Данные элементы представляют собой целостные представления, символы, системы и идеи верований, обладающие постоянством и регулярностью. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Данные элементы представляют собой целостные представления, символы, системы и идеи верований, обладающие постоянством и регулярностью.



Элементы действий Любой деятель, по мнению Парсонса, всегда соотносит возникшую ситуацию со своими целями и потребностями. В этом случае происходит подключение мотивационного компонента. Это объясняется тем, что в любой ситуации основной целью деятеля является получение «награды». Для теории действия мотив первостепенного значения не имеет. Гораздо важнее в этом случае рассматривать опыт деятеля, то есть его способность определить ситуацию для организации оптимального воздействия на нее. При этом должна последовать не просто реакция. Деятелю необходимо выработать свою систему ожиданий, учитывая особенности элементов ситуаций. Однако порой все бывает намного сложней. Так, в социальных ситуациях деятелю важно рассмотреть те реакции, проявление которых возможно от других индивидов и групп. Это также должно быть учтено во время отбора варианта собственного действия. - Читайте подробнее на FB.ru: https://fb.ru/article/398240/teoriya-parsonsa-osnovnyie-idei-i-soderjanie

Задачи, преследуемые общей теорией действия Т. Парсонса:

 

1. Определение особенностей структуры социального действия;

2. Разработка переменных действия, связанных с ценностными ориентациями субъектов действия;

3. Нахождение требований, предъявляемых к системе действия со стороны внешней среды и со стороны внутренних потребностей развития самой системы;

4. Установление механизмов взаимообмена между основными подсистемами действия;

5. Применение теории действия к рассмотрению социальной эволюции.

 

Структура элементарного действия, по Т. Парсонсу, включает следующие элементы:

 

1) действующее лицо или «актор» - отдельная личность или группа;

2) цель, которую преследует действующее лицо;

3) ситуация, подразумевающая условия и средства действия;

4) ценности и нормы, которыми руководствуется действующее лицо (по-другому, нормативная ориентация действия).

 

Таким образом, каждая система на более низком уровне представлена четырьмя подсистемами, созданными для продолжения нормального функционирования данных систем:

 

1. Адаптация - каждая система должна приспосабливаться к своему окружению;

2. Целеполагание - каждая система должна иметь средства для достижения целей и задействовать ресурсы системы в процессе достижения этих целей;

3. Интеграция - каждая система должна поддерживать свое единство, пресекая любые отклонения;

4. Латентность - каждая система должна стремиться к сохранению внутреннего порядка.

 

Субъект социального действия обозначается термином «социальный актор». Акторы оказывают влияние на социальную действительность, вырабатывая стратегию своих действий. Стратегия заключается в выборе целей и средств их достижения.

Структура социального действия обязательно включает в себя следующие необходимые элементы:

 

1) актора;

2) потребность актора, выступающую непосредственным мотивом действия;

3) стратегия действия (осознанная цель и средства ее достижения);

4) индивид или социальная группа, на которые ориентировано действие;

5) конечный результат (успех или неудача).

 

 

36. Интерактивная сторона коммуникации: Стадии взаимодействия. Социальные связи (Ян Щепаньский)

 

Интерактивная сторона общения - это условный термин, обозначающий харак­теристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности.

Часть авторов просто отождествляют общение и взаимодействие, интерпретируя и то и другое как коммуникацию в узком смысле слова (т.е. как обмен информаци­ей), другие рассматривают отношения между взаимодействием и об­щением как отношение формы некоторого процесса и его содержа­ния. Иногда предпочитают говорить о связанном, но все же самосто­ятельном существовании общения как коммуникации и взаимодействия как интеракции.

Если полагать, что общение в широком смысле слова (как реальность меж­личностных и общественных отношений) включает в себя коммуни­кациюв узком смысле слова (как обмен информацией), то интерактивная сторона общения (взаимодействие) – та, сторона, которая фиксирует не только обмен информацией, но и организацию совместных действий, позволяю­щих партнерам реализовать некоторую общую для них деятельность.

Такое решение вопроса исключает отрыв взаимодействия от комму­никации, но исключает и отождествление их: коммуникация органи­зуется в ходе совместной деятельности, «по поводу» ее, и именно в этом процессе людям необходимо обмениваться и информацией, и са­мими действиями.

 

Психологическое содержание процесса обмена действиями включа­ет в себя три момента:

а) учет планов, «созревших в голове другого», и сопоставление их с собственными планами;

б) анализ «вкладов» каждого участника взаимодействия;

в) осмысление меры включенно­сти во взаимодействие каждого из партнеров.

 

Этапы:

1. Установление контакта. Задача контактной фазы — побу­дить собеседника к общению и создать максимум возможностей для дальнейшего делового обсуждения и принятия решений. Пра­вила установления контакта:

 

продемонстрировать доброжелательность и открытость для общения (возможно применение невербальных средств об­щения — улыбка, наклон головы, выражение глаз), создать доброжелательную атмосферу; словесное обращение (приветствие) — сделать паузу, дож­даться ответа, увидеть открытость или закрытость партнера к общению; не вступать в контакт, если собеседник занят (разговаривает, причесывается), начинать его словами «вы», «ты», а не «я», «мы».

 

2. Этап ориентации помогает определить стратегию итактику делового общения, развить интерес к нему, вовлечь партнера. За­дачи этого этапа:

вызвать интерес кпредстоящей беседе и вовлечь собесед­ника в обсуждение;

выявить самооценку собеседника и сориентироваться в рас­пределении ролей;

начать решение основной задачи общения.

 

На этом этапе сразу выясняют, каким по длительности будет разговор (свернутый, четкий или развернутый, подробный).

 

3. Активное обсуждение вопроса в непринужденной атмосфере:

шутка;

повышение эмоционального тонуса собеседника (похвала, напоминание о приятных событиях и т.п.); включение собеседника в выполнение физических действии (просьба помощи, благодарность).

 

С учетом самооценки партнера, которую можно повысить или понизить, и правильного распределения ролей по принципу Д°" минирование — подчинение возможны:

 

«пристройка сверху» — выпрямленная поза с подбородком, параллельным земле; полное отсутствие контакта глаз; мед­ленная речь с выдержанными паузами; навязывание собе­седнику определенной дистанции;

«пристройка снизу» — приниженная поза; постоянное дви­жение глаз снизу вверх; быстрый темп речи; предоставле­ние инициативы партнеру;

«пристройка на равных»— синхронизация темпа речи; урав­нивание громкости речи; установление симметричного ри­сунка обмена взглядами.

 

Для обсуждения проблемы необходимы вербальные навыки: умение слушать и умение говорить.

 

IV. Принятие решения — определяется предыдущей стадией и логически вытекает из нее.

V. Выход из контакта — его цель создать хорошее последнее впечатление (образ), что будет влиять на будущие деловые отношения.

 

Польский социолог Ян Щепаньский предлагает рассматривать структуру взаимодействия через стадии его развития:

 

- стадия пространственного контакта. Участники оказываются рядом в пространстве. Если взаимодействие развивается, то начинается следующая стадия;

- стадия психологического контакта – взаимодействие заинтересованных партнеров друг в друге;

- стадия социального контакта – между партнерами разворачивается совместная деятельность;

- стадия взаимодействия – партнеры осуществляют действия, цель которых − вызвать реакцию у другого;

- стадия социального отношения – партнеры осуществляют целые системы действий, взаимосвязанные друг с другом.

 

37. Интерактивная сторона коммуникации: позиции взаимодействия в транзактном анализе (Эрик Берн) и в теории «Пристройки Ершова»

 

Согласно американскому ученому Эрику Берну, единицей взаимодействия является трансакция. Он писал: «Люди, находясь вместе в одной группе, неизбежно заговорят друг с другом или иным путем покажут свою осведомленность о присутствии друг друга. Это мы называем трансакционным стимулом. Человек, к которому обращен трансакционный стимул, в ответ что-то скажет или сделает. Мы называем этот ответ трансакционной реакцией... Трансакция считается дополнительной, если стимул влечет ожидаемую реакцию».

 

Ситуация контакта двух и более людей может принимать различные формы:

 

1) простое соприсутствие;

2) обмен информацией;

3) совместная деятельность;

4) равная обоюдная или асимметричная активность, причем активность может быть разного типа: социальное влияние, сотрудничество, соперничество, манипуляция, конфликт и др.

 

В общении выделяют следующие позиции:

1) доброжелательную, предполагающую принятие собеседника;

2) нейтральную;

3) враждебную — непринятия собеседника;

4) доминирование, или «общение сверху»;

5) общение «на равных»;

6) подчинение, или позиция «снизу».

 

Согласно концепции трансактного анализа Э. Берна, в структуре взаимодействия людей присутствуют три позиции: «Родителя», «Взрослого» и «Ребенка», на основе которых строится реальный процесс взаимодействия. Эти позиции могут неоднократно сменять друг друга на протяжении общения, кроме того, одна из них может преобладать в поведении человека. Взаимодействие с позиции «Родителя» предполагает склонность к доминированию, к конкуренции, к проявлению власти и чувства высокой самоценности, к поучению других, к критическому осуждению других людей, правительства и пр. Взаимодействие с позиции «Взрослого» предполагает склонность к равноправному сотрудничеству, к признанию за собой и другими равных прав и ответственности за исход взаимодействия. Взаимодействие с позиции «Ребенка» предполагает склонность к подчинению, к поиску поддержки и защиты («послушный Ребенок») либо к эмоциональному импульсивному протесту, бунту, непредсказуемым капризам («бунтующий Ребенок»).

С позиции «Ребенка» человек смотрит на другого как бы снизу вверх, с готовностью подчиняется, испытывая радость от того, что его любят, но одновременно и чувство неуверенности, беззащитности. Эта позиция, являясь основной в детстве, нередко встречается и у взрослых. Так, иногда молодая женщина в общении с мужем хочет почувствовать себя вновь озорной девчонкой, оберегаемой от всяческих невзгод. Муж в таких ситуациях занимает позицию «Родителя», демонстрирует уверенность, покровительство, но одновременно и безапелляционность, приказной тон. В другое время, например, общаясь со своими родителями, он сам может занимать позицию «Ребенка».

При общении с коллегами обычно стремятся занять позицию «Взрослого», предусматривающую спокойный тон, выдержку, солидность, ответственность за свои поступки, равноправие в общении.

С позиции «Родителя» играются роли «старого отца», «старшей сестры», «внимательного супруга», «педагога», «врача», «начальника», «продавца», говорящего: «Зайдите завтра». С позиции «Ребенка» — роли «молодого специалиста», «аспиранта-соискателя», «артиста — любимца публики». С позиции «Взрослого» — роли «соседа», «случайного попутчика», «сослуживца, знающего себе цену» и др.

В позиции «Родителя» человек может принимать на себя две роли: «карающего Родителя» — указывает, приказывает, критикует, карает за непослушание и ошибки; «опекающего Родителя» — советует в мягкой форме, защищает, опекает, помогает, поддерживает, сочувствует, жалеет, заботится, прощает ошибки и обиды.

В позиции «Ребенка» выделяют «послушного ребенка» и «бунтующего ребенка» («Не хочу. Не буду, отстаньте!», «А тебе какое дело? Как хочу, так и буду делать!» и т.п.).

Наиболее успешным и эффективным является общение двух собеседников с позиции «Взрослых», могут отлично понимать друг друга и два «Ребенка».

Встречаются замаскированные виды общения, где внешний (социальный) уровень общения не совпадает, маскирует истинный психологический уровень общения. Например, общение продавца и покупателя может внешне носить равноправный характер двух «Взрослых», а фактически диалог продавца («Вещь хорошая, но дорогая») и покупателя («Именно это я и возьму») происходит на уровне «Родителя» (продавец) и «Ребенка» (покупатель).

 

Берн выделял разнообразные формы межличностного взаимодействия: привязанность, дружбу, любовь, соревнование, уход, времяпрепровождение, операцию, игру, социальное влияние, подчинение, конфликты, ритуальное взаимодействие и др.

 

Известный российский теоретик театра П. М. Ершов, анализируя взаимодействие актеров на сцене, ввел понятие, оказавшееся очень полезным в психологическом анализе, в том числе и в трансактном (см. Ершов П.М. Режиссура как практическая психология. М.: Искусство, 1972).

Это понятие — «пристройка». Пристройка сверху осуществляется при проявлении своего превосходства, пристройка снизу — подчинения, пристройка рядом — равного партнерства. К примеру, начальник — подчиненный, старший — младший; у первых естественна пристройка сверху, у вторых — пристройка снизу. У коллег одного возраста и положения ограниченна пристройка рядом. Попытка осуществить пристройку сверху может вызвать возмущение. Оценка действий другого человека — это пристройка сверху. Комплимент, а тем более лесть — пристройка снизу.

 

Признаки пристроек

 

Сверху — стремление доминировать; внешне может выглядеть как поучения, осуждения, советы, порицание, замечания, обращения «ты», «сынок», высокомерные или покровительственные интонации, похлопывание по плечу, стремление занять более высокое место, подача руки ладонью вниз, взгляды сверху вниз и многое другое.

Снизу — выглядит как просьба, извинение, оправдание, виноватые или заискивающие интонации, наклоны корпуса, опускание головы, подавание руки ладонью вверх и т. п.

 

На равных — отсутствие пристроек сверху или снизу, стремление к сотрудничеству, информационному обмену, соревнованию; характерны повествовательные интонации, вопросы и т. п.

 

Трансакции

 

Это понятие является центральным в трансактном анализе.

Трансакцией называется единица взаимодействия партнеров по общению, сопровождающаяся заданием позиций друг друга. Графически это выглядит так каждый партнер по общению изображается в виде набора всех трех его позиций: Р, В, Д (сверху вниз), а трансакция — стрелкой, идущей от выбранной позиции одного собеседника к предполагаемой позиции другого. Многочисленные примеры этого показаны на приведенных ниже рисунках.

 

 

38. Интерактивная сторона коммуникации: стили действий: ритуальный, манипулятивный, гуманистический и классификация ситуаций взаимодействия

 

Общение с людьми – это наука и искусство. Здесь важны и природные способности, и образование. Именно поэтому тот, кто хочет достичь успеха во взаимодействии с другими людьми, должен учиться этому, включая этику и психологию делового общения, а также используя социально-психологические тренинги по общению.

Залог успеха любых начинаний делового человека, какую бы задачу он ни решал, - создание климата делового сотрудничества, доверия и уважения.

 

Стиль общения существенно обуславливает поведение человека при его взаимодействии с другими людьми. Конкретный выбор стиля общения определяется многими факторами:

· личностными особенностями человека,

· его мировоззрением и положением в обществе,

· характеристиками этого общества и многим другим.

 

 

Если исходить из того, что стиль общения – это просто большая готовность человека к той или иной ситуации, то можно говорить о трех основных стилях. Их условно можно назвать ритуальным, манипулятивным и гуманистическим. Ритуальный стиль порождается межгрупповыми ситуациями, манипулятивный – деловыми, а гуманистический – межличностными.

Ритуальное общение. Здесь главной задачей партнеров является поддержание связи с социумом, подкрепление представления о себе как о члене общества. При этом важно, что партнер в таком общении является как бы необходимым атрибутом выполнения ритуала. В реальной жизни существует огромное количество ритуалов, подчас очень разных ситуаций, в которых каждый участвует как некоторая «маска» с заранее заданными свойствами. Эти ритуалы требуют от участников только одного – знания правил игры.

Например, день рождения. Все присутствующие знают друг друга лет двадцать, собираются вместе 3 – 4 раза в год, сидят по несколько часов и говорят об одном и том же. И мало того, что темы разговоров в сущности не меняются, так кроме этого каждый наверняка может предсказать точку зрения любого по любому вопросу.

В ритуальном общении для нас существенно следование роли – социальной, профессиональной или межличностной. Во многих случаях мы с удовольствием принимаем участие в ритуальном общении, в еще большем количестве ситуаций мы участвуем в нем автоматически, выполняя требования ситуации, практически не осознавая, что мы делаем. Но ритуальное общение редко преобладает в жизни. Оно бывает лишь прологом к другому общению – манипулятивному.

Манипулятивное общение. Это общение, при котором к партнеру относятся как к средству достижения внешних по отношению к нему целей. В манипулятивном общении мы «подсовывали» партнеру стереотип, который мы считаем наиболее выгодным в данный момент. И даже если у обоих партнеров имеются свои цели по изменению точки зрения собеседника, победит тот, кто окажется более искусным манипулятором, то есть тот, кто лучше знает партнера, лучше понимает цели, лучше владеет техникой общения.

Не следует делать вывод, что манипуляция – это негативное явление. По сути любое обучение, убеждение, управление всегда включает в себя манипулятивное общение. Именно поэтому эффективность этих процессов во многом зависит от степени владения законами и техникой манипулятивного общения.

Такое общение чрезвычайно распространено и существует в основном там, где существует совместная деятельность. Важно помнить об одном существенном моменте – отношении человека к манипулятивному общению и обратном воздействии манипулятивного стиля.

Гуманистическое общение. Это в наибольшей степени личностное общение, позволяющее удовлетворить такую человеческую потребность, как потребность в понимании, сочувствии, сопереживании. Ни ритуальное, ни манипулятивное общение не позволяют вполне удовлетворить эту жизненно важную потребность. Цели гуманистического общения не закреплены, не запланированы изначально. Его важной особенностью является то, что ожидаемым результатом общения является не поддержание социальных связей, не изменение точки зрения партнера, а совместное изменение представлений партнеров, определяемое глубиной общения

 

В качестве следующего показателя эффективности взаимодействия стоит рассмотреть адекватное понимание ситуации (в случае обмена информацией) и адекватный стиль действия в ней. Существует много классификаций ситуаций взаимодействия в социальной психологии. В качестве примера здесь можно привести способы организации межличностного взаимодействия, предложенные Э. Берном. Он предлагает рассматривать шесть форм социального поведения (четыре основные и два пограничных случая).

 

1. На одном полюсе пограничный случай – замкнутость, когда явная коммуникация между людьми отсутствует. Человек физически присутствует, но психологически – вне контакта, он будто бы окутан собственными мыслями (например, в купе железнодорожного поезда, в больничной палате, даже во время вечеринки).

2. Ритуалы – привычные, повторяющиеся действия, не несущие смысловой нагрузки. Они могут носить неформальный характер (приветствия, прощания, благодарности) или быть официальными (дипломатический этикет).

Цель этого типа общения – возможность провести время совместно, но не сближаясь.

3. Времяпрепровождения – полуритуальные разговоры о проблемах и событиях, известных всем. Они не так стилизованы и не так предсказуемы, как ритуалы, но обладают некоторой повторяемостью. Примерами могут служить вечеринка, где участники недостаточно хорошо знакомы друг с другом, или разговоры во время ожидания какого- нибудь официального собрания. Времяпрепровождение всегда социально запрограммировано: говорить в это время можно лишь в определенном стиле и только на допустимые темы (например, светский разговор или женский разговор). Основная цель этого типа общения – структурирование времени и отчасти социальный отбор, когда человек ищет новые полезные знакомства и связи.

4. Совместная деятельность – взаимодействие между людьми на работе, целью которого прежде всего является эффективное выполнение поставленной задачи.

5. Игры – наиболее сложный тип общения, так как в играх каждая сторона неосознанно старается достичь превосходства над другой и получить вознаграждение. Основная отличительная особенность игр – скрытая мотивация их участников. По мнению Э. Берна, люди обычно выбирают себе друзей, партнеров, близких людей из числа тех, кто играет в те же игры, что и они. Поэтому в данном социальном окружении каждый его представитель приобретает такую манеру поведения, которая покажется совершенно чуждой членам другого социального круга.

6. За игрой следует второй пограничный случай, замыкающий ряд форм межчеловеческих взаимодействий, – близость. Двустороннюю близость можно определить как свободное от игр общение, предполагающее теплое заинтересованное отношение между людьми, исключающее извлечение выгоды. Человеческая близость, которая по сути есть и должна быть самой совершенной формой человеческих взаимоотношений, приносит ни с чем не сравнимое удовольствие.

 

 

39. Интерактивная сторона коммуникации: теория диадического взаимодействия (Дж. Тибо и Г. Келли). Дилемма узника

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.97.219 (0.053 с.)