Упражнение «качества психолога» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упражнение «качества психолога»



Каждому психологу рано или поздно приходится стал­киваться с определенными требованиями клиента к нему, адекватными и не вполне. Вы сами также предъявляете


95

к себе определенные требования. Выполнив это упражне­ние, вы сможете осознать свои собственные требования к современному психологу. Вам понадобится обычный лист бумаги. Напишите на листе в столбик буквы русского алфа­вита. Теперь напишите не менее двух качеств, начинающихся на каждую букву, которыми, с вашей точки зрения, должен обладать психолог.

Подсказка (но не более)

А — активный, аккуратный, авторитетный.

Б — бодрый, бесконфликтный, благородный.

В — внимательный, виртуозный, воспитанный.

Г — гордый, грамотный, грациозный.

Д — добрый, деликатный, деловой.

Е — естественный.

Ж — жизнерадостный, живой.

3 — заинтересованный, зоркий, загадочный.

И — интересный, интригующий, интеллигентный.

К — компетентный, корректный.

Л — любопытный, лидирующий, ласковый.

М — многообещающий, миролюбивый, мудрый.

Н — надежный, нежный, не наивный.

О — общительный, обаятельный, оригинальный.

П — приятный, практико-ориентированный, полезный.

Р — разумный, разносторонний, развивающийся.

С — солидный, симпатичный, стильный.

Т — творческий, талантливый, терпеливый.

У — умный, уважающий и уважаемый, усердный.

Ф — фантастический, фантазийный.

X — хороший, хитроумный.

Ц — целеустремленный, ценный.

Ч — честный, человечный, чистый.

Ш — шутливый, шустрый.

Щ — щедрый, щепетильный.

Э — эмоциональный, энергичный, экспериментирующий.

Ю — юморной, ювелирный.

Я — яркий, ядреный.


96

Теперь из составленного вами списка качеств выберите только одно, то, которое вам ближе всего. Чем обусловлен ваш выбор?

Теперь выберите качество, не близкое вам. Чем обу­словлен ваш выбор?

Быть может, при выполнении этого упражнения у вас хоть на миг появилась мысль о его бесполезности. Тогда следующая притча — специально для вас.

О

  бесполезном и полезном

Начинающий ученик мудреца на третий день сво­ей учебы сказал учителю, что его учение сосредоточено на бесполезном.

На это мудрец ответил:

— Как же ты можешь говорить о чем-то полезном, если не в состоянии ценить бесполезное?

— Что вы, учитель, имеете в виду?

— Наша Земля огромна, — отвечал мудрец, — но че­ловек использует из всего этого огромного пространства лишь несколько сантиметров, на которых он стоит сию минуту. Представь, что вдруг исчезнет все пространство, не используемое человеком в действительности. Человек окажется на маленьком кусочке земли, что под его ногами, а вокруг — бездна. Много ли пользы будет человеку от того, что полезно ему в этот миг?

— От этого не будет никакого проку, — грустно от­ветил ученик.

— Вот теперь ты понял, как необходимо то, что ка­залось бесполезным, — улыбнувшись, сказал мудрец.

Как вам кажется, может ли один человек обладать всеми качествами из вашего списка? Не торопитесь отвечать, что это невозможно. Прочтите сначала следующую притчу.

Э

То невозможно

Однажды ученик мудреца завел с ним разговор о возможном и невозможном. То, что говорил мудрец, ученик


97

не совсем понимал. Мудрец это заметил и, подойдя к две­ри комнаты, в которой они находились, сделал на двери надпись краской: «Это невозможно». Мудрец предложил ученику подойти к двери. Тот подошел.

— Что ты видишь? — спросил мудрец.

— Я вижу сделанную вами, учитель, надпись «Это невозможно», — ответил ученик.

— Что ты будешь делать? — спросил мудрец.

— Так как дверь предназначена для того, чтобы в нее войти или выйти, — рассуждал ученик, — то я открою дверь и войду в нее.

— Открой, — сказал мудрец, — и войди!

Ученик подчинился. И как только он открыл дверь и вошел в нее, мудрец спросил:

— Ты видишь то, что написано на двери?

— Нет.

— Значит, невозможное — возможно?!

УПРАЖНЕНИЕ «АФОРИЗМЫ»

Вам наверняка известен афоризм Дейла Карнеги: «Если у тебя есть лимон, попытайся сделать из него лимонад». Для выполнения этого упражнения вам понадобится лист бумаги. Напишите на нем достаточно крупными буквами этот афоризм. Теперь вам предстоит сделать следующее: зачеркните (замажьте канцелярской замазкой, заклейте чистым клочком бумаги) слово «лимон» и, соответственно, производное от него слово «лимонад».

Вместо слова «лимон» напишите слово «притча». Теперь вы получили фразу: «Если у тебя есть притча, сделай из нее...» Остается заполнить место, где еще недавно было слово «лимонад». Заполните его с учетом того, что вы — психолог и притча вам необходима для чего-то очень важ­ного. Что у вас получилось?

Независимо от того, что получилось у вас, обратите внимание на подсказку.


98

Подсказка. «Если тебе досталась притча, попытайся сде­лать из нее инструмент для оказания помощи клиенту».

Теперь подумайте, как сделать из притчи инструмент для оказания помощи клиенту, как использовать ее в своей работе.

Какие трудности возникли у вас при выполнении этого упражнения? Что может помочь вам избавиться от этих трудностей?

Вспоминается еще один афоризм неизвестного автора: «Никто через год не вспомнит, какие ты носил джинсы, но все будут помнить, какой ты был человек». Используя слово «притча», измените этот афоризм в контексте психологии и притчи как инструмента в работе психолога.

Подсказка. «Никто через год не вспомнит, как был одет психолог, но все будут помнить, что он, используя в своей работе притчи, помог своим клиентам». А какой у вас по­лучился вариант?

Кстати, в процессе написания этого упражнения мне вспомнилась вот эта притча. (И почему именно она?)

Д

Ве сохи

В кузнице отремонтировали соху и, пока не при­шел хозяин, поставили ее в углу сарая. Там уже стояла одна соха.

Вскоре крестьянин забрал отремонтированную соху на поле, а соха, что стояла в углу, так и осталась там стоять. Ей не нужно было тяжело работать в поле. Жизнь этой сохи была легкой — знай стой себе в углу. Через какое-то время сохе крестьянина понадобился небольшой ремонт (сломалась деревянная ручка), и она вновь оказалась в кузнице. Две сохи встретились. Соха, стоявшая в углу сарая и не работавшая в поле, покрылась ржавчиной. Она с завистью смотрела на блестящую соху крестьянина:

— Как ты стала такой красивой?

Соха крестьянина спросила соседку по кузнице:

— В то время как ты стояла в своем углу в тишине
и покое, тебе было хорошо?


99

— Да! — ответила ржавая соха. — Но теперь мне плохо!

— Вот безделье тебя и изуродовало ржавчиной, тогда как я стала красивой от труда на земле!

Продолжим работу с афоризмами. Определите, в ка­ком контексте вы могли бы использовать эти афоризмы в работе с клиентом.

Афоризм № 1

Борис Леонидович Пастернак, искренне боясь пере­бить ход мысли тех, кто был в этот момент рядом с ним, спрашивал в полной тишине: «Я никого не перебил?»

Подсказка. Эта фраза может оказаться чрезвычайно кстати, если клиент часто и/или подолгу молчит. С ее по­мощью вы даете клиенту понять, что его молчание для вас знак того, что его душа «работает» и что будет лучше, если клиент свои чувства начнет проговаривать.

Афоризм № 2

Английская писательница и критик Вирджиния Вулф (1882-1941), изучавшая некоторые принципы феминизма, в сочинении «Своя комната» (1929) отметила: «Порой в наших мечтаниях, в наших ленивых и праздных мечтаниях случается так, что погруженная правда прорывается на­ верх».

Афоризм может оказаться полезным для клиентов, ко­торые хотят «узнать всю правду о себе».

Афоризм № 3

Немецкий писатель-пацифист, лауреат Нобелевской премии по литературе (1946) Герман Гессе (1877-1962) в «Демиане» сказал: «Если мы ненавидим кого - либо, то ненавидим в нем часть себя. То, что не является частью нас самих, не тревожит нас».

Афоризм может оказаться полезным для клиентов, ко­торые часто в своей речи используют слова «я в нем нена­вижу...», «ненавижу, когда он (она)...».

Помните, что, используя в работе афоризмы, по воз­можности нужно указывать их первоисточники.


100

УПРАЖНЕНИЕ «ЕСЛИ БЫ Я БЫЛ...»

Вспомните упражнение «Автобиография» и выполните его вновь, превратившись в притчу. В какую притчу вы превратились? Как вам в этом образе? Что вы чувствуете? Что вы думаете?

Лично я превратился бы в эту притчу.

С

Леды на песке

Одному человеку приснился сон: идет он вдоль моря песчаным берегом, а рядом с ним — Господь. А на небе, сменяя друг друга, вдруг появились и начали мель­кать картины жизни этого человека. Вот он школьник... Вот — студент... Вот встретил свою любовь...

Случайно бросив взгляд на песок, он заметил две цепочки следов. Одну цепочку — от своих ног, дру­гую — от ног Господа. Но картины жизни не позволили человеку долго смотреть на песок. Вот родились дети... Вот — работа... Успех и неудачи... Смерть друга... Картины мелькали и мелькали.

Когда перед человеком промелькнула последняя кар­тина из его жизни, он оглянулся. И увидел, что часто вдоль его жизненного пути тянулась лишь одна цепочка следов. Заметил человек и то, что следы эти оставлены в моменты прохождения им самых тяжелых времен его жизни.

Человек опечалился, увидев это, и обратился к Го­споду:

— Господь мой, ты говорил, что не оставишь тех, кто следует твоим путем. Но посмотри на то, что увидел я: на песке лишь одна цепочка следов тянется в самые тя­желые времена моей жизни. Почему же, когда я больше всего нуждался в тебе, ты меня покидал?

— Милое мое дитя, — улыбнувшись, ответил Господь. — Я люблю тебя и никогда не покидал тебя. Да, когда в твоей жизни были горе, неудачи, несчастья и тяжелые


101

испытания, лишь одна цепочка следов тянулась по твоей дороге. Но это — цепочка моих следов. Потому что в эти времена я нес тебя на руках.

Продолжите предложения, аргументируя свои ответы:

• «Если бы я был притчей, я был бы притчей о...»;

• «Если бы я был притчей, то я хотел бы, чтобы меня рассказал... (имя человека)»;

• «Если бы я был притчей, то я хотел бы, чтобы меня...». Теперь, обдумав свои ответы, расскажите сами себе

притчу.

П

Ервая стрела

К мудрецу пришел человек, пожелавший стать его учеником. Мудрец принял этого человека и спросил его:

— Чему ты хотел бы научиться в первую очередь?

— Пожалуй, умение добиваться цели для меня сегодня самое важное.

— Выполни мое задание, — сказал мудрец и предло­жил новоиспеченному ученику выполнить упражнение по стрельбе из лука. Ученик подошел к отмеченной мудре­цом на земле линии, взял лук и две стрелы, лежавшие на земле.

Мудрец же, подойдя, отобрал одну из стрел и отбросил ее далеко в сторону.

— Почему ты отобрал у меня вторую стрелу? — спро­сил удивленный ученик.

— Я отобрал у тебя не вторую стрелу, а первую, ведь она все равно ушла бы мимо цели.

— Почему? — еще больше удивился ученик.

— Потому что, стреляя, ты бы знал, что у тебя в за­пасе есть еще одна стрела — еще одна попытка.

Что вы чувствуете, выполнив это упражнение? Насколь­ко вам сейчас комфортно? Хотите ли вы рассказать еще какую-нибудь притчу?


102

УПРАЖНЕНИЕ

«САМ СЕБЕ РЕЖИССЕР»

Одно из требований, предъявляемых к современному психологу, — умение импровизировать. Подумайте, воз­можна ли работа психолога без импровизации? Теперь представьте, что вы — известный режиссер. Вы режиссер разножанровый: вам одинаково удаются комедии, трагедии, драмы и прочие жанры киноискусства. И вот вам предстоит снять фильм, в основу сценария которого легла эта притча.

В

Олшебная надпись

В благодатном крае находилось одно королевство. Как и положено, правил там король. Был он мудр, справед­лив и отличался терпением как к своим недругам, так и к своим личным неприятностям, проблемам. Все подданные удивлялись такому терпению своего короля и считали, что не иначе как у него есть какое-то таинственное средство для управления своими отрицательными эмоциями. Все были уверены, что без волшебства здесь не обошлось. Вра­ги этого королевства прознали про неведомое волшебство и решили больше никогда не нападать на короля.

Однажды в королевстве разразилась страшная эпиде­мия, которая унесла жизни многих людей. Заболел и сын короля. Король день и ночь не отходил от постели своего сына. Все подданные видели, что спасение сына было чрез­вычайно трудной задачей для короля. В отчаянии король снял со своего пальца кольцо и внимательно прочитал то, что было на нем написано. Сын выздоровел. Враги королевства, узнав, что в королевстве умерло много людей от болезни, решили, что волшебство, которого они так боялись, потеряло свою силу, и пошли на короля войной. Все, кто мог, встали на защиту королевства. Десять дней и ночей войско самоотверженно сражалось. Погибли лучшие воины, в королевстве начался голод. Когда сын короля был ранен, когда казалось, что терпеть уже невозможно,


103

король снял со своего пальца кольцо и внимательно про­читал то, что на нем было написано. Жители королевства подумали, что король прочитал волшебное заклинание, и в следующем бою одержали победу над врагом.

И вот настал день, когда король почувствовал, что при­шел его смертный час. Король снял со своего пальца кольцо и передал его сыну со словами: «Прочитай то, что на нем написано, только тогда, когда почувствуешь, что тебе уже неимоверно тяжело и своих сил для того, чтобы справиться с лишениями, тебе уже явно недостаточно». Сказав это, ко­роль надел кольцо на палец сыну и умер. Похороны были торжественные. Сын умершего короля стал править коро­левством. Вскоре новому королю стало впервые неимоверно тяжело без помощи отца, без его совета. Тяжесть сдавила его сердце так, что казалось, оно разорвется от боли. Тогда король вспомнил слова своего отца, снял кольцо с пальца и прочел надпись: «И это тоже пройдет».

В каком жанре вы будете снимать фильм по этой прит­че? Кого из своих знакомых вы выбрали на роль короля? Кого из своих знакомых вы выбрали на роль сына короля? Кто из ваших знакомых участвует в массовых сценах, играя при этом роли врагов и роли подданных? Как вы сняли бы батальные сцены? Аргументируйте свои ответы.

Теперь же вам предстоит снять ироничную комедию.

И

Зменяя мир

Молодой человек сделал для себя вывод, что этот мир несовершенен, устроен несправедливо. И ему захотелось изменить мир, сделать его лучше. И он начал молиться: «Господи, помоги мне изменить мир к лучшему, сделать его чище».

Шло время. Молодой человек женился, у него ро­дились дети. «Жена и дети так же несовершенны», — подумал однажды уже не молодой, а зрелый человек. «Господи, помоги мне изменить мир, а с ним жену и детей к лучшему», — взмолился он.


104

Шли годы. Изменилась жена. Изменились дети. Изме­нился мир. А человек все молился и остался прежним.

Кто из ваших знакомых сыграл бы этом фильме глав­ную роль? Почему именно этого человека из всех своих знакомых вы выбрали на эту роль?

А какую роль вы выберете себе в фильме по этой притче?

О

  воспитании

Молодая женщина пришла к мудрецу за советом.

—  Мудрец, моему ребенку уже исполнился месяц. Как мне следует воспитывать свое дитя: в строгости или же в ласке?

Мудрец взял женщину за руку и подвел к виноград­ной лозе:

—  Посмотри на эту лозу. Если ты не будешь ее об­резать, если, жалея лозу, ты не будешь отрывать у нее лишние побеги, то лоза одичает. Потеряв контроль над ростом лозы, ты не дождешься сладких вкусных ягод. Но если ты укроешь лозу от солнца и его ласки, если не будешь ежедневно заботливо поливать корни лозы, то она зачахнет и ты не получишь сладких вкусных ягод... Лишь при разумном сочетании того и другого удается вырастить изумительные плоды и вкусить их сладость!

Чем обусловлен ваш выбор своей роли в этом фильме? Кстати, какой жанр будет у этой ленты? Кто из знакомых будет вашим партнером?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 144; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.210.147 (0.064 с.)