Упражнение «вы поняли, о чем эта притча. » 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упражнение «вы поняли, о чем эта притча. »



Вам понадобится слушатель, которому вы «с чувством, с толком, с расстановкой» расскажете следующую притчу.

О

 волшебной воде

Однажды злой, могущественный колдун решил уничтожить королевство, и ночью в источник, из которого пили все жители, он вылил специально приготовленное им зелье. Человек, попивший этой воды, тут же сходил с ума. На следующий день все, кроме короля и королевы, у которых был свой колодец, сошли с ума. В королевстве воцарился хаос. Король, желая установить порядок, издал ряд указов, но когда о них узнали жители королевства, то все посчитали, что король сошел с ума. «Только не­нормальный, — раздавалось тут и там, — может отдавать такие безумные приказы!» В конце концов народ взбун­товался и с грозными криками в адрес короля и даже с оружием в руках пошел к замку короля. Все требовали, чтобы сумасшедший король отрекся от престола.

Король вынужден был признать свое бессилие перед народом. Он уже приготовился снять корону и бросить ее под ноги разбушевавшейся толпе. Но тут королева сказала:

— О мой король. Мы — единственные, кто не пил воду из того источника, откуда пили все они. Давай и мы выпьем водицы из безумного источника и станем как они.

Так они и сделали, выпили воды из безумного ис­точника и тут же понесли такую ахинею, такой бред,


115

что все тут же пришли в восхищение от мудрости своего короля. «А раз он говорит мудрые вещи, то пусть он и дальше правит нами», — решили подданные. В коро­левстве воцарилось спокойствие, и король смог править своими подданными до конца своих дней. И ничего, что в этом королевстве все вели себя не так, как в других королевствах, государствах и империях.

После того как вы расскажете притчу, выдержав паузу (можно про себя сосчитать до десяти), спросите у своего слушателя: «Вы поняли, о чем эта притча?» Но изюминка упражнения в том, что вы задаете этот вопрос не вслух. Вы мысленно прокручиваете его у себя в голове трижды, при этом смотрите на своего слушателя. Понаблюдайте за ним и определите, какие жесты могли бы дать вам понять, что ему понравилась притча, что он понял (или не понял) ее смысл.

Закрепим упражнение еще одной притчей. Внимательно наблюдайте за теми, кто слушает вас.

В

Любленный

По дороге к ручью шла девушка. Следом за ней шел юноша. Он всю дорогу говорил девушке о том, как прекрасны ее волосы, какое великолепное сияние исходит от ее глаз, как очаровательно мила ее улыбка. Юноша говорил о своем восхищении девушкой, говорил о своей горячей любви.

Девушка молча слушала юношу, а потом, уже подойдя к ручью, тихо сказала:

— Как ты мог влюбиться в меня? Ты говоришь, что я прекрасна, но ты не видел моей сестры. Вот она — пре­красна! Да ты и сам можешь в этом убедиться.

— Как? — спросил юноша.

— Она шла следом за нами и сейчас стоит у тебя за спиной!

Юноша обернулся: позади него никого не было.


116

— Как могли слова лжи сорваться с твоих уст? — сердито набросился юноша на девушку. — Ты солгала, ведь позади меня никого нет!

— Так ведь и ты солгал, — тихо сказала девушка. — Если я так прекрасна, как ты говоришь, и если ты влю­блен в меня, то почему ты обернулся, чтобы увидеть другую женщину?

Какие трудности возникли у вас при выполнении этого упражнения? Что помогло вам преодолеть эти трудности?

Кстати, найдете ли вы параллели между этой притчей и историей, приведенной в книге «1001 вопрос про ЭТО» Владимиром Шахиджаняном? Вот эта история, которую я для себя назвал «Открытки».

О

Ткрытки

Юноша в книжном магазине просит у продавщи­цы поздравительные открытки к Женскому дню.

— У вас есть что-нибудь на эту тему сентимен­тальное?

— Да, пожалуйста, прекрасная открытка с надписью «Моей единственной с вечной любовью».

— Замечательно. Я беру двадцать одну штуку!

УПРАЖНЕНИЕ «ЭССЕ»

Вам предстоит написать небольшое эссе на тему «Прит­ча». Объем эссе — не более 20 предложений. Выразите в своем эссе свое видение сущности притчи, необходимости или, напротив, отсутствие необходимости использования притч в работе психолога.

Трудно сказать, чем в большей степени надо руковод­ствоваться при написании подобного эссе — воображением, фантазией или же умом и разумом. Порой на тренингах при упоминании слов «ум» и «разум» спрашивают: «А это


117

не одно и то же?» Ответ на этот вопрос кроется в притче, которая так и называется.

У

М и разум

В одном королевстве король сильно страдал от­того, что его сын — наследный принц — очень глуп. «Как я оставлю престол глупцу, если ему даже самого простого дела нельзя доверить?», — думал король.

Советник рассказал королю о мудреце, владеющем искусством гадания на песке, и предложил отправить принца к нему для обучения. Мудрец повиновался воле короля.

Три года спустя мудрец привел принца к королю:

— Я сделал все, что мог. Твой сын постиг ту науку, которую знаю я. Больше я не в силах научить чему-либо твоего сына.

Когда мудрец удалился, король зажал в своей руке перстень и подошел к сыну.

— Что у меня в руке, сын мой? — спросил король.

Принц что-то долго чертил на песке, потом долго

думал и наконец ответил:

«В твоей руке, отец, что-то круглое с отверстием по­середине.

Король остался доволен ответом сына:

— Все названные тобой признаки верны. Назови предмет.

Принц призадумался и сказал:

— Мельничный жернов.

«Да, сколько точных примет установил сын мой си­лой знания, — размышлял король, удалившись. — Но ему недостало разума понять, что мельничный жернов не может поместиться в руке.

Теперь самое время вернуться к вашему эссе «Притча». Перечитайте его. Не возникло ли у вас желание что-то из­менить в своем умном - разумном эссе?


118

УПРАЖНЕНИЕ «КРЫЛАТАЯ ФРАЗА»

Прежде чем приступить к следующему заданию, я приве­ду два импровизированных афоризма великой и неподражае­мой актрисы Фаины Раневской, которые я часто использую как на тренингах, так и на консультировании.

На одном из литературно-театральных вечеров молодая девушка спросила Фаину Раневскую: «Что такое любовь?» Немного подумав, Раневская ответила: «Забыла». И тут же добавила: «Но помню, что это что-то очень приятное...»

«Удивительно, — сказала как-то Раневская. — Когда мне было двадцать лет, я думала только о любви, а теперь я люблю только думать».

В предложенной ниже притче вам предстоит определить для себя крылатые фразы. При этом не забудьте обосно­вать свой выбор.

Т

Ри мудреца

Три мудреца слово за слово затеяли спор о том, что важнее для человека — прошлое, настоящее или будущее.

Первый мудрец сказал:

— Мое прошлое делает меня тем, кто я есть. Всему, что я умею сегодня, я научился в прошлом. Сегодня я ценю тех людей, которые похожи на тех, с кем мне было хорошо в прошлом.

— Не согласен с этим, — сказал второй мудрец. — Человека делает его будущее. То, что я знаю и умею сейчас, — это не важно. Я буду учиться сегодня тому, что потребуется мне в будущем. Мои действия сегодня и сейчас зависят не от того, каким я был, а от того, каким я собираюсь стать. Я ценю людей, которые не похожи на тех, кого я знал раньше.

— Прошлое и будущее, — сказал третий мудрец, -существуют только в наших мыслях. Прошлого уже нет, а будущего еще нет. И, вспоминаете ли вы прошлое,


119

мечтаете ли о будущем, вы думаете и действуете в на­стоящем.

И долго еще спорили мудрецы, пока к ним не подо­шел человек, ставший свидетелем их спора.

— Я не мудрец, — сказал он, — но я знаю точно только две вещи: первое — я знаю, что я жив, второе — я знаю, что я когда-нибудь умру. И то, что между этими двумя точками моего знания, — это целая жизнь! И чем я наполню ее, зависит от меня!

Какие трудности возникли у вас при выполнении этого упражнения? Что вы чувствуете сейчас? С чем это связано?

УПРАЖНЕНИЕ «ДВИЖЕНИЕ ГЛАЗ»

Рассказывая притчи, внимательно наблюдайте за глаза­ми слушателя. Определите, какой канал является ведущим у вашего слушателя — аудиальный, визуальный или кине­стетический (см. главу «Элементы НЛП в консультировании с использованием притч»).

Х

Рупкие подарки

В одном небольшом селе однажды появился старик мудрец. Мудрецу понравилось это село, потому что в нем было много детей. Он любил детей и про­водил с ними много времени: играл, что-то мастерил, рассказывал сказки. А еще мудрец любил дарить детям игрушки, сделанные его собственными руками. Игрушки были очень хрупкими, и, как бы дети ни были с ними аккуратны, они ломались. Дети расстраивались и плакали. А мудрец снова дарил детям игрушки, еще более хрупкие. Однажды, устав от детских слез по поводу сломанных игрушек, родители пришли к мудрецу.

— Ты мудр, и мы видим, что ты любишь наших детей, что желаешь им только добра. Но почему ты даришь им невероятно хрупкие вещи? Наши дети берегут твои


120


прекрасные игрушки. Но они столь великолепны, что не играть с ними невозможно. А игрушки ломаются, и наши дети плачут...

Улыбнувшись, мудрец ответил родителям:

— Пройдет совсем немного времени, и кто-то подарит вашим повзрослевшим детям свое сердце. Может быть, мои сегодняшние хрупкие вещи научат ваших детей об­ращаться с будущим бесценным подарком хоть немного аккуратнее.

В

Осхищенные кочевники

Трое кочевников уже не первый день шли по пустыне. Но все, даже песчаная пустыня, когда-нибудь заканчивается. Наступил день, когда кочевники вышли из песков. Впереди была дорога пыльная, но не песча­ная. Прежде чем двинуться дальше в путь, нужно было отдохнуть. Уставшие кочевники устроились на ночлег и завели разговор о бескрайности пустыни и бескрайности человеческих трудностей и преград. Вдруг небо озарилось волшебным светом, и раздался голос Бога.           

— Идите в пустыню и соберите столько камешков, сколько сможете. И вы будете завтра восхищены.

И наступила полная тишина, свет померк.

— Что это значит?! — в ярости воскликнул один из кочевников. — Мы вышли из пустыни с таким трудом, а Бог предлагает нам опять вернуться в эти проклятые пески и собирать там камни. Настоящий Бог подсказал бы нам, как избавить людей от страданий, уничтожить бедность. Настоящий Бог открыл бы нам великие тайны мироздания.

Но все же кочевники, ворча, отправились в пустыню и, подобрав несколько камней, бросили их в свои мешки.

Поутру кочевники двинулись в путь. Неизвестно, сколько прошло времени, но один из них заглянул в свой мешок и запустил туда руку. Мгновение спустя на eго ладони лежал великолепнейший бриллиант. Кочевники


121

бросились к своим мешкам и достали оттуда еще брил­лианты. Кочевники были в восторге, пока не осознали, как мало камней они насобирали минувшей ночью.

В

  прошлом или настоящем

Два монаха покинули монастырь по хозяйствен­ным нуждам. Их путь был долог. Когда они собирались перейти вброд небольшую реку, к ним подошла молодая женщина. Она обратилась к монахам с просьбой помочь ей перебраться через реку.

Один монах, тот, что помладше, растерялся, услышав просьбу женщины. Другой же монах, что постарше, бы­стро подхватил женщину на руки и перенес через реку. Женщина поблагодарила монахов и пошла своей дорогой, а монахи — своей. Младший монах, придя в себя, резко обратился к своему попутчику:

—  Как ты мог? Мы — монахи и должны соблюдать обет не приближаться к женщинам. Ты же и вовсе взял женщину на руки и прижал к себе! Как ты мог?!

Негодование младшего монаха, казалось, не имело предела. Наконец старший монах, устав от брани своего спутника, остановился. Улыбнувшись, он сказал:

—  Я нес эту женщину на руках две минуты и уже за­был об этом. Ты же несешь эту женщину уже два часа!

Кто из ваших слушателей оказался аудиалом, кто — кинестетиком, а кто — визуалом? Какие трудности возникли у вас при выполнении данного упражнения? Получилось ли выполнить упражнение с первого же раза? Что помогло и что помешало?

УПРАЖНЕНИЕ «ЗАКОНЫ ТРЕХ "П"»

Применительно к притчам эти законы, законы трех «П», просты и гласят:

Первый закон. Надо Понимать притчу.


122

Второй закон. Надо Принимать притчу, ее идейное содержание.

Третий закон. Надо Признавать право на выбор любой притчи.

Исходя из первого закона, поймите следующую притчу.

К

Уда спрятался Бог?

После того как Бог создал мир, Он создал че­ловека. Но сделав это, Он забеспокоился и решил посо­вещаться с ангелами.

— Наверное, я поспешил с созданием человека, — тихо произнес Бог. — Более того, мне кажется, что, создав человека, я допустил великую ошибку.

— Почему? — спросили ангелы в один голос.

— Человек не даст мне жить в покое. Ежеминутно я буду видеть его у дверей храмов с жалобами и просьбами.

— Ну тогда Тебе надо спрятаться от человека, — по­советовали ангелы.

— Но где мне спрятаться от человека, чтобы он мне не мешал?

Ангелы стали предлагать варианты.

Один посоветовал спрятаться на вершине Эвереста.

—  Не поможет... Очень скоро человек поднимется на вершину этой горы.

Второй ангел предложил спрятаться на дне океана.

— Не поможет. Очень скоро ученые умы покорят
глубины океана...

Третий ангел посоветовал спрятаться на Луне или каких-либо других планетах.

— Не поможет... Очень скоро человек создаст аппа­раты, которые помогут ему достичь самых отдаленных от Земли планет.

Ангелы замолчали. И тогда самый старый ангел про­шептал Богу, так чтобы не слышал никто:

— Спрячься внутри человека, в нем самом, в его серд­це, потому что он никогда не станет искать тебя там.


123

Так Бог и сделал. И не ошибся. Не заглядывает че­ловек в свое сердце.

Как вы себя чувствуете, ознакомившись с этой притчей с соблюдением первого из законов трех «П»?

Теперь, исходя из второго закона, примите эту притчу.

К

Расота и Уродство

После того как Бог создал человека, в течение некоторого времени Он создавал что-то новое и посылал созданное на Землю. И вот создал Бог Красоту и Уродство. Их спуск из небесного Рая на Землю был долог, а потому в пути их незащищенные одеждой части тела сильно за­пылились. В тот момент, когда Красота и Уродство оказа­лись на Земле, как раз взошло солнце. А надо сказать, что приземлились они у озера, вода которого, судя по легкому пару, стоящему над водной гладью, была теплой.

Так оно и оказалось. Красота и Уродство решили иску­паться и смыть с себя пыль. Сняв одежды, они, обнаженные, окунулись в теплую воду. Выходить на берег не хотелось, и поэтому они решили немного поплавать. Увлеченные плаванием, Красота и Уродство не заметили, как на берегу стали появляться люди. И пока их было немного, Уродство сыграло злую шутку: заманив Красоту подальше от берега, Уродство выбралось на берег и надело одежды Красоты. К тому времени как Красота осознала, что она осталась в воде одна, на берегу уже собралось немало людей. Красота быстро выбежала на берег, чтобы одеться, но не нашла своей одежды. Обнаженная стояла Красота перед толпой людей. И тогда Красота взяла одежду Уродства. В этом одеянии Красота пошла искать Уродство, чтобы поменяться одеждами. Так и ходит до сих пор. А Уродство, не желая возвращаться в свои одежды, маскируется под Красоту.

Как вы себя чувствуете, ознакомившись с данной прит­чей с соблюдением второго из законов трех «П»? Возникли ли какие-то сложности? Как вы справились с ними?


124

Теперь же, исходя из третьего закона, признайте право на выбор любой притчи из трех, входящих в это упраж­нение. Две притчи вы уже прочитали, вот третья.

О

 человеке, искавшем правду

Один человек, стремившийся к познанию мудро­сти, решил найти правду и отправился в долгий путь. Он искал правду везде, искал долго, но нигде ее не мог найти. Когда путник уже, казалось бы, побывал везде, где только можно было побывать, он смирился с тем, что правду ему не найти никогда. Он решил возвращаться домой. На пути ему попалась бедная харчевня. Путник попросился на ночлег и за ужином, разговорившись с хозяином, поведал, что ищет правду.

— Видно, нет правды на свете, — горько сказал че­ловек.

Хозяин харчевни на это произнес:

— Правда здесь, у меня, в чулане, прячется от лю­дей.

— Не может быть! — воскликнул путник.

— Я не буду тебя убеждать в этом, но правда в этом чулане.

«А что я теряю? — подумал путник. — Я объехал весь свет, отчего бы мне не заглянуть в чулан?» Он встал и пошел в чулан. Там действительно кто-то был.

— Ты — правда? — спросил он.

— Да, — тихо ответила правда.

Путник захотел разглядеть ее получше, и, когда правда сбросила с себя покрывало, он увидел самое страшное, омерзительное лицо, какое только можно было пред­ставить.

— Но ты не можешь быть правдой! — воскликнул он в ужасе. — Ты такая страшная. Страшнее тебя никого нет. Как же я о тебе расскажу людям? Кто мне поверит?

— А ты солги,— сказала правда, — и тебе все по­верят!


125

Исходя из условий третьего закона скажите: «Я делаю свой выбор и выбираю для дальнейшего использования в своей работе из этих трех притч только одну — (на­зываете выбранную вами притчу). Остальные две притчи из трех предложенных я не буду использовать никогда, потому что...»

УПРАЖНЕНИЕ

«ТЕСТ С ПОДТЕКСТОМ»

Ниже приводится достаточно известный тест, и, не­смотря на то, что он выбивается из общей тематики книги, я включил его в книгу, поскольку он позволяет клиенту на консультировании понять себя значительно лучше, в част­ности понять, умеет ли он подчиняться указаниям.

1. Выполните задания теста, имея в своем распоряжении всего лишь три минуты.

2. До того как что-нибудь сделать, внимательно прочитайте все задания.

3. Напишите печатными буквами ваше имя в правом верх­нем углу листа.

4. Обведите ваше имя.

5. В левом верхнем углу нарисуйте пять маленьких ква­дратов.

6. В каждом квадрате поставьте крестик.

7. Напишите свою фамилию в верхней части листа.

8. Под вашим именем в правом верхнем углу напишите номер своего телефона. Если у вас его нет, напишите выдуманный.

9. Громко назовите номер, который вы написали, так чтобы всем было слышно.

10. Обведите этот номер.

11. Поставьте крестик в левом нижнем углу листа.

12. Обведите этот знак треугольником.

13. Своим обычным голосом сосчитайте вслух в обратном порядке от 10 до 1.


126

10.Заключите в прямоугольник слово «угол» в предложении № 3.

11.В верхней части листа проделайте острием карандаша или ручки три маленькие дырочки.

12.Громко крикните: «Я почти закончил!»

13.Теперь, когда вы все задания теста внимательно про­читали, выполните только задания 3 и 4.

Что вы сейчас чувствуете? Какие трудности возникли при выполнении данного теста? Какую форму выполнения теста вы использовали: стали выполнять задания по ходу чтения или же все прочитали и только потом приступили к выполнению? Определите для себя разницу между своими чувствами до того, как вы узнали «подтекст» теста, и после того, как обнаружили, в чем подвох.

В качестве приложения к данному упражнению приведу притчу.

Т

Ехника мастерства

Одно королевство славилось искусными фех­товальщиками. Сам король их поддерживал. Однажды в королевстве появился новый фехтовальщик. Он был из другого королевства и мастерски фехтовал, поэтому вскоре все называли его не иначе как Мастер. Часто его соперники по поединку получали увечья, а иногда даже гибли. Слухи о Мастере достигли главного Учителя школы фехтовальщиков. Когда Учитель и Мастер встретились, ученики спешно обратились к своему Учителю:

— О Учитель, не будьте в поединке с Мастером пер­вым! Пусть кто-нибудь другой бросит ему сейчас вызов, а вы посмотрите его технику и оцените, насколько она хороша.

Учитель ответил:

— Мне все равно, насколько хороша его техника, ведь Я ЗНАЮ, насколько хороша моя техника!

И Учитель победил Мастера, ведь его степень уверен­ности в себе была максимальна.


127

Вопрос на понимание: что произошло бы если бы Учи­тель подчинился своим ученикам и решил бы посмотреть технику Мастера на ком-нибудь другом?

Кстати, на тему техники мастерства есть достаточно за­бавный исторический анекдот, перешедший в разряд притч. Эта история произошла с великим музыкантом Паганини.

Виртуоз

Опаздывая на концерт, Паганини нанял извозчика и спросил:

— Сколько стоит доехать до театра?

— 10 франков — ответил извозчик.

— Вы шутите? — спросил музыкант, поскольку извоз­чик назвал сумму в десять раз большую, чем обычно.

— Нет, я не шучу, — ответил извозчик. — Вы ведь берете по 10 франков за билет с каждого, кто приходит слушать, как вы будете играть на одной струне.

— Хорошо, — ответил Паганини, — я заплачу вам 10 франков, но только в том случае, если вы довезете меня до театра на одном колесе.

УПРАЖНЕНИЕ «ИЗЪЯТИЕ МОРАЛИ»

Вашему вниманию предлагается притча О. Генри. В его книге «Постскриптумы» (О. Генри, 1991) есть история, которую автор назвал «Притча об Х-луче». Ну конечно же, писатель не удержался и дал свое видение морали данной притчи.

Притча об Х-луче

И случилось так, что Некто с Катодным Лучом обходил страну и показывал одним людям, за приличное вознаграждение, содержимое голов других людей и то, о чем они думают. И он ни разу не сделал ошибки.

И в одном из городов жил человек по имени Рюбен и дева по имени Руфь. И оба они любили друг друга и вскоре должны были стать мужем и женой.


128

И Рюбен пришел к Некоему и заказал у него за плату снимок с головы Руфи, чтобы узнать, кого в действитель­ности она любит.

И позже пришла Руфь и также заказала Некоему, чтобы он узнал, кого в действительности любит Рюбен.

И Некто сделал так, как они просили, и получил два хороших негатива.

Тем временем Рюбен и Руфь признались друг другу в том, что они сделали, и на следующий день они пришли рука об руку, чтобы Некто дал им ответ. И он, увидев их, написал каждое из имен на отдельном клочке бумаги и дал их им в руки.

— На этих клочках бумаги,— сказал Некто,— вы найдете имена тех, кого каждый из вас любит в действи­тельности, как это обнаружено моим чудесным Катодным Лучом.

И человек и дева взглянули на клочки бумаги и уви­дели, что на одном написано «Рюбен», а на другом -«Руфь», и были они преисполнены радостью и счастьем, и ушли, обнимая друг друга.

Но Некто с Лучом забыл им сказать, что сделанные им снимки показывали, что голова Рюбена была полна глубокой и неувядающей любовью к Рюбену, а голова Руфи — глубокой и неувядающей любовью к Руфи.

Определите, в чем мораль данной притчи. Автор закончил свою притчу так: «Мораль этой притчи в том, что владелец Луча, по - видимому, хорошо знал свое дело».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.67.26 (0.084 с.)