Существует целый ряд объяснений того, почему так распространена фундаментальная ошибка атрибуции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Существует целый ряд объяснений того, почему так распространена фундаментальная ошибка атрибуции.



Д. Гилберт утверждал, что «первая атрибуция» — всегда личностная, она делается автоматически, а лишь потом начинается сложная работа по перепроверке своего суждения о причине. По мнению Гилберта, эта «работа» может осуществляться либо «по Келли», либо «по Джонсу и Дэвису», но все это совершается «потом»: непосредственное суждение всегда адресовано личности.

 

Более глубокие объяснения феномена фундаментальной ошибки даются теми авторами, которые апеллируют к некоторым социальным нормам, представленным в культуре.

С. Московиси полагает, что это в значительной мере соотносится с общими нормами индивидуализма, а Р. Браун отмечает, что такая норма предписана даже в языке. По свидетельству У. Мишела, эпитеты, применяемые к поведению того или иного человека, могут быть применены и к самому этому человеку («враждебные» действия совершаются «враждебно настроенными людьми»; «зависимое» поведение свойственно «зависимым людям» и т.д.). В то же время язык не позволяет таким же образом связывать действия и ситуации.

К факторам культуры следует добавить и некоторые индивидуально-психологические характеристики субъектов атрибутивного процесса: в частности, было отмечено, что существует связь предпочитаемого типа атрибуции с «локусом контроля». В свое время Дж. Роттер доказал, что люди различаются в ожиданиях позитивной или негативной оценки их поведения: интерналы в большей степени доверяют своей собственной возможности оценивать свое поведение, в то время как экстерналы воспринимают оценку своего поведения как воздействие какой-то внешней причины (удача, шанс и пр.).

Исследования фундаментальной ошибки атрибуции были дополнены изучением того, как приписываются причины поведению другого человека в двух различных ситуациях: когда тот свободен в выборе модели своего поведения и когда тому данное поведение предписано (т.е. он несвободен в выборе). Казалось бы, естественным было ожидать, что личностная атрибуция будет осуществлена значительно более определенно в первом случае, где наблюдаемый индивид — подлинный субъект действия. Однако в ряде экспериментов эта идея не подтвердилась.

 

Каузальная атрибуция (от лат. causa — причина лат. attributio — приписывание) — феномен межличностного восприятия. Заключается в интерпретации, приписывании причин действий другого человека в условиях дефицита информации о действительных причинах его действий.

 Понятие было сформировано в западной социальной психологии и наиболее общее своё представление получило в теории атрибуции (англ. Attributiontheory), разработанной Г. Келли, Ф. Хайдером, Ли Россом. Исследователи каузальной атрибуции пытались выяснить механизмы, факторы с помощью которых «рядовой человек», «человек с улицы» объясняет для себя причинно-следственные связи тех событий, которые он воспринимает, в том числе и своё собственное поведение.

 

Мера и степень атрибуции зависят от двух показателей:

соответствие поступка ролевым ожиданиям — чем больше соответствие, тем меньше дефицит информации, следовательно степень приписывания будет меньше; соответствие действия культурным нормам.

 

Классификация

Г. Келли выделил три типа атрибуции:

 

-личностная атрибуция (причина приписывается человеку, совершающему действие);

-объектная атрибуция (причина приписывается объекту, на который направлен поступок);

-обстоятельственная атрибуция (причина приписывается обстоятельствам).

 

В ходе исследований было выявлено, что участник событий чаще использует обстоятельственную атрибуцию, а наблюдатель личностную.

 

 

32. Перцептивная сторона коммуникации: социально-психологические эффекты восприятия информации (несколько примеров по выбору)

 

Перспективной стороной общения или перцепцией в психологии называется процесс взаимодействия между людьми. Основан на обычном общении, понимании и восприятии человека человеком. Термин «перцепция» происходит от латинского perceptio, означающего «восприятие».

Есть и другое определение понятия. Перцепция в психологии – это отображение индивидом на когнитивном уровне встречающихся ему объектов и явлений.

Если сказать кратко, перцепция означает восприятие одного человека другим, осознание ими личностных качеств друг друга. Это происходит благодаря пониманию установок, целей, мотивов. Вы проводите объективную оценку собеседника, качества которого не похожи на ваши.

Перцепция проявляется не только в понимании, но и в принятии. Получается, что два человека разделяют ценности и убеждения, согласовывают их между собой. В результате развивается дружба, привязанность, влюбленность.

 

Итак, перцептивная сторона общения представляет собой серьезный процесс обмена информацией между людьми. Они рассматривают, оценивают, пытаются понять и принять друг друга.

К функциям социальной перцепции относят 5 пунктов:

Изучение себя. Осуществляется благодаря осознанию себя через других людей. Взаимодействуя социально с окружающими, вы получаете информацию о самом себе. Воспринимая личность собеседника, вы обретаете возможность примерить черты его характера на себя. Это помогает увидеть свои собственные скрытые желания, страхи, потребности.

Изучение партнера. Эта функция перцепции включает в себя понимание взглядов, убеждений окружающих вас людей. Только так вы можете получить на 100% точную информацию о человеке. По-другому это сделать невозможно. Коммуникация – это основа любого вида отношений, будь то романтические, дружеские или приятельские.

Организация совместной работы. Если субъекты социальных отношений понимают и принимают друг друга, они легко смогут вести совместную деятельность. Знание установок партнера, его мотивов, ценностей помогает правильно вести себя с ним. Во взаимодействии не двух человек, а группы перцепция имеет еще более важное значение. Совместная деятельность в таком случае возможна только при полном понимании и принятии одним членом коллектива всех остальных и наоборот.

Развитие взаимопонимания. Такая функция перцепции является основой любых отношений. Точки соприкосновения, общие интересы и взгляды – это залог получения удовольствия от общения. Также это возможность находить компромиссные решения в спорных ситуациях.

Развитие эмоционального взаимодействия. Любые отношения вызывают в человеке чувства и эмоции. В результате между людьми появляются симпатия, враждебность, дружба и другие виды отношений.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.13.201 (0.005 с.)