Для успеваемости одинаково важно, в какой школе ребенок учится и в какой семье он родился и был воспитан. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Для успеваемости одинаково важно, в какой школе ребенок учится и в какой семье он родился и был воспитан.



 

Если учесть, что дети с лучшей успеваемостью ходят в частные школы начальной и средней ступени, то неудивительно, что при сравнении регионов, в которых таких детей много (например, Токио, Канагава, Коти, Нара, Киото), положение в государственном секторе оказывается хуже. Для подтверждения можно посмотреть на статистику по регионам, которую собирает крупная сеть частных дополнительных курсов Ёцуя Оцука «Единый тест среди учащихся младших классов». Первые строчки занимают там Токио и Канагава, потому что в этом исследовании собираются данные и по частным школам (схема 30).

 

 

Я надеюсь, понятно, почему результаты тестирования не помогают оценить эффективность применяемых в образовании мер.

Большинство организаций, связанных с образованием, после каждой публикации рейтинга успеваемости начинает писать подробные рекомендации: как нужно учить и какие пособия использовать. Но так ли сильно влияет на успеваемость методика преподавания и пособия, если рассматривать их среди остальных школьных ресурсов?

На мой взгляд, нужно быть очень осторожными с публикацией рейтингов школ. Многие считают, что обнародование этих данных оказывает положительное давление на школы и рождает здоровую конкуренцию между ними. Однако на деле все не так гладко.

На успеваемость детей влияют самые разные факторы – от наследственности до семейных ресурсов. Но большинство людей считают, что важнее всего преподаватели, методика и учебные материалы. Поэтому, когда публикуются рейтинги школ, в которых школа А занимает 1‑е место, а школа В – 20‑е, делается вывод, что школа А дает хорошее образование, а школа В – нет.

Но ведь есть вероятность, что в школе А учатся дети родителей, которые много внимания уделяют учебе детей, а в школе В – нет. При таком раскладе учителя школы А справляются со своей работой без особого труда, а учителя школы В должны восполнить недостаток семейных ресурсов, убеждать детей в важности обучения и придумывать способы поднять успеваемость. Таким образом, усилия школы и ее преподавателей оцениваются неправильно.

 

Политика «равенства» по отношению ко всем детям на деле создает неравенство возможностей из‑за разницы в образовании и доходе родителей.

 

Государственные школы работают в рамках программы, определенной Министерством образования, поэтому у них немного возможностей для внесения корректировок. Они не могут по своему усмотрению менять учебные материалы или увеличивать время занятий.

Если постоянно публиковать рейтинг школ, к чему это приведет? Школы и учителя будут нацелены только на сдачу тестов, оценки станут объектом фальсификаций, а вся остальная работа потеряет важность.

И в самом деле: известны случаи подлога результатов тестирования. Профессор Чикагского университета Стивен Левитт в своем бестселлере «Фрикономика» знакомит читателей с историей, когда в одной из государственных школ была внедрена система выработки – зарплату преподавателей увязали с успеваемостью учеников(78). Случалось также, что директор приписывал преподавателям рабочие часы, чтобы они получили премии.

В рейтинге школ необходимо указывать информацию о семейных ресурсах, а именно: процент пособий малоимущим в этом округе, выплаты на обучение детей, количество школ дополнительного образования и их статистику. И тогда станет очевидно, что успеваемость не определяется одними школьными ресурсами. Для ее улучшения необходимы не только усилия школы, но и родителей, и местных властей.

Успеваемость определяется не только школой. Дом, где ребенок проводит большую часть времени, не менее, а то и более важен. Школа и семья должны тесно взаимодействовать и обмениваться информацией.

 

«Равенство» приводит к расслоению

 

В Японии равенство в образовании всегда рассматривалось исключительно в контексте взаимоотношения ребенка и школы. Очевидно, что при одинаковом обучении детей с разным семейным ресурсом разница в успеваемости будет только увеличиваться, но на это, как правило, не обращают внимания.

Посмотрим, что происходило в 2003 и 2006 годах, когда международная программа по оценке качества обучения PISA показала резкое ухудшение уровня японских школьников (в Японии даже появился термин PISA‑шок). Тогда в самом разгаре была образовательная реформа «ютори кёику» (свободное/облегченное образование), которая задумывалась для сокращения учебной нагрузки. Подразумевалось, что ученики «вздохнут свободнее» и получат больше простора для креативных занятий. Как показано на схеме 31, разница между детьми с высокой и низкой успеваемостью сразу выросла.

Почему? Толчком к этому стало появление двух выходных.

После того как в 2002 году была внедрена пятидневная учебная неделя, время домашних занятий у детей изменилось(79) в зависимости от образования родителей.

Дети родителей с хорошим образованием стали больше заниматься в будние дни, чтобы компенсировать два дня отдыха. Остальные родители за этим не следили, и время на домашнюю работу сократилось.

Доцент университета Кюсю Мамико Такэути выяснила, что после перехода на пятидневную учебную неделю увеличились расходы родителей на обучение детей (оплата занятий на дополнительных курсах), особенно в обеспеченных семьях(80). То есть политика «равенства» по отношению ко всем детям на деле создает неравенство возможностей из‑за разницы в образовании и доходе родителей.

 

 

 

 

Есть вероятность, что с возрастом детей это расхождение становится даже больше. Об этом говорят исследования, которые мы проводили совместно с доцентом университета Васэда Рёдзи Мацуока на основании данных Министерства здравоохранения, труда и социального обеспечения.

 

О детской бедности

 

Дети родителей с низким уровнем образования и дохода не получают достойного образования и сами попадают в ту же ситуацию (так называемый порочный круг бедности)(82). Когда бедных детей становится больше, пособий на обучение не хватает на всех, их сокращают, и дети из необеспеченных семей оказываются в еще более невыгодном положении.

Порочный круг бедности, разумеется, должен быть разорван. Однако это не такая простая проблема, чтобы для ее решения достаточно было увеличить доход в семьях с помощью пособий.

Выплаты на детей существуют в разных развивающихся странах. Приводят ли они к улучшению успеваемости? На этот счет пока нет единого мнения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 36; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.45.162 (0.007 с.)