Графические средства законодательной техники. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Графические средства законодательной техники.



 

Графические средства это символизация содержания текста закона. Основная цель законодательной графики –членение текста, т.е разделение его на структурные элементы и организация содержания (оглавление разделов, оформление приложений, схем, таблиц и т.п.)

Разновидности законодательной графики:

· Рубрикационная графика закона представляет собой разделение текста (содержания) на составные, логически связные элементы (отделы, разделы, подразделы, части, главы, параграфы и др)

· Заголовочная графика. Заглавие является структурной частью закона, позволяющей в краткой форме выразить основную идею (цель) документа и его структур-х элементов (подразделов, глав и т.д). Основное правило- ясность слоформ (слов и их сочетаний)

· Графика статей – статья должна иметь порядковый номер, желательно посвящена одной проблеме, одному вопросу и озаглавлена. В большинстве случаев статьи имеют абзацы, которые начинаются с красной строки, а также могут быть пронумерованы арабскими цифрами, каждая цифра сопровождается точкой.

· Вспомогательная законод графика пред-ет собой требование к оформлению содержания дополнительного материала (таблиц, приложений, схем).

· Графич шрифт-важнейшая деталь законодат техники. Он должен соответ-ть внутренним закономерностям текста закона, являясь внешним выразителем его содержания.

 

Язык закона.

Целью профессионализации законотворческого языка является обеспечение полноты и в то же время четкости и ясности правового регулирования. Эта цель достигается путем использования участниками законотворческой деятельности в ходе подготовки нормативно-правового акта системы специальных терминов, которые призваны обеспечить точное и полное выражение положений нормы права в тексте нормативно-правового акта в форме, доступной для осознания участниками правоотношений.

Можно выделить две основные группы специальных терминов, используемых в ходе законотворческой деятельности:

термины, не употребляемые в обычном языке и неизвестные подавляющему большинству людей. Это термины, используемые для обозначения специфических юридических понятий;

термины, известные в обиходном языке, но имеющие совершенно иное, отличное от юридического значение.

Во-первых, такие термины дают возможность добиться краткости и четкости закона, а это очень важно для его осознания.

Во-вторых, юридические термины, имеющие строго определенное значение, могут выразить идею, устремление законодателя максимально точно, исключив двусмысленность и возможность искажений. Как правило, каждый юридический термин имеет строго определенное значение и представляет собой правовое понятие, единственный смысл которого формально определен и закреплен.

Требования к языку законодательства:

1. ясность, понятность, предполагающая доступность смысла правовых предписаний для сознания людей. Закон или подзаконный акт должен быть доступен населению, что достигается, прежде всего, простотой словарного запаса, используемого законодателем.

Ясность законодательного языка предполагает четкую и законченную определенность всех использованных в нем профессиональных (притом не только юридических) терминов. При первом употреблении термина сначала дается его легальное определение и в скобках дается указание, что далее для обозначения этого понятия используется определенный термин.

При создании текста закона не следует также злоупотреблять иностранными словами. В том случае, если иностранное слово имеет русский аналог, его использование в тексте закона нецелесообразно. Только если иностранное слово имеет международное употребление, используется повсеместно или не имеет русского аналога, использование его в тексте закона оправдано

2. терминологическое однообразие языка. Этот принцип предполагает использование при формировании законодательства единой терминологии, юридических конструкций и формулировок, унифицированного языка. Унифицированность, стандартизированность законодательных формулировок - необходимое условие правильного и единообразного их понимания. Использование при разработке закона специальной терминологии предполагает однозначность используемых терминов, их одинаковый смысл во всех нормативно-правовых актах.

3. Следующим требованием к законодательному языку выступает его точность и определенность. В тексте закона каждая фраза, каждое словосочетание, каждое предложение должны быть выражены с абсолютной определенностью, исключающей возможность различного понимания. Закон должен четко, строго и жестко определять границы правовых дозволений, предписаний и запретов, не допуская возможности различного их восприятия.

4. краткость. Не следует излагать содержание закона слишком длинными фразами и предложениями - за сложными текстовыми конструкциями теряется их смысл.

Однако краткость языка закона не должна негативно сказываться на его полноте. Сочетание полноты правового регулирования и краткости, четкости и потому понятности закона может быть достигнуто в результате изучения и использования основных законов и правил законодательной техники.

5. Обязательным требованием к языку закона является его культура. Закон, являющийся общеобязательным образцом, эталоном поведения, должен служить примером культуры языка и речи.

Культура языка закона означает прежде всего правильное составление текстовых конструкций в соответствии с правилами русского языка. Соблюдение при написании нормативно-правовых актов правил грамматики, синтаксиса, пунктуации и, самое главное, стилистики имеет огромное значение для регулятивной эффективности законодательства.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 156; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.137.17 (0.007 с.)