Нормативно-правовой акт: понятие, признаки, виды. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нормативно-правовой акт: понятие, признаки, виды.



Нормативно-правовой акт представляет собой принятый компетентным государственным органом письменный официальный документ определенной формы, содержащий нормы права.

Нормативно-правовые акты не вносят никаких изменений в действующее законодательство, а с помощью нормативно-вспомогательных актов вводятся в действие юридические нормы.

НПА характеризуются следующими признаками.

1)они имеют правотворческий характер: в них нормы права либо устанавливаются, либо изменяются, либо отменяются. Нормативные акты — это носители, хранилища, жилища правовых норм, из них мы черпаем знания о правовых нормах.

2) нормативные акты должны издаваться только в пределах компетенции правотворческого органа.

3) нормативные акты всегда облекаются в документальную письменную форму и должны иметь следующие реквизиты: вид нормативного акта, его наименование, орган, его принявший, дату, место принятия акта, номер.

4)каждый нормативный акт должен соответствовать Конституции РФ и не противоречить тем нормативным актам, которые имеют по сравнению с ним большую юридическую силу.

5) все нормативные акты обязательно подлежат доведению до сведения граждан и организаций, т. е. опубликованию.

Нормативно-правовые акты по юридической силе делятся на законы и подзаконные акты.

Законом называется нормативно-правовой акт, который принимается высшим представительным органом власти или на референдуме, обладающем высшей юридической силой и регулирующем наиболее важные общественные отношения.

Закон имеет высшую юридическую силу, что означает:

  1. никто не вправе отменить или изменить закон, кроме того органа, который его создал;
  2. другие нормативные акты не должны противоречить закону;
  3. при появлении противоречия между законом и подзаконным актом приоритет остается за законом.

Формы законов:

Федеральный конституционный закон представляет собой нормативно-правовой акт, который определяет начала государственного и общественного строя, правовое положение личности и организации, на основе которого строится и детализируется вся система нормативных актов. Этот закон имеет следующие особенности:

  1. федеральный конституционный закон развивает и дополняет положения Конституции РФ;
  2. принимается только по тем вопросам, которые прямо предусмотрены Конституцией страны;
  3. обладает большей юридической силой, чем обычные законы;
  4. особый порядок принятия.

Президент не имеет права отклонять федеральные конституционные законы; обязан подписать их и обнародовать.

Федеральный закон представляет собой нормативно-правовой акт, который принимается и действует в строгом соответствии с федеральным конституционным законом и регламентирует определенные, ограниченные сферы общественной жизни.

Подзаконные акты призваны конкретизировать и детализировать предписания законов.

Характерными признаками подзаконных актов является то, что они

1) принимаются на основе закона,

2) принимаются во исполнение закона,

3) не могут противоречить закону.

 

В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества все нормативные акты подразделяются на акты:

государственных органов;

иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т. п.);

совместного характера (государственных органов и иных социальных структур);

принятые на референдуме.

Виды НПА в зависимости от сферы действия:

общефедеральные;

субъектов федерации;

органов местного самоуправления;

локальные.

Виды НПА в зависимости от срока действия

неопределенно-длительного действия;

временные.

Выделяют еще и такие НПА, как директивы и постановления, которые принимаются международными организациями.

 

5. Система законодательства: понятие, структура, строение.

Система законодательства — это упорядоченное множество всех действующих нормативно-правовых актов данного государства.

 В системе законодательства тех или иных государств можно различать, например:

— отраслевое законодательство, т. е. одноименное с отраслями права, совпадающее с ними по предмету правового регулирования, например, уголовное, трудовое и т. д.:

— комплексное законодательство, т.е. такое, которое содержит нормы различных отраслей права: уголовного, административного, гражданского, например, экологическое законодательство;

— общефедеральное законодательство и законодательство субъектов федерации (в федерациях);

— законодательство автономии (если высший представительный орган автономии вправе принимать законы);

конституционное и иное законодательство, законы и подзаконные акты (по юридической силе).

Структура системы законодательства — это внутреннее подразделение законодательства на относительно обособленные группы нормативно-правовых актов.

Структура системы законодательства (ее внутреннее строение):

-отраслевая («горизонтальная») – отраслевое законодательство (трудовое, гражданское, уголовное и т. д. законодательство),т.е. в системе законодательства подсистемы нормативных актов различаются по предмету правового регулирования (например, предмет регулирования трудового законодательства – трудовые отношения, а также отношения, тесно связанные с трудовыми);

-иерархическая («вертикальная») – законы и подзаконные акты, т.е. в системе законодательства подсистемы нормативных актов (законы, подзаконные акты) различаются по юридической силе.

Разновидностью иерархической структуры является иерархическая структура законодательства в федеративном государстве, т.н. «федеративная структура законодательства» – федеральное законодательство и законодательство субъектов федерации.

6. Соотношение правовой системы, системы права, системы законодательства.

-структура системы права – горизонтальная (отраслевая) структура, т.е. система права состоит из отраслей права, имеющих свой особый предмет и метод регулирования, а те, в свою очередь, состоят из институтов права, норм права; система законодательства имеет как горизонтальную (отраслевую), так и вертикальную (иерархическую) структуру;

-первичный структурный элемент системы права – норма права, системы законодательства – нормативное правовое предписание, т.е. юридически обязательная, грамматически и логически завершенная часть структурного подразделения нормативно-правового акта (статьи, части статьи, абзаца, параграфа, пункта);

- система права – это внутренняя форма права (отрасли, институты, нормы права), система законодательства – это внешняя форма права, т.е. форма внешнего выражения, закрепления (объективирования) содержания права (норм права);

-система права шире системы законодательства, поскольку законодательство охватывает не все нормы права, т.е. является формой (источником) не всех норм права, есть и иные источники (формы права);

-система права возникает как результат объективно существующих общественных отношений (трудовых, имущественных, семейных), система законодательства – результат деятельности законодателя (субъектов правотворческой деятельности).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.137.218 (0.007 с.)