Культура предпринимательства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культура предпринимательства.



Бизнес и мораль. Предпринимательство, коммерческие виды деятельности плохо увязываются в сознании российских людей с честью, моралью, этикой и культурой.

Новоиспеченные предприниматели еще не усвоили, что морально-этические принципы поведения в бизнесе и высокая культура предпринимательства – залог долговременного постоянного успеха, который намного важнее радости от обманно ухваченной прибыли.

В современном представлении мораль есть совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и в обществе. Мораль характеризует культуру и нравственность человеческих отношений. Основой моральных норм служат честь и совесть человека.

Связь бизнеса и морали вытекает из самой сути предпринимательства. Бизнес – это непрерывные контакты, отношения, переговоры, договоры со множеством людей. Со всеми из них приходиться строить отношения, основанные не столько на юридических документах, сколько на вере, доверии. А верить можно лишь тем людям, для которых принципы человеческой морали стоят превыше всего. Определяющий принцип справедливого обмена – его эквивалентность, равноценность для обеих обменивающихся сторон (честный бизнес).

Слишком велико желание получить доход и прибыль не ценой удовлетворения запросов потребителей, а путем нечестности, обмана, присвоением чужого.

Нечестность и недобросовестность в бизнесе наиболее характерны для ранних стадий зарождения предпринимательского дела.

Борьба с аморальным бизнесом представляет острую общественную проблему, для России она осложняется еще и тем, что зажатое в прошлом тисками советской хозяйственной системы предпринимательство, вырвавшись на свободу, еще не вписалось в морально-этические устои по существу новой общественной системы. Да и сами эти устои еще не выработаны в достаточной степени.

Остается надеяться и опираться только на совесть. Поэтому лучший способ обеспечения честного предпринимательства состоит в воспитании в людях, начиная с детского возраста, чувства моральной ответственности за содеянное.

Морально-этический кодекс – незыблемые принципы, которыми обязан руководствоваться каждый уважающий себя и других предприниматель.

Еще Аристотель определил этику как знание того, что следует делать и от чего следует воздержаться. Еще в начале ХХ века (1912 г) российские предприниматели выработали следующие принципы ведения предпринимательского дела:

· уважай власть. Власть – необходимое условие эффективного ведения дел. Во всем должен быть порядок. В связи с этим проявляй уважение к узаконенной власти;

· будь честен и правдив;

· уважай право частной собственности. Свободное предпринимательство – основа благополучия государства;

· люби и уважай человека;

· будь верен слову. Слово делового человека должно ценится неизмеримо выше казенной бумаги с печатью;

· живи по средствам;

· будь целеустремленным. Предпринимателю ясная цель нужна как воздух.

Эти принципы не только не устарели, но заслуживают полного воспроизведения в современном морально-этическом кодексе российского предпринимателя. Современное российское пособие по основам предпринимательского дела так рисует этический комплекс цивилизованного предпринимателя и его этический облик: убежденность в полезности своего труда не только для себя, но и для других (для общества, для государства); представление об окружающих людях как желающих и умеющих хорошо работать; вера в бизнес; признание необходимости конкуренции при одновременном стремлении к сотрудничеству; уважение себя как личности любой личности как себя; уважение любой собственности, государственной власти; доверие по отношению к другим, уважение профессионализма и компетентности других людей; признание ценности образования, культуры, науки; забота об экологии; стремление к нововведениям; гуманизм.

Сравнивая этот комплекс с более давним, несложно заметить стремление видеть в современном предпринимателе не только деловые качества, но и многие общечеловеческие ценности, свойства высокоинтеллектуальной личности.

Культура предпринимателей. Принято говорить о внутренней и внешней культуре предпринимательских фирм. Внешняя культура характеризует отношения участников дела между собой, образ и стиль поведения во взаимоотношениях внутри фирмы. Внешняя культура отражает соблюдение принципов культурных отношений предпринимателей со смежниками, потребителями, поставщиками, покупателями и другими лицами, с которыми возникают контакты в ходе предпринимательской операции. Открытой называют гласную, выставленную на всеобщее обозрение, показную культуру поведения предпринимателей. А закрытая, живая культура – это неафишируемый истинный образ поведения предпринимателей. Культура предпринимателей имеет 3 стороны. Первая – представление предпринимателя о ценностях бизнеса (цели бизнеса, потребности клиента и т. д.).

Вторая, это вытекающие из представлении о ценностях, устанавливаемые предпринимателем для себя правила и нормы поведения при планировании и проведении бизнес-операций.

В-третьих, это конкретное поведение предпринимателя в ходе проведения бизнес-операций.

Культура предпринимательства имеет наряду с общими чертами ярко выраженный отраслевой характер. Принято выделять культуру торговли, культуру обслуживания, админмстративно-управленческую культуру.

В зарождающемся и развивающемся российском бизнесе налицо некоторые недостатки общей культуры. Например, наблюдается повальное увлечение торгово-коммерческим и посредническим предпринимательством, тогда как производственное занимает низкое место в шкале ценностей. Сиюминутная выгода оказывается для предпринимателей более предпочтительней, чем долговременное ожидание пусть даже крупного успеха.

Этикет предпринимателя. Любой предприниматель должен овладеть навыками корректного поведения, а для этого надо следовать этикету делового человека. Последний включает: - правила представления и знакомства; - правила проведения деловых контактов;  правила поведения на переговорах; требования к внешнему облику, манерам, деловой одежде, служебному помещению; требования к речи; культуру служебных документов; знание международного протокола и т. п.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 62; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.35.128 (0.006 с.)