Основы экологической педагогики и психологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основы экологической педагогики и психологии.



По изданию: Экологическая педагогика и психология /

  С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. - Ростов-на Дону: Феникс, 1996.

 

 

Экологическая психология, в отличие от близких ей областей исследований: во-первых, рассматривает взаимодействие человека только с природой, а не со всей окружающей его средой, во-вторых, как объект исследует не «природную среду», а «мир природы».

Предметом исследования в экологической психологии является экологическое сознание, а также трех его подструктур — экологических представлений (знаний), субъективного отношения к Природе, стратегий и технологий взаимодействия с ней. В современном обществе отмечаются два противоположных типа экологического сознания, определяющих отношение Человека к Природе

Антропоцентрическое экологическое сознание характеризуется доминантойчеловеческой «исключительности» и «освобожденностью» от подчинения объективным экологическим закономерностям. Его основные черты:


1) Высшую ценность представляет человек. Все остальное в природе ценно лишь постольку, поскольку оно может быть полезно человеку. Природа объявляется собственностью человечества, считается, что оно имеет на это право.
2) Иерархическая картина мира. На вершине пирамиды стоит человек, несколько ниже — вещи, созданные человеком и для человека, еще ниже располагаются различные составляющие Природы, место которых в иерархии определяется полезностью для человека. Мир людей противопоставлен миру Природы.

3) Целью взаимодействия с Природой является удовлетворение тех или иных прагматических потребностей: производственных, научных и т. д., — получение определенного «полезного продукта», «использование».

4) Характер взаимодействия с Природой определяется «прагматическим. императивом»: правильно и разрешено то, что полезно человеку и человечеству.


5) Природа воспринимается только как объект человеческих манипуляций, как обезличенная «окружающая среда».

6) Этические нормы и правила действуют только в мире людей и не распространяются на взаимодействие с миром Природы.


7) Дальнейшее развитие Природы мыслится как процесс, который должен быть подчинен процессу развития Человека.

8) Деятельность по охране природы продиктована дальним прагматизмом: необходимостью сохранить природную среду, чтобы ею могли пользоваться будущие поколения.

В кратком выражении - антропоцентрический тип экологического сознания это:

1) система представлений о мире, для которой характерна противопоставленностъ человека как высшей ценности и природы как его собственности,

2) восприятие природы как объекта одностороннего воздействия человека,

3) прагматический характер мотивов и целей взаимодействия с ней.

 

Для преодоления экологического кризиса необходим новый, экоцентрический тип экологического сознания, в котором:


1) Высшую ценность представляет гармоничное развитие (соразвитие) Человека и Природы. Природное признается изначально самоценным, имеющим право на существование вне зависимости от полезности или бесполезности и даже «вредности» для человека. Человек не собственник Природы, а часть природного сообщества.

2) Отказ от иерархической картины мира. Человек не признается обладающим какими-то особенными привилегиями на том основании, что он имеет разум, наоборот, его разумность налагает на него дополнительные обязанности по отношению к окружающей его природе. Мир людей не противопоставлен миру Природы, они оба являются элементами единой системы.


3) Целью взаимодействия с Природой является максимальное удовлетворение как потребностей человека, так и потребностей всего природного сообщества Воздействие на природу сменяется взаимодействием.


4) Характер взаимодействия с Природой определяется «экологическим императивом»: правильно и разрешено только то, что не нарушает существующее в природе экологическое равновесие.


5) Природа и все природное воспринимается как полноправный субъект по взаимодействию с человеком.


6) Этические нормы и правила равным образом распространяются как на взаимодействие между людьми, так и на взаимодействие с миром Природы.

7) Развитие Природы и Человека мыслится как процесс коэволюции, взаимовыгодного единства.

8) Деятельность по охране Природы продиктована необходимостью сохранить Природу ради нее самой.


Таким образом, экоцентрический тип экологического сознания это:

1) картина мира - система представлений о мире, для которой характерна ориентированность на экологическую целесообразность, отсутствие противопоставленности Человека и Природы,

2) субъект-субъектное отношение как к миру Природы в целом, так и к отдельным его представителям - восприятие природных объектов как полноправных субъектов, партнеров по взаимодействию с Человеком,

3) баланс прагматического и непрагматического взаимодействия с природой.

В самом общем смысле под субъективным отношением в психологии понимается субъективно окрашенное отражение личностью взаимосвязей своих потребностей с объектами и явлениями мира, являющееся фактором, обусловливающим поведение.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 652; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.133.96 (0.005 с.)