторов на заводе-изготовителе закладывается смазка Литол-24.

В качестве заменителя при эксплуатации возможно применение смазок ЦИАТИМ-201, ЦИАТИМ-221.

– продуть генератор чистым сухим воздухом перед заменой смазки в подшипниковых узлах при снятых подшипниковых щитах;

– проверить состояние лакокрасочных покрытий, при повреждении – покрытие восстановить.

Разбора и сборка генератора. При разборке и сборке генератора использовать стандартный инструмент и рекомендуемый комплект деталей для съемников.

При разборке и сборке генератора обращать внимание на защиту обмоток, вращающегося выпрямителя и других частей генератора от случайных повреждений. Разборку производить в установленные регламентные периоды или в случаях крайней необходимости. На рабочем месте, где производится разборка и сборка генератора, не должно быть грязи, стружки и других посторонних предметов. Разборке предшествует демонтаж генератора. При демонтаже не заводить стропы за вращающиеся части генератора.

После демонтажа очистить генератор от пыли, грязи, масла и т. п.

При разборке генератора все сопрягаемые детали пронумеровать. Разборку производить в следующей последовательности:

– снять колпак возбудителя и крышку коробки выводов генератора;

– отсоединить силовые выводы С1, С2, СЗ, 0 от генератора;

– отсоединить выводные концы индуктора возбудителя («И1», «Н», «–»), обмотки возбуждения генератора («+»,«–») и выводы якоря возбудителя «~» от вращающегося выпрямителя;

– отсоединить выводные концы статора 1С1, 1С2, 1СЗ, 0;

–снять вращающийся выпрямитель;

– отогнуть усик стопорной шайбы и отвернуть гайку крепления якоря возбудителя, снять стопорную шайбу;

– с помощью съемника снять якорь возбудителя;

– отвернуть болты, крепящие наружную крышку подшипника со стороны возбудителя, и снять крышку;

– отвернуть болты, крепящие подшипниковый щит с индуктором и, пользуясь резьбовыми отверстиями для съема щита, вывести его от замка станины этими же болтами. Снять щит;

– снять полумуфту с рабочего конца вала;

– отвернуть болты, крепящие переходный фланец к подшипниковому щиту и, пользуясь резьбовыми отверстиями для съема фланца, вывести его из замка щита этими же болтами. Снять переходный фланец;

– снять наружную крышку подшипника и щит со стороны рабочего конца вала;

– вынуть ротор.

Ротор из статора вынимать следующим образом:

– выдвинуть ротор до образования щели между вентилятором и корпусом, в которую можно завести трос;

– прицепить трос за вал между вентилятором и полюсами;

– слегка приподняв ротор, нажимая на рабочий конец вала для сохранения горизонтального положения ротора, вывести его из статора. Ротор вынимать осторожно, чтобы не повредить лобовые части обмотки статора и обмотку полюсов ротора.

При необходимости снятия подшипников:

– отогнуть усик стопорной шайбы и отвернуть гайку крепления
подшипника со стороны возбудителя;

– с помощью съемника снять подшипники с вала.

Перед сборкой генератора все детали осмотреть и протереть. Сопрягаемые поверхности крышек, щитов, станины покрыть слоем смазки. Очистить место для подшипника на валу и в ступице щита, устранить заусенцы, промыть уайт-спиритом и смазать тонким слоем смазки.

Проверить вручную легкость и бесшумность хода подшипника (заедание, тугой ход и сильный шум при работе могут вызвать повышенный нагрев и быстрый износ подшипника). Перед посадкой подшипник нагреть в масле до температуры не выше 373К (100°С).

Сборку генератора производить в обратной последовательности. Посадку подшипника на вал производить с помощью трубчатой оправки. Усилия при посадке не должны передаваться через тела качения подшипника.

После сборки генератора:

– проверить ход ротора вращением от руки;

– проверить, не задевают ли вращающиеся части за неподвижные и не трутся ли соединительные провода о ротор или якорь возбудителя;

– убедиться в отсутствии замыкания обмоток генератора и системы возбуждения на корпус, проверив мегомметром сопротивление изоляции.

Стартеры

Стартер (четырехполюсный электродвигатель постоянного тока, последовательного возбуждения с электромагнитным тяговым реле и жестким рычажным приводом) установлен на постели блока цилиндров с правой стороны и крепится к нему двумя стяжными стальными лентами. На двигателях устанавливаются стартеры СТ-103А-01 или 25.3708. Надежное соединение стартера с массой ЖДСМ обеспечивается подсоединением к нему гибкой токопроводящей перемычки. Технические характеристики стартеров указаны в табл. 4.3.

Таблица 4.3.

Параметр СТ-103А-01 25.3708
Номинальное напряжение, В 24 24
Номинальная мощность, л. с 9,5 11
Ток холостого хода, А

не более 110

Ток при тормозном моменте 60 н.м (6 кгс-м), А 825 825
Напряжение включения реле стартера, В 18 18
Давление щеточных пружин, кгс 1,25—1,75 1,5±0,15
Направление вращения (со стороны привода)

правое

 

Включение стартера — дистанционное, кнопочный включатель расположен на пульте управления.

В корпусе 2 (рис. 4.5.) стартера на полюсах закреплены четыре катушки возбуждения 14, соединенные между собой попарно последовательно, а пары — параллельно. Один конец обмотки возбуждения подключен к массе, второй — к контактному болту 22 через специальную перемычку и контактный болт в крышке 23.

рис. 4.5. Стартер Ст-103:

  1 – якорь; 2 – корпус; 3 – барабан привода; 4 – поводок шестерни; 5 – шестерня привода; 6 – винтовая часть вала ротора; 7 – упорное кольцо; 8, 13, 24 – втулка; 9 – масленка; 10 – крышка корпуса со стороны привода; 11 – рычаг привода; 12 – серьга; 14 – катушка возбуждения; 15 – якорь реле; 16 – шток якоря реле; 17 – втягивающая обмотка реле; 18 – удерживающая обмотка реле; 19 – сердечник реле; 20 – тяговое реле стартера; 21 – контактный диск; 22 –контактный болт; 23 –крышка корпуса со стороны коллектора; 25 –стяжной болт; 26 –защитная лента

Между полюсами расположен якорь 1, обмотка которого размещена в пазах пакета сердечника и подключена к ламелям коллектора. Ротор опирается на пористые подшипники скольжения, изготовленные из бронзы и запрессованные в крышки 10 и 23 и в промежуточную опору. В маслоподводящих каналах крышек и промежуточной опоры заложены фетровые фитили-накопители масла. На траверсе в крышке 23 смонтированы щеткодержатели с пружинами и восемью медно-графитовыми щетками. Для удобства обслуживания щеточно-коллекторного узла в крышке имеются смотровые окна, закрытые защитной лентой 26.

На конце вала 6 якоря между промежуточной опорой и крышкой 10 нарезана четырехзаходная прямоугольная резьба, по которой с помощью приводного рычага // перемещается барабан 3 привода стартера. Барабан свободно посажен на вал. Весь механизм привода смонтирован внутри крышки 10. Шестерня 5 привода передает крутящий момент от вала якоря стартера на коленчатый вал двигателя через зубчатый венец маховика. Шестерня имеет 11 зубьев. Поводок 4 шестерни и упорное кольцо 16 изготовлены из стали.

Для приведения в действие рычага 11 на корпусе стартера установлено тяговое электромагнитное реле 20, состоящее извтягивающей (сериесной) и удерживающей (шунтовой) обмотки. Внутри обмоток помещен подвижный якорь 15, соединенный через серьгу 12 с приводным рычагом 11. Контактный диск 21 закреплен на штоке 16, перемещающемся во втулке сердечника 19 реле вместе с якорем 15.

После включения стартера и пуска двигателя шестерня 5 автоматически отбрасывается маховиком двигателя по резьбе вала 6 ротора и винтовой прорези барабана 3 и фиксируется в исходном положении. Продолжительность включения стартера при пуске двигателя не должна превышать 20 с. Повторный пуск можно производить спустя 1—2 мин. Допускается не более трех повторных пусков. При температуре окружающего воздуха ниже —5° С двигатель перед пуском необходимо обязательно прогреть подогревателем или ЭФУ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 4009; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.37.68 (0.11 с.)