Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Число 8, другой — 4, а третий — 2. Кто из них прав?
Чем больше будет рассмотрено практических ситуаций, тем активнее учащиеся будут постигать понятие величины. Большой интерес вызывает у них ситуация из мультфильма, когда измеряли длину удава попугаями, мартышками, слониками, но так и не смогли решить, какой же он длины. Для сравнения длин отрезков различными мерками целесообразно познако- мить учащихся с циркулем. С помощью этого инструмента дети могут выполнять, например,такие задания: Сравни длины отрезков, пользуясь мерками:
Дети проводят луч и циркулем откладывают на нем данные отрезки. В результате практической деятельности они сами делают вывод о необходи- мости введения единицы длины. Тогда учитель знакомит их с сантиметром и деци- метром, а также с линейкой — инструментом для измерения длины. Для того чтобы учащиеся лучше осознали взаимосвязь между числом и величи- ной, т. е. поняли, что в результате измерения они получают числа, которые можно складывать и вычитать, полезно в качестве наглядного пособия для сложения и вы- читания чисел использовать ту же линейку. Например, ученикам дается полоска. Требуется с помощью линейки опреде- лить ее длину. Линейка прикладывается так, чтобы 0 совпал с началом полоски. Ко- нец полоски совпадает с числом 3. Затем учитель предлагает вопросы: «А если при- ложить линейку так, чтобы начало полоски совпадало с числом 2, с каким числом на линейке тогда совпадет конец полоски? Почему?» Некоторые учащиеся сразу называют число 5, объясняя, что 2+3=5. Тот, кто за- трудняется, прибегает к практическому действию, в процессе которого закрепляет вы- числительные навыки и приобретает умение пользоваться линейкой для вычислений. Возможны аналогичные упражнения с линейкой и на обратное действие (вы- читание). Для этого ученики сначала определяют длину предложенной им полоски (например, 4 см), а затем учитель спрашивает: «Если конец полоски совпадает с числом 9 на линейке, то с каким числом совпадает начало полоски?» (5; 9-4=5). Знакомство с каждой новой единицей длины также связано с практическими действиями школьников. Например, при введении новой единицы измерения — де- циметра — учитель строит изучение материала так, чтобы дети прежде всего осо- знали ее необходимость. Для этого можно снова вернуться к сравнению длин по-
лосок, например 50 см и 70 см, предложив мерки в 1 см и 1 дм (поначалу можно не сообщать длину этих мерок), и выполнить задание — сравнить длины полосок с помощью предложенных мерок. Учащиеся на практике убеждаются в том, что пользоваться меркой в I см не- удобно: это требует значительного времени. Использование же второй мерки по- зволяет справиться с заданием гораздо быстрее. Учитель сообщает, что длина второй мерки — 10 см и ее называют дециметром. После чего ученики находят на линейке 1 дм. Установив соотношение между единицами длины (1 дм=10 см), первоклассники могут выполнять различные упражнения, связанные с переводом единиц одни наименований в другие, и даже рассматривать длины, выраженные в единицах двух наименований. Вера купила ленту длиной 70 см, а Маша —длиной 8 дм. У кого лента короче? Что ты можешь рассказать об этих отрезках?
При выполнении упражнений типа: «Вставь пропущенные числа: 1 дм 5 см =... см; 18 см =... дм... см», полезно обращаться к практическим действиям, потому что у детей не сразу формируется четкое представление о возможности выражения дли- ны в виде чисел с единицами двух наименований и запись 2 дм 6 см они относят к двум различным полоскам — одна 2 дм, другая 6 см. Чтобы помочь ученикам разо- браться в этом вопросе, можно организовать такую работу. Детям предлагается, например, полоска длиной 85 см. Для ее измерения сна- чала используется мерка в 1 дм. Она укладывается в полоске 8 раз, и остается еще маленький кусочек, в который эта мерка не укладывается. Можно, конечно, прило- жить линейку и ею измерить оставшийся кусочек, но из методических соображений этого делать не следует, так как задача заключается в том, чтобы измерить полоску с помощью различных мерок. Поэтому в оставшийся кусочек пять раз укладывает- ся мерка в 1 см. Таким образом в полоске уложилось 8 дм и 5 см. В этом случае говорят, что длина полоски 8 дм 5 см. После введения 1 м можно измерить длину полоски, используя единицы трех наименований. Например, 2 м 3 дм 5 см. С единицей длины — метром — учащихся целесообразно познакомить после
того как они научатся читать и записывать трехзначные числа: тогда они смогут пользоваться соотношениями: 1 м=10 дм и 1 м=100 см для выполнения различных упражнений. С единицей длины — километром — лучше начать действия в теме «Четырехзначные числа», так как только в этом случае учащиеся могут для выполне- ния различных упражнений пользоваться отношением: 1 км=1000 м. Дополни каждую величину до 1км: 999м, 800м, 750м, 980м, 200м, 400м, 900м. Дополни каждую величину до 4км: Зкм 998м, Зкм 100м, Зкм 850м, 2км 900м. Вставь пропущенные числа: 8713 м = км м Сравни величины: 1562 м 1км 562 м Единица длины — миллиметр — будет востребована после того как дети научат- ся читать и записывать шестизначные числа. В этом случае они смогут выразить в миллиметрах не только, например, 40 см (40 см=400 мм), но и 40 м (40 м=40000 мм). Задание 40. Подберите или составьте сами различные учебные задания, в процессе выполнения которых у младших школьников формируются представле- ния о длине, о ее единицах и их соотношениях. Также поэтапно проводится работа по формированию представлений о мас- се, емкости, времени. Например, для формирования представления о массе можно использовать такие ситуации. Ситуация 1, На столе учителя стоят два одинаковых по форме, цвету, размерам предмета (кубики, портфели и др.). Причем один из них пустой, а другой с грузом Учитель обращается к детям с вопросом: «В чем сходство и различие этих пред- метов?» Быстро назвав различные признаки сходства, учащиеся, естественно, за- трудняются указать признаки различия до тех пор, пока учитель не предложит им взять предметы в руки или кто-то из класса не проявит сам инициативу. Ребенок, участвующий в опыте, обычно непроизвольно восклицает: «Какой тяжелый!» Оказы- вается, окружающие нас предметы могут не только различаться по длине, но и быть легче или тяжелее. Таким образом вводится понятие массы. Ситуация 2. Учитель предлагает ученикам два яблока, которые очень незначи- тельно отличаются по массе, и спрашивает, какое яблоко легче, какое тяжелее. В данном случае его задача заключается в том, чтобы мнения учащихся были раз- личными. Учитель создает разногласия для того, чтобы дети убедились в необходи- мости использования весов. Положив яблоки на чашечные весы, одно на одну чаш- ку, другое на другую, ребята приходят к единому мнению. Ситуация 3
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 220; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.255.189 (0.015 с.) |