Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
У школьников ценностного отношения к здоровью
Здоровье полагающим/ здоровье сохраняющим фактором может стать и участие ребят в различных благотворительных акциях – вначале, возможно, разово и в игровой форме, затем – осознанно, привычно и постоянно. Благотворительность - понятие и действие это популярно сегодня и означает «оказание бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) помощи тем, кто в этом нуждается» [10]. Благотворительная деятельность регулируется законодательно. В соответствии с Федеральным законом от 11.08.1995 N 135-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. Понятие благотворительной деятельности включает в себя понятие добровольческой (волонтерской) деятельности. Под добровольческой (волонтерской) деятельностью понимается добровольная деятельность в форме безвозмездного выполнения работ и (или) оказания услуг в благотворительных целях. Каковы причины, побуждающие людей к благотворительной деятельности? Такие причины заключаются в том, что люди: - по природе своей альтруистичны, ими движет желание помочь другим; - чувствуют себя лучше, когда жертвуют деньги. Экономисты называют это «теплотой альтруизма» [17]. Благотворительная деятельность характеризуется следующим: 1. В роли благотворителя (субъекта благотворительности) могут выступать: индивид, семья, организация, церковь и государство. То есть в первом случае - это глубоко личный акт помощи, проявление нравственной зрелости человека, если же в роли благотворителя выступает организация, то этот акт должен быть обязательно организованным и общественным. Несмотря на то, что государство часто вычеркивается исследователями из списка благотворителей, на наш взгляд, следует учитывать его влияние на эволюцию данного явления в нашей стране. Отчасти это связано с особенностями русского менталитета, всем ходом отечественного исторического развития, а именно зависимостью различных сфер жизнедеятельности российского общества от государства.
2. Благотворительность может предназначаться: отдельным людям, организациям, животным, природной среде, культурным объектам и процессам. Но из числа объектов благотворительности некоторыми исследователями исключаются церковь, а также люди, связанные с благотворителями родственными или иными связями. 3. Совершая благотворительное действие, благотворитель может передавать не только деньги или какое-то имущество, также можно оказывать моральную поддержку или добровольный труд. 4. Причинами благотворительности могут являться как добровольное, бескорыстное желание, так и обязанность перед обществом (например, со стороны государства), бывает, что благотворительный акт совершается вынужденно [24]. Характер благотворительной деятельности и ее содержание имеют большой воспитательный потенциал. На исключительную значимость вовлечения подрастающего поколения в такую деятельность обращали внимание выдающиеся педагоги - ученые и практики (К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, М. Монтессори, Я. Корчак, В.А. Сухомлинский и др.). В современной российской школе возрождается внимание к воспитательным возможностям благотворительной деятельности. Как проводить работу в этом направлении со школьниками? Цель проекта - помочь ребёнку стать Человеком – чутким, отзывчивым к чужой боли, сильным, ответственным за тех, кто нуждается в нашей поддержке. Для начала обратимся к личности ребёнка, его возрастной психологии. Каждый из нас – и дети - развивается в условиях сложной социальной среды, в сферах социальных отношений. В нашем случае это и взаимодействие, и общение внутри своей возрастной группы, и существование внутри системы «ребенок – взрослый», которая дифференцируется: ребенок - учитель; ребенок – взрослый; ребенок – родители; ребенок – дети. Обе сферы социальных отношений «ребенок – взрослый» и «ребенок – дети» у ребенка связаны игровой деятельностью и существуют параллельно. В младшем школьном возрасте игра не исчезает, она приобретает новые формы и новое содержание. Характерными играми для детей младшего школьного возраста являются игры с правилами, регулирующими расстановку сил в играющем детском коллективе (сюжетно-ролевые игры). С возрастом происходит увеличение индивидуальных различий между детьми, в их деятельности и поведении всё больше проявляются их темпераментные отличия. Условия, внимание и участие в жизни ребёнка взрослых, организация занятости маленького человека благоприятны для развития таких личностных качеств, как трудолюбие, самостоятельность. В любой деятельности важна мотивация, необходимо научить ребенка испытывать удовлетворение от самого процесса поиска и достижения цели. Происходит интенсивное формирование моральных чувств ребенка, развивается самосознание. Вырабатывается самооценка в оценке своей деятельности самим ребенком и в общении с другими, появляется самоуважение, которое связано с уверенностью в учебных способностях и успехами внеурочной деятельности.
В подростковом возрасте (10 (11) – 13 (14) лет) социальная ситуация меняется - появляется устойчивое стремление к независимости, к самостоятельной жизни. В то же время взрослые (прежде всего родители) относятся к подростку как к ребенку. На первый план выходит общение со сверстниками – установление эмоциональных контактов с целью удовлетворения информационных, эмоциональных и других потребностей, которые не могут быть удовлетворены во взаимодействии с взрослыми. Происходит качественный сдвиг в развитии самосознания. Здесь важны жизненные ориентиры, образцы для подражания - взрослый человек (зачастую трудно досягаемый пример) и сверстник (мерка, позволяющая подростку оценить себя). Каждый неизбежно сталкивается с проблемами становления «Я» – идентичности. Подростковый период – это период бурных внутренних переживаний и эмоциональных трудностей, у ряда подростков появляется преувеличение недостатков своей внешности и поведения, зачастую надуманных и не соответствующих действительности. В сверстниках подросток ценит качества товарища и друга, сообразительность, смелость, общительность – нередко те качества, которых (по личному убеждению) не хватает самому. В переходном возрасте появляется чувство взрослости – отношение подростка к себе как к взрослому, обостряется стремление к независимости, но при этом сохраняется потребность в защите и поддержке. Человек вступает в промежуточный возраст между детской игрой и серьезной ответственной деятельностью взрослого. Психологическая напряженность, которая сопутствует формированию целостности личности, зависит от физиологического созревания индивидуума и от духовной атмосферы общества, в котором человек живет, от внутренней противоречивости общественной идеологии. Окончательно формируется личность, строится программа жизни. Подростки вступают в общество взрослых, желая преобразовать его. Сталкиваясь с препятствиями со стороны общества, осознавая и признавая зависимость от него, подростки социализируются, и только полное преодоление кризиса адаптации определяет переход к взрослому состоянию. В результате кризиса происходит развитие рефлексии и на ее основе самосознания; более глубокое и широкое понимание других людей; социальное сознание, «перенесенное внутрь», осознание себя в качества члена общества.
В работе с ребёнком (независимо от возраста) одним из основополагающих аспектов является формирование у него ценностного отношения к здоровью – и своему, и тех, кто находится рядом. С личным «состоянием тела, когда все жизненные отправления идут в полном порядке; отсутствием недуга, болезни» [1] всё, кажется, понятно. Здесь объединились в едином порыве родители, врачи, воспитатели и педагоги и сам ребёнок – как бы мал не был, он осознаёт преимущества «отсутствия недуга» как такового. Задача взрослых научить ценить и беречь здоровье, заботиться о себе (гигиена, прогулки на свежем воздухе, физкультура…), помогать другим… Помните хрестоматийное – «Поделись улыбкою своей – и она не раз ещё к тебе вернётся!»? Таким образом, сам характер благотворительной деятельности, направленной на оказание помощи и поддержки пожилым людям, людям с ограниченными возможностями здоровья, привлекает внимание школьников к проблеме здоровья человека, создает условия, при которых школьник начинает по-новому осознавать ценность здоровья. Вовлеченность учащихся в такую благотворительную деятельность, предположительно, должно содействовать формированию и развитию у них ценностного отношения к здоровью. Выводы по главе I 1. Ц енностное отношение – один из видов субъективного отражения действительности, в процессе которого происходит осознание и оценка индивидом ценности, положительной значимости объекта действительности для себя как для субъекта жизнедеятельности, характеризующееся бескорыстным эмоциональным стремлением. Формирование ценностного отношения – одна из наиболее важных целей в педагогическом процессе. Здоровье – состояние физического, духовного и социального благополучия человека. Вопросы здоровья человека занимают важное место в содержании общего образования. С учетом педагогической науки и практики содействовать формированию у школьников ценностного отношения к здоровью может комплексная работа, включающая несколько направлений, в т.ч. и благотворительную деятельность. 2. Благотворительная деятельность (благотворительность) - добровольная деятельность граждан по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче нуждающимся имущества, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. Понятие благотворительной деятельности включает в себя понятие добровольческой (волонтерской) деятельности. Под добровольческой (волонтерской) деятельностью понимается добровольная деятельность в форме безвозмездного выполнения работ и (или) оказания услуг в благотворительных целях. Характер благотворительной деятельности и ее содержание имеют большой воспитательный потенциал. На исключительную значимость вовлечения подрастающего поколения в такую деятельность обращали внимание выдающиеся педагоги - ученые и практики (К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, М. Монтессори, Я. Корчак, В.А. Сухомлинский и др.). В современной российской школе возрождается внимание к воспитательным возможностям благотворительной деятельности.
3. Характер благотворительной деятельности, направленной на оказание помощи и поддержки пожилым людям, людям с ограниченными возможностями здоровья, привлекает внимание школьников к проблеме здоровья человека, создает условия, при которых школьник начинает по-новому осознавать ценность здоровья. Вовлеченность учащихся в такую благотворительную деятельность, предположительно, должно содействовать формированию и развитию у них ценностного отношения к здоровью.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 76; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.24.134 (0.006 с.) |