Президенты независимой Эстонии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Президенты независимой Эстонии



Мери Леннарт – 1992–2001

Рюйтель Арнольд – 2001–2006

Ильвес Томас Хендрик – с 2006

 

Правительство возглавляет премьер-министр, которым является лидер победившей на выборах в парламент партии либо лидер парламентской коалиции. Кабинет министров утверждается президентом по представлению кандидата в премьер-министры, получившего одобрение парламента.

В административном отношении страна разделяется на 15 уездов (маакондов), возглавляемых старейшинами (maavanem) и подразделяющихся на 241 местное самоуправление, из которых 39 городских и 202 волостных.

Основные политические партии. В политической жизни Эстонии представлены многочисленные политические партии, чередующиеся у власти и частично меняющие названия: Партия реформ, Центристская партия, Союз Отечества и Res Publica, Социал-демократическая партия Эстонии, Консервативная народная партия Эстонии (бывший Народный Союз Эстонии), Объединенная левая партия Эстонии, Русская партия Эстонии (в парламенте не представлена) и другие.

Партия реформ – праволиберальная партия, член Либерального Интернационала (в котором состояла в качестве наблюдателя в период 1990–1996 гг.), а также член Европейской либерально-демократической и реформистской партии. С 2007 г., когда партия получила 27,8% голосов на парламентских выборах, она правит совместно с националистическим Союзом Отечества и Res Publica, а также социал-демократами. Партия Реформ принимала участие в большинстве правительственных коалиций в Эстонии, поэтому ее влияние на политическую и особенно экономическую жизнь страны значительно. Партия Реформ стала одним из инициаторов законопроекта «О защите воинских захоронений», спровоцировавшего серьезный конфликт вокруг памятника советским солдатам в центре Таллина.

Центристская партия – левоцентристская, социально-либеральная партия. Партия была основана 12 октября 1991 г. на базе Народного фронта Эстонии после того, как от него откололись несколько партий. Партия также является коллективным членом Европейской либерально-демократической и реформистской партии. После присоединения к партии 20 августа 2005 г. Эстонской партии пенсионеров она является второй по величине в Эстонии, количество ее членов составляет более 9000 человек. Партия позиционирует себя как «либеральная партия среднего класса». Центристы поддерживают малые предприятия. Однако наибольшую поддержку партия получает от эстонских пенсионеров.

На всеобщих выборах в марте 1995 г. ЦПЭ получила 14,2 % голосов и 16 мест (третий результат). На всеобщих выборах в марте 1999 г. Центристская партия, главным лозунгом которой было введение прогрессивного подоходного налога, получила 23,4 % голосов (первый результат) и 28 мест. В январе 2002 г. Центристская Партия и Партия Реформ образовали кратковременную правительственную коалицию. Свен Миксер стал министром обороны. Коалиция просуществовала до выборов 2003 г. Хотя ЦПЭ набрала на этих выборах наибольшее количество голосов, она оставалась в оппозиции до марта 2005 г., когда рухнуло правительство Юхана Партса. В 2003 г. большинство на партийном съезде приняло решение не поддерживать вступление Эстонии в Европейский союз.

Союз Отечества и Res Publica – консервативно-националистическая политическая партия, созданная в 2006 г. путем объединения правых оппозиционных партий Исамаалийт и Res Publica. На парламентских выборах 2007 г. получила 17,9 % голосов и 19 мест в парламенте, после чего вошла во второе правительство А. Ансипа, получив 5 министерских мест. Партия входит в тройку самых больших партий Эстонии.

Русская партия – национально-демократическая партия Эстонии, ориентирующаяся на защиту интересов русского меньшинства. Участник Федерации русских партий Европы. Основана в 1993 г. как Русский национальный союз, считает себя преемницей «Русского Национального Союза в Эстонии», основанного 23 августа 1920 г. В 1940 г. деятельность РНС была запрещена, его руководство и много рядовых членов было репрессированы. Нынешнее название – с 1994 г. После парламентских выборов в 1995 г. партия была представлена в парламенте. В 2003 и 2007 гг. не преодолела 5 % рубеж, в Европарламенте не представлена.

Этнополитическая ситуация и положение «неграждан». Новая историческая ситуация привела к желанию пересмотра истории недавнего прошлого, в том числе в первую очередь истории Второй мировой войны. Вопрос о героях войны стал катализатором раскола общества по национальному признаку. 26 июня 1999 г. на престижном таллинском кладбище Метсакальмисту был в торжественной обстановке перезахоронен прах Альфонса Ребане, оберштурмбанфюрера СС, некоторое время исполнявшего обязанности командира 20-й гренадерской дивизии СС в марте 1945 г. Перезахоронение было организовано правительством Эстонии. Акция вызвала протесты ветеранов советской армии и русскоязычного населения, однако подобная фактически положительная оценка фашизма была оставлена без внимания европейским сообществом. В мае 2005 г. Европарламент принял резолюцию по поводу 60-летия победы над фашизмом, в которой осудил «сталинскую оккупацию» части Европы, однако никак не оценил действия неофашистов в странах Ближнего Зарубежья. В июне 2005 г. Сенат и Конгресс США приняли резолюции, в которых потребовали признания Россией факта оккупации прибалтийских стран. 22 июня 2005 г. Парламентская ассамблея Совета Европы приняла резолюцию по вопросу выполнения Россией условий членства в этой организации. В пункте 14-IV резолюции ПАСЕ требует скорейшей выплаты компенсации жертвам оккупации прибалтийских государств.

26−28 апреля 2007 г. произошли массовые акции гражданского неповиновения в Таллине и городах уезда Ида-Вирумаа, спровоцированные действиями правительства Эстонии по переносу памятника «Воину-освободителю» («Бронзовый солдат») и «археологическими раскопками» с переносом на кладбище воинского захоронения. (В ночь с 26 на 27 апреля 2007 г. был разрушен стоявший на площади Тынисмяги «Монумент павшим во Второй мировой войне», центральная фигура которого получила расхожее название «Бронзовый солдат», а 28 апреля начаты раскопки находившегося на той же площади захоронения советских солдат, погибших во Второй мировой войне). Акция вызвала массовые беспорядки, в которых приняла участие наиболее активная часть русскоязычной молодежи, и сопровождалась информационной войной в СМИ. В результате этой «войны» был достигнут некоторый компромисс. В период с 30 апреля по конец июня монумент был восстановлен в измененном виде на военном кладбище Таллина. 3 июля там же были перезахоронены останки восьмерых из двенадцати обнаруженных на Тынисмяги солдат. 8 мая 2007 г. премьер-министр Эстонии Андрус Ансип, впервые в истории современной Эстонии, возложил к ногам «Бронзового солдата» венок. Однако вплоть до сегодняшнего дня «Бронзовый солдат» остается символом антифашистского прошлого и, как следствие, объектом надругательств эстонских неофашистов.

В постсоветский период положение русских в Эстонии стало сложным. Русские стали отождествляться с коммунистическим прошлым страны, в борьбе за национальную независимость они рассматривались как «пятая колонна», что не могло не сказаться на положении русскоязычного населения. Закон о гражданстве 1995 г. предоставлял гражданство только лицам, проживавшим на территории Эстонии на июнь 1940 г., и их потомкам. Соответственно, все переселенцы из Советского Союза послевоенного времени (не только русские) гражданства лишались. Постоянное русское население Эстонии составляет около 25 %. Лица, для которых русский язык является родным, составляют около 30 %. Значительная их часть является гражданами России (около 100 тыс.) или негражданами (на 17 июня 2008 г. число неграждан в Эстонии составило 113 733 человека – чуть более 8 % населения.). Лица без гражданства фактически являются гражданами ЕС, для них установлен безвизовый режим в большинстве стран ЕС и России (в отличие от граждан Эстонии, которым требуется въездная виза для поездок в Российскую Федерацию), но они не имеют права голоса на выборах в парламент, а также на референдумах. В основном это люди, переселившиеся в Эстонию в период советской власти и их потомки, но имеются и потомки переселенцев времен Российской империи. Количество получающих эстонское гражданство в порядке натурализации, колебавшееся с 1999 г. в пределах от 3 до 5 тысяч человек в год, возросло в 2004 и 2005 гг. до 7 тысяч человек, в 2008 г. резко пошло на убыль и составило 2124 человека.

Безработица среди русскоязычного населения вдвое выше, чем среди эстонцев. Одной из причин является то, что многие русские работали на крупных предприятиях союзного значения, которые безработица затронула в первую очередь из-за разрыва производственных связей. В среднем зарплата русских составляет около 70 % от зарплаты эстонцев, Эстония занимает печальное первое место в Европе по уровню ВИЧ-инфицированных.

Правительство применило несколько государственных программ для интеграции неэстонцев в общество Эстонии и для улучшения их социально-экономического положения. В марте 1998 г. было создано Целевое учреждение по интеграции неэстонцев. Существует система русскоязычного общего образования (детские сады, средние школы). Принят закон о культурной автономии национальных меньшинств, на практике применимый лишь к 47,43 % русскоязычной общины, поскольку под его действие подпадают только граждане Эстонской республики.

Часть русской общины выступает против программы интеграции, видя в ней план ассимиляции русскоязычного населения. Некоторые политические партии и общественные организации русскоязычных недовольны тем, что гражданство Эстонии получили автоматически только те люди (любой национальности), родители которых были гражданами Эстонии до 1940 г. Они требуют, чтобы все граждане бывшей Эстонской ССР получили гражданство Эстонской республики без ходатайства о его предоставлении.

В настоящее время ходатайствовать о гражданстве Эстонии может лицо, которое поселилось в Эстонии до 1 июля 1990 г. и имеет во время подачи ходатайства вид на жительство или постоянное право на жительство. Если одно из этих условий выполнено, то желающий получить гражданство Эстонии должен сдать экзамен на знание языка, Конституции и Закона о гражданстве, доказать лояльность государству и принести клятву на верность ему, доказать свое соответствие имущественному цензу и цензу проживания в Эстонии.

Несмотря на предоставленные возможности, многие не пытаются приобрести гражданство. Например, родители около трех тысяч детей младше 15 лет, которые имеют право подать ходатайство о получении для своих детей эстонского гражданства в упрощенном порядке, пока не воспользовались этой возможностью. Больше всего таких потенциальных граждан в Таллине и Ида-Вирумаа (Нарве).

Международные организации (в том числе правозащитные организации по правам человека) дали ситуации различные оценки. Правительству были даны советы, как более эффективно организовать языковое обучение и интеграцию национальных меньшинств. На основе советов международных организаций правительство Эстонии ввело поправки в законодательство, в том числе касающиеся гражданства.

20 сентября 2007 г. председатель Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) Рене ван дер Линден заявил после посещения Эстонии, что страна слишком медлит с принятием в свое гражданство проживающего в стране русскоязычного меньшинства. Так же 28 сентября 2007 г. ООН распространило заявление о своем предложении Эстонии сделать русский язык вторым государственным и учитывать интересы русскоязычных граждан. Впрочем, несмотря на то, что русский язык не признан официальным, он используется различными правительственными учреждениями Эстонии. 1 сентября 2007 г., впервые после обретения Эстонией независимости в 1991 г., телеобращение главы государства к стране вещалось с субтитрами на русском языке.

В целом следует признать, что положение русских в Эстонии более благоприятно, чем в соседней Латвии. Помимо государственных и коммерческих эстоноязычных телеканалов, на Эстонском телевидении выходит ежедневная программа новостей на русском языке «Актуальная камера», есть русскоязычный канал Радио 4 государственного радио и новостной портал Эстонской общественной телерадиовещательной корпорации на русском языке Novosti.err.ee.

Среди множества периодических изданий также имеются русскоязычные: «День за Днем» и «Деловые Ведомости». Особенно следует отметить двуязычные информационные издания. Эти факты позволили Международной организации «Репортеры без границ» в 2008 г. поставить Эстонию на 4-ое место в мире по свободе слова.

Социально-экономическое развитие. В советский период Эстония считалась одной из процветающих республик по уровню жизни населения. Особенно развиты были производство молочной продукции, розничная торговля и сфера услуг, в том числе общественное питание и туризм. После обретения независимости в Эстонии началась быстрая либерализация экономики, внешне выражавшаяся в полном расстройстве и переустройстве привычного уклада. Как и многие государства с переходной экономикой Эстония пережила ценовой шок. В 1992 г. потребительские цены выросли по сравнению с предыдущим годом на 1073 %, за этим последовал резкий спад производства. В 1992 г. ВВП Эстонии сократился по отношению к предшествующему году на 14,2 %, в 1993 – на 8,6 %, в 1994 – на 2,7 %. Промышленное производство за те же годы снизилось, соответственно, – на 38,9 %, на 29,1 % и на 5,3 %. Серьезные перемены происходили и в социальной сфере, хотя социальная дифференциация общества не проявлялась столь заметно, как в некоторых других государствах постсоветского пространства. В 1994 г. Эстония стала одной из первых стран в мире, принявших плоскую шкалу подоходного налога со ставкой 26 % и ее последующим ежегодным снижением для достижения ставки 18 % к 2010 г.

Подъем экономики начался, в первую очередь, благодаря значительной международной помощи. Во второй половине 1990-х гг. Эстония получила иностранные инвестиции на душу населения больше любой другой страны в Центральной и Восточной Европе. Кроме того, с 1991 по 2001 гг. Эстония получила значительную прибыль за счет оплаты Россией пошлин за транзит нефти и иных грузов через таллинский порт. В 1998–1999 гг. на экспорт услуг транзитного транспорта приходилось около 14 % ВВП Эстонии. В 1999 г. Эстония была принята во Всемирную торговую организацию. Однако только в 2003 г. по объему ВВП страна достигла уровня 1989 г.

В 2004 г. Эстония вступила в Евросоюз, что позволило интенсифицировать экономическое развитие за счет привлечения иностранных инвестиций, а также участия в технологических и производственных цепочках, экспортируя товары, произведенные с участием высококвалифицированных специалистов, в том числе вручную. К 2007 г. Эстония обеспечила рост ВВП до 65 % от среднего уровня 15 наиболее развитых стран ЕС, среднегодовые темпы роста составили с 2000 до 2006 гг. около 9 %. С 2008 г. наметился спад темпов роста до нуля, связанный с общим мировым экономическим кризисом, годовая инфляция выросла до 8,3 %.

В настоящее время Эстония представляет собой развивающуюся индустриально-аграрную страну с постиндустриальной рыночной экономикой. Оокло 70 % ВВП составляет сфера услуг, около 25 % ВВП – сектор промышленности (в основном сферы строительства и недвижимости), добывающие отрасли и сельское хозяйство вместе дают едва 4-5 %. Экономика базируется на использовании собственных сырьевых и топливных ресурсов, а также выгодном экономико-географического положения. Основные отрасли промышленности: топливно-энергетический комплекс, химическая, текстильная, целлюлозно-бумажная и деревообрабатывающая промышленность, машиностроение.

Энергосистема. Эстония располагает крупнейшими в Европе месторождениями горючих сланцев и фосфоритов. Сланцы являются основным источником энергии (до 95 % энергоресурсов на 2004 г.), на них работают Эстонская и Балтийская ГРЭС, некоторые электростанции частично используют торф. Благодаря большим запасам горючих сланцев Эстония на протяжении последних лет является экспортером электроэнергии, однако из-за сжигания сланцев страна занимает одно из первых мест в мире по выбросам углекислого газа, причем использование сланцев дает 85 % этих выбросов. Из-за несоответствия требованиям ЕС по экологии предприятие Eesti Energia вынужденно производить серьезные технологические изменения, что резко снижает его доходность. Предприятие «Нарвские электростанции» производит из отходов сланцевую золу и синтетическую нефть. Путем газификации горючих сланцев добывается газ, но частично он также закупается в России. АЭС отсутствуют. Эстония соединена в единую энергосистему с Финляндией. В последние годы началось производство биотоплива, поддержанное ЕЭС, однако по данным 2006 г. его потребление составляло всего 0,15–0,18 %, а производство ограничивается отсутствием сырьевой базы. Бензин целиком импортируется, а в сельской местности основа «топливной энергетики» – дрова.

Горючие сланцы являются основой химической промышленности. В стране производятся азотные удобрения, фенолы, красители, сланцевое масло (комбинаты в Кохтла-Ярве и Кивиыли, Viru Keemia Grupp (VKG) – один из лидеров мирового производства этого продукта, Velsicol и силламяэский Silmet), изделия из пластмасс (особенно на втором по величине острове Эстонии Хийумаа, где производство пластмассы охватывает 4/5 валовой продукции промышленности), лакокраски, товары бытовой химии. Всего в отрасли задействовано около 60 предприятий, 14 из которых имеют численность персонала больше 50 человек и дают 77,2 % реализации химической промышленности страны.

Машиностроение также ориентировано в первую очередь на производство оборудования для добычи и переработки сланцев, кроме того осуществляется выпуск электро- и телекоммуникационного оборудования по заказам иностранных концернов, радиоаппаратуры и т. п. В последнее десятилетие – это самая бысторазвивающаяся отрасль индустрии, наряду с инфотехнологиями. Развито судостроение (BLRT Grupp, Локсаский судостроительный завод). Перерабатывающая промышленность (целлюлозно-бумажная и деревообрабатывающая), центрами которой в советский период являлись Кехра, Тарту, Пярну, за время независимости почти прекратила существование, затем начала восстанавливаться (производство бумаги), но в 2009 г. в связи с экономическим кризисом вновь упала почти до нуля. Из отраслей легкой промышленности традиционно были развиты текстильная (хлопчатобумажное производство на привозном сырье в Нарве), трикотажная и швейная (Кренгольмская мануфактура и концерн Baltika). В настоящее время отрасль переживает явный спад. Пищевая промышленность занимает незначительное место, но обеспечивает страну продуктами переработки мясо-молочного животноводства, пивом, рыбными консервами и другими продуктами.

Уровень безработицы в промышленности все годы независимости держался в районе 9–12 % трудоспособного населения.

 

Структура экономики Эстонии в 1990-2010 гг., % ВВП

 

  1990 2000 2010
Сельское хозяйство 15,7 4,8 3,2
Промышленность 39,5 21,6 22
Транспорт 6,4 15,7 14,8
Торговля 7,9 14,5 13,3
Строительство 7,9 5,9 5,8
Услуги 23,1 37,1 41,3

 

Главной отраслью сельского хозяйства является животноводство мясо-молочного направления и свиноводство (особенно беконное). Растениеводство занимается в основном производством кормов для животноводства, а также выращиванием технических культур. Развито рыболовство, ограничиваемое международными квотами в связи с сокращением рыбных ресурсов Балтийского моря. Доля сельского хозяйства в ВВП постоянно снижается и в 2006 г. составляла 3 % ВВП. Земельные участки размером до 10 га находятся в свободной продаже и могут приобретаться гражданами Эстонии, ЕС, а также Норвегии, Исландии и Лихтенштейна. Преобладают фермерские хозяйства средней площадью около 20 га, но площадь пахотных земель постоянно сокращается.

С точки зрения экономики в Эстонии выделяют три заметно различных региона: Север, Центр и Запад. Северная Эстония – промышленно развитый регион, около ¾ промышленной продукции выпускается в этом районе. Промышленные центры: Таллин, Кохтла-Ярве, Нарва. Таллин – исторический город с прекрасно сохранившимися крепостными стенами и средневековой застройкой XIII – XVI вв, который можно назвать музеем под открытым небом и готовой съемочной площадкой для фильмов из западноевропейского прошлого, исчезнувшего в своей первозданности в самой Европе. В то же время это крупный современный центр. Половина ВВП Эстонии создается в Таллине, прежде всего за счет функционирования его портов. Нарва – другой крупный старинный город Эстонии, с замком XIII в. и жилыми домами XVI – XVII вв., с многовековым историческим прошлым пограничной крепости, расположенной между Ливонией и Россией, являющийся сейчас третьим по величине промышленным центром.

Специализация Южной Эстонии – сельское хозяйство. Из отраслей промышленности здесь развита перерабатывающая (производство льняных тканей, овощеконсервная промышленность). Промышленный центр – Тарту. Тарту с его тройным историческим названием (Юрьев – Дерпт – Тарту) и уникальной историей, отраженной не только в музеях, но и архитектуре, является одновременно и старинным университетским городом с давними немецкими, российскими и советскими традициями и современной научной и учебной значимостью.

Западная Эстония специализируется на рыболовстве и переработке рыбы, также развито животноводство и туризм. Промышленные центры: Пярну, Хаапсалу, Курессааре. Особым миром являются острова, право покупки земли на которых иностранцами ограничено, а хозяйственная деятельность имеет сильную местную специфику. Пярну – крупнейший в Эстонии приморский курортный город с долгой историей; архитектура центра относится к XIX – началу XX вв., в советское время его облик был сравнительно мало испорчен типовой застройкой и в настоящее время Пярну динамично развивается с учетом новых туристических веяний.

Транспорт. Формально железные дороги в Эстонии акционированы, однако владельцем 100 % акций компании Eesti Raudtee (Эстонские железные дороги) является эстонское государство. Общая протяженность сети железных дорог составляет 1811 км. Эстония связана железными дорогами только с Россией и Латвией. Протяженность автомобильных дорог более 42 тыс. км. На территории Эстонии действует газопровод протяженностью более 400 км, связывающий комбинат по выработке сланцевого газа в Кохтла-Ярве с Таллином, Тарту и другими городами, а также с российской газопроводной сетью.

Эстония располагает круглогодичными морскими пассажирскими и торговыми портами, из них шесть находится в Таллине, а также Силламяэ, Пярну, Хаапсалу и др. Крупнейшее предприятие гражданского морского судоходства – Таллинк, обслуживающее почти 1 миллион пассажиров в год. Основная статья дохода – транзит нефтепродуктов и другого сырья из России. Действует регулярное паромное сообщение с Хельсинки и Стокгольмом. В стране имеется два международных аэропорта – в Таллине и Курессааре.

Туризм. Туристическая сфера относится к числу традиционно развитых. Основные партнеры – Финляндия и Россия, популярен внутренний туризм. Число иностранных туристов, принимаемых Эстонией, повышалось с 1 миллиона человек в год до 1,8 миллионов за последние десять лет. Главный курортный центр – Пярну. Однако основа туристической индустрии не курортная жизнь, а обслуживание финских туристов: паромные рейсы Таллин-Хельсинки перевозят около семи миллионов пассажиров в год, преимущественно для пребывания в стране в выходные дни.

Финансы. Официальной валютой Эстонии является евро, на который страна перешла раньше других балтийских государств. Центральным банком является Банк Эстонии, который был основан в 1919 г., в 1940 г. преобразован в республиканское управление Госбанка СССР, а 1 января 1990 г. воссоздан. Кроме него действуют коммерческие банки, в основном иностранные. Примерно 85 % банковских активов Эстонии контролируется двумя шведскими банками: Swedbank и SEB Pank. В 2002 – 2003 гг. низкие процентные ставки и экономический рост обеспечили устойчивое расширение сферы банковского кредитования, в связи с экономическим кризисом доля финансовой сферы в ВВП снизилась до 3 %.

Внешняя торговля. Одна из главных характеристик эстонской экономики – высокая степень ее открытости. Уже в 1996 г. экспорт составил 73 % ВВП, импорт – 86,5 %, что превышает соответствующие показатели остальных стран Балтии, а также стран Центральной и Восточной Европы и Скандинавии. При этом экспортируемые и импортируемые товары практически принадлежат к одним группам (например, экспорт минерального топлива составляет 12 %, импорт – около 13 %, экспорт и импорт промышленных товаров – 18 %). Тем не менее, дефицит внешней торговли последние годы стабильно держится на уровне 600 млн.дол., что считается одной из наиболее труднопреодолимых проблем эстонской экономики.

Главные торговые партнеры – Финляндия, Швеция, Германия и Россия. По индексу экономической свободы Heritage Foundation Эстония стабильно занимает 12-16 места как страна «преимущественно свободной экономики». Самый высокий индекс экономической свободы был у Эстонии в 2004 г., когда страна заняла 4-е место.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.70.93 (0.032 с.)