Особенности подросткового возраста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности подросткового возраста



 

Подростковый возраст (по периодизации Д. Б. Эльконина - младший подростковый возраст) начинается в 10-11 лет и продолжается до 14-15 лет (5-8 классы). Какие изменения происходят в психической сфере подростка?

На психическое развитие школьника в этом возрасте оказывает влияние половое созревание. В эмоциональной сфере подростка проявляется агрессивность и экспрессивность, неумение сдерживать себя, резкость в поведении. Появляется состояние внутреннего конфликта (личностного). Для подросткового возраста характерен активный поиск объекта для подражания. Идеал подростка – это эмоционально окрашенный, переживаемый и внутренне принятый образ, который служит для него образцом, регулятором его поведения и критерием оценки поведения других людей.

Одной из существенных особенностей личности подростка является стремление быть и считаться взрослым. Подросток всеми средствами пытается утвердить свою взрослость, но одновременно ощущения полноценной взрослости у него еще нет. Это противоречие является возможным источником стрессогенных факторов. Главная основа дружбы подростков - общность интересов. К дружбе предъявляются довольно высокие требования. Утрачиваются прежние авторитеты и приоритеты, эмоциональная сфера становиться более хрупкой и неустойчивой. К числу важных психологических характеристик подростка относятся: самокритичность, негативизм, замкнутость, самоуверенность, авантюризм, социальная активность.

К биологически-обусловленным индивидуальным особенностям относится темперамент. Физиологической основой темперамента является тип высшей нервной деятельности, определяемый соотношением основных свойств нервной системы: силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения, протекающих в нервной системе.

Сангвиник подвижен, непоседлив, разговаривает, но его ответы на уроках свидетельствуют о том, что он работает. Флегматики и меланхолики пассивны, кажутся невнимательными, но на самом деле они сосредоточены на изучаемом предмете [18].

Холерик работоспособный и выносливый ученик, но часто растрачивает все силы в начале деятельности, отчего быстро устает. Холерики любят интенсивно трудиться в ускоренном темпе. Если задание им интересно, способны на многое за короткий срок.

Флегматики наиболее трудоспособные учащиеся, упорные, настойчивые, аккуратные и внимательные. Их медлительность с лихвой компенсируется прилежанием. Любят разбираться, анализировать, сопоставлять факты, изучать тему со всех сторон и точек зрения. Это прилежные ученики, уважающие учителей.

Несмотря на различия по темпераменту, ключевыми психологическими особенностями школьников подросткового возраста являются потребность в общении с одноклассниками, стремление быть лидером в коллективе сверстников, установлении дружеских взаимоотношений.

Юношеский возраст у школьника начинается с 15 лет (по периодизации Д. Б. Эльконина 15-17 лет – ранняя юность или старший подростковый возраст). Это 9-11 классы.

Основным видом деятельности в юношеском возрасте является общение и коммуникабельность, но учение продолжает оставаться одним из главных видов деятельности. В этом возрасте встречаются два типа учащихся: для одних характерно наличие равномерно распределенных интересов, другие отличаются ярко выраженным интересом к одной науке. На первое место выдвигаются мотивы, связанные с жизненными планами учащихся, их намерениями в будущем, мировоззрением, саморазвитием и самоопределением. Активно формируются устойчивые ценности и системы ценностей, корректируется мировоззрение. Все чаще старший школьник начинает руководствоваться сознательно поставленной целью, появляется стремление к самообразованию [24].

Гормональный дисбаланс остался позади, но обострилась потребность в социализации, в общественном признании. Формирование более устойчивой эмоциональной сферы помогает юноше преодолевать ситуации дисстресса. Теперь у юноши формируется собственная точка зрения, его в меньшей степени интересует мнение окружающих, он может гармонично общаться с различными возрастными группами. В старшем школьном возрасте устанавливается довольно прочная связь между профессиональными и учебными интересами. Выбор профессии способствует формированию учебных интересов, изменению отношения к учебной деятельности. В связи с необходимостью самоопределения у школьников возникает потребность разобраться в окружающем и в самом себе, происходит поиск смысла.

Старший школьник в своей учебной работе уверенно пользуется различными мыслительными операциями, рассуждает логически, запоминает осмысленно. В то же время познавательная деятельность старшеклассников имеет свои особенности. Старший школьник стремится разобраться в разных точках зрения на этот вопрос, составить мнение, установить истину. Они любят исследовать и экспериментировать, творить и создавать новое, оригинальное. Характерной особенностью дружбы старшеклассников является не только общность интересов, но и единство взглядов, убеждений. Дружба носит интимный характер: хороший друг становится незаменимым человеком, друзья делятся самыми сокровенными мыслями. Укрепляется волевая сфера. Развивается целеустремленность, инициативность, настойчивость и самокритичность. В этом возрасте укрепляется выдержка и самообладание.

Можно отметить следующие возрастные характеристики: максимализм, эстетический и этический идеализм, благородство и доверчивость, внутренняя борьба. Все эти особенности необходимо учитывать при организации образовательной деятельности с подростками.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 93; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.21.26 (0.005 с.)