Изучение педагогического опыта по теме исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изучение педагогического опыта по теме исследования



 

Как обстоят дела с заботой о «жизненных отправлений» тех, кто нас окружает (может, кто-то и не рядом, но нуждается в помощи)? Здесь и появляется возможность (со временем, может, и потребность) заняться благотворительностью – вариантов с учётов и возраста «благотворителей», и спецификой работы общеобразовательного учреждения. Рассмотрим опыт работы в этом направлении ГБОУ СОШ №111 с углублённым изучением немецкого языка Калининского района Санкт-Петербурга.

Благотворительная деятельность в школе разнопланова, она включает средне- и долгосрочную проектную деятельность и разовые акции, охватывает школьников разных возрастов. Система благотворительной работы со школьниками представлена на рис.3.

Начало благотворительной деятельности в школе было положено в 2015 году созданием школьного благотворительного проекта «Ты нужен людям!». Первая акция в рамках этого проекта – «Тактильная книга – библиотеке для слепых и слабовидящих». Идея проекта возникла после семинара школьных библиотекарей, которая проходила в городской библиотеке для слепых и слабовидящих. Во время показа рукотворных тактильных книг для детишек с проблемами зрения прозвучала фраза-предложение: «Нас в районе вон сколько школ... и если каждая сделает хотя бы по одной книге!.. – это ж какое подспорье для ГСЦБС и радость для её читателей!».

 

 

Рис. 3. Система благотворительной деятельности в школе

В 2017 году школа приступила к реализации эколого-благотворительного проекта «Крышечки доброТы». Сбор пластиковых крышек был начат весной 2017 года после того, как на просторах Интернета появилась информация: начал свою работу эколого-благотворительный проект по сбору пластиковых крышечек. Его участники собирают пластиковые крышечки для помощи нуждающимся детям, подопечным БФ «Солнце» Санкт-Петербурга. В школе эта деятельность осуществляется по инициативе школьных клубов «Зелёный дом» (руководитель педагог Калинина С.В.) и «Читай-город» (руководитель зав. библиотекой Голубева Е.Ю.). Два раза в год (октябрь и апрель) организуется приём вторсырья от обучающихся и сотрудников школы  и передачи его в переработку. Всего в акциях в помощь больным детям приняли участие более 400 человек и собрали более 350 кг пластика.

Проект «Помощь приютам для бездомных животных». За прошедшие годы учащиеся успели принять участие в нескольких акциях по поддержке бездомных животных, живущих в приютах. Так, приют «Ржевка» («главный» по оказанию ему помощи - школьный клуб «Балтийский путь» под руководством И.Г. Гончаренко, не остаётся в стороне и библиотечный клуб «Читай-город») выразил школе №111 благодарность, отметив, что «…особенно приятно и трогательно, когда молодое поколение проявляет сочувствие и желание помочь».

Кроме того, была запущена новая акция «Подарок кошке из приюта «Убежище». Гостинец можно было не просто передать в приют на Новый год или к 01 марта (Всемирный день кошек), но и лично вручить его выбранному питомцу. В акции участвовали ученики разных классов: ребята собрали и передали всё необходимое для животных, были в гостях у обитателей приюта. Также администрация «Убежища» получила рисунки учеников второго класса в рамках конкурса детского рисунка, приуроченного ко дню рождения приюта. Сотрудничество библиотечного клуба «Читай-город» с мини-приютом для кошек «Убежище» стало традиционным – ребята навещают питомцев приюта и 2 раза в год собирают и передают всё необходимое для ухода за ними.

Акция «Международный день дарения книг». На четырнадцатое февраля, международный день дарения книг, библиотечный клуб принял участие во второй общероссийской акции «Дарите книги с любовью!». Собранные книги были направлены в книжные собрания Школы-интерната №1 им. К.К. Грота и Школы-интерната №2 Кировского район Санкт-Петербурга. Актив РДШ школы №111 и библиотечный клуб «Читай-город» провели совместную встречу-обсуждение, по результатам участия нашей школы в Международном дне книгодарения. В 2020 году 42 участника акции презентовали более 150 книг маленьким пациентам Детской областной клинической больницы.

При проведении акций возможны и элементы игры, соревнования для младших школьников (кто больше соберёт пластиковых крышек, быстрее и чище уберёт вольер в приюте для животных и др.) – дух состязания захватывает и подростков. Здесь также важна мотивация, необходимо научить ребенка испытывать удовлетворение от самого процесса поиска и достижения цели, появляется самоуважение, появляется чувство, формируется личность, строится программа жизни. В результате участия в благотворительности приходит более глубокое и широкое понимание и себя, своего места в этом мире, и других людей; социальное сознание (Приложение 3)

Интересны примеры благотворительной деятельности, отраженные в детской литературе (Таблица 1).

Таблица 1

Примеры благотворительной деятельности в детской литературе

Литературное произведение Пример благотворительной деятельности
Г.-Х. Андерсен. «Снежная королева» Во имя любви и дружбы Герда идёт спасать Кая – и люди, и животные ей помогают
Г.-Х. Андерсен. «Соловей» Сила искусства (пение соловья) способна творить чудеса и побеждать смерть
Г.-Х. Андерсен. «Русалочка» Спасение гибнущего и самопожертвование во имя любви
П. Бажов. «Серебряное копытце» Удочерённая девочка с чистой душой встречает необычного козла, одарившего её и необычным зрелищем, и самоцветами
Л. Кассиль. «Дорогие мои мальчишки» Ребята объединяются для оказания помощи соседям и незнакомым людям
А. Гайдар. «Тимур и его команда» Ребята объединяются для оказания помощи соседям и незнакомым людям
А. Грин. «Алые паруса» Главная идея: Можешь сделать для другого чудо, сделай, - и новая душа будет и у тебя, и у него…
В. Катаев. «Цветик-семицветик» Женя вылечивает больного мальчика
А. Кронин. «Замок Броуди»  Доктор Ренвик помогает Мери Броуди в сложной жизненной ситуации, возрождая к жизни и буквально, и фигурально
Ш. Перро. «Золушка» Фея помогает своей крестнице попасть на бал, устраивая тем самым её судьбу
Э. Успенский. «Крокодил Гена и его друзья» Строительство дома дружбы – помощь в поиске друзей
А. Хейли. «Отель» Небогатый комивояжер помогает юному служащему отеля получить образование
Н. Чуковский. «Балтийское небо» Лётчик Лунин сперва отдаёт паёк незнакомой ленинградке, спасая её и её детей от голодной смерти, а затем вывозит их из блокадного города
Сказка «Репка» Персонажи приходят друг другу на помощь и справляются с работой совместными усилиями
Сказка «Жил-был пёс» Извечные антагонисты в трудной жизненной ситуации приходят друг другу на помощь

 

Здесь представлены литературные произведения разных стран и эпох, для разных возрастов читателей. Перечень далеко не полный, но в каждом источнике есть тема помощь, оказанной БЕСКОРЫСТНО, по велению сердца.

Каковы результаты благотворительной деятельности в школе? В социально-значимых благотворительных проектах приняли участие более 450 человек - обучающихся и сотрудников, в результате которых:

- созданы и переданы в ГБСС 4 тактильные книги;

- сдано более 500 кг «Крышечек доброТы» на сумму более 6000 руб. в помощь больным детям;

- неоднократно передавали предметы первой необходимости для ухода за животными в приюты;

- подарены более 100 книг в Школу-интернат №1 им. К.К. Грота и Школу-интернат №2 Кировского района Санкт-Петербурга, 152 издания – в Детскую областную клиническую больницу.

 

2.2. Проект благотворительной деятельности «Ты нужен людям!» для внеурочной работы со школьниками

В СОШ №111 Калининского района Санкт-Петербурга по инициативе и активном участии автора разработан и реализуется долгосрочный проект благотворительной деятельности «Ты нужен людям!». Первая акция в рамках этого проекта – «Тактильная книга – библиотеке для слепых и слабовидящих».

Озвученную в школе идею подхватила, развила, реализовала педагог-психолог Г.И. Ишевская: совместно с педагогами О.В. Блиновой и А.В. Подопригора уже три года создаются тактильные книги («Теремок», «Волк и семеро козлят», «Гуси-лебеди», «Козлёнок, который умел считать до десяти»), к ним записываются диски. На помощь приходят работники ГБСС - они набирают тексты сказок шрифтом Брайля. И вот результат: в конце учебного года школьники принимают участие в презентации и передаче своей книги в фонд библиотеки для слепых и слабовидящих Петроградской стороны.

Вот что рассказывает об этом одна из участниц проекта Сегалова Мария: «В прошлом учебном году нам предложили создать книгу для незрячих ребят и передать её библиотеке для слепых и слабовидящих. Было решено оформить для детей с проблемами зрения сказку «Теремок». Страницы тактильной книги были матерчатые, на каждой – объемная иллюстрация из ткани, картона и других материалов – приятных на ощупь и безопасных для читателей. Также у животных-героев книги можно было подвигать лапки. Саму сказку записали на аудиодиск. Кроме этого мы съездили в библиотеку на Стрельнинскую ул., дом 11, где нам набрали текст «Теремка» шрифтом Брайля.

Я впервые так близко столкнулась с инвалидностью моих сверстников. Встречала раньше на улице, в магазине и транспорте людей – маленьких и больших – с проблемами здоровья, но не понимала, чем и как можно им помочь. И вот появилось реальное дело, в котором повезло принять участие. Работать было интересно! Мы потратили много времени и сил, но по окончании остались только хорошие впечатления и радость от задания, выполненного на совесть. И ещё я была приятно удивлена, когда нам вручили благодарности от Городской библиотеки для слепых и слабовидящих «за активное участие в создании тактильной книги-сказки «Теремок» для детей дошкольного возраста с нарушением зрения» (https://vk.com/album-77860306_231190519).

Радует, что участие в проекте интересует не только учеников и сотрудников нашей школы. Тактильную книгу «Три поросёнка» по английской сказке создали и передали в ГБСС воспитанники ЦДЮТ «Охта» Красногвардейского района (педагог А. Ю. Трошкова). С озданы и переданы в фонд библиотеки книги «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Три поросёнка», «Гуси-лебеди», «Козлёнок, который умел считать до десяти». К презентации каждой книги готовился спектакль – его показывали в школе, в ГБДОУ №№11, 16, в интернате №9 и непосредственно при передаче книги в ГБСС на ул. Стрельнинской, д. 11

Проект «Ты нужен людям!» помогает его участникам (и создателям книг, и читателям, получающим книги в дар) лучше понимать и принимать окружающий мир во всём его многообразии, быть более внимательными и терпимыми друг к другу и расхожая сегодня фраза «Мы разные – мы равные!» станет для ребят не пустым, набившим оскомину набором слов, а нормой жизни!

Как уже отмечалось выше, начало одному из наиболее важных и продуктивных (с точки зрения автора) направлений благотворительной деятельности школьников было положено в 2015 году созданием школьного благотворительного проекта «Ты нужен людям!». Он включил в себя ежегодную акцию «Тактильная книга – библиотеке для слепых и слабовидящих». В организации создания книг приняли участие педагог-психолог Г.И. Ишевская, педагоги О. В. Блиновой и А. В. Подопригора. Под их руководством и при активном участии ученики разных классов создали и передали для читателей ГБСС несколько тактильных книг, получивших высокую оценку сотрудников и администрации библиотеки [см. приложение 5].

Опыт работы по проекту нашел отражение в публикации автора «Благотворительная деятельность как средство формирования у школьников ценностного отношения к здоровью», помещённой в электронном сборнике «Актуальный педагогический опыт»: Материалы Всероссийского образовательного конкурса профессионального мастерства. – Чебоксары, 2020.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 47; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.97.157 (0.014 с.)