Психология объяснительная и описательная 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психология объяснительная и описательная



 

Объяснительная (рациональная) психология предпринимает попытку установления системы душевной жизни через раскрытие сущности изучаемого объекта, постижении определенных законов душевного мира, его функций. Яркими представителями объяснительной психологии являются сторонники ассоциативной психологии, Гербарт, Спенсер, Тэн. Для объяснительной психологии характерно выделение ограниченного числа однозначно определяемых элементов. По Спенсеру, психология уникально выделяется сочетанием ассоциаций между внешними и внутренними факторами, в то время как для остальных наук важны либо внешние факторы (естественные науки), либо внутренние (философия и гуманитарные науки).

 

ГЕРБАРТ (Хербарт) (Herbart) Иоганн Фридрих (1776 – 1841), немецкий философ, психолог и педагог, основатель школы в немецкой педагогике XIX в. Представитель плюрализма: в основе мира – множество неизменных «реалов». Попытался построить психологию как систематическую науку, основанную на метафизике, опыте и математике. Выдвинул концепцию 4 ступеней (принципов) обучения (ясность, ассоциация, си стема, метод). Основоположник т. н. формальной эстетики (источник прекрасного – симметрия, пропорции, ритм и т. п.).

Объяснительная психология развивалась под влиянием атомистической физики. Объяснительная или естественно‑научная психология, опирается на материал полученный в рамках парадигмы описательной психологии. Элементам объяснения объяснительной психологии присущ гипотетический характер. Объяснительная психология опирается на расчленение процесс восприятия и воспоминания. В ядро объяснительной психологии входят ощущения, представления, чувства удовольствия и неудовольствия, ассоциации, апперцепция.

Описательная психология, как наука об органической жизни располагает такими методическими средствами как: описание, анализ, классификация, сравнение. Описательная психология представляет собой опытную науку, направленную на познание процессов протекающих в душе.

 

Системная модель человекознания в методологии

 

Б. Г. Ананьева

Б. Г. Ананьев предпринял попытку преодолеть раздробленность наук о человеке и создать системную модель человекознания, которая бы обобщала исследования различных наук о человеке как личности и индивидуальности. Модель науки о человеке Б. Г. Ананьева представлена четырьмя разделами:

1) человек как биологический вид;

2) онтогенез и жизненный путь человека как индивида;

3) изучение человека как личности;

4) проблема человечества.

В его теории выделяются иерархически соподчиненные уровни организации человека: индивид, личность, индивидуальность.

 

АНАНЬЕВ Борис Герасимович (1907 – 1972), российский психолог, действительный член АПН СССР (1968). Труды по исследованию ощущений, чувственного познания, внутренней речи, а также возрастной и дифференциальной психологии, истории и методологии психологии.

По мнению Б. Г. Ананьева человек является продуктом индивидуально‑психологического развития, реализующегося в трех планах:

1) онтогенетическая эволюция психофизиологических функций организма (индивид – биологическое развитие);

2) становление деятельности история развития человека как субъекта труда, познания и общения;

3) жизненный путь человека – история личности (статус в обществе). Две фазы возрастного развития выделяются Б. Г. Ананьевым:

1) от рождения до зрелости (25 лет) – фаза фронтального развития;

2) фаза индивидуализации. Пики творческой активности могут продолжаться до 70 лет.

Б. Г. Ананьев считал, что индивидуальность складывается на основе взаимосвязи человека как личности и как субъекта деятельности, которые обусловлены природными свойствами как индивида. Индивидуальность результат слияния биологического и культурного различия. Формирование индивидуальности связано с самопознанием. Человек с развитой индивидуальностью понимает кто он и что он. При не развитой индивидуальности самопознание представлено как расколотое. Сенсорно‑перцептивная организация – это способы и приемы, которые человек применяет для общения с миром.

 

3.5. Культурно‑историческая психология в школе Л. С. Выготского

 

Культурно‑историческая психология, направление психологических исследований заложенное Л. С. Выготским в 20‑х гг. ХХ в. В культурно‑психологической теории постулируется принципиально неадаптивный характер и механизмы развития психических процессов.

Л. С. Выготский подчеркивал, что психические закономерности жизнедеятельности современных людей можно правильно понять лишь при учете, что их поведение является результатом двух слитных в онтогенезе процессов: биологической эволюции человека как представителя органического мира и культурного развития человечества как носителя разума на Земле. Такое понимание процесса становления и развития современного человека позволило Выготскому дать собственную трактовку генезиса высших психических функций. Последние рассматриваются им как усвоенные и перенесенные извне, из социокультурной среды, внутрь формы поведения, социального взаимодействия и отношений.

Л. С. Выготский полагал, что в психологии правильнее изучать не сформировавшуюся психику испытуемого, следует изучать развивающегося, эволюционизирующего человека, Познание психики наиболее рационально в связи с этим, в ходе реальной практической работы на поприще педагогики или лечебной практики. Л. С. Выготский высказал предположение о существовании о двух линиях развития психики: натуральной и культурно‑опосредованной. В соответствии с данными линями развития выделяются «низшие» и «высшие» психические функции. К низшим психическим функциям можно отнести, например, непроизвольную память или непроизвольное внимание ребенка. Из низших психических функций в процессе воспитания формируются высшие психические функции, например, произвольная память и произвольное внимание.

Превращение низших психических функций в высшие происходит через овладение особыми орудиями психики – знаками и носит культурный характер. Основой культурно– исторической теории Л.С. Выготского является учение о знаковой организации психики человека. Так, например, память не фиксирует происходящие события подобно фотоаппарату и магнитофону, а опосредуется кодами или знаками, выработанными в ходе эволюции человечества, которые в свою очередь усваиваются отдельными людьми в ходе их психического развития. Знаки вырабатываются в истории народа и фиксируются в его культуре. Знаки передаются от поколения к поколению, благодаря системе воспитания, социализации индивида. Знаками опосредуются взаимоотношения людей и отношение человека к самому себе.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 270; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.132.214 (0.007 с.)