Узбекистан в период независимости 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Узбекистан в период независимости



Уже в августе 1991 г. Узбекистан объявил о своей независимости, а 1 сентября 1991 г. Верховный Совет республики принял Декларацию о независимости. 29 декабря 1991 г. на общенародных выборах президентом страны был избран бывший первый секретарь Коммунистической партии Узбекистана И.А. Каримов. За долгие годы правления Каримова в Узбекистане утвердился авторитарный режим его личной власти, парламент и политические партии полностью контролировались исполнительной властью.

В период перестройки и распада СССР в республике возникли оппозиционные партии и движения разных направлений. В 1988 г. была создана первая оппозиционная политическая организация «Бирлик» («Единство»), основу которой составила интеллигенция. В феврале 1990 г. представители умеренного крыла образовали новую политическую организацию «Эрк» («Свобода). В противовес оппозиционному «Бирлику» власти создали проправительственную партию «Ватантараккиети» («Прогресс Отечества»). В конце 1992 г. начале 1993 г. были арестованы и привлечены к суду по статьям за оскорбление чести и достоинства президента многие видные деятели оппозиции. В декабре 1992 г. Совет Министров потребовал от всех общественных организаций и политических партий пройти перерегистрацию. Партия «Ватантараккиети» прошла перерегистрацию, а «Бирлик» и «Эрк» получили отказ, что вызвало отъезд ряда оппонентов Каримова из Узбекистана. Но гораздо большую роль в обществе стало играть исламское движение, представлявшее серьезную угрозу для правительства. Первый раз исламисты открыто заявили о себе ещё 3 февраля 1989 г. во время демонстрации в Ташкенте, подготовленной партией «Ислам и демократия». В период распада СССР стало расти идейное и политическое влияние таких исламистских группировок, как «Адолат» (Справедливость), «Товба» («Покаяние»), «Ислам лашкарлари» («Воины ислама»), «Таблих» («Общество по распространению веры»), «Нур» («Свет»). Они требовали создания исламского государства и введения шариата в качестве основы законодательства. На местах ими стали предприниматься активные попытки создания властных структур, альтернативных государственным учреждениям. Так, например, члены «Адолат» организовали в Намангане патрулирование улиц и базаров, в ходе которого задерживали всех подозрительных «стражам исламского порядка» лиц. Они требовали «справедливого» распределения товаров, активно осуждали «спекуляцию», чем привлекали симпатии населения.

Деятельность этих движений на первых порах не встретила противодействия со стороны властей. Однако, когда в декабре 1991 г. на митинге в Намангане члены «Адолат» потребовали провозглашения ислама государственной религией, отношение к исламистам стало меняться. Распространявшаяся исламизация вызвала серьезную тревогу у руководства страны, представителей официального духовенства, выступавшего против распространения «неоханбалитского» течения ислама, представителей этнических меньшинств и европеизированной интеллигенции, опасавшейся взрыва религиозного фанатизма.

В 1991 г. Наманган почти превратился в независимую от Ташкента территорию под управлением исламистов. От приехавшего в город Каримова лидер «Адолата» Тахир Юлдашев потребовал поклясться на Коране, что он введет в конституцию нормы шариата, и президент был вынужден дать такую клятву. В начале 1990-х гг., подобно главам соседних постсоветских стран, Каримов стремился к достижению определенного компромисса с исламистами, чтобы ускорить процесс легитимизации как независимости, так и его собственной власти. При этом он пытался использовать исламскую идеологию и исламистов как альтернативу светской национал-демократической оппозиции. Для того времени были характерны правительственные заявления о вековой принадлежности Узбекистана к исламскому миру, о духовной роли ислама в обществе, поощрялось строительство новых мечетей, много говорилось о перспективности «турецкой модели».

Однако, Каримов достаточно быстро пришел к выводу о необходимости ротиводействия исламским фундаменталистам. Последовательно проводя светскую политику, власть в законодательном порядке запрещает религиозным организациям заниматься политикой и держит их под жестким контролем. Президент считал исламский фундаментализм опасностью для государства и жестко пресекал все его проявления. Начавшаяся в 1992 г. в Таджикистане гражданская война подтолкнула Каримова к кардинальному изменению государственной религиозной политики. Руководство Узбекистана в союзе с Россией активно поддержало Народный фронт Таджикистана во главе с Эмомали Рахмоновым, обеспечив ему победу в борьбе с Объединённой таджикской оппозицией.

8 декабря 1992 г. была принята Конституция Республики Узбекистан, зафиксировавшая светский характер государства. Запрещалось создание и деятельность политических партий, созданных по религиозному признаку, пропаганда религиозной исключительности, разжигание межрелигиозной розни и т. д. В том же году был создан Комитет по делам религий при Кабинете министров, призванный осуществлять строгий контроль над религиозной жизнью. Вскоре была прекращена деятельность ряда исламистских организаций, в том числе узбекского филиала Исламской партии возрождения.

Главным противником Каримова выступило Исламское движение Узбекистана (ИДУ), пытавшееся развернуть борьбу против государственной власти. ИДУ, чья штаб-квартира с 1996 года базировалась в Кабуле, начала террористическую деятельность в Узбекистане, что вызвало ответные репрессии со стороны властей и соответствующее ужесточение законодательства. В 1998 г. состоялся первый процесс над обвиняемыми в причастности к исламистской партии «Хизбут-Тахрир», ставящей целью создание мусульманского халифата в Центральной Азии. Исламисты ИДУ в 1999 г. совершили серию терактов, в т. ч. у резиденции Каримова и у здания правительства. В августе 1999 г. ими был организован «Баткенский рейд» – переброска тысячи боевиков из Таджикистана в Ферганскую долину, где их ждали готовые поднять восстание местные исламисты. В 2004 г. ИДУ совершило в Ташкенте и Бухаре несколько терактов. Особенно крупными были беспорядки 12–13 мая 2005 г. в Андижане, организованные движением «Акромия», связанным с «Хизбут-Тахрир». Жестокое подавление мятежа в Андижане привело к резкому ухудшению отношений Узбекистана с Западом и последующей переориентации Ташкента на Москву.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 89; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.28.197 (0.006 с.)