Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности подросткового возраста
Подростковый возраст (по периодизации Д. Б. Эльконина - младший подростковый возраст) начинается в 10-11 лет и продолжается до 14-15 лет (5-8 классы). Какие изменения происходят в психической сфере подростка? На психическое развитие школьника в этом возрасте оказывает влияние половое созревание. В эмоциональной сфере подростка проявляется агрессивность и экспрессивность, неумение сдерживать себя, резкость в поведении. Появляется состояние внутреннего конфликта (личностного). Для подросткового возраста характерен активный поиск объекта для подражания. Идеал подростка – это эмоционально окрашенный, переживаемый и внутренне принятый образ, который служит для него образцом, регулятором его поведения и критерием оценки поведения других людей. Одной из существенных особенностей личности подростка является стремление быть и считаться взрослым. Подросток всеми средствами пытается утвердить свою взрослость, но одновременно ощущения полноценной взрослости у него еще нет. Это противоречие является возможным источником стрессогенных факторов. Главная основа дружбы подростков - общность интересов. К дружбе предъявляются довольно высокие требования. Утрачиваются прежние авторитеты и приоритеты, эмоциональная сфера становиться более хрупкой и неустойчивой. К числу важных психологических характеристик подростка относятся: самокритичность, негативизм, замкнутость, самоуверенность, авантюризм, социальная активность. К биологически-обусловленным индивидуальным особенностям относится темперамент. Физиологической основой темперамента является тип высшей нервной деятельности, определяемый соотношением основных свойств нервной системы: силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения, протекающих в нервной системе. Сангвиник подвижен, непоседлив, разговаривает, но его ответы на уроках свидетельствуют о том, что он работает. Флегматики и меланхолики пассивны, кажутся невнимательными, но на самом деле они сосредоточены на изучаемом предмете [18]. Холерик работоспособный и выносливый ученик, но часто растрачивает все силы в начале деятельности, отчего быстро устает. Холерики любят интенсивно трудиться в ускоренном темпе. Если задание им интересно, способны на многое за короткий срок.
Флегматики наиболее трудоспособные учащиеся, упорные, настойчивые, аккуратные и внимательные. Их медлительность с лихвой компенсируется прилежанием. Любят разбираться, анализировать, сопоставлять факты, изучать тему со всех сторон и точек зрения. Это прилежные ученики, уважающие учителей. Несмотря на различия по темпераменту, ключевыми психологическими особенностями школьников подросткового возраста являются потребность в общении с одноклассниками, стремление быть лидером в коллективе сверстников, установлении дружеских взаимоотношений. Юношеский возраст у школьника начинается с 15 лет (по периодизации Д. Б. Эльконина 15-17 лет – ранняя юность или старший подростковый возраст). Это 9-11 классы. Основным видом деятельности в юношеском возрасте является общение и коммуникабельность, но учение продолжает оставаться одним из главных видов деятельности. В этом возрасте встречаются два типа учащихся: для одних характерно наличие равномерно распределенных интересов, другие отличаются ярко выраженным интересом к одной науке. На первое место выдвигаются мотивы, связанные с жизненными планами учащихся, их намерениями в будущем, мировоззрением, саморазвитием и самоопределением. Активно формируются устойчивые ценности и системы ценностей, корректируется мировоззрение. Все чаще старший школьник начинает руководствоваться сознательно поставленной целью, появляется стремление к самообразованию [24]. Гормональный дисбаланс остался позади, но обострилась потребность в социализации, в общественном признании. Формирование более устойчивой эмоциональной сферы помогает юноше преодолевать ситуации дисстресса. Теперь у юноши формируется собственная точка зрения, его в меньшей степени интересует мнение окружающих, он может гармонично общаться с различными возрастными группами. В старшем школьном возрасте устанавливается довольно прочная связь между профессиональными и учебными интересами. Выбор профессии способствует формированию учебных интересов, изменению отношения к учебной деятельности. В связи с необходимостью самоопределения у школьников возникает потребность разобраться в окружающем и в самом себе, происходит поиск смысла.
Старший школьник в своей учебной работе уверенно пользуется различными мыслительными операциями, рассуждает логически, запоминает осмысленно. В то же время познавательная деятельность старшеклассников имеет свои особенности. Старший школьник стремится разобраться в разных точках зрения на этот вопрос, составить мнение, установить истину. Они любят исследовать и экспериментировать, творить и создавать новое, оригинальное. Характерной особенностью дружбы старшеклассников является не только общность интересов, но и единство взглядов, убеждений. Дружба носит интимный характер: хороший друг становится незаменимым человеком, друзья делятся самыми сокровенными мыслями. Укрепляется волевая сфера. Развивается целеустремленность, инициативность, настойчивость и самокритичность. В этом возрасте укрепляется выдержка и самообладание. Можно отметить следующие возрастные характеристики: максимализм, эстетический и этический идеализм, благородство и доверчивость, внутренняя борьба. Все эти особенности необходимо учитывать при организации образовательной деятельности с подростками.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 93; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.21.26 (0.005 с.) |