Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Трактовки категории «общение»
Трактовка категории «общение» в психологии весьма разнообразны. Так, А. А. Бодалев определяет общение как «взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникации для установления взаимоотношений между людьми». В данном определении основополагающим является информационно‑коммуникативный аспект общения. А. А. Леонтьев понимает общение не как «интраиндивидуальный, а как социальный феномен», субъект которого следует рассматривать не изолированно». И в то же время, общение понимается как условие «любой деятельности человека». Точка зрения А. А. Леонтьева на «общение как вид деятельности» и на «общение как взаимодействие», которые в свою очередь рассматриваются как вид коллективной деятельности, соотносятся с позицией Л. С. Выготского. Л. С. Выготский в 1930‑х гг. пришел к выводу, что первым в онтогенезе видом человеческой деятельности является общение. Многообразие трактовок категории «общение» может быть сведено к следующим положениям: 1) общение – вид самостоятельной человеческой деятельности; 2) общение – атрибут других видов человеческой деятельности; 3) общение – взаимодействие субъектов. Общение как атрибут других видов деятельности рассматривается как процесс передачи / приема информации. Общение как информационно‑коммуникативный процесс рассматривается во многих зарубежных социально‑психологических теориях, начиная с символического интеракционизма Дж. Г. Мида.
ИНТЕРАКТИВНЫЙ (англ. interactive – взаимодействующий), 1) относящийся к компьютерным системам, воспринимающим ввод команд и данных от пользователя во время работы систем. 2) Диалоговый, осуществляющий взаимодействие между человеком и средством массовой информации (и нтерактивное телевидение, интерактивный опрос).
Начиная с 50‑х гг. ХХ в. общенаучно‑методологической основой для такого понимания общения стала теория логических типов Б. Рассела и А. Уайтхеда, а впоследствии кибернетика (Г. Бейтсон). Эта трактовка широко распространилась в психотерапии, прежде всего в семейной психотерапии (В. Сатир, Р. Бэндлер, и Дж. Гриндер, Л. Кэмеро‑Бэндлер), в когнитивной терапии (А. Бек, А. Эллис). В рамках этого подхода к общению активно применяются метафоры, заимствованные из теории информации («коммуникативные каналы», «когнитивные фильтры» и т. п.). Достоинством этого подхода к изучению общения является разработанность методик исследования коммуникации. Ограниченность подхода вызвана тем, что процесс общения рассматривается без учета мотивационной составляющей.
Общение как взаимодействие субъектов, рассматривается в социальной психологии, например, в психологии коллектива, в семейной психологии (М. С. Каган, Б. Ф. Ломов, А. С. Спиваковская). В этом подходе общение рассматривается как субъект – субъектное взаимодействие, которое определяется в первую очередь мотивами общения. В психологии общение рассматривается как коммуникативная деятельность. Так, Г. М. Андреева основными процессами коммуникативной деятельности считает коммуникативный (обеспечивающий обмен информацией), интерактивный (взаимодействие партнеров в общении) и перцептивный (организующий, взаимовосприятие, взаимооценку, рефлексию в общении). А. А. Леонтьев выделяет два типа коммуникативной деятельности: личностно‑ориентированный и социально‑ориентированный. Эти типы коммуникативной деятельности различаются коммуникативными, функциональными, социально‑психологическими и речевыми структурами. Личностно‑ориентированный тип общения, по А. А. Леонтьеву, выступает в двух вариантах. Это диктальное общение (т. е. общение, связанное с тем или иным предметным взаимодействием) и модальное общение, предметом которого являются психологические взаимоотношения собеседников.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 248; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.162.179 (0.004 с.) |