Советский период развития Украины 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Советский период развития Украины



 

От УНР к УССР. Революционные события 1917 г. открыли возможность активной политической деятельности для лидеров украинского национального и рабочего движения, которую пытались использовать в своих интересах советская Россия, а также Германия и Австро-Венгрия. Реализация двух разных национальных проектов привела к зиме 1917-1918 гг. к созданию на территории российской части Украины двух государственных образований – Украинской Народной Республики (УНР) и Украинской Народной Республики Советов (УНРС).

Заручившись поддержкой Четверного Союза, УНР обрела независимость от России. УНРС после ввода на территорию Украины австро-германских войск, в апреле 1918 г. прекратила существование. Однако после поражения Четверного союза в Первой мировой войне судьба УНР оказалась также предрешена. После изнурительной Гражданской войны территория УНР была фактически разделена между Польшей, РСФСР, Чехословакией и Румынией. Еще раньше к Польше и Румынии отошли земли недолго просуществовавшей Западноукраинской Народной Республики (ЗУНР), которая образовалась после распада Австро-Венгрии 1 ноября 1918 г.

Еще до окончания военных действий на большей части украинских земель, ранее принадлежавших Российской империи, установилась советская власть, и в 1922 г. УССР вошла в состав Советского Союза.

Межвоенный период в целом стал временем экономического и культурного подъема УССР. Курс на индустриализацию в 1930-е гг. превратил Украину в промышленную базу Советского Союза, а такие промышленные объекты, как Днепрогэс, Харьковский тракторный завод, Запорожсталь, Криворожсталь, Азовсталь стали настоящим символом своего времени. При этом Украину затронули и масштабные социальные катастрофы - голод 1932-1933 гг., причиной которого была политика форсированной сплошной коллективизации в сочетании с неурожаями и засухой, репрессии рубежа 1920-1930-х и конца 1930-х гг.

Очень непростым в экономическом и социально-политическом отношении было положение украинских земель, отошедших к Чехословакии и особенно к Польше и Румынии. Симптоматично, что именно в межвоенный период на западно-украинских землях, находившихся под контролем Польши, начало быстро развиваться украинское националистическое движение, центром которого стала Организация украинских националистов.

В сентябре 1939 г. Западная Украина была занята силами РККА и после проведенияреферендума 22 октября 1939 г. присоединена к УССР. В 1940 к УССР отошла часть Бессарабии и Северная Буковина, принадлежавшая ранее Румынии. Однако уже в начале Великой Отечественной войны вся территория Украины оказалась оккупирована войсками Германии и ее союзников. Освобождение УССР началось в 1943 г. и завершилось осенью 1944 г. после проведения Корсунь-Шевченковской и Львовско-Сандомирской операций. Однако ликвидация остатков антисоветских партизанских формирований, действовавших на территории Украины, продолжалась до середины 1950-е гг.

Война и германская оккупация Украины сопровождались масштабными разрушениями, уничтожением мирного населения, вывозом людей на принудительные работы в Германию. До сих пор не удается точно установить количество жертв войны в УССР. По приблизительным оценкам, совокупные потери среди мирного населения и военнослужащих советской армии из числа граждан УССР составляют более 10 млн. чел. При этом из 11 605 Героев Советского Союза 2069  были украинцами.

Однако неотъемлемой частью новейшей украинской истории является не только подвиг граждан УССР в годы ВОВ, но и украинский коллаборационизм и преступления коллаборационистов («Волынская резня» и др.).

После Великой Отечественной войны произошло новое увеличение территории УССР: согласно договору СССР с Чехословакией, в 1945 г. к ней была присоединена Закарпатская область. В том же году УССР стала одним из членов-учредителей ООН.

Несмотря на колоссальные разрушения, УССР быстро восстанавливалась и к 1950 г. превзошла довоенный уровень производства. Послевоенный период в истории советской Украины, относительно благополучный экономически, стал временем постепенно подъема национального движения, которое развернулось в полную силу в 1980-е гг. и сыграло основную роль в суверенизации УССР.

В период Перестройки в УССР возникли группы «зелёных», политические клубы, деятельность которых выходила за рамки просветительской работы и приобрела политизированный характер. В сентябре 1989 г. была создана общественно-политическая организация «Народное движение Украины за перестройку» («Рух»), которая выражала национально-демократическую политическую платформу. Смогли восстановить легальную деятельность Украинская автокефальная православная Церковь (1989) и Украинская греко-католическая Церковь (1990). Летом 1989 г. на арену политической борьбы вышло рабочее движение. В условиях социальной напряженности особенно активно заявили о себешахтеры. Их забастовка охватила самые важные угледобывающие регионы, в Украине - Донбасс и Львовско-Волынский угольный бассейн.

16 июля 1990 г. сформированный на основе альтернативных выборов ВС УССР принял Декларацию о государственном суверенитете Украины. На общесоюзном референдуме в марте 1991 г. за сохранение СССР высказалось 70% опрошенных жителей страны. Однако после августовского кризиса 1991 г., 24 августа 1991 г. ВС УССР принял Акт провозглашения независимости Украины. Этот шаг был одобрен населением на референдуме 1 декабря 1991 г. Одновременно с референдумом состоялись выборы первого президента Украины, которым стал Л. Кравчук.

 

Культура Советской Украины. Первое десятилетие советской власти стало, в соответствии с курсом на «коренизацию» и украинизацию (1923), временем форсированного развития украинской культуры. В стране было открыто множество украинских государственных издательств, музеев, библиотек, украинский театр-студия, киностудия в Киеве. Повсеместно  начали действовать высшие и средние специальные учебные заведения, готовившие национальные кадры в первую очередь для нужд промышленности и сельского хозяйства. Если в 1916 г. в Украине было 27 высших учебных заведений, то в 1938-1939 гг. - 129.

Однако в конце 1920-х гг. политика коренизации была свернута, а развитие украинской культуры и науки стало квалифицироваться как национализм и агитация за отделение Украины от СССР. Начались кровавые чистки украинской интеллигенции, которые известны как «расстрелянное возрождение». Частичное возвращение к некоторым принципам украинизации произошло только в самом конце 1930-х гг., после объединения западных и восточных украинских земель.

Апелляция к национальным чувствам украинцев стала основой государственной политики и в годы Великой Отечественной войны (1941-1945). Достаточно сказать, что в 1943 г. появилась правительственная награда за воинскую доблесть – орден Богдана Хмельницкого. В свою очередь украинская научная и творческая интеллигенция внесла весомый вклад в дело Победы. В эвакуации Институт электросварки под руководством Е.О. Патона адаптировал свой метод автоматической сварки для производства танковой брони,  Украинский институт переливания крови и неотложной хирургии под руководством А.Л. Слободского, в 1941-1943 гг. являлся головной станцией переливания крови по обеспечению ею фронтов, в Институте физиологии исследовательская группа под руководством академика А.А. Богомольца создала заживляющую раны и переломы сыворотку и т.д.

Патриотический подъем захватил и искусство. Украинские писатели в первые дни войны создали несколько творческих бригад, которые работали в госпиталях, на оборонных предприятиях и на фронте. Получили известность концертные бригады, созданные украинскими театрами – Киевским оперным театром им. Т.Г. Шевченко, Театром Франко, Одесским театром оперы и балета и т.д.

Большинство украинских литераторов также находилось на фронте в качестве корреспондентов или редакторов дивизионных изданий. А.П. Довженко, Ю.И. Яновский, В.Н. Сосюра, П.Г. Тычина, М.Ф. Рыльский, Н.П. Бажан создали замечательные литературные произведения, воспевавшие военный подвиг украинского народа.

В эвакуации работали украинские композиторы и художники - А.Я. Штогаренко, Б.Н. Лятошинский и др. В Средней Азии художники А.А. Шовкуненко и К.Д. Трохименко создали серию портретов выдающихся деятелей украинской культуры, И.Н. Шульга написал картину «Переяславская рада», Л.Е. Мучник — полотно «Героическая оборона Одессы», М.Г. Дерегус - серию офортов «По дорогам войны».

Особо стоит отметить советскую украинскую кинодокументалистику («С фронтов Отечественной войны», «Киев был, есть и будет советским», «Битва за нашу Советскую Украину», «Победа на правобережной Украине» и др.). Александр Довженко, Валентин Орлянкин, Яков Давидзон – три имени, с которыми связаны наиболее значительные кино- и фотоработы времен Великой Отечественной войны.

В целом, все сферы советского украинского искусства переживали в годы войны подъем. Результаты синтеза национального и советского искусства оказались весьма достойными. Однако после победы культурная политика СССР была вновь ужесточена. В рамках борьбы с «национализмом», «космополитизмом» и «низкопоклонством перед западом»  

«буржуазно-националистические ошибки» были обнаружены в военно-патриотических произведениях М. Рыльского, А. Довженко, В. Сосюры, Ю. Яновского, И. Сенченко и др. В 1948-1949 гг. во время кампании против космополитов были арестованы и расстреляны многие украинские писатели и критики – евреи по происхождению.

Хрущевская «оттепель» подействовала на советскую культуру живительно. В УССР вновь начались дискуссии об украинском языке и украинском культурном наследии, национальной памяти. Знаковым событием стала конференция по вопросам украинского языка, которая состоялась в Киеве в 1963 г. Участники конференции констатировали, что необходимо сохранить украинский язык и расширить сферу его употребления.

Произошел всплеск интереса не только к украинскому языку, но и к национальной истории. Украинская литература начала переосмысливать недавнее прошлое страны, о чем свидетельствуют публикации романа Б.Д. Антоненко-Давидовича «За ширмой», поэм «Расстрелянное бессмертие» и «Мазепа» В.Н. Сосюры, романа Г.М. Тютюнника «Водоворот» и т.д.

Появились и новые имена – имена «шестидесятников». Писатели Иван Драч, Николай Винграновский, Василий Симоненко, Лина Костенко, Валерий Шевчук, художники Алла Горская и Виктор Зарецкий, кинорежиссер Юрий Ильенко и многие другие – пытаясь выйти за рамки соцреализма, вольно или невольно возвращали к жизни украинское культурное наследие, национальную проблематику.

Но принципы советской культурной политики не менялись. Курс на создание «новой исторической общности - советского народа», говорящего на русском языке, подразумевал контроль над развитием национальных культур и удержание этого процесса в устраивающих центральную власть рамках. Отсюда конфликт между «шестидесятниками» и властью, который привел к возникновению украинского диссидентского движения, правозащитных групп (например, Украинской Хельсинской группы, 1976) и национального художественного нонконформизма.

Новый этап в истории советской украинской культуры пришелся на годы Перестройки. Политика демократизации и гласности способствовала активизации национальных движений в республиках СССР и росту национального самосознания. Началось легальное издание независимой прессы, в том числе и ранее запрещенной («Украïнський вiсник», «Голос возрождения», «Дзвін», «Молода Україна» и др.), появились многочисленные клубы, форумы и прочие общественные организации, носившие культурно-просветительский характер (Украинский культурологический клуб в Киеве, Товарищество украинского языка им. Т. Шевченко, Мемориал и др.), благодаря которым начался пересмотр официальной версии украинской истории. В 1989 г. был принят закон «О языках в Украинской ССР», согласно которому государственным языком республики признавался украинский. Возник устойчивый интерес к культурному, научному и политическому наследию украинской эмиграции.  

.

 

Украина в 1992-2016 гг.

Внутриполитическое положение современной Украины. Первые пять лет существования независимой Украины, во главе которой находился Л. Кравчук (1991-1994 гг.) были временем активного государственного строительства и формирования украинской модели государственного устройства.

До марта 1992 г. всю полноту и законодательной, и исполнительной власти на Украине осуществляла Верховная Рада, которой на региональном и местном уровне подчинялись советы. При этом в самой Верховной Раде 1-го созыва (май 1990 - апрель 1994 гг.) не было стабильного большинства, которое оказалось бы способным создать «партию власти». Поскольку в Украине не было и общенационального лидера, общий ход и направленность государственного строительства был противоречивым и непоследовательным.

Изменение соотношения между законодательной и исполнительной властями произошло в феврале-марте 1992 г., когда вступили в действие Законы «О Представителе Президента Украины» и «О местных Советах народных депутатов и местном и региональном управлении». Л. Кравчук получил контроль над формированием и работой Правительства, а через вновь введенный институт Представителей он мог контролировать и деятельность органов местного самоуправления. Наконец, в созданной при Президенте Думе должна была происходить выработка стратегии государственной политики, а также обеспечение механизмов ее реализации и экспертиза принятых Верховной Радой законов.

Однако такой шаг президента вызвал резкую критику и левых, и либерально-националистических сил. И хотя Л. Кравчук отказался от института Представителей, в сентябре 1993 г. Верховая Рада приняла решение о проведении досрочных президентских выборов.

27 марта 1994 г. состоялись выборы в парламент. Было избрано 338 народных депутатов, из них 96 представляли КПУ, 20 - Народный Рух Украины, 18 – СелПУ, 14 - СПУ. Председателем Верховной Рады был избран социалист А. Мороз. Затем, в июне-июле 1994 г. прошли президентские выборы, во втором туре которых победу над действующим президентом одержал бывший премьер-министр Украины Л. Кучма.

Л. Кучме удалось стабилизировать экономическую ситуацию в стране и несколько нормализовать политические процессы. 28 июня 1996 г. наконец была принята Конституция Украины, превращающая страну в президентско-парламентскую республику. В сентябре того же года у Украины появилась национальная денежная единица - гривна.

В марте 1998 г. парламентские выборы были проведены по новой системе — пропорционально-мажоритарной. Однако вновь большинство в Верховной Раде получили КПУ (24,65%), Народный рух Украины (9,4%), избирательный блок СПУ и СелПУ «За правду, за народ, за Украину» (8,6%).

Коммунисты претендовали и на президентский пост. Однако на президентских выборах осенью 1999 г., лидер КПУ П. Симоненко уступил действующему президенту (38% против 56).

После избрания Президента произошла смена правительства. В декабре 1999 г. его возглавил бывший руководитель Центрального банка В. Ющенко. За годы его пребывания на посту премьер-министра начался экономический рост. Действия правительства были поддержаны Верховной Радой, в которой в январе 2000 г. сформировалось проправительственное большинство из 11 партий.

16_апреля 2000 г. состоялся референдум, на котором более 80% участников, высказались за создание двухпалатного парламента, сокращение числа депутатов с 450 до 300, ликвидацию права депутатской неприкосновенности и за право Президента досрочно прекращать полномочия Верховной Рады, если последняя в течение 1 месяца не сможет сформировать парламентское большинство или в течение 3 месяцев не сможет утвердить проект Государственного бюджета Украины. Однако решения референдума так и не были воплощены в жизнь.

Весной 2001 г. Украину охватил политический кризис, связанный с убийством оппозиционного журналиста Г. Гонгадзе, к которому оказались причастны представители высших эшелонов власти. Хотя оппозиция не смогла добиться отставки Кучмы, его авторитет был существенно подорван как внутри страны, так и за рубежом.

В 2001 г. было отправлено в отставку правительство В.Ющенко, что стало импульсом к формированию мощной оппозиции. В течение осени-зимы 2001 г. произошло формирование предвыборных блоков. Основными соперниками на парламентских выборах стали оппозиционный блок В. Ющенко «Наша Украина» и провластный блок «За единую Украину». Выборы в марте 2002 г. проходили по смешанной избирательной системе, и на них впервые в истории независимой Украины коммунисты уступили первое место в избирательной гонке: лидером стал блок В. Ющенко «Наша Украина» (23,55%).

Президентские выборы 2004 г. стали переломными. Кандидатом власти стал тогдашний премьер-министр Украины В. Янукович. Оппозиционные силы сгруппировались вокруг В. Ющенко. В результате голосования 31 октября 2004 г. голоса избирателей распределились следующим образом: В. Ющенко - 39,26% голосов, В. Янукович - 39,11%, А. Мороз - 5,82%, П. Симоненко - 4,97%.

Второй тур выборов состоялся 21 ноября 2004 г. и проходил с многочисленными нарушениями и фальсификациями, так что победа В. Януковича вызвала возмущение избирателей и митинги протеста, которые уже на другой день переросли в массовую акцию протеста, продолжавшуюся до 8 декабря 2004 г. и получившую название «Оранжевая революция».

3 декабря 2004 г. Верховный Суд Украины признал недействительными результаты второго тура президентских выборов и назначил переголосование на 26 декабря 2004 г. В результате переголосования победил В. Ющенко.

Одним из главных результатов Оранжевой революции стала Конституционная реформа 2004 г., которая предусматривала переход от президентско–парламентской к парламентско-президентской форме правления с сильными позициями премьер-министра. Хотя в 2005 г. Конституционный Суд вынес решение, согласно которому вопрос о внесении изменений в Конституцию может решаться только на Всеукраинском референдуме, ключевые положения реформы были реализованы без всенародного голосования.

17 января 2010 г. состоялся первый тур новых президентских выборов на Украине, в результате которого победитель не был выявлен. 7 февраля был проведён второй тур выборов, в котором победу над премьер-министром Ю. Тимошенко одержал лидер оппозиции В. Янукович. Уже 11 марта было сформировано новое правительство во главе с Н. Азаровым.

В период президентства В.Януковича был принят закон «О языках Украины», который вводил ряд преференций для носителей региональных языков, если на территории распространения этого языка они составляют 10 и более процентов численности её населения. Кроме того, 30 сентября 2010 г. Конституционный суд Украины принял решение о том, что Закон № 2222 о внесении поправок в Конституцию Украины был принят в 2004 г. с нарушением процедуры, что дало основание для прекращения действия Конституции 2004 г.  и возвращения к Основному закону 1996 г.

21 ноября 2013 г., за неделю до саммита «Восточного партнёрства» в Вильнюсе, на котором президент Украины должен был подписать Соглашение об ассоциации с ЕС, украинское правительство заявило о приостановлении подготовки к заключению этого соглашения. Это привело к резкому росту протестных настроений, которые переросли в митинги под руководством оппозиции, а после 30 ноября, когда подразделения «Беркута» разогнали палаточный городок манифестантов на Площади независимости, вылились в общенациональный протест.

16 января 2014 г. Верховная Рада приняла пакет законопроектов, ужесточающих санкции за участие в массовых беспорядках. Это было расценено оппозицией как посягательство на демократические свободы, и в результате переговоров с президентом ей удалось не только добиться отмены законов от 16 января, но и амнистии для участников событий ноября 2013 — января 2014 гг. Несмотря на это, протесты не утихали, а в феврале приобрели еще больший размах, что позволяло оппозиции и странам Запада оказывать давление на В. Януковича, вынуждая его делать все новые уступки: вывод спецподразделения «Беркут» и внутренних войск из Киева, возврат к Конституции в редакции 2004 г., проведение досрочных президентских выборов не позднее декабря 2014 г.

21 февраля Янукович вылетел в Харьков, а затем уехал из страны, опасаясь преследования. Тем временем Верховная Рада проголосовала за возвращение к конституции 2004 г., а 22 февраля приняла постановление,  согласно которому на 25 мая 2014 г. назначались досрочные президентские выборы, так как Янукович «неконституционным образом самоустранился от осуществления конституционных полномочий».

 

Экономика Украины в 1992-2013 гг. Распад СССР, нарушение хозяйственных связей между предприятиями и организациями, разрушение общего рынка товаров и услуг, введение таможенных границ и национальных валют – все это негативно сказалось на экономике Украины.

Чтобы ускорить преобразование экономики страны, руководство Украины применило методы «шоковой терапии», результатом чего стал затяжной экономический кризис. Кроме того, уже в первые годы после обретения независимости между Россией и Украиной возник конфликт по поводу цены на российский газ и оплаты его поставок. Из-за долгов Украины перед РАО «Газпром», российская сторона была вынуждена объявить о приостановке поставок газа на Украину. В ответ последовала угроза украинских властей перекрыть транзитные газопроводы, по которым российский газ поставляется в Западную Европу. Поскольку газовый конфликт между Россией и Украиной по одному и тому же сценарию повторялся неоднократно, РФ была вынуждена начать строительство газопровода Ямал — Западная Европа по территории Польши в обход Украины (введён в строй в конце 1999 г.).

В конце 1990-х — начале 2000-х гг., воспользовавшись ростом мирового спроса на продукцию чёрной металлургии, наличием свободных мощностей и поставками дешёвых российских энергоносителей, приватизированные металлургические предприятия Украины смогли существенно нарастить объёмы выпуска экспортоориентированной продукции, что привело к оживлению промышленных регионов Востока. Экономический рост, который продолжился в 2001—2007 гг., помог достичь и определённой социальной стабильности.

В 2003 г. Украина возглавила СНГ, стала членом Соглашения о формировании Единого экономического пространства Беларуси, Казахстана, России и Украины. Масштабный характер стало приобретать сотрудничество Украины и России в высокотехнологичных отраслях, разрабатывались крупные проекты, в том числе и по совместному использованию газотранспортной системы.

Однако приход к власти В. Ющенко, который поставил во главу угла идею евроатлантической интеграции, поставил под вопрос экономическое сотрудничество с Россией и участие Украины в совместных с Россией интеграционных проектах. В августа 2005 г. на саммите глав стран-участниц Соглашения по формированию Единого экономического пространства президент Украины подтвердил, что украинское руководство считает возможным подписать лишь 15 документов, регламентирующих создание зоны свободной торговли.

С 2007 г. начались переговоры о заключении Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС. 5 февраля 2008 г. Украина вступила в ВТО, а в мае 2009 г. стала участником «Восточного партнёрства», одним из направлений деятельности которого являлось развитие экономической интеграции со странами Евросоюза.

Главными направлениями «проевропейского» социально-экономического курса Украины стали либерализация внешней торговли и экономики фактически в интересах европейских конкурентов украинских предприятий, безудержный рост необеспеченных международных заимствований, резкое сокращение социальных программ.

Итогом такой политики стал глубокий социально-экономический кризис, который был усугублен мировым экономическим кризисом 2008 г. Резкий экономический спад стимулировал перемены в политической сфере. После прихода к власти В. Януковича произошло некоторое потепление отношений с Москвой, но смены стратегического курса Украины не произошло. Была сохранена начатая «Оранжевой революцией» «проевропейская» ориентация Украины, воплощением которой явились проекты соглашений об ассоциации и зоне свободной торговли с ЕС.

Текст Соглашения об ассоциации с Евросоюзом был окончательно согласован уже в ноябре 2011 г. 30 марта 2012 г. Соглашение было парафировано главами делегаций Украины и ЕС. В это же время президент Янукович вёл переговоры с Россией, пытаясь найти приемлемую модель сотрудничества Украины с Таможенным союзом ЕврАзЭС, и осенью 2013 г. объявил о приостановке процесса подготовки к подписанию Соглашения об ассоциации «с целью принятия мер по обеспечению национальной безопасности Украины, более детального изучения и проработки комплекса мероприятий, которые необходимо осуществить для восстановления утраченных объёмов производства и направлений торгово-экономических отношений с Российской Федерацией и другими государствами — членами Содружества Независимых Государств, формирования надлежащего уровня внутреннего рынка, который обеспечивал бы паритетные отношения между Украиной и государствами-членами Европейского Союза».

Все эти противоречивые действия украинского президента привели к государственному перевороту.

 

Внешняя политика Украины в 1991-2016 гг. На формирование украинского внешнеполитического курса большое влияние оказала Декларация о суверенитете от 16 июля 1991 г., в которой было отмечено, что Украина получает право на защиту и охрану государственности украинцев, в связи с чем, предусматривается создание собственных вооруженных сил. Также в документе подчеркивалось, что внешняя политика страны будет основываться на принципах нейтралитета, и это положение было впоследствии зафиксировано и в военной доктрине Украины (октябрь 1993 г.). Кроме того, 24 октября 1991 г. было принято постановление парламента о безъядерном статусе страны.

14 января 1992 г. было подписано трёхстороннее соглашение России, США и Украины, согласно которому все атомные заряды демонтировались и вывозились в Россию, а шахты для запуска ракет уничтожались на средства США.

В январе-феврале 1994 г. Украина подписала трехстороннее соглашение по ядерным вооружениям с Россией и США и ратифицировала договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1).

5 декабря 1994 г. лидерами Украины, США и Великобритании был подписан Меморандум о гарантиях безопасности в связи с присоединением Украины к Договору о нераспространении ядерного оружия (Будапештский меморандум), подтверждавший выполнение в отношении Украины положений Заключительного акта СБСЕ, Устава ООН и Договора о нераспространении ядерного оружия как не обладающего ядерным оружием государства-участника Договора.

Действия украинского руководства показали, что приоритетом для Киева является сближение с евроатлантическими структурами. Так, 2 июля 1993 г. в постановлении Верховной Рады был закреплен приоритет европейского вектора и зафиксировано стремление добиваться вступления в ЕС. Затем, в феврале 1994 г. Киев заключил рамочный договор с НАТО в рамках инициативы «Партнерство ради мира» и поддержал инициативы государств Центральной и Восточной Европы о вступлении в Североатлантический альянс.

Непросто складывались отношения Украины и России, поскольку после ликвидации СССР им пришлось решать весьма острые вопросы о Черноморском флоте и статусе Крыма. Руководство Украины изначально взяло курс на раздел флота, с чем не могло согласиться ни руководство России, ни личный состав и командование. Началось политическое противостояние, завершившееся 15 апреля 1994 г. подписанием Московского соглашения о поэтапном урегулировании проблемы Черноморского флота, в соответствии с которым ВМС Украины и Черноморский флот РФ базируются раздельно.

Что касается Крыма, в феврале 1991 г. по результатам всекрымского референдума Крымская область была преобразована в Крымскую АССР в составе Украины, а в сентябре 1991 г. Верховный совет Крымской АССР принял декларацию о государственном суверенитете автономии.

26 февраля 1992 г. по решению Верховного Совета автономии Крымская АССР была переименована в Республику Крым, а 6 мая того же года была принята крымская Конституция, которая установила вхождение Крыма в состав Украины на договорных основаниях.

В 1992-1994 гг. предпринимались попытки отделения Крыма от Украины. Например, 5 мая 1992 г. Верховным Советом Крыма было принято постановление о проведении общекрымского референдума по вопросу независимости и государственной самостоятельности Республики Крым, которое впоследствии было отменено благодаря вмешательству Верховной рады Украины.

21 мая 1992 г. Верховный Совет РФ принял собственное постановление, которым признал решение Президиума Верховного Совета РСФСР от 5 февраля 1954 г. «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав Украинской ССР» «не имеющим юридической силы с момента принятия» ввиду того, что оно было принято «с нарушением Конституции РСФСР и законодательной процедуры». При этом российский парламент уточнил, что в связи с конституированием последующим законодательством РСФСР факта передачи Крымской области и заключением между Украиной и Россией договора от 19 ноября 1990 г., в котором стороны отказываются от территориальных притязаний, а также в связи с закреплением данного принципа в договорах и соглашениях между государствами СНГ, он считает необходимым урегулировать вопрос о Крыме путём межгосударственных переговоров России и Украины с участием Крыма и на основе волеизъявления его населения.

В ответ 2 июня 1992 г. Верховная Рада постановила рассматривать постановление российского парламента по Крыму как «не имеющее юридического значения», а в вопросе статуса Крыма в составе Украины исходить из того, что он не может быть предметом межгосударственных переговоров.

В 1993 г. «Республиканское движение Крыма» (РДК), возникшее на рубеже 1980-х - 1990-х г., было преобразовано в политическую организацию — Республиканскую партию Крыма (РПК), целью которой было сближение с Россией, вплоть до вхождения Крыма в ее состав, заключение с РФ военно-политического союза и предоставление жителям Крыма российского гражданства.

В начале 1994 г. известный общественный деятель Ю. Мешков был избран президентом Республики Крым, а большинство в Верховном Совете автономии завоевал созданный при поддержке Республиканской партии Крыма блок «Россия».

Однако после убедительной победы на выборах новое руководство Крыма столкнулось с отсутствием финансовой, экономической, управленческой базы для обеспечения реальной автономии, а также с отсутствием поддержки со стороны самой России. Это обусловило постепенную реинкорпорацию Крыма в состав Украины.

Многочисленные противоречия, обнаружившиеся в отношениях между Киевом и Москвой в первые годы независимого существования, привели к отказу Украины от полноценного участия в деятельности СНГ. Например, Киев не ратифицировал принятый 22 января 1993 г. Устав СНГ.

Во второй половине 1990-х – первой половине 2000-х гг. внешнеполитический курс Украины тяготел к многовекторности, хотя контакты с НАТО и ЕС развивались более интенсивно, чем с Россией и СНГ.

В 1994-1999 гг. в Украине в рамках программы «Партнерство ради мира» проходили военные маневры стран-членов НАТО, а украинские военные участвовали в учениях на территории США.

В 1997 г. на Мадридском саммите НАТО в 1997 г. была подписана «Хартия об особом партнерстве Украины и НАТО». Стороны обменялись официальными представительствами: в Киеве открылся Центр информации и документации Североатлантического альянса, а в штаб-квартире НАТО появилось украинское представительство.

4 ноября 1998 г. Л. Кучма утвердил «Государственную программу сотрудничества Украины с НАТО на период до 2001 г.», целью которой были активизация и углубление сотрудничества министерств и ведомств Украины с соответствующими комитетами и структурами Альянса в Украине.

С 2000 г. началось участие украинских военных в совместных учениях, а в 2003-2005 гг., согласно Меморандуму о взаимопонимании между Кабинетом Министров Украины и штабами Верховных главнокомандующих объединенных вооруженных сил НАТО на Атлантике и в Европе, украинские военные контингенты, принимали участие в военных операциях альянса на территории Афганистана и Ирака.

В апреле 2004 г. на Украине был принят закон о свободном доступе сил НАТО на территорию страны, что вызвало бурную протестную реакцию и заставило Кучму в июле 2004 г. издать указ, в котором подчеркивалось, что целью Киева является лишь углубление отношений с евроатлантическими организациями как гарантами безопасности и стабильности в Европе.

Одновременно происходила активизация контактов между ЕС и Украиной.  14 июня 1994 г. между ними было подписано базовое Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве. Оно вступило в силу в 1998 г. и действовало до 2008 г., оставаясь основой для сотрудничества по широкому кругу политических, торгово-экономических и гуманитарных вопросов.

28 ноября 1994 г. Совет Евросоюза принял Общую позицию по Украине. В качестве приоритетных направлений в отношениях с украинским государством было названо развитие тесных политических взаимоотношений с Украиной, «поддержание демократии» путем консультирования по вопросам разработки нового законодательства, проведения рыночных реформ и оказания помощи в стабилизации украинской экономики в целом.

Однако в 1995 г. Экономический и социальный комитет ЕС принял и опубликовал Заключение по поводу отношений ЕС с Россией, Украиной и Белоруссией, которое не приветствовало  быстрое расширение ЕС на восток. А в 1996 г. в представленном Еврокомиссией на рассмотрение Европарламента Плане действий по Украине, было обозначено, что ЕС следует поддерживать демократические преобразования на Украине и развивать с ней партнёрские отношения, не давая при этом украинскому руководству однозначного ответа по поводу места Украины в Европе.

Тем не менее, в июле 2002 г. Украина получила «специальный статус соседа», предусматривающий облегчение режима контролируемой миграции в страны ЕС.

В 2003 г. Л. Кучма обозначил цель подписания соглашения об ассоциации Украины с ЕС и таким образом формально начал процесс евроинтеграции.

В 2004 г. Украина начала выполнять план «Путём европейской интеграции», рассчитанный до 2015 г. и направленный на создание условий для вступления в ЕС. Тогда же Европейская комиссия приняла план действий ЕС — Украина по углублению сотрудничества, в частности, в таких сферах, как энергетика, транспорт, окружающая среда, облегчение визового режима и т. п.

Что касается сотрудничества Украины с соседями по постсоветскому пространству, то в 2002-2003 гг. Украина не участвовала ни в работе по модернизации механизмов взаимодействия между странами-участниками Договора о коллективной безопасности, ни в сложившейся в результате этой работы новой региональной военно-политической организации – ОДКБ.

Зато Киев стал одним из инициаторов создания и развития новой организации на постсоветском пространстве – ГУАМ, ориентированной на тесное сотрудничество с ЕС и США и являвшейся потенциальной площадкой для запуска механизмов интеграции в евроатлантические структуры.

9 июня 1995 г. президенты России и Украины подписали Соглашение о раздельном базировании российского Черноморского флота России и Военно-морских сил Украины. 28 мая 1997 г. главы правительств России и Украины в рамках подготовки к подписанию «Большого договора» о дружбе и сотрудничестве подписали в Киеве три соглашения по Черноморскому флот: о параметрах раздела флота, об условиях пребывания российского Черноморском флота и о взаиморасчетах.

В сентябре 1994 г. Верховная рада Украины переименовала Крымскую АССР (Республику Крым) в Автономную Республику Крым, а в марте 1995 г. отменила конституцию Республики Крым 1992 г. и, соответственно, упразднила пост президента республики. Был распущен и ряд пророссийских партий. Наконец, 21 октября 1998 г.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.143.181 (0.059 с.)