Выделяют пять основных стратегий (по К.Томасу): соперничество, компромисс, сотрудничество, уход, приспособление . 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выделяют пять основных стратегий (по К.Томасу): соперничество, компромисс, сотрудничество, уход, приспособление .



 

Соперничество заключается в навязывании другой стороне выгодного для себя решения. Соперничество оправдано в случаях: явной конструктивности предлагаемого решения; выгодности результата для всей группы или организации, а не для отдельного лица или микрогруппы; Соперничество целесообразно в экстремальных и принципиальных ситуациях, в случае дефицита времени и высокой вероятности опасных последствий.

Компромисс состоит в желании оппонентов завершить конфликт частичными уступками. Он характеризуется отказом от части требований, которые ранее выдвигались, готовностью признать претензии другой стороны частично обоснованными, готовностью простить. Компромисс эффективен в случаях: понимания оппонентом, что он и соперник имеют равные возможности; наличия взаимоисключающих интересов; удовлетворения временным решением; угрозы потерять все.

Приспособление или уступка, рассматривается как вынужденный или добровольный отказ от борьбы и сдача своих позиций. Принять такую стратегию оппонента вынуждают различные мотивы: осознание своей неправоты, необходимость сохранения хороших отношений с оппонентом, сильная зависимость от него; несерьезность проблемы. Кроме того, к такому выходу из конфликта приводит значительный ущерб, который нанесен в процессе борьбы, угроза еще более серьезных негативных последствий, отсутствие шансов на иной результат, давление третьей стороны.

Уход от решения проблемы или избегание, является попыткой выйти из конфликта при минимальных потерях. Отличается от аналогичной стратегии поведения во время конфликта тем, что оппонент переходит к ней после неудачных попыток реализовать свои интересы с помощью активных стратегий. Собственно, речь идет не о решении, а об угасании конфликта. Уход может быть вполне конструктивной реакцией на длительный конфликт. Избегание, применяется при отсутствии сил и времени для устранения противоречий, стремление выиграть время, наличия трудностей в определении линии своего поведения, нежелании решать проблему вообще.

Сотрудничество считается наиболее эффективной стратегией поведения в конфликте. Оно предполагает стремление оппонентов к конструктивному обсуждению проблемы, рассмотрение другой стороны не как противника, а как союзника в поиске решения. Наиболее эффективным является в ситуациях сильной взаимозависимости оппонентов; склонности обоих игнорировать различия во власти; важности решения для обеих сторон; беспристрастности участников [7; 8].

 

Выбор стратегии выхода из конфликта зависит от различных факторов. Обычно они указывают на личные особенности оппонента, уровень нанесенного ему ущерба и собственного ущерба, наличие ресурсов, статус оппонента, возможные последствия, серьезность решаемой проблемы, продолжительность конфликта. Сочетание стратегий определяет способ устранения противоречий, что лежит в основе конфликта.

 

 

44. Групповая коммуникация: коммуникативные роли в группах (РэймондМередитБелбин) и характеристики эффективной рабочей (проектной) группы

 

Основные конституирующие признаки группы: 1) общие интересы членов группы и 2) коммуникация между членами. Без взаимодействия и взаимообмена мнениями между членами группа не может сформироваться.

По Б.Такману, коммуникативные процессы в становлении группы проходят четыре стадии: 1) стадия формирования (выделение лидера, постановка задач, правил общения), 2) стадия протеста (конфликт индивидов и подгрупп, неприятие лидера и установок), 3) стадия нормоустановления (появление стабильной структуры группы, ее норм, взаимная притирка членов), 4) стадия сотрудничества (преодоление межличностных трений, решение общих задач). Процесс формирования группы происходит в диалоге между личностью и другой личностью, или – личностью и совокупной личность, если коллектив уже сложился и в него вливается новый член. Основа формирования группы – взаимная уступка, здесь формируется консенсуальная сфера интересов и поступков.

Основные типы групп: 1) референтные группы (индивид не включен реально, но нормы которой им принимаются, роль эталона для оценки своего поведения) и группы членства (значимый круг общения) (Г. Хаймен); 2) по времени: временные (участники дискуссии, соседи по купе) и стабильные (относительно постоянные)группы; 3) по степени произвольности решения индивидом вопроса о вхождении в группу:открытые и закрытые; 4) по характеру и формам организации деятельности: случайно организованная (например, экскурсионная); ассоциация - личностно значимая по целями (друзья); корпорация - на основании только внутренних целей, их достижениеосуществляется любой ценой, в том числе и за счет интересов других групп (черты корпорации может приобрести любая малая группа: семья, учебная группа и пр.); коллектив - связи и отношения между индивидами опосредованы общественно значимыми целями; команда – профессиональная группа, состоящая из двух человек или более; имеет ясную, упорядоченную и экономную структуру, направленную на достижение поставленных целей и выполнение задач; 5) по условию добровольности: Семейная группа: это недобровольная (родителей не выбирают), долгосрочная группа с разнообразными общими интересами (кровные связи, кровные узы, кровная месть). Первичная цель семейной группы – освоение человеческого языка и других средств коммуникации, обучение выживанию и поведению.

Неформальная группа: это дружеская группа, добровольная, необязательно долгосрочная. Общие интересы в группе: игра, а также социализация, обучение и развлечение через игру. Определение и самоутверждение собственной индивидуальности через ‘трение о среду’: тусовка, имитация взрослых отношений, игра в дочки-матери, в школу, в войну, уличные и дворовые банды. Формальная группа: это как добровольная (музыкальная школа, кружки и клубы), так и недобровольная (школа, армия) группа, с установленным сроком и условиями членства (от дня до пожизненности), установленной структурой и взаимоотношениями между членами (устав школы, университета, партии; учредительные документы фирмы; неформальные ‘присказки’ типа ты начальник – я дурак), установленными целями и задачами (например, образовательными: обучение и социализация; производственными: производство товаров, услуг, получение прибыли; социальными: реализация социальных задач и отношений). Помимо уставных задач формальные группы могут выполнять и неуставные. Сюда включается развитие взаимоотношений (совместные вечеринки и поездки на природу); социальная защита членов группы (медицинская и юридическая помощь, детские сады и дома отдыха); развитие личности и создание имиджа (работник компании, профессор университета, служащий McDonald's; имиджевая идентичность поддерживается различного рода ‘слоганами’); развитие природных задатков и талантов членов группы или препятствие этому (школа, тюрьма).

Основные признаки группы: 1) взаимоотношения и коммуникация между членами (взаимоотношения не обязательно бывают хорошие, они могут быть даже конкурентными и враждебными: как пауки в банке); 2) общепризнанные для членов цели, интересы и задачи (без коммуникации общие цели не дают группы, например, толпа на автобусной остановке); 3) общепринятая для членов система ценностей и норм поведения (Устав караульной и гарнизонной службы, Моральный кодекс строителя коммунизма); 4) выработанный членами группы набор поведенческих ролей и моделей коммуникативного поведения в определенной ситуации (например, на собрании: председатель, секретарь, президиум; менее официальные: наш дурачок, наш Наполеон и т.п.). Эти роли могут меняться со временем, развитием члена группы как личности: продвижение по службе, ребенок в японской семье: до восьми лет – господин, после восьми – раб, после шестнадцати – равный); 5) распределение и принятие определенных ролей в рамках группы: каждый из членов обладает определенным статусом (лидер – ведомый, начальник – подчиненный, преподаватель – студент, волк – заяц); 6) роль и identity каждого члена группы может поддерживаться дополнительно вербальными и невербальными маркерами (Ваше величество, товарищ, знаки отличия, корона, форма, отдать честь и т.п.).

Обязательные признаки малой групп: контактность; целостность; стабильность состава; устойчивость взаимодействия; наличие внутренней структуры, включающей систему неформальных ролей и статусов, нормы и правила поведения, а также механизм социального контроля;удовлетворение личных запросов через принадлежность к группе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 243; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.154.208 (0.006 с.)