Сочиненія протопресвит. Михаила Помазанскаго 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сочиненія протопресвит. Михаила Помазанскаго



ЛУЧЪ СВѢТА.
Ученіе въ защиту Православной вѣры, въ обличеніе атеизма и въ опроверженіе доктринъ невѣрія.

Въ двухъ частяхъ: Часть вторая.
Собралъ, перепечаталъ и дополнилъ иллюстраціями Архимандритъ Пантелеимонъ.

Прот. М. Помазанскій († 1988 г.).
Церковь Христова и современное объединительное движеніе въ христіанствѣ.
Докладъ прочитанный на XV Епархіальномъ Собраніи.

Н асъ не должно бы удивлять то, что въ наше время проснулось въ разрозненномъ христіанствѣ исканіе путей къ объединенію. Передъ нашими глазами открытый и прямой походъ противъ христіанства въ коммунистическихъ странахъ; но въ болѣе мягкой по внѣшности формѣ походъ противъ христіанства захватилъ и страны т. наз. свободнаго міра. Предстоитъ борьба, и она требуетъ сплоченности людей, вѣрныхъ Христу, и крѣпкаго стоянія въ истинѣ. Враги уже сегодня готовы хоронить христіанство. Напрасно! Господни словá произнесены: «дерзайте! Азъ побѣдихъ міръ». Въ нашихъ сердцахъ они должны быть начертаны огненными буквами. Но борьба предстоитъ длительная и суровая. И кто — вѣрующій — не пожалѣетъ о томъ, что въ эти грозные историческіе часы такія массы христіанъ остаются за стѣнами созданной Господомъ Церкви? Кто — вѣрующій — не радовался бы соединенію всего христіанства, разрозненнаго и распыленнаго, въ единой святой соборной, апостольской Церкви?

Н о страшные соблазны таятся, если самый громкій, внѣшне сильный объединительный процессъ пойдетъ по обманчивому пути, а въ особенности — если онъ, идя самъ въ ложномъ направленіи, хотя бы въ частичной мѣрѣ затронетъ наше святое Православіе.

И ниціаторомъ объединительнаго движенія въ наши дни объявило себя протестантство.

Ч ѣмъ вызвано тамъ это движеніе? Побужденія были не одного рода, у разныхъ лицъ разныя.

Е стественно думать, что одна изъ причинъ, добрая и оправдываемая жизнью, есть уже указанная, а именно: требованіе времени: приготовиться къ самозащитѣ христіанства.

М ожно видѣть и другое побужденіе. Въ глубинѣ стремленій многихъ протестантовъ идутъ поиски давно-давно потерянной единой Христовой и апостольской Церкви. Послѣ четырехсотъ лѣтъ дробленія протестантизмъ пришелъ къ тупику. Въ одной Америкѣ насчитывается болѣе двухсотъ пятидесяти сектъ; пришла пора обратнаго теченія, не отъ центра, а къ искомому центру.

Н о есть и иная причина, не высказываемая прямо, но дающая себя чувствовать: крайнее ослабленіе вѣры въ нынѣшнемъ протестантизмѣ. Пока протестантскіе низы еще живутъ отчасти простой вѣрой, теологическіе факультеты стали проводниками позитивизма въ библейской и церковно-исторической наукѣ, метода, чуждающагося рѣчи о чудесахъ и сверхестественномъ элементѣ въ исторіи, и изъ религіи сдѣлали предметъ «объективной науки». Верхи и руководители протестантизма, воспитанники этихъ факультетовъ, колеблются между вѣрой и невѣріемъ въ основныя истины Евангелія, о чемъ иной разъ открыто заявляютъ: въ Божество Господа Іисуса Христа, въ Его воскресеніе и другія; меркнетъ вѣра въ безсмертіе души, меркнетъ въ протестантствѣ интересъ къ вопросамъ вѣчной жизни. И среди побужденій къ объединенію подсознательно дѣйствуютъ поиски цѣлебнаго источника для обновленія вѣры, подобнаго обновленію физическихъ организмовъ путемъ переливанія крови.

О днако, если смотрѣть со стороны, сразу нельзя не увидѣть уже въ этихъ исканіяхъ ряда ложныхъ предпосылокъ.

О дно заблужденіе — мысль, что въ современномъ мірѣ нѣтъ истинной хранительницы неповрежденной христіанской истины, что всѣ подраздѣленія въ христіанствѣ дефективны. Въ этомъ главное заблужденіе объединительныхъ стремленій въ протестантизмѣ. Между тѣмъ данный ложный принципъ принятъ въ основаніе экуменическаго движенія, о чемъ будетъ рѣчь.

Д ругое ложное предположеніе, явный парадоксъ, что если соединить дефективныя части въ одно цѣлое, то будетъ достигнуто обладаніе полной истиной.

Т ретья подобная ошибка: если соединить слабыя вѣрою, слабыя духомъ, слабыя вліяніемъ на общественную жизнь христіанскія исповѣданія, то будетъ создана въ нашъ вѣкъ религіознаго скептицізма сила, крѣпкая вѣрою, способная противостать міровымъ антихристіанскимъ силамъ.

Идея созданія царства Божія на землѣ. Экуменизмъ.

Т акъ или иначе, стремленіе къ объединенію въ протестантизмѣ разбужено. Но какъ его осуществить? Чѣмъ поднять волю людей къ дѣйствію? Чѣмъ замѣнить движущую силу вѣры, когда сама вѣра перестаетъ двигать сердца? Нужна была новая оживляющая умы и сердца идея. И она найдена и провозглашена Экуменическимъ движеніемъ, и христіанство призывается къ ея осуществленію. Это — возрожденная старая идея, которую католическій Римъ пытался осуществить монархическимъ путемъ чрезъ папство, а нынѣ протестантизмъ пытается провести въ жизнь демократическимъ путемъ экуменизма: «созданіе царства Божія на землѣ».

Ч тó значитъ на экуменическомъ языкѣ «построеніе царства Божія»? Это значитъ соціальное строительство того будущаго міра на землѣ, который долженъ смѣнить собой прежній, старый, одряхлѣвшій, предназначенный — молъ — на сломъ общественный строй на земномъ шарѣ. Нынѣ все вниманіе, всѣ усилія христіанства должны быть направлены къ мысли не о своемъ спасеніи каждаго, не о своей душѣ, не о будущей вѣчной жизни, а о построеніи общества на новыхъ основаніяхъ. Отсюда: церковь нашего времени есть «церковь служащая», «диненде Кирхе», т. е. служащая соціальнымъ цѣлямъ.

Е ще до организаціи Экуменическаго Совѣта эти идеи предносились умамъ дѣятелей протестантизма. Чтобы представить экуменическое движенія въ его истокахъ, приведемъ мысли двухъ крупныхъ фигуръ протестантизма, идеологовъ царства Божія на землѣ: а) нѣмецкаго пастора, называемаго среди протестантовъ «великимъ пророкомъ современности», Христофа Блумгардта, который призывалъ къ объединенію на этой почвѣ, хотя и не дождался его осуществленія и б) краткое содержаніе рѣчи нынѣшняго вождя экуменическаго движенія, генеральнаго секретаря Совѣта экуменическаго движенія Виссер т'Хуфта, произнесенной въ Бадъ Болль (Германія) въ 1946 году въ Евангелической Академіи передъ представителями прессы.

Х ристофъ Блумгардтъ умеръ въ 1919 году, еще до оформленія экуменическаго движенія, но въ его призывахъ очень ярко выражены идеи, проводимыя въ экуменизмѣ, и на Блумгардта неоднократно ссылается Виссер т'Хуфтъ въ своей рѣчи въ Бадъ Болль.

«Н амъ не нужно дрожать и пугаться, что старое кончается», вѣщалъ Блумгардтъ во время первой міровой войны. «Да, оно умираетъ! Все дорогое, красивое, къ чему мы были привязаны, во что влюблены — мимо! На все время, навсегда — мимо! Старый міръ рушился, и новый встаетъ на его руинахъ. Въ его строительствѣ христіанство должно принять живѣйшее участіе» (пасхальная проповѣдь 1915 года). Три проблемы ставилъ передъ христіанствомъ Блумгардтъ: осуществленіе лучшаго общественнаго строя; затѣмъ, преодолѣніе конфесссіональныхъ, вѣроисповѣдныхъ противорѣчій и, наконецъ, сотрудничество въ образованіи полнаго мирнаго сожительства народовъ, съ полной ликвидаціей войнъ между народами.

О существленіе первой проблемы, справедливаго общественнаго строя, представляется ему въ видѣ соціализма, осуществляемаго мирныыъ путемъ, съ помощью христіанства.

П о поводу второй проблемы, уничтоженія конфессіональныхъ перегородокъ, Блумгардтъ писалъ еще въ 1895 году: «Мы должны, наконецъ, отрѣшиться отъ мысли, что Господь Іисусъ Христосъ позволилъ бы Себя замкнуть въ какой-нибудь изъ многихъ во времени появившихся церквей или сектъ и этою одной хотѣлъ бы осчастливить міръ... Для Всемогущаго Бога въ Іисусѣ намъ должно расчистить гораздо больше свободнаго пространства, чѣмъ можетъ дать любая церковь... Въ споры церквей Христосъ не станетъ вмѣшиваться. Его царство гораздо выше... Теперь, въ нашемъ столѣтіи, не долженъ ставиться вопросъ о сѵмволахъ вѣры и о церквахъ: это время прошло, это имѣло смыслъ сорокъ лѣтъ назадъ. Это все далеко отъ меня, это уже руины!», въ пафосѣ восклицаетъ Блумгардтъ.

Т ретья проблема — созданіе мирнаго сожительства народовъ. По Блумгардту, первымъ шагомъ для этого должно быть взаимное покаяніе народовъ другъ передъ другомъ, а для церковнаго единенія — покаяніе церквей. Прочь антихристіанскій фатализмъ — взглядъ, что войны неизбѣжны и что въ нихъ состоитъ исторія человѣчества. А для этого народъ-нація долженъ быть готовъ пожертвовать своимъ отечествомъ такъ же, какъ Авраамъ готовъ былъ отдать сына своего Исаака и самъ принести его въ жертву. Какъ сказано объ апостолахъ: «оставили все и пошли за Нимъ». Конечно не ждите исполненія этой надежды отъ нашего времени: оно только преддверіе. «Мы, — говоритъ Блумгардтъ, — должны получить новаго Духа, вступить въ новую эру. Нѣтъ иной помощи, какъ помощь отъ Бога, правящаго міромъ, и Его побѣда придетъ въ Іисусѣ Христѣ» [1].

[1] Блумгардтъ видѣлъ безбожіе пролетаріата, но считалъ, что подъ видимымъ безбожіемъ часто кроется безсознательная тоска о Богѣ и Его царствѣ. Въ этомъ настроеніи онъ къ концу своей жизни вошелъ въ ряды нѣмецкой соціалъ-демократической партіи, что было слишкомъ смѣлымъ шагомъ для того времени и стоило ему лишенія его званія пастора евангелической церкви. И думается: этотъ жизненый путь Блумаградта, начавшійся энтузіазмомъ на религіозной почвѣ и оконченный подчиненіемъ соціально-политической партіи, не окажется ли сѵмволическимъ для экуменическаго движенія, для его начала и для его конца? (Dr. Alo Münch. Die Aufgaben unserer Zeit im Licht der Botschaft vor Christoph Blumhardt. 1946, S. 1-16).

Н ынѣшній генеральный секретарь Совѣта Экуменическаго Движенія Виссер т'Хуфтъ подтверждаетъ идеологическую связь Движенія съ настроеніями, высказанными евангелическимъ пасторомъ.

В ъ рѣчи, произнесенной въ 1946 г. въ Бадъ Болль, на родинѣ Блумгардта, онъ формулируетъ задачи экуменизма въ тѣхъ же трехъ пунктахъ, хотя и въ болѣе скромныхъ словахъ, такъ какъ итоги Второй войны были слишкомъ далеки отъ оптимистическихъ ожиданій. Онъ призываетъ «церковь», во-первыхъ, къ соціальному служенію въ мірѣ. Онъ опредѣляетъ задачу «служащей церкви» т. е. церкви, ставшей на служеніе соціальнымъ цѣлямъ. «Міръ говоритъ церкви: твое дѣло — частная жизнь; религія — индивидуальное дѣло; еще острѣе: религія — потусторонняя вещь, и на этой землѣ ей собственно нечего искать. Нѣтъ, церковь должна быть душой человѣчества, ея задача — служеніе въ рѣшающихъ событіяхъ міра». Виссер т'Хуфтъ вспоминаетъ призывъ Блумгардта къ христіанству, чтобы оно вошло въ міръ, какъ созидательное начало въ строеніи царства Божія на землѣ. Но для этого, говоритъ онъ, сама церковь должна обновиться: она должна пройти чрезъ покаяніе. И это покаяніе должно имѣть практическія послѣдствія. Обновленная, она имѣетъ возможность, напримѣръ, подготовлять путь къ соціализму. Къ сожалѣнію, церкви послѣ войны снова обнаруживаютъ усталость, духъ реставраціи, соціальной и политической реакціи, приспособленія къ послѣвоенной ситуаціи; во многихъ странахъ церкви стали слишкомъ буржуазными. Вотъ почему для нихъ нужна метанойя (μετάνοια значитъ: перемѣна образа мыслей, покаяніе). Онъ указываетъ на Голландію, гдѣ во время войны произошло сближеніе между «людьми церкви» и соціалистическими партіями. Служащая церковь должна проповѣдывать, что Іисусъ Христосъ есть Господь не только церкви, но есть Господь міра. Библія должна стать космической книгой, т. е. служить всему человѣчеству; и тотъ видъ благочестія, когда вся тяжесть кладется на спасеніе отдѣльныхъ душъ и на внутренній міръ человѣка, представляетъ собой непониманіе широты Библіи. Христосъ долженъ проникнуть въ жизнь всѣхъ людей; мы нуждаемся въ христіанскихъ врачахъ, служителяхъ искусства, журналистахъ... Итакъ, служеніе соціальнымъ задачамъ есть первая задача церкви.

В о-вторыхъ, служащая церковь должна преодолѣть конфессіонализмъ и стать единой церковью. Служеніе ближнему есть служеніе, которое должно быть общимъ. Экуменическій Совѣтъ есть Общество церквей, которыя во многихъ отношеніяхъ различаются, но въ послѣднемъ смыслѣ объединяются однимъ Господомъ.

В ъ-третьихъ, наконецъ, служащая церковь есть церковь, которая, называя вещи своими именами, заявляетъ: мы выбрали было ложные пути; мы пошли по такимъ направленіямъ, которыя не даютъ намъ никакихъ обѣщаній, никакого будущаго, потому только, что мы по такому пути шли; и теперь не остается ничего другого, какъ сдѣлать полный поворотъ, поворотъ на 180 градусовъ. Требуется покаяніе, чтобы перемѣнить образъ мыслей и одуматься. Неужели мы до сихъ поръ не научились понимать, что мы находимся на ложномъ пути? Церковь должна сдѣлать выводы изъ опыта послѣднихъ столѣтій и сказать: повернитесь, ибо царство Божіе приближается! Что это значитъ? Что царство Божіе желаетъ войти въ міръ и что Іисусъ Христосъ еще сегодня хочетъ быть нашимъ Царемъ». Въ этихъ довольно туманныхъ, загадочныхъ словахъ чувствуется мысль о созданіи единаго мірового государства, какъ царства Божія на землѣ (W. A. Visser t'Hooft: «Der Dienst der Kirche in der grossen Entscheidungen der Welt» — in «Zeitwende», März 1947, München).

М ы могли бы посмотрѣть на эти планы, выраженные двумя видными представителями протестантизма, просто какъ на мечтательность, какъ на утопію, не первую въ исторіи соціальной мысли. Но такія лица, какъ нынѣшніе руководители Экуменическаго Совѣта едва ли могутъ быть названы мечтателями: они, повидимому, идутъ къ реальнымъ цѣлямъ. Не можетъ быть сомнѣнія, что къ экуменическому движенію примыкаютъ и его поддерживаютъ, — если не сказать: руководятъ имъ, — тайныя и явныя міровыя организаціи, сами по себѣ чуждыя религіозныхъ задачъ, а то можетъ быть, и враждебныя имъ. Наконецъ, въ то время, какъ выражается надежда противостать при помощи экуменизма наступленію безбожія и антихристіанскихъ силъ въ міровой борьбѣ, СССР посылаетъ въ Экуменическій Совѣтъ и въ Міровой Союзъ Церквей своихъ людей, какъ бы отъ имени Совѣтской Русской церкви. Уже откомандированъ постоянный представитель отъ этой церкви въ Женеву, въ Швейцаріи, въ качествѣ члена секретаріата Мірового Союза Церквей (нынѣ прот. Боровой), и такимъ образомъ Совѣты будутъ контролировать всѣ дѣйствія МСЦ. Извѣстно, что участіе представителей отъ совѣтской церкви выразилось на экуменическомъ съѣздѣ въ Нью Дэли, а равно и на православномъ совѣщаніи на островѣ Родосѣ, въ томъ, что никто не имѣлъ права поднять голосъ о борьбѣ съ атеизмомъ. Красная Москва, по Ленинскому завѣту, пользуется и сомнительными союзами, до тѣхъ поръ пока видитъ для себя въ этомъ пользу, въ увѣренности, что она такого сомнительнаго союзника легко дискредитируетъ, отброситъ и уничтожитъ, когда найдетъ это для себя своевременнымъ.

И вотъ, въ міровую организацію Экуменическаго Совѣта вошли сначала отдѣльныя православныя лица, какъ бы только въ видѣ представителей православной богословской науки, а затѣмъ уже и священнослужители и іерархи, какъ представители одной за другою помѣстныхъ православныхъ церквей, и сами эти церкви уже включены въ связанный съ экуменизмомъ Міровой Союзъ Церквей.

П равославная Церковь, конечно, въ экуменизмѣ разсматривается какъ самый консервативный членъ его; однако вступленіе ея въ эту организацію очень подчеркнуто и даже шумно привѣтствовалось. Почему? Съ одной стороны, потому, что она имѣетъ апостольское преемство, и этимъ своимъ свойствомъ она вноситъ въ міровую организацію — въ этотъ конгломератъ протестантскихъ сектъ — недостающій элементъ, апостольскую преемственность: по экуменическому взгляду, дефективность однихъ частей даннаго цѣлаго покрывается или восполняется наличіемъ недостававшаго элемента въ членѣ организаціи, этотъ элементъ имѣющемъ, въ данномъ случаѣ вступленіемъ Православной Церкви. Съ другой стороны, вступленіе Православной Церкви пресѣкаетъ возможную ея оппозицію экуменизму.

Н о для помѣстныхъ православныхъ церквей вхожденіе ихъ въ данную надвѣроисповѣдную, выдающую себя за Церковь Христову, организацію не имѣетъ никакого оправданія.

Э тотъ шагъ не оправдывается въ смыслѣ практическомъ — проповѣди православія, такъ какъ въ данной обстановкѣ было бы абсолютной утопіей надѣяться на обращеніе протестантовъ къ православной вѣрѣ и къ сближенію съ подлинной Православной Церковью. Экуменизмъ имѣетъ готовое, уже раньше выработанное credo, и православные представители попадаютъ уже въ готовыя рамки, въ которыхъ имъ позволяется дѣйствовать.

Н о еще важнѣе то, что въ признаніи всѣхъ христіанскихъ исповѣданій и сектъ частями единой церкви, къ тому еще и равноцѣнными, заключается искаженіе догмата о церкви: тогда не обязательны ни догматы, ни каноны соборовъ, ни преемство отъ апостоловъ; такое признаніе равносильно самоупраздненію Церкви.

И вотъ результатъ на нашихъ глазахъ: не то видимъ, чтобы православіе свидѣтельствовалось въ экуменизмѣ; но, наоборотъ, небывалое въ православіи, экуменическое, новое ученіе о Церкви уже вторглось къ намъ и энергично проводится среди насъ православными экуменистами.

Можно ли признать идею построенія ва землѣ царства Божія?

П ріемлемо ли въ православіи ученіе о земномъ царствѣ Христовомъ? Что говоритъ Евангеліе о Царствіи Божіемъ?

У евангелиста Матѳея оно прямо называется всюду «Царствіемъ Небеснымъ».

У евангелиста Іоанна Богослова на протяженіи всего Евангелія называется «вѣчной жизнью».

У евангелистовъ Марка и Луки оно названо Царствіемъ Божіимъ, но съ тѣмъ же смысломъ: «не ищите, что вамъ ѣсть или что пить..., потому что всего этого ищутъ люди міра сего»; «приготовляйте себѣ... сокровище неоскудѣвающее на небесахъ»; «не отягчайтесь заботами житейскими»; «предоставь мертвымъ хоронить своихъ мертвецовъ» (Лук. 12, 29-30, 33; 21, 34; 9, 60). «Какъ было во дни Ноя: ѣли, пили, женились, выходили замужъ...: пришелъ потопъ и погубилъ всѣхъ; какъ было во дни Лота: ѣли, пили, покупали, продавали, садили, строили...: пролился съ неба дождь огненный и сѣрный и погубилъ всѣхъ: такъ будетъ и въ тотъ день, когда Сынъ Человѣческій явится» (Лук. 17, 27-29). Это слова Спасителя.

Н а судѣ у Пилата «Іисусъ отвѣчалъ: Царство Мое не отъ міра сего: если бы отъ міра сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня» (Іоан. 18, 36). Вотъ отвѣтъ на вопросъ о строеніи земного благополучія. Христово Царство не отъ міра сего, хотя блаженство жизни во Христѣ, не только личной отдѣльнаго христіанина, но и жизни христіанскихъ общинъ, жизни оцерковленной, начинается уже здѣсь, на землѣ, и это безчисленными примѣрами святыхъ людей испытано и провѣрено. О. Іоаннъ Кронштадтскій много разъ говоритъ о себѣ, о своемъ чувствѣ во время богослуженія: «Гдѣ я? Я на небеси». Это чувство многихъ чистыхъ душъ. Здѣсь низведеніе неба на землю; но для этого нужно самимъ подниматься къ небу, а не поворачиваться отъ него къ земнымъ интересамъ, земнымъ планамъ. Евангеліе зоветъ насъ строить жизнь такъ, чтобы земля стала частью неба въ смыслѣ нравственномъ, какъ она является частичкой въ небѣ въ смыслѣ физическомъ. Нашъ русскій святитель Тихонъ Задонскій подводитъ только общій итогъ всей христіанской православной мысли за всѣ вѣка о Царствіи Божіемъ, когда пишетъ:

«Н аше житіе на небесѣхъ есть, отонудуже и Спасителя ждемъ Господа нашего Іисуса Христа. Христіанъ въ мірѣ семъ житіе не ино что есть, какъ странствованіе и непрестанное шествіе и спѣшеніе къ отечеству своему, якоже глаголетъ апостолъ: «не имамы здѣ пребывающаго града, но грядущаго взыскуемъ». Откуду нарицаются и суть странники и пришельцы въ мірѣ семъ, якоже о Авраамѣ и Исаакѣ и Іаковѣ пишется: яко странни и пришельцы быша на земли... Христіанское отечество есть небо, гдѣ слава Небеснаго Отца, Которому они молятся: «Отче нашъ, Иже еси на небесѣхъ», гдѣ преславный домъ Его, въ которомъ «обители многи суть», гдѣ «градъ великій святый Іерусалимъ, имущъ славу Божію»...; окомъ взираемъ «и воздыхаемъ, въ жилище наше небесное облещися желающе».

К акое разное пониманіе Царствія Божія здѣсь и тамъ, въ модернистскомъ христіанствѣ!

В отъ, вотъ! — останавливаютъ насъ: — отдать землю слѣпымъ и злымъ силамъ, а думать только о спасеніи своей души! вотъ къ чему продолжаете звать вы... — Нѣтъ, отвѣтимъ. Мы продолжаемъ только указывать на слова Христовы: «Ищите прежде Царствія Божія и правды Его, и сія вся приложатся вамъ», ищите небеснаго, приложится земное. Начинается для христіанъ, уже здѣсь на землѣ, Царствіе Божіе, свѣтлое, радостное, залогъ будущей вѣчной жизни, и оно освѣщаетъ земную жизнь, не только личную, но и жизнь христіанскихъ общинъ, упорядочиваетъ ее, облегчаетъ ее, дѣлаетъ ее, какъ выражаются, счастливой, вноситъ братскія отношенія въ общество и превращаетъ самыя тяжелыя условія жизни въ легкія, какъ это провѣрено многочисленными примѣрами въ исторіи христіанства. Этотъ земной отблескъ неба, дѣйствительно, можетъ принимать болѣе широкіе размѣры, распространяться на общественную и государственную жизнь. Но для этого вѣра и молитва должны быть на первомъ мѣстѣ. Ничего этого не будетъ достигнуто, если отъ неба повернемъ взоры къ землѣ. Безъ вѣры и молитвы, пусть даже жизнь будетъ безбѣдной и веселой, она не будетъ Царствіемъ Божіимъ.

П очему, ради идеи о построенія царства Божія на землѣ, экуменизмъ отодвигаетъ въ сторону христіанское ученіе о спасеніи души? Потому что совсѣмъ ослабѣла, если не потеряна, вѣра въ вѣчную жизнь, потому что кругозоръ ограничивается земной жизнью. Но развѣ христіанское православное ученіе о спасеніи души не соединяется съ мыслью о всемъ человѣчествѣ? Ученіе о душѣ есть ученіе о нравственномъ совершенствованіи человѣчества, о благѣ всего человѣчества, достигаемомъ путемъ работы надъ собой каждаго отдѣльнаго лица. И это совершенствованіе имѣетъ цѣлью не только вѣчность: оно необходимо и для улучшенія отношеній въ человѣческомъ земномъ обществѣ. Но какъ можно строить Божіе Царство въ условіяхъ современной упадческой морали, въ атмосферѣ безвѣрной матеріалистической нравственной распущенности? И неужели можно серьезно говорить, что если люди начнутъ меньше думать о небѣ, то они станутъ лучшими христіанами?

К ъ сожалѣнію, въ богословскихъ статьяхъ православныхъ экуменистовъ рѣшительно проводится идея, что пора отрѣшиться отъ ученія о «спасеніи души за гробомъ» и повернуться къ заботамъ о строеніи царства Христова на землѣ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.183.89 (0.032 с.)